Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семинар № 2. Закономерности, принципы и правила обучения




Семинарские занятия

Семинар 1

Сущность процесса обучения, его задачи и структура

1. Актуализация знаний студентов по теме семинара:

1. Процесс усвоения: сущность, структура

2. Понятия: знания, умения, навыки, способности.

3.Психологические теории обучения (ассоциативная, бихевиористская, гештальт-психология, необихевиоризм, теория социального научения, когнитивные теории, гуманистическая психология)

Практические задания: (2 балла)

1. Приведите не менее трех определений понятий «обучение» и «образование». Определите черты сходства и различия между терминами «обучение» и «образование».

2. Сформулируйте образовательную, воспитательную и развивающую функции урока (см. Приложение 1)

 

 Основная литература:

1. Педагогика. Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: РПА, 1996. - Гл.5,6

2. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. - М., 1999. - Кн.1. - Темы 1, 3

3.Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М.: Школа-Пресс, 1997. - Гл.12

Дополнительная литература:

1. Айсмонтас Б. Б. Теория обучения: Схемы и тесты. – М.: Владос-Пресс, 2002. – С. 25

2. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. – М.: Владос-Пресс, 2002. – С.104

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – Гл.2

4. Ситаров В.А.Дидактика. – М.: Академия, 2002. – С. 3-60

Приложение 1

ПРОТОКОЛ УРОКА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ, ПРОВЕДЕННОГО В IV КЛАССЕ

Тема урока: Природа степей

Оборудование: физическая карта России и карта природных зон, атласы, картины степи, схема почвенного разреза.

После проверки домашнего задания учитель говорит: «Мы закончили изучение лесной полосы. Сегодня мы присту­пим к изучению еще одной природной полосы. Какую природную полосу мы начнем изучать, вы узнаете, если правильно выполните) следующее задание, которое проверяет, как вы различаете стороны горизонта».      

На доске — схема.

                                                                      М                 П             С

 

                                  

 

Р                             

 

  С
Учитель: Первая буква в названии при-                                                                           

родной полосы, которую мы сегодня будем

изучать, нахо­дится на                          Т

северо-востоке. За­пишите эту букву в                      

тетрадь. Вторая буква — на западе, тре­тья –

на юго-востоке, четвер­тая —

К                     
на севере, пятая — на юго-западе.           И

Какую же природ­ную полосу мы будем изучать? 

Ученики: Степи.

Учитель: Верно. Откройте атласы. Кто

пойдет к доске и покажет природные полосы в том порядке, в каком мы их изучали? (Учащиеся выполняют задание, работая со своими атласа­ми, а вызванный ученик показывает природные полосы на настенной карте.)

Учитель: Кто скажет, где находится полоса степей?

Ученик: Полоса степей находится южнее лесной полосы.

Учитель:Правильно. Южнее лесной полосы расположена полоса степей. Посмотрите внимательно, как проходят границы степей? (После небольшой паузы учитель показывает степь на карте). На западе граница степей совпадает с государственной границей России, идет на восток через Европей­скую часть к югу от Урала, идет по границе с Казахстаном до Алтайских гор, к северу от Каспийского моря, Главно­го Кавказского хребта, вдоль берегов Азовского и Черно­го морей. (Учитель вызывает ученика к карте природных зон показать степь. Затем учитель показывает картину, изображающую степь.) Ребята, посмотрите на картину и определите, какая форма поверхности полосы степей?

Ученик: Поверхность полосы степей равнинная.

Учитель: Правильно, но картина показывает небольшой отрезок поверхности степей. Посмотрите теперь на физическую карту России. (На карте тесемочкой выделена граница сте­пей.) На всем ли протяжении полосы степей поверхность равнинная? (Вызванный ученик дает отрицательный от­вет.) Да, не на всем протяжении степей поверхность рав­нинная, кое-где поверхность холмистая. Посмотрите вновь на карту и скажите, какие еще формы поверхности характерны для степей? Ученик: Встречаются овраги.

