Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Семинар № 2. Закономерности, принципы и правила обученияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Семинарские занятия Семинар 1 Сущность процесса обучения, его задачи и структура 1. Актуализация знаний студентов по теме семинара: 1. Процесс усвоения: сущность, структура 2. Понятия: знания, умения, навыки, способности. 3.Психологические теории обучения (ассоциативная, бихевиористская, гештальт-психология, необихевиоризм, теория социального научения, когнитивные теории, гуманистическая психология) Практические задания: (2 балла) 1. Приведите не менее трех определений понятий «обучение» и «образование». Определите черты сходства и различия между терминами «обучение» и «образование». 2. Сформулируйте образовательную, воспитательную и развивающую функции урока (см. Приложение 1)
Основная литература: 1. Педагогика. Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: РПА, 1996. - Гл.5,6 2. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. - М., 1999. - Кн.1. - Темы 1, 3 3.Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М.: Школа-Пресс, 1997. - Гл.12 Дополнительная литература: 1. Айсмонтас Б. Б. Теория обучения: Схемы и тесты. – М.: Владос-Пресс, 2002. – С. 25 2. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М.: Владос-Пресс, 2002. – С.104 3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – Гл.2 4. Ситаров В.А.Дидактика. – М.: Академия, 2002. – С. 3-60 Приложение 1 ПРОТОКОЛ УРОКА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ, ПРОВЕДЕННОГО В IV КЛАССЕ Тема урока: Природа степей Оборудование: физическая карта России и карта природных зон, атласы, картины степи, схема почвенного разреза. После проверки домашнего задания учитель говорит: «Мы закончили изучение лесной полосы. Сегодня мы приступим к изучению еще одной природной полосы. Какую природную полосу мы начнем изучать, вы узнаете, если правильно выполните) следующее задание, которое проверяет, как вы различаете стороны горизонта». На доске — схема. М П С
родной полосы, которую мы сегодня будем изучать, находится на Т северо-востоке. Запишите эту букву в тетрадь. Вторая буква — на западе, третья – на юго-востоке, четвертая —
Какую же природную полосу мы будем изучать? Ученики: Степи. Учитель: Верно. Откройте атласы. Кто пойдет к доске и покажет природные полосы в том порядке, в каком мы их изучали? (Учащиеся выполняют задание, работая со своими атласами, а вызванный ученик показывает природные полосы на настенной карте.) Учитель: Кто скажет, где находится полоса степей? Ученик: Полоса степей находится южнее лесной полосы. Учитель:Правильно. Южнее лесной полосы расположена полоса степей. Посмотрите внимательно, как проходят границы степей? (После небольшой паузы учитель показывает степь на карте). На западе граница степей совпадает с государственной границей России, идет на восток через Европейскую часть к югу от Урала, идет по границе с Казахстаном до Алтайских гор, к северу от Каспийского моря, Главного Кавказского хребта, вдоль берегов Азовского и Черного морей. (Учитель вызывает ученика к карте природных зон показать степь. Затем учитель показывает картину, изображающую степь.) Ребята, посмотрите на картину и определите, какая форма поверхности полосы степей? Ученик: Поверхность полосы степей равнинная. Учитель: Правильно, но картина показывает небольшой отрезок поверхности степей. Посмотрите теперь на физическую карту России. (На карте тесемочкой выделена граница степей.) На всем ли протяжении полосы степей поверхность равнинная? (Вызванный ученик дает отрицательный ответ.) Да, не на всем протяжении степей поверхность равнинная, кое-где поверхность холмистая. Посмотрите вновь на карту и скажите, какие еще формы поверхности характерны для степей? Ученик: Встречаются овраги. Учитель: А кто скажет, что такое овраг? (Ученик дает правильный ответ.) С чего начинает образовываться овраг? (Ученик отвечает правильно.) Какой вред наносят овраги? (Ответ правильный.)В некоторых областях степей овраги занимают большую площадь, образуя причудливые лабиринты. Вот посмотрите на схему. Что она напоминает?
