Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семинар 6. Анализ и самоанализ урока




Посещение урока в школе или просмотр видеофильма с записью урока и анализ данного урока.

  В результате наблюдения урока должна быть получена своего рода его “фотография”, включающая в себя:

1. Общие сведения: дата наблюдения, школа, класс, место урока в расписании учебного дня, фамилия, имя и отчество учителя, количество учащихся, присутствующих на уроке.

2. Тема урока и выясняется место данного урока в общей системе уроков по теме.

3. Цель урока (выясняется перед уроком у учителя).

4. Готовность к уроку:

n санитарно-гигиеническое состояние классной комнаты, классная доска (чистота, наличие подготовленного заранее дидактического материала);

n наглядные пособия, ТСО;

n состояние рабочих мест учащихся;

n психологическая готовность учащихся к уроку.

  Протокольную запись урока можно вести по следующей схеме:

 

  Содержание (ход) урока     Психолого-
      Время   Деятельность Учителя   Деятельность учащихся педагогические наблюдения, выводы, замечания

         На основе протокольной записи урока составляется дидактический анализ урока по следующей ориентировочной схеме: (3 балла)

1. Место данного урока в теме, разделе курса. Связь с предыдущими темами.

2. Тип урока. Его специфика.

3. Учет особенностей учащихся и их творческого потенциала при подготовке и проведении урока.

4. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи урока. Их комплексность и взаимосвязь.

5. Структура урока. Соответствие выбранной структуры и содержания учебной деятельности учащихся задачам урока.

6. Методы и приемы формирования новых знаний. Уровень самостоятельности и творчества учащихся при усвоении нового материала. Логичность, последовательность и системность изложения. Рациональность отведенного на этот этап урока времени.

7. Организация закрепления нового материала. Рациональность выбранных методов закрепления знаний. Установление связи нового материала с ранее изученным, приведение знаний в систему.

8. Объем, характер, творческая направленность домашнего задания. Наличие дифференциации домашнего задания по уровню сложности, задачам индивидуального развития школьника, характеру его пробелов, интересам.

9. Рациональность распределения времени на уроке на разные его этапы и виды деятельности.

10. Логика содержания и структуры урока.

11. Использование способов и средств обучения для организации личностно-ориентированного обучения школьников, развития его творческих способностей или ликвидации учебных затруднений, предупреждения ошибок и пробелов. Результативность этой деятельности.

12. Активизация интереса к учебно-познавательной деятельности на уроке. Изменения в работоспособности учащихся в ходе урока, преодоление их утомляемости.

13. Психологический климат урока. Стиль и тон отношений между учителем и учащимися. Педагогический такт. Чувство юмора учителя. Внимание к эмоциональному состоянию школьников. Умение сочетать требовательность и доброжелательность. Формирование чувства успеха.

14. Система установления обратной связи. Эффективность этой системы.

15.  Формы реагирования учителя на ошибки, затруднения, отвлечения учащихся от работы.

16. Оснащенность урока необходимой наглядностью и дидактическим материалом. Целесообразность этих средств на уроке.

17. Культура речи учителя: ее точность, яркость и образность, выразительность, искусство паузы и интонации, содержательность, темп, громкость.

18. Примерный процент учащихся, активно действующих на уроке. Примерный процент учащихся, задействованных эпизодически. Примерный процент учащихся, почти не включенный в урок. Возможные причины.

19. Использование возможностей межпредметных связей и жизненного опыта учащихся.

20. Использование на уроке игровых элементов, элементов дискуссии, соревновательности, нестандартных форм, приемов и способов обучения.

21. Воспитательное значение урока. Формирование отношения к учению, убеждений и положительных качеств личности, организованности в учебном труде.

22. Развивающее значение урока. Овладение способами умственных и практических действий, возбуждение умственной активности.

23. Образовательные результаты. Состояние знаний, умений и навыков учащихся в усвоении учебного материала, являвшегося содержанием урока.

24. Затруднения на уроке, их причины и ликвидация.

25. Пожелания и рекомендации.

26. Что из опыта учителя, продемонстрированного на уроке, вы возьмете на вооружение:

- новый методический подход, способ, прием;

- новый подход к компоновке, отбору и построению содержания темы;

- интересный способ осуществления обратной связи, контроля, оценивания;

- новый подход к развитию творческих способностей, решение оригинальных типов творческих задач;

- способ сочетания слова, наглядности и практических действий;

- приемы повышения познавательного интереса школьников, их активизации и др.?

Дополнительная литература:

1. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – Гл.6

2. Мочалова Н.М. Типовые ошибки организации урока. – Уфа: Центр образовательных технологий, 2002. – С.99-102

3. Онищук В.А. Урок в современной школе. - М.:Просвещение, 1981. - с.186-190

Семинар 7. Творческое мероприятие: “Панорама уроков”

Конкурсный показ лучших фрагментов уроков различного типа.Каждая микрогруппа студентов демонстрирует один фрагмент, выбрав по жребию один из вариантов: начало урока, изучение новой темы, закрепление изученной ранее темы, формирование умений и навыков, проверка знаний, домашняя работа.

Критерии оценки фрагмента:1)творческий подход; 2) артистизм исполнения; 3) решение задач урока; 4) сплоченность команды; 5)умение обосновать целесообразность использованных методов и приемов обучения.

Семинар 8.  Развитие критического мышления

1. Основные идеи технологии критического мышления

2. Приемы, формы работы с учащимися

Дополнительная литература:

1.Энциклопедия педагогических технологий.-Спб:КАРО, 2004.-368с.

Вопросы к зачету

1. Дидактика как составная часть педагогики. Предмет, задачи, функции дидактики, ее основные понятия

2. Обучение как часть целостного педагогического процесса, его цели, структура и логика

3. Функции обучения, их характеристика. Единство функций обучения

4. Основные цели и задачи модернизации содержания общего среднего образования

5. Закономерности, принципы и правила обучения. Общие понятия и их характеристика

6. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

7. Характеристика документов, определяющих содержание образования

8.  Общие методы и средства обучения в школе. Классификация методов обучения. Выбор методов обучения

9. Организационные формы обучения и их развитие в дидактике

10. Новые формы организации процесса обучения в школе

11. Общие формы учебной работы: фронтальные, групповые, индивидуальные, кооперированные, индивидуализированные. Выбор форм учебной работы

12. Урок как основная форма организации учебно-воспитательной работы. Типы уроков. Требования к современному уроку

13. Структура урока. Его основные компоненты. Пути совершенствования современного урока

14. Педагогические технологии, их сущностная характеристика.

15. Основные качества современных педагогических технологий (структура педагогической технологии и критерии технологичности)

16. Технологии обучения, их сущностная характеристика. Примеры педагогических технологий.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 534.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...