Учитель: А кто скажет, что такое овраг? (Ученик дает правильный от­вет.) С чего начинает образовываться овраг? (Ученик отве­чает правильно.) Какой вред нано­сят овраги? (Ответ правильный.)В некоторых областях степей ов­раги занимают большую площадь, образуя причудливые лабиринты. Вот посмотрите на схему. Что она напоминает?

 

                                                             45 км

 

 

                                                                                                                         

 

Ученик: Как будто паутина.                                           38 км

Учитель: Она напоминает тонкую паутинку кружев. Это морщины

некоторых областях степей ов­раги занимают большую площадь, образуя причудливые лабиринты. Вот посмотрите на схему. Что она напоминает?

Ученик: Как будто паутина.

Учитель: Она напоминает тонкую паутинку кружев. Это морщины

земли. Итак, какая же поверхность полосы степей?

Ученик: Поверхность полосы степей равнинная. Местами она хол­мистая, встречаются овраги. Учитель: А теперь послушайте, как описывает степь в своем стихо­творении И. Суриков, и сравните это описание степи с изображением ее на картине (Текст стихотворения написан на доске)

                   Едешь, едешь- степь да небо,

                   Точно нет им края;

                   И стоит вверху над степью,

                      Тишина немая.

                     Нестерпимою жарою

                      Воздух так и пышет;

                     Как шумит трава густая,

Только ухо слышит.

Едешь, едешь — как шальные

 Кони мчатся степью;

Вдаль курганы, зеленея,

 Убегают цепью.

Промелькнут перед глазами,

И опять в траве волнами

Ветра переливы.

Едешь, едешь — степь да небо,

 Степь, все степь, как море;

И взгрустнется поневоле

На таком просторе.

Учитель: Дети, что в этом стихотворении хотел показать Суриков!

Ученик: Суриков хотел показать бескрайность степи.

Учитель: Какие слова он использовал, чтобы показать бескрайное и яркий образ степи? {Ученики читают соответствующие слова стихотворения.) Что сказано о временах года в степи?

 Ученик: В степи очень жарко.

Учитель: Для того, чтобы выяснить все особенности времен года, обратимся к карте. Посмотрите на карту и скажите, как расположена степь по отношению к тундре и к полосе лесов?

Ученик: Полоса степей находится южнее, следовательно, солнце находится выше над горизонтом и сильнее нагревает землю, поэтому в полосе степей теплее.

 Учитель: Подумайте, как такое положение полосы степей будет отражаться на временах года в степи?

Ученик: Чем южнее, тем теплее, потому что нагревается сильнее солнцем.

 Учитель: Правильно. Более южное положение степи по отношению к тундре и лесной полосе накладывает отпечаток и на времена года. В степи более продолжительное и теплое лето более короткая и мягкая зима. Как вы думаете, одинаковая ли будет зима на территории всей степи? (Дается от­рицательный ответ.) Почему не одинакова?

Ученик: Потому что степь вытянута с запада на восток.

Учитель: Правильно, ребята. Зима не одинакова в западной и вос­точной частях степи. Как вы думаете, в какой части степи теплее и почему?

Ученик: Теплее в западной степи, так как ближе к Атлантике, это оказывает утепляющее действие на погоду.

Учитель: Ответ правильный. В западной части степи зима короткая и мягкая. Чем дальше на восток, тем суровее зима в степи. Если в западной части степи зима длится 2—2,5 месяца, то в восточной части — 6 месяцев. Зимой в степи дуют ветры, которые поднимают снег и образуют свирепые бураны. Ре­бята, как вы думаете, почему в степи бывают сильные снежные бураны?

Ученик: Потому что поверхность в степи равнинная и нет преград для ветра.

Учитель: Правильно. Плоская равнина позволяет ветру нестись с боль­шой скоростью, не встречая на своем пути преграды. Я сей­час прочитаю описание бурана, а вы постарайтесь предста­вить себе, как начинается это явление. «Иногда зимой в сте­пи начинается нечто страшное. Ни облачка на туманном бе­ловатом небе, ни малейшего ветра на снежной равнине...». Так как же автор описывает начало снежного бурана?

Ученик: Снежный буран начался неожиданно. Сначала небо было ясное, тихо на земле, на небе ни облачка...

