Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Направления анализа средств деятельности




Направления анализа потребностей

Определение типа потребностей.Речь идет о том, чтобы определить, что представляет собой та или иная потребность. Что­бы сделать это, надо обладать определенными знаниями о том, что такое потребности и какими они бывают.

Оценка значимости потребностей.Рассматривая потребности, журналист может выразить свое отношение к ним, дать им оценку. То, какой будет эта оценка, предопределяется прежде всего социальной позицией журналиста. Именно с точки зрения этой позиции он оценивает последствия (прежде всего для общества), к которым ведет распространение и удовлетворение выявленных потребностей. В этом отношении одни потребности будут определяться им как укрепляющие общество, способствующие его прогрессу, развитию, гуманизации и т.д., а другие — как разрушительные, дезорганизующие социум, ведущие его к деградации. Выясняется, какие потребности надо воспитывать у людей, а какие — максимально нивелировать.

Конкретизация потребностей.Поскольку одна и та же базовая потребность может быть удовлетворена разными путями, возможно, что в ходе опроса субъект сообщит о потребности, уже связанной им с конкретным предметом удовлетворения (например, жители микрорайона хотят развлекаться в кинотеатре, которого у них нет). В этом случае журналисту не требуется конкретизировать их потребность в развлечении; он может ставить перед собой другую творческую задачу. Однако базовая потребность жителей микрорайона может быть заявлена как некое неопределенное желание «хорошо развлекаться». В этом случае журналист должен попытаться выяснить, имеет ли она в реальности четкую предметную направленность или же этот предмет надо искать. Далее он может попытаться выяснить, что мешает предметной конкретизации потребно­стей. Возможно, это незнание того, какие условия для развлечения в принципе можно создать в городе, или же за этим стоит нечто другое. В любом случае, если не существует четкой предметной направленности потребностей, журналист может высказать и свое собственное представление о желательных путях, предметах их удовлетворения. Он мо­жет предложить городским властям построить в городе спортивные площадки, благоустроить городской пляж, улучшить репертуар местного кинотеатра и т.п.

Прогноз развития потребностей.Важным звеном в процессе анализа потребностей может выступать прогнозирование журналистом их развития. В этом случае выдвигаются предположения о том, насколько будут распространены в обществе те или иные рассматриваемые в данный момент потребности и каким образом они будут влиять на характер социальных взаимоотношений людей, определять их жизнь в целом.

Описание путей формирования потребностей.Журналист может не останавливаться в ходе обсуждения потребностей на рассмотренных выше позициях и попытаться внести свой вклад в формирование такой системы потребностей, которая бы действительно отражала лучшие представления о человеческой личности и гуманном обществе. Этот вклад часто предстает в журналистском тексте как предложение о привитии людям потребностей, которые возвышают их, выводят из мира сугубо эгоистичных устремлений. Часто такие предложения преподносятся в форме неких моделей, образцов, примеров, существующих в современной жизни или в истории. Подобное преподнесение делает предложения автора наглядными, образными, что позволяет аудитории легче понять их суть и принять как должное для себя.

Анализ средств деятельности

Если автор начинает публикацию заголовком: «Средство от алчно­сти», «Нашли чем обороняться...», «Поможет ли новая техника?», «Не тем лечат от коррупции» - или чем-то подобным, то с большой долей уверенности можно сказать, что он попробует проанализировать сред­ства достижения каких-то целей, т.е. средства деятельности.

 

Что такое средство деятельности?

Под средствами деятельностипонимают разнообразные факторы, используемые для преобразования различных явлений действитель­ности ради достижения определенной цели.

Эти факторы в зависимости от оснований можно разделить на мно­жество видов. Так, например, в зависимости от фор­мы существования все средства деятельности делятся на материальные (пила, топор, лопата) и идеальные (изобретенная ученым формула пре­образования тепловой энергии). Имея в виду сферу происхождения, средства подразделяют на политические, экономические, спортивные, экологические, медицинские, технические, производственные, науч­ные, образовательные и т.д. В зависимости от субъекта, для которого предназначено средство, его можно отнести к индивидуальным (зубная щетка), групповым (многовесельная спортивная лодка), общесоциаль­ным (пенсионный закон). В зависимости от того, для достижения цели какого рода предназначается средство, его можно назвать, например, стратегическим (стратегическое ядерное оружие) или тактическим (стрелковое вооружение). И т.д.

Средство и другие элементы деятельности

Четкому представлению автора журналистского текста о том, что такое средство деятельности, безусловно, способствует умение соотне­сти его с другими элементами: целью, результатом, условиями деятельности, и мотивом.

Направления анализа средств деятельности

Выявление характеристик средства.Каждое средство деятельности имеет определенные свойства. Показ таких свойств как раз и может стать в конкретной публикации направлением исследования средства. Успеш­ность выявления характеристик средства будет зависеть первую очередь от компетентности журналиста в данной сфере деятельности, а также профессионального применения методов его анализа.

Выявление соответствия средства потребности.О соответствии сред­ства потребности, побуждающей к деятельности, можно судить лишь опосредованно, после того, как достигнут определенный результат. Если данный результат соответствует цели, то это значит, что средство оказа­лось эффективным, а значит, оно соответствует потребности, породив­шей деятельность. Если же результат оказывается неэффективным, то и средство деятельности считают не соответствующим или мало соот­ветствующим потребности. В этом случае можно говорить о необходи­мости применения нового, более эффективного средства.

Определение соответствия средства цели.Соответствие средства цели возникает в том случае, если оно может быть реальной причиной, спо­собствующей достижению цели. Так, из двух лекарственных средств — мази от ожогов и анальгина — от головной боли скорее всего поможет последнее лекарство, поскольку именно оно содержит вещества, сни­мающие головную боль. Такой вывод может подсказывать личный опыт. Когда же журналист рассуждает о средствах деятельности, которые ни­когда им лично не использовались, то, разумеется, он должен предва­рительно получить знание о соответствии их поставленной цели от ком­петентных лиц, из книг, инструкций и т.д. Он может также изучить опыт применения данного средства для решения одной и той же задачи, на­пример, читателями его газеты. В каких-то простых случаях, не влеку­щих за собой опасных последствий, у журналиста есть возможность проверить соответствие средства цели с помощью эксперимента (пред­положим, попробовать прожить в течение месяца на пенсию простого россиянина). Результатом может быть установление степени эффектив­ности определенного средства достижения цели.

Сравнение средства с аналогами (образцами).В том случае, когда речь идет о каком-то новом средстве, особенности его могут быть определе­ны в ходе сравнения с уже применяющимися средствами для достиже­ния той же цели. Это особенно удобно делать, когда новое средство со­здано на базе уже имевшегося, поскольку в этом случае нужно лишь выяснить, что в нем есть такого, чего не было в прежнем. Если же ис­следуемое средство является принципиально новым, то судить о его эф­фективности по сравнению со старыми можно только после того, как оно будет применено в деятельности и появятся соответствующие ре­зультаты. При этом часто принимается во внимание не только то, на­сколько качественен результат и насколько быстро он достигнут, но и возникшие побочные эффекты от применения нового средства.

Оценка результата с позиции социальных норм.Иногда говорят, что для достижения цели все средства хороши. Но подобная позиция по­тенциально входит в противоречие с социальными нормами (мораль­ными или юридическими). Поэтому оценка средств деятельности с точ­ки зрения соответствия их таким нормам необходима. В том случае, когда средство деятельности получает негативную юридическую или мораль­ную оценку, встает вопрос о необходимости отказа от него.

 

 Анализ условий деятельности










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 334.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...