45 км
Ученик: Как будто паутина. 38 км Учитель: Она напоминает тонкую паутинку кружев. Это морщины некоторых областях степей овраги занимают большую площадь, образуя причудливые лабиринты. Вот посмотрите на схему. Что она напоминает? Ученик: Как будто паутина. Учитель: Она напоминает тонкую паутинку кружев. Это морщины земли. Итак, какая же поверхность полосы степей? Ученик: Поверхность полосы степей равнинная. Местами она холмистая, встречаются овраги. Учитель: А теперь послушайте, как описывает степь в своем стихотворении И. Суриков, и сравните это описание степи с изображением ее на картине (Текст стихотворения написан на доске) Едешь, едешь- степь да небо, Точно нет им края; И стоит вверху над степью, Тишина немая. Нестерпимою жарою Воздух так и пышет; Как шумит трава густая, Только ухо слышит. Едешь, едешь — как шальные Кони мчатся степью; Вдаль курганы, зеленея, Убегают цепью. Промелькнут перед глазами, И опять в траве волнами Ветра переливы. Едешь, едешь — степь да небо, Степь, все степь, как море; И взгрустнется поневоле На таком просторе. Учитель: Дети, что в этом стихотворении хотел показать Суриков! Ученик: Суриков хотел показать бескрайность степи. Учитель: Какие слова он использовал, чтобы показать бескрайное и яркий образ степи? {Ученики читают соответствующие слова стихотворения.) Что сказано о временах года в степи? Ученик: В степи очень жарко. Учитель: Для того, чтобы выяснить все особенности времен года, обратимся к карте. Посмотрите на карту и скажите, как расположена степь по отношению к тундре и к полосе лесов? Ученик: Полоса степей находится южнее, следовательно, солнце находится выше над горизонтом и сильнее нагревает землю, поэтому в полосе степей теплее. Учитель: Подумайте, как такое положение полосы степей будет отражаться на временах года в степи? Ученик: Чем южнее, тем теплее, потому что нагревается сильнее солнцем. Учитель: Правильно. Более южное положение степи по отношению к тундре и лесной полосе накладывает отпечаток и на времена года. В степи более продолжительное и теплое лето более короткая и мягкая зима. Как вы думаете, одинаковая ли будет зима на территории всей степи? (Дается отрицательный ответ.) Почему не одинакова? Ученик: Потому что степь вытянута с запада на восток. Учитель: Правильно, ребята. Зима не одинакова в западной и восточной частях степи. Как вы думаете, в какой части степи теплее и почему? Ученик: Теплее в западной степи, так как ближе к Атлантике, это оказывает утепляющее действие на погоду. Учитель: Ответ правильный. В западной части степи зима короткая и мягкая. Чем дальше на восток, тем суровее зима в степи. Если в западной части степи зима длится 2—2,5 месяца, то в восточной части — 6 месяцев. Зимой в степи дуют ветры, которые поднимают снег и образуют свирепые бураны. Ребята, как вы думаете, почему в степи бывают сильные снежные бураны? Ученик: Потому что поверхность в степи равнинная и нет преград для ветра. Учитель: Правильно. Плоская равнина позволяет ветру нестись с большой скоростью, не встречая на своем пути преграды. Я сейчас прочитаю описание бурана, а вы постарайтесь представить себе, как начинается это явление. «Иногда зимой в степи начинается нечто страшное. Ни облачка на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежной равнине...». Так как же автор описывает начало снежного бурана? Ученик: Снежный буран начался неожиданно. Сначала небо было ясное, тихо на земле, на небе ни облачка... Учитель: Неожиданно начинается снежный буран. Правильно подметили особенность начала снежного бурана. А теперь давайте подведем итог, какая же зима в степной полосе? Самое главное скажите. Ученик: Короткая, мягкая в западной части степи и более суровая на востоке. Учитель: Сравните зиму в степи с зимой в нашей местности. Но сначала скажите, что значит «сравнить»? Ученик: Это значит сказать, чем похожа и чем отличается зима в нашей местности от зимы в степи. Учитель: Итак, сравните. Что можно сказать о зиме в степи и в нашей местности? Ученик: В нашей местности зима похожа на зиму в степях, но более суровая по сравнению с западной степью. Учитель: Таким образом, зима в степи короткая и мягкая на запади и более суровая на востоке. Как вы думаете, а какое лето в степи по сравнению с летом в тундре и в полосе лесов? Ученик: Лето в степи жаркое и более продолжительное, чем в тундре и лесной полосе. Учитель: Почему? Объясните. Ученик: Полоса степей расположена южнее тундры и полосы лесов. А чем южнее, тем теплее. Учитель: Правильно, молодец. Если мы сказали, что зима в степи разная и по температуре, и по продолжительности, то этого нельзя сказать о лете в степи. Лето почти на всем протяжении имеет одинаковую температуру. Лето в степи жаркое и продолжительное. Оно длится 4—5 месяцев. Если сравните лето в степи с летом в нашей местности, то нужно сказать! что в степи намного суше. На западе степей еще выпадает много осадков, а вот чем дальше на восток, тем все меньше и меньше. Как вы думаете, с чем это связано? Ученик: Чем ближе к Атлантическому океану, тем больше влаги, чем дальше от океана, тем меньше влаги. Учитель: Поэтому на востоке степь совсем не похожа на западную и называется сухой степью. Посмотрите картины, сравните им (Ученики рассматривают картины и говорят, что на одной из них изображена западная степь — растительность богам тая, а на другой — восточная, сухая степь, растительности почти совсем нет.) Учитель: В начале лета, когда в земле еще не высохла влага, западная степь покрывается пышной растительностью. Растут красные тюльпаны, желтые и фиолетовые ирисы, маки и другие ранние цветы. (Ученики рассматривают соответствующие рисунки в учебнике.) К концу лета степь не узнать. Зеленая трава высохла от жаркого сухого летнего ветра, и на смену ей вырос ковыль. (Показывается картине западной части степи и спрашивается у учащихся, какой из летних месяцев изображен на картине. Дети отвечают правильно.) Не только зимой, но и летом дуют в степи ветры. Но летом они очень горячие и очень сухие. Кто знает, какой ветер дует в степи в летний периода (Ветер «суховей».) Этот ветер приносит очень много бед человеку. Я вам прочитаю сейчас, как описывают это явление люди, которые наблюдали его, а вы внимательно слушайте, а потом назовете, какие именно беды приносит этот ветер. «Суховей. Неслышно подкралась засуха —жестокий враг. И вдруг налетает ветер яростный, горячий. Проходит несколько дней и не узнать веселой степи. Нет уже цветов, яркая трава пожелтела, выгорела. Пожелтел и хлеб, но не созрел, а высох. Погиб урожай. Сколько труда напрасно пропало! Вот что натворила засуха и ее злой союзник — суховей». Учитель: Какие же беды человеку приносит ветер — «суховей»? Ученик: Суховей все губит. Ученик: Суховей уничтожает хлеб, не дает ему созреть. Ученик: Выжигает всю растительность. Учитель: Но кроме степного «суховея» в степи бывают и другие явления, тоже связанные с ветрами. Послушайте текст, который я прочитаю и определите, о чем идет речь? «Это была настоящая вьюга, но вместо снега летела черноземная и мельчайшая пыль, поднявшаяся высоко в воздухе. Во время этой бури воздух был так запылен, что солнце едва светило и казалось бледным диском, а временами и совсем скрывалось. Уже на расстоянии 50 метров ничего не было видно, и автомашины шли с зажженными фарами, а самолеты не могли вылететь с аэродрома и идти на посадку...» Учитель: Дети, как можно назвать это явление? Ученик: Черная буря. Учитель: Пыльная буря. Учитель: Итак, мы с вами выяснили особенности летнего периода степи. Кто же окажет, какое лето в степи? Ученик: Лето в степи жаркое, сухое, продолжительное. Учитель: Сравните лето в степи с летом в нашей местности. (Пауза.) Что вы можете сказать об этом? Ученик: Лето в степи продолжительнее и суше, чем в нашей местности. Оно жаркое. Учитель: Итак, мы с вами выяснили, как географическое положение и поверхность степной полосы влияют на времена года степей. А теперь, зная о поверхности степей, временах года в степи, что вы можете сказать о количестве водоемов в степи? Ученик: Их немного. Они неглубокие. Учитель: Как вы думаете, какие изменения происходят с водоемами в летний период? Ученик: Они мелеют, а некоторые и совсем высыхают. Учитель: А почему так происходит? Ученик: Потому что в степях очень сухо.
Учитель: Вы правильно сказали, что в степи немного водоемов, они неглубокие и в летний период пересыхают. Но кроме мелких водоемов по территории степи протекают крупные полноводные реки. Посмотрите в атласы и скажите, какие реки протекают по территории степи? {Пауза.) Назовите их. {Ученики называют: Волга, Урал, Иртыш, Дон, Днепр и показывают по вызову учителя на карте.) Посмотрите снова в атласы и скажите, какие части течений (нижнее, верхнее или среднее течение) этих рек протекают по территории степи? Ученик Нижние части течений рек.
Я согласна с вами. Все эти реки - Волга, Дон, Днепр, Урал! Иртыш — берут начало не в степи, а в лесной полосе, вот поэтому они и полноводные. Но, протекая по территории степи, они все же мелеют. Итак, мы с вами рассмотрели многие особенности природы степной полосы: и поверхность, и времена года, и реки. А теперь мы рассмотри» самое главное богатство степи — почвы.
Почвы в западной части степи называют черноземными. Это самые плодородные почвы в мире. За плодородие их называют «доброй землей», «царем почв». Подумайте и ответьте на вопрос, от чего зависит плодородие почв!
Плодородие почв зависит от толщины перегноя. : Посмотрите, пожалуйста, разрез почвы степей и разрез почвы нашей области. {Учитель показывает почвенный раз рез. Пауза.) Что можете сказать о плодородии почв степи нашей местности?