Учитель: Неожиданно начинается снежный буран. Правильно под­метили особенность начала снежного бурана.

А теперь давайте подведем итог, какая же зима в степ­ной полосе? Самое главное скажите.

Ученик: Короткая, мягкая в западной части степи и более суровая на востоке.

Учитель: Сравните зиму в степи с зимой в нашей местности. Но сначала скажите, что значит «сравнить»?

Ученик: Это значит сказать, чем похожа и чем отличается зима в нашей местности от зимы в степи.

Учитель: Итак, сравните. Что можно сказать о зиме в степи и в на­шей местности?

Ученик: В нашей местности зима похожа на зиму в степях, но бо­лее суровая по сравнению с западной степью.

Учитель: Таким образом, зима в степи короткая и мягкая на запади и более суровая на востоке. Как вы думаете, а какое лето в степи по сравнению с летом в тундре и в полосе лесов?

Ученик: Лето в степи жаркое и более продолжительное, чем в тундре и лесной полосе.

Учитель: Почему? Объясните.

Ученик: Полоса степей расположена южнее тундры и полосы лесов. А чем южнее, тем теплее.

Учитель: Правильно, молодец. Если мы сказали, что зима в степи разная и по температуре, и по продолжительности, то этого нельзя сказать о лете в степи. Лето почти на всем протяжении имеет одинаковую температуру. Лето в степи жаркое и продолжительное. Оно длится 4—5 месяцев. Если сравните лето в степи с летом в нашей местности, то нужно сказать! что в степи намного суше. На западе степей еще выпадает много осадков, а вот чем дальше на восток, тем все меньше и меньше. Как вы думаете, с чем это связано?

Ученик: Чем ближе к Атлантическому океану, тем больше влаги, чем дальше от океана, тем меньше влаги.

Учитель: Поэтому на востоке степь совсем не похожа на западную и называется сухой степью. Посмотрите картины, сравните им (Ученики рассматривают картины и говорят, что на одной из них изображена западная степь растительность богам тая, а на другой восточная, сухая степь, растительности почти совсем нет.)

Учитель: В начале лета, когда в земле еще не высохла влага, западная степь покрывается пышной растительностью. Растут красные тюльпаны, желтые и фиолетовые ирисы, маки и другие ранние цветы. (Ученики рассматривают соответствующие рисунки в учебнике.) К концу лета степь не узнать. Зеленая трава высохла от жаркого сухого летнего ветра, и на смену ей вырос ковыль. (Показывается картине западной части степи и спрашивается у учащихся, какой из летних месяцев изображен на картине. Дети отвечают правильно.) Не только зимой, но и летом дуют в степи ветры. Но летом они очень горячие и очень сухие.

Кто знает, какой ветер дует в степи в летний периода (Ветер «суховей».)

Этот ветер приносит очень много бед человеку. Я вам прочитаю сейчас, как описывают это явление люди, которые  наблюдали его, а вы внимательно слушайте, а потом назовете, какие именно беды приносит этот ветер. «Сухо­вей. Неслышно подкралась засуха —жестокий враг. И вдруг налетает ветер яростный, горячий. Проходит несколько дней и не узнать веселой степи. Нет уже цветов, яркая трава пожелтела, выгорела. Пожелтел и хлеб, но не созрел, а высох. Погиб урожай. Сколько труда напрасно пропало! Вот что натворила засуха и ее злой союзник — суховей».

Учитель: Какие же беды человеку приносит ветер — «суховей»?

Ученик: Суховей все губит.

Ученик: Суховей уничтожает хлеб, не дает ему созреть.

Ученик: Выжигает всю растительность.

Учитель: Но кроме степного «суховея» в степи бывают и другие яв­ления, тоже связанные с ветрами. Послушайте текст, кото­рый я прочитаю и определите, о чем идет речь? «Это была настоящая вьюга, но вместо снега летела черноземная и мельчайшая пыль, поднявшаяся высоко в воздухе. Во вре­мя этой бури воздух был так запылен, что солнце едва све­тило и казалось бледным диском, а временами и совсем скрывалось. Уже на расстоянии 50 метров ничего не было видно, и автомашины шли с зажженными фарами, а само­леты не могли вылететь с аэродрома и идти на посадку...»

Учитель: Дети, как можно назвать это явление?

Ученик: Черная буря.

Учитель: Пыльная буря.

Учитель: Итак, мы с вами выяснили особенности летнего периода степи. Кто же окажет, какое лето в степи?

Ученик: Лето в степи жаркое, сухое, продолжительное.

Учитель: Сравните лето в степи с летом в нашей местности. (Пау­за.) Что вы можете сказать об этом?

Ученик: Лето в степи продолжительнее и суше, чем в нашей мест­ности. Оно жаркое.

Учитель: Итак, мы с вами выяснили, как географическое положе­ние и поверхность степной полосы влияют на времена года степей.

А теперь, зная о поверхности степей, временах года в степи, что вы можете сказать о количестве водоемов в степи?

Ученик: Их немного. Они неглубокие.

Учитель: Как вы думаете, какие изменения происходят с водоема­ми в летний период?

Ученик: Они мелеют, а некоторые и совсем высыхают.

Учитель: А почему так происходит?

Ученик: Потому что в степях очень сухо.

 

Учитель: Вы правильно сказали, что в степи немного водоемов, они неглубокие и в летний период пересыхают. Но кроме мелких водоемов по территории степи протекают крупные полноводные реки. Посмотрите в атласы и скажите, какие реки протекают по территории степи? {Пауза.) Назовите их. {Ученики называют: Волга, Урал, Иртыш, Дон, Днепр и показывают по вызову учителя на карте.) Посмотрите снова в атласы и скажите, какие части течений (нижнее, верхнее или среднее течение) этих рек протекают по территории степи?

Ученик Нижние части течений рек.

Учитель

Я согласна с вами. Все эти реки - Волга, Дон, Днепр, Урал! Иртыш — берут начало не в степи, а в лесной полосе, вот поэтому они и полноводные. Но, протекая по территории степи, они все же мелеют. Итак, мы с вами рассмотрели многие особенности природы степной полосы: и поверхность, и времена года, и реки. А теперь мы рассмотри» самое главное богатство степи — почвы.

Ученик: Учитель

Почвы в западной части степи называют черноземными. Это самые плодородные почвы в мире. За плодородие их называют «доброй землей», «царем почв». Подумайте и ответьте на вопрос, от чего зависит плодородие почв!

 

Плодородие почв зависит от толщины перегноя. :

 Посмотрите, пожалуйста, разрез почвы степей и разрез почвы нашей области. {Учитель показывает почвенный раз рез. Пауза.) Что можете сказать о плодородии почв степи нашей местности?

Ученик:

Учитель

Ученик:

В степи почвы плодороднее, чем в нашей области.

Почему?

Потому что толще слой перегноя.

{Вызванный ученик подходит к доске, смотрит почвенным разрез и по заданию учителя читает вслух, чему равна том щи на перегноя в том и другом случае, а учащиеся записывав ют названные размеры в тетрадь.)

Учитель: Однако не во всей степи такие плодородные почвы. К востоку почвы менее плодородные. Восточную степь называют сухой.

Итак, дети, мы рассмотрели вопрос о почвах в степи. Давай­те сделаем вывод - что же можно сказать о почвах степи?

Ученики: В степи, особенно в западной части степи, почвы очень плодородные, они содержат много перегноя. За плодоро­дие их называют «доброй землей»... Это самые плодород­ные почвы в мире. В восточной части степи почвы менее

плодородные.

Учитель: Мы с вами рассмотрели многие особенности степи. Вспом­ните, в какой последовательности мы рассматривали эти особенности? С чего мы начали рассмотрение степной

полосы?

Ученики: Сначала мы рассмотрели на карте, где расположена степь. Потом мы рассмотрели поверхность степи, потом особен­ности времен года в степи. После этого мы посмотрели, какие реки протекают по степной полосе, какие там водо­емы. Потом, какие почвы в степи.

Учитель: Вы правильно составили план, по которому мы рассмат­ривали особенности степной полосы. А как можно одним словом назвать все эти особенности степи, которые мы с вами рассмотрели?

