Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Семинар 6. Анализ и самоанализ урока ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Посещение урока в школе или просмотр видеофильма с записью урока и анализ данного урока. В результате наблюдения урока должна быть получена своего рода его “фотография”, включающая в себя: 1. Общие сведения: дата наблюдения, школа, класс, место урока в расписании учебного дня, фамилия, имя и отчество учителя, количество учащихся, присутствующих на уроке. 2. Тема урока и выясняется место данного урока в общей системе уроков по теме. 3. Цель урока (выясняется перед уроком у учителя). 4. Готовность к уроку: n санитарно-гигиеническое состояние классной комнаты, классная доска (чистота, наличие подготовленного заранее дидактического материала); n наглядные пособия, ТСО; n состояние рабочих мест учащихся; n психологическая готовность учащихся к уроку. Протокольную запись урока можно вести по следующей схеме:
На основе протокольной записи урока составляется дидактический анализ урока по следующей ориентировочной схеме: (3 балла) 1. Место данного урока в теме, разделе курса. Связь с предыдущими темами. 2. Тип урока. Его специфика. 3. Учет особенностей учащихся и их творческого потенциала при подготовке и проведении урока. 4. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока. Их комплексность и взаимосвязь. 5. Структура урока. Соответствие выбранной структуры и содержания учебной деятельности учащихся задачам урока. 6. Методы и приемы формирования новых знаний. Уровень самостоятельности и творчества учащихся при усвоении нового материала. Логичность, последовательность и системность изложения. Рациональность отведенного на этот этап урока времени. 7. Организация закрепления нового материала. Рациональность выбранных методов закрепления знаний. Установление связи нового материала с ранее изученным, приведение знаний в систему. 8. Объем, характер, творческая направленность домашнего задания. Наличие дифференциации домашнего задания по уровню сложности, задачам индивидуального развития школьника, характеру его пробелов, интересам. 9. Рациональность распределения времени на уроке на разные его этапы и виды деятельности. 10. Логика содержания и структуры урока. 11. Использование способов и средств обучения для организации личностно-ориентированного обучения школьников, развития его творческих способностей или ликвидации учебных затруднений, предупреждения ошибок и пробелов. Результативность этой деятельности. 12. Активизация интереса к учебно-познавательной деятельности на уроке. Изменения в работоспособности учащихся в ходе урока, преодоление их утомляемости. 13. Психологический климат урока. Стиль и тон отношений между учителем и учащимися. Педагогический такт. Чувство юмора учителя. Внимание к эмоциональному состоянию школьников. Умение сочетать требовательность и доброжелательность. Формирование чувства успеха. 14. Система установления обратной связи. Эффективность этой системы. 15. Формы реагирования учителя на ошибки, затруднения, отвлечения учащихся от работы. 16. Оснащенность урока необходимой наглядностью и дидактическим материалом. Целесообразность этих средств на уроке. 17. Культура речи учителя: ее точность, яркость и образность, выразительность, искусство паузы и интонации, содержательность, темп, громкость. 18. Примерный процент учащихся, активно действующих на уроке. Примерный процент учащихся, задействованных эпизодически. Примерный процент учащихся, почти не включенный в урок. Возможные причины. 19. Использование возможностей межпредметных связей и жизненного опыта учащихся. 20. Использование на уроке игровых элементов, элементов дискуссии, соревновательности, нестандартных форм, приемов и способов обучения. 21. Воспитательное значение урока. Формирование отношения к учению, убеждений и положительных качеств личности, организованности в учебном труде. 22. Развивающее значение урока. Овладение способами умственных и практических действий, возбуждение умственной активности. 23. Образовательные результаты. Состояние знаний, умений и навыков учащихся в усвоении учебного материала, являвшегося содержанием урока. 24. Затруднения на уроке, их причины и ликвидация. 25. Пожелания и рекомендации. 26. Что из опыта учителя, продемонстрированного на уроке, вы возьмете на вооружение: - новый методический подход, способ, прием; - новый подход к компоновке, отбору и построению содержания темы; - интересный способ осуществления обратной связи, контроля, оценивания; - новый подход к развитию творческих способностей, решение оригинальных типов творческих задач; - способ сочетания слова, наглядности и практических действий; - приемы повышения познавательного интереса школьников, их активизации и др.? Дополнительная литература: 1. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – Гл.6 2. Мочалова Н.М. Типовые ошибки организации урока. – Уфа: Центр образовательных технологий, 2002. – С.99-102 3. Онищук В.А. Урок в современной школе. - М.:Просвещение, 1981. - с.186-190 Семинар 7. Творческое мероприятие: “Панорама уроков” Конкурсный показ лучших фрагментов уроков различного типа.Каждая микрогруппа студентов демонстрирует один фрагмент, выбрав по жребию один из вариантов: начало урока, изучение новой темы, закрепление изученной ранее темы, формирование умений и навыков, проверка знаний, домашняя работа. Критерии оценки фрагмента:1)творческий подход; 2) артистизм исполнения; 3) решение задач урока; 4) сплоченность команды; 5)умение обосновать целесообразность использованных методов и приемов обучения. Семинар 8. Развитие критического мышления 1. Основные идеи технологии критического мышления 2. Приемы, формы работы с учащимися Дополнительная литература: 1.Энциклопедия педагогических технологий.-Спб:КАРО, 2004.-368с. Вопросы к зачету 1. Дидактика как составная часть педагогики. Предмет, задачи, функции дидактики, ее основные понятия 2. Обучение как часть целостного педагогического процесса, его цели, структура и логика 3. Функции обучения, их характеристика. Единство функций обучения 4. Основные цели и задачи модернизации содержания общего среднего образования 5. Закономерности, принципы и правила обучения. Общие понятия и их характеристика 6. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности 7. Характеристика документов, определяющих содержание образования 8. Общие методы и средства обучения в школе. Классификация методов обучения. Выбор методов обучения 9. Организационные формы обучения и их развитие в дидактике 10. Новые формы организации процесса обучения в школе 11. Общие формы учебной работы: фронтальные, групповые, индивидуальные, кооперированные, индивидуализированные. Выбор форм учебной работы 12. Урок как основная форма организации учебно-воспитательной работы. Типы уроков. Требования к современному уроку 13. Структура урока. Его основные компоненты. Пути совершенствования современного урока 14. Педагогические технологии, их сущностная характеристика. 15. Основные качества современных педагогических технологий (структура педагогической технологии и критерии технологичности) 16. Технологии обучения, их сущностная характеристика. Примеры педагогических технологий.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 534. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |