Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рекреация как социально-экономическое явление. Предпосылки становления и развития рекреации.   




Рекреация — явление достаточно древнее. Исто­рики свидетельствуют о большой любви к путешествиям финикийцев и эллинов. Каждый олимпийский год сотни судов отправлялись от пристаней многочисленных городов — колоний Древней Греции на берегах Средиземно­го и Черного морей, чтобы прибыть в Олимпию к началу ав­густа, когда там происходило открытие игр и литературных фестивалей. Знатные римляне совершали поездки для лече­ния на термальных источниках. Посещение завоеванной Гре­ции, которая считалась центром мировой культуры, для знатного римлянина было обязательным. В средневековье широко распространяется паломничество. В конце XVII века представителей имущих классов европейских стран, посе­щавших зарубежные страны из любопытства и праздности, стали называть туристами.

После промышленной революции с появлением железных дорог и пароходов большую популярность приобретают ев­ропейские курорты — на морском побережье Италии и Франции, в горах Швейцарии и у минеральных источников. Оживленными становятся такие известные курорты, как Ниц­ца, Монте-Карло, Виши, Баден-Баден, Карлсбад (Карловы Вары). Отдых на этих курортах был привилегией англий­ских лордов и банкиров, немецких баронов и фабрикантов, русских дворян, индийских магараджей и американских плантаторов, т. е. имущих слоев населения.

Дальнейшее расширение международных экономических связей, выражавшихся в развитии миро­вой торговли, и привело к увеличению мировой подвижности населения. Еще большим ростом подвижности населения со­провождалось усиление межрайонных  хозяйственных и куль­турных связей внутри отдельных стран. Активизация как ми­ровых, так и внутригосударственных хозяйственных связей способствовала зарождению такой формы путешествий, которую в будущем (в период, после второй мировой войны) станут называть массовым туризмом.

Согласно большинству исследователей туризма, первые туристские путешествия были организованы английским предпринимателем Томасом Куком вначале по территории Англии, а затем и за ее пределами. Известна, таким обра­зом, точная дата проведения первого организованного меж­дународного туристского путешествия — в 1863 г. группа английских туристов посетила Швейцарию. Однако и в это время заграничные туристские поездки были из-за своей до­роговизны доступны лишь избранным.

Появление автомобиля все больше увеличивает подвиж­ность населения и «сокращает» расстояния. Традиционные курорты в двадцатые годы нашего века становятся тесными. Появляются новые курорты в Италии, Франции, США — Канны, Сент-Тропез, Римини, Сан-Ремо, Майами.

Качественный сдвиг в характере рекреации происходит в период между первой и второй мировыми войнами: поездки начинают предприниматься не только ради развлечения и ле­чения, но и с познавательными целями. Усиливается тяга к непосредственному знакомству с природными, культурно-ис­торическими, архитектурными и другими сокровищами своей страны и других стран мира. И все же туризм еще не носил массового характера, хотя уже и не был туризмом одиночек. В туризм вовлекаются довольно широкие слои интеллиген­ции.

После второй мировой войны, в конце 40-х годов, начи­нается современный этап в развитии внутреннего и между­народного туризма. В странах, значительно пострадавших от войны, начало этого этапа отодвинулось фактически на ко­нец 50-х. годов. В целом же в этот период настолько стре­мительно развивается как внутренний, так и международ­ный туризм, что ученые стали говорить о туризме как феномене XX века, проводя парал­лель между ростом туризма и темпами научно-технической революции.

О динамичности рекреации говорят стати­стические данные развития международного туризма: в 1950 г. число иностранных туристов в мире достигало 25 млн. человек, в 1970 г. — 169, в 1973 г. — 213 млн. чело­век. Очевидно, к 1980 г. в международный туризм будет во­влечено 300—350 млн. человек. В среднем численность ино­странных туристов ежегодно возрастает на 10%.

Данные по развитию внутреннего туризма в сопоставимом виде отсутствуют. Но все же ряд исследователей и Между­народная Туристская Организация оценивают общемировую численность внутренних туристов числом, близким к 1 млрд. человек. В наиболее экономически развитых государствах в Туризм вовлечено до 50% населения.

 Главная причина стремительного роста туризма - рост производительно­сти общественного труда в сфере материаль­ного производства, вызванный научно-техни­ческой революцией, совпадающей по времени с эта­пом массового туризма.

Повышение материального, а вслед за ним и постепенно­го роста культурного уровня населения приводит к сущест­венным сдвигам в структуре потребления, которые выража­ются в том, что у населения быстрее возрастают запросы в услугах, чем в материальных благах. Это связано с тем, что элементарные потребности человека (питание, одежда и жи­
лище) относительно более односторонние и имеют относительный предел насыщения по сравнению с возвышенными потребностями, относящимися к интеллектуальным запросам человека. То, что в прошлом было доступно лишь привилегированным слоям, теперь становится доступным широким массам трудящегося населения.

Высокие экономические показатели — это средство удовлетворения человеческих потребностей, сред­ство повышения уровня жизни населения. Рост производительности труда в сфере материального производства привел к тому, что на создание общественного продукта затрачивается меньше времени. Таким образом, создаются объективные экономически обусловленное предпосылки для систематического сокраще­ния рабочего времени и увеличения свободного времени. Согласно итогам опросов, у работающего человека в будний день в
среднем уходит: 1 —1,5 ч на транспорт; 3—4 ч — на домашнее хозяйство и бытовые нужды; 8—9 ч на сон, питание и личную гигиену. Прибавим 7—8 ч труда, получается 19-22,5 ч. Значит, собственно свободного времени в рабочие дни остается в среднем около трех с четвертью часов (с колебаниями от 1,5 до 5. В выходные дни рабочий свободен от хо­
зяйственных и прочих забот в течение 6 ч, т. е., суммируя, получаем 28 ч свободного времени в неделю. Следователь­но, одним из существенных факторов роста рекреационной
деятельности и является увеличение массива свободного времени, трудящихся.Материальной предпосылкой массовости рекреации явился также прогресс на транспорте.

Существенным фактором роста рекреационных миграций являются также негативные последствия концен­трации населения в крупных индустриаль­ных центрах и современных производствен­ных условий. Механизация и автоматизация производст­венных процессов сокращают физические нагрузки, что са­мо по себе неплохо, но отсутствие физических нагрузок и во внерабочее время приводит к гиподина­мии (недостаточности движения). В связи с этим увеличи­вается роль активной рекреационной деятельности, компен­сирующей в какой-то степени недостаток движения.

Гиподинамия сопровождается «эмоциональной устало­стью», оказывающей негативное влияние на здоровье. «Эмо­циональная усталость» вызывается сложностью современно­го производства и специфическими условиями внепроизводственной деятельности. Речь идет об обилии быстро меняю­щихся зрительных и звуковых раздражителей, загрязнении воздуха, обилии информации, периодической тепловой дискомфортности (летний перегрев). Рекреационная деятель­ность — это отдушина, удовлетворяющая естественную тягу человека к природе.,

Эти главные причины рекреационного «взрыва». Туризм — это и сфера приложения капитала. Именно поэтому индустрия туризма во многих странах занимает первые места по объему, валового дохода.

Расширению туристских контактов между странами мира способствует в немалой степени политическая разрядка.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 461.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...