Ученик: Можно назвать неживой природой степей.

Учитель: Запишите, пожалуйста, план рассмотрения темы «Природа степей» в тетрадь. {Ученики записывают:

1. Положение.

2. Поверхность.

3. Времена года.

4. Воды.

5. Почвы.

Учитель: Сегодня мы с вами рассмотрели особенности неживой природы степи, а на следующих уроках будем изучать осо­бенности живой природы степи и труд людей в степи.

Запишите задание на дом: по плану составить рас­сказ о неживой природе степи; в масштабе сделать поч­венный разрез степи и нашей местности.

Семинар № 2. Закономерности, принципы и правила обучения

1. Актуализация знаний студентов по теме семинара:

1. Понятие закона и закономерности в дидактике.

2. Принципы обучения как категория дидактики.

3. Решение педагогических задач: определить, какие принципы обучения использует учитель.

4. Сущность дидактических принципов и их практическая реализация путем соблюдения правил (Ответ на данный вопрос студенты дают после работы в микрогруппах. Каждая микрогруппа представляет правила реализации отдельного принципа: 1) принципа сознательности и активности; 2) принципа наглядности; 3) принципа систематичности и последовательности; 4) принципа прочности; 5) принципа доступности; 6) принципа научности; 7) принципа связи теории с практикой (Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. - М., 1999. Кн.1, т. 5).

4. Практическое задание. (2 балла) Проанализируйте конспект урока по природоведению (приложение1) по нижеприведенной схеме:

Как на уроке был реализован принцип сознательности ?

-Содействовал ли учитель формированию у учащихся основ научного мировоззрения? (Указать конкретные направления этой работы на уроке.)

-Связывал ли учитель обучение с жизнью, теорию с практикой? Как?

-Как учитель формировал у учащихся сознательное отноше­ние к приобретаемым знаниям и к учебной деятельности и целом? (Проводил ли работу по формированию мотивов учения, приемов умственной деятельности, развивал ли умственную самостоятельность, приучал ли к самоконтролю.)

-Как учитель добивался сознательного усвоения учебного материала учащимися? (Назвать конкретные дидактические приемы, используемые на уроке.)

Как на уроке реализовывался принцип научности?

-Какие научные понятия и как формировал учитель на данном уроке?

-Какие способы действия и как формировал учитель?

Как был реализован принцип наглядности на уроке ?

-Какие виды наглядности имели место на уроке?

-Какие средства наглядности использовались?

- С какой целью использовались средства наглядности и сло­во учителя?

-Каковы способы использования наглядных средств на уроке?
Что было сделано на уроке для реализации принципа систематич­ности ?

-Как осуществлялась систематизация знаний учащихся? (На­зовите конкретные дидактические приемы, используемые на уроке.)

-Обучал ли учитель учащихся сравнению и классификации? Как он это делал?

-Какие дидактические связи и как устанавливал учитель на уроке? (Приведите примеры.)

Как на уроке был реализован принцип прочности ?

-Как весь ход учебного процесса на уроке содействовал дос­тижению прочности знаний? (Интерес к учебной работе и к приобретаемым знаниям и умениям, использование различ­ных анализаторов, видов памяти и т.п.)

-Как было организовано повторение? Какое место на уроке занимали упражнения и как они проводились? Учитывались ли необходимые условия, обеспечивающие эффективность повторения и упражнений?

-Как на данном уроке учитель осуществлял индивидуальный подход к учащимся? (На каких этапах урока и какие приемы использовал?)

Как вы оцениваете работу учителя на уроке по реализации ди­дактических принципов?

На примере данного урока докажите, что в реальном учебном процессе все дидактические принципы взаимосвязаны.

Основная литература:

1. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990. - Гл.9

2. Педагогика. Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: РПА, 1996. - Гл.9

3. Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. - М., 1999. Кн.1. - Темы 4, 5

4. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М.: Школа-Пресс, 1997. Гл.17

Дополнительная литература:

1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М.: Изд.центр «Академия», 2001. – Гл.3,4










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 459.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...