В степи почвы плодороднее, чем в нашей области. Почему? Потому что толще слой перегноя. {Вызванный ученик подходит к доске, смотрит почвенным разрез и по заданию учителя читает вслух, чему равна том щи на перегноя в том и другом случае, а учащиеся записывав ют названные размеры в тетрадь.) Учитель: Однако не во всей степи такие плодородные почвы. К востоку почвы менее плодородные. Восточную степь называют сухой. Итак, дети, мы рассмотрели вопрос о почвах в степи. Давайте сделаем вывод - что же можно сказать о почвах степи? Ученики: В степи, особенно в западной части степи, почвы очень плодородные, они содержат много перегноя. За плодородие их называют «доброй землей»... Это самые плодородные почвы в мире. В восточной части степи почвы менее плодородные. Учитель: Мы с вами рассмотрели многие особенности степи. Вспомните, в какой последовательности мы рассматривали эти особенности? С чего мы начали рассмотрение степной полосы? Ученики: Сначала мы рассмотрели на карте, где расположена степь. Потом мы рассмотрели поверхность степи, потом особенности времен года в степи. После этого мы посмотрели, какие реки протекают по степной полосе, какие там водоемы. Потом, какие почвы в степи. Учитель: Вы правильно составили план, по которому мы рассматривали особенности степной полосы. А как можно одним словом назвать все эти особенности степи, которые мы с вами рассмотрели? Ученик: Можно назвать неживой природой степей. Учитель: Запишите, пожалуйста, план рассмотрения темы «Природа степей» в тетрадь. {Ученики записывают: 1. Положение. 2. Поверхность. 3. Времена года. 4. Воды. 5. Почвы. Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрели особенности неживой природы степи, а на следующих уроках будем изучать особенности живой природы степи и труд людей в степи. Запишите задание на дом: по плану составить рассказ о неживой природе степи; в масштабе сделать почвенный разрез степи и нашей местности. Семинар № 2. Закономерности, принципы и правила обучения 1. Актуализация знаний студентов по теме семинара: 1. Понятие закона и закономерности в дидактике. 2. Принципы обучения как категория дидактики. 3. Решение педагогических задач: определить, какие принципы обучения использует учитель. 4. Сущность дидактических принципов и их практическая реализация путем соблюдения правил (Ответ на данный вопрос студенты дают после работы в микрогруппах. Каждая микрогруппа представляет правила реализации отдельного принципа: 1) принципа сознательности и активности; 2) принципа наглядности; 3) принципа систематичности и последовательности; 4) принципа прочности; 5) принципа доступности; 6) принципа научности; 7) принципа связи теории с практикой (Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. - М., 1999. Кн.1, т. 5). 4. Практическое задание. (2 балла) Проанализируйте конспект урока по природоведению (приложение1) по нижеприведенной схеме: Как на уроке был реализован принцип сознательности ? -Содействовал ли учитель формированию у учащихся основ научного мировоззрения? (Указать конкретные направления этой работы на уроке.) -Связывал ли учитель обучение с жизнью, теорию с практикой? Как? -Как учитель формировал у учащихся сознательное отношение к приобретаемым знаниям и к учебной деятельности и целом? (Проводил ли работу по формированию мотивов учения, приемов умственной деятельности, развивал ли умственную самостоятельность, приучал ли к самоконтролю.) -Как учитель добивался сознательного усвоения учебного материала учащимися? (Назвать конкретные дидактические приемы, используемые на уроке.) Как на уроке реализовывался принцип научности? -Какие научные понятия и как формировал учитель на данном уроке? -Какие способы действия и как формировал учитель? Как был реализован принцип наглядности на уроке ? -Какие виды наглядности имели место на уроке? -Какие средства наглядности использовались? - С какой целью использовались средства наглядности и слово учителя? -Каковы способы использования наглядных средств на уроке? -Как осуществлялась систематизация знаний учащихся? (Назовите конкретные дидактические приемы, используемые на уроке.) -Обучал ли учитель учащихся сравнению и классификации? Как он это делал? -Какие дидактические связи и как устанавливал учитель на уроке? (Приведите примеры.) Как на уроке был реализован принцип прочности ? -Как весь ход учебного процесса на уроке содействовал достижению прочности знаний? (Интерес к учебной работе и к приобретаемым знаниям и умениям, использование различных анализаторов, видов памяти и т.п.) -Как было организовано повторение? Какое место на уроке занимали упражнения и как они проводились? Учитывались ли необходимые условия, обеспечивающие эффективность повторения и упражнений? -Как на данном уроке учитель осуществлял индивидуальный подход к учащимся? (На каких этапах урока и какие приемы использовал?) Как вы оцениваете работу учителя на уроке по реализации дидактических принципов? На примере данного урока докажите, что в реальном учебном процессе все дидактические принципы взаимосвязаны. Основная литература: 1. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990. - Гл.9 2. Педагогика. Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: РПА, 1996. - Гл.9 3. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. - М., 1999. Кн.1. - Темы 4, 5 4. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М.: Школа-Пресс, 1997. Гл.17 Дополнительная литература: 1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М.: Изд.центр «Академия», 2001. – Гл.3,4 |
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 524. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |