Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Результат и другие элементы деятельности




Авторы журналистских текстов, рассуждая о целях, не всегда пра­вильно соотносят их с другими элементами деятельности. Между тем ясное представление о таком соотношении помогает более осознанно­му и глубокому анализу деятельности. Чем же результат отличается от других элементов деятельности?

Результат и цель

Порой в журналистских текстах слово «результат» употребляется как синоним слова «цель». Но такое отождествление недопустимо.

Что отличает результат от цели? Результат всегда сопровождает не только осуществленную, но и осуществляемую деятельность. Результат всегда реален, т.е. всегда существует, даже если говорят, что он нулевой. И он отнюдь не всегда желателен, в отличие от цели. Иллюстрацией это­го может служить известное выражение бывшего премьер-министра Рос­сии В. С. Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Результат и средство

Соотношение понятий «результат» и «средство» в ходе анализа дея­тельности в принципе такое же, как и соотношение понятий «цель» и «средство». Иначе говоря, одно и то же явление автор может в одном случае назвать результатом, а в другом — средством. Есть ли для этого основания? Есть, если речь идет о промежуточных результатах, кото­рые могут выступать средствам по отношению к конечному результату. Предположим, что в городе реализуется социальная программа, глав­ная цель которой — вовлечение молодежи в занятия спортом. Если в ходе осуществления этой программы был достигнут некий промежуточ­ный результат (например, построен стадион), то этот результат стано­вится средством по отношению к реализации названной главной цели.

Результат и мотив

Имея в виду уже сказанное нами о том, что представляет собой мо­тив деятельности, можно заметить, что достигнутый в ходе деятельнос­ти результат выступает по отношению к ее мотиву в той же роли, что и промежуточная цель, т.е. в роли средства. Однако в отличие от цели, всегда рассматриваемой как полноценное средство для реализации мо­тива, результат может быть оценен по-разному. В первом случае, когда он равен цели, его оценивают какполноценное средство по отноше­нию к мотиву; а если «не дотягивает» до цели, то оценивается как не­полноценное средство

Направления анализа результата деятельности

Текст; в котором журналист анализирует цели, нередко можно оп­ределить по его названию. Оно будет звучать примерно так: «Результат, которого не ждали»; «А результат получили некудышний...»; «Ели-пили, веселились, подсчитали — прослезились», «Наши достижения».

Выявление характеристик результата.Любой предмет, выступающий результатом деятельности, как и цель, обладает своими качественными и количественными характеристиками. Выявление их и может быть од­ним из направлений исследования. Характер результата зависит от мно­гих факторов. В первую очередь — от наличия необходимых средств и правильности их применения, квалифицированности действий, нали­чия необходимых условий, влияния возникающих в процессе деятель­ности преград, от сферы, к которой относится деятельность (полити­ческой, экономической, культурной и т.д.). Поэтому успешность выяв­ления характеристик результата в значительной мере будет зависеть от компетентности аналитика в данной сфере деятельности. Кроме того, на оценку результата будет влиять правильный выбор и профессиональ­ное применение методов его анализа.

Выявление соответствия результата потребности.После того как ста­новятся известны характеристики результата, автор может соотнести их с потребностью, вызвавшей исследуемую деятельность. В том случае, если эти свойства способны в какой-то мере удовлетворить потребность, результат может быть одобрен. Если же он оказывается неприемлемым, то отвергается, а деятельность по достижению поставленной цели мо­жет быть возобновлена (что журналист может предложить в своем выс­туплении).

Определение соответствия результата цели.Результат может соответ­ствовать цели (в этом случае поставленная цель достигнута), а может не соответствовать ей. Причем возможны два варианта несоответствия: когда результат хуже цели; когда результат лучше цели.

Сравнение результата с аналогами (образцами).В большинстве слу­чаев деятельность носит, как известно, не эксклюзивный (одноразовый), а привычный характер, т.е. оказывается нацеленной на создание про­дукта, подобного уже существующим. Поэтому оценка полученного нового результата может производиться не только посредством его со­отношения с потребностью, породившей данную деятельность и ее це­лью, но путем его сравнения с уже имеющимися образцами результатов деятельности. Если новый результат соответствует образцу или превос­ходит его, то он одобряется, а если нет, то порицается.

Оценка результата с позиции социальных норм.Одним из важных на­правлений анализа результата может быть его оценка с позиции соци­альных норм — моральных или юридических. Лучший вариант, когда моральная и юридическая оценки результата совпадают. Однако, как известно, чаще всегонаблюдается их несовпадение. Поэтому, как и в случае оценки цели (о чем говорилось ранее), результат, получивший высокую моральную оценку, но не одобренный в юридическом плане, часто отвергается деятелем. И в то же время результат, получивший по­зитивную юридическую оценку, но по сути аморальный, может быть одобрен им. Это связано прежде всего с тем, что нарушение юридичес­ких норм влечет за собой для нарушителя более серьезные санкции, чем несоблюдение морали. Но автор текста, в отличие от самого деятеля, ра­зумеется, может оценить рассматриваемый результата совсем по-иному.

Описанные направления анализа результатов деятельности не обя­зательно все реализуются в том или ином журналистском тексте. То, какие из них будут избраны автором, зависит от цели предпринятого им анализа, а также от того, какие данные оказались в его распоряже­нии, от уровня его компетентности, от того, насколько трудно раскры­ваются качества результата. Одно дело, когда речь идет о деятельности художника, режиссера, поэта и т.д., а совсем другое — когда оценива­ются достижения ученого, инженера, врача, производственного коллек­тива и т.п. В первом случае характеристики результата проявляются чаще всего одномоментно, поскольку очевидны, а во втором обычно требу­ют дополнительных усилий, помощи экспертов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 359.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...