![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Радиоэлектронной аппаратуры
Маркировочные данные должны присутствовать как на самом изделии, так и на упаковке. Маркировка отечественных изделий осуществляется на передней панели и на задней стенке аппарата. На переднюю наносится наименование изделия с указанием группы сложности, на задней стенке — товарный знак, наименование завода-изготовителя, номер ГОСТа, в соответствии с которым изготовлен аппарат, напряжение электропитания, дата выпуска. Товары снабжаются паспортом и руководством по эксплуатации. Номер аппаратуры указывается в паспорте и на корпусе. Упаковывают аппаратуру в коробки с амортизационными прокладками. На картонную упаковку наносят наименование изделий, товарный знак завода-изготовителя, дату изготовления, предостерегающие надписи: «Верх», «Не бросать», «Стекло» и условные знаки (рюмка, зонт и т. п.). Все надписи должны быть четкими и ясными. На упаковке не должно быть повреждений, следов загрязнений, подмочки и т. п.
Тестовое задание «Радиоэлектронные товары» Вариант
Тестовое задание «Радиоэлектронные товары» Вариант
Практическая работа №1
Изучение терминов бытовой аудиотехники и ассортимент бытовой аудиотехники, используя технические паспорта, нормативно-технические документы, каталоги
Цель работы: ознакомиться с современным ассортиментом и терминами бытовой аудиотехники. Методическое обеспечение: нормативно-технические документы, каталоги, технические паспорта.
Содержание работы
Задание 1. Изучение терминов бытовой аудиотехники
Hi-Fi происходит от слов High Fidelity (высокая точность) – аббревиатура, обозначающая высокое качество звуковвоспроизведения. Требования к аудиоаппаратуре класса Hi-Fi находятся на уровне требований к аппаратуре высшего класса.
Нi-End (High End) означает конец или предел совершенства. Отдельные разработки аудиотехники приблизились к пределу высококачественного звуковоспроизведения, после чего дальнейшее улучшение качества начинает терять смысл.
Выходная мощность. Различают максимальную и номинальную выходную мощность. Максимальная выходная мощность усилителя — мощность, возникающая при возрастании коэффициента гармоник более чем на 10%. При этом воспроизведение звука не может быть качественным. Эта мощность характеризует предельную энергетику усилителя. Она приводится в паспортных данных для того, чтобы ориентировать внимание потребителя на максимальную мощность звуковых колонок. Если у колонок мощность заметно ниже, то при случайной перегрузке усилителя колонки могут выйти из строя. По стандарту ОСТ 4.383.003—85 «Головки громкоговорителей динамические. Общие технические условия» основным параметром принята не номинальная, а максимальная мощность головок. Она указывается и в обозначении модели. Номинальная мощность (иногда называемая музыкальной мощностью) — наибольшая электрическая мощность, при которой излучатель воспроизводит звук без превышения заданного уровня нелинейных искажений. Номинальная мощность усилителя обычно определяется как значение мощности сигнала с частотой 1 кГц, при котором коэффициент гармоник достигает значения чаще всего не более 1 %. Выходная мощность измеряется в ваттах (или в вольт-амперах). Принято считать, что 1 Вт выходной мощности громкоговорителя достаточен для нормального озвучивания жилой площади размером 10 м. Большой запас номинальной мощности позволяет воспроизводить сигнал при пониженной громкости, при этом искажения звука резко снижаются. Поэтому многие любители музыкальных записей приобретают колонки мощностью 30 Вт и более.
Диапазон воспроизводимых частот— полоса звуковых частот, в пределах которой звук воспроизводится без искажений и неравномерность амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) не превышает определенной величины. Чем ближе диапазон воспроизводимых частот к диапазону 20—20 000 Гц, тем выше естественность и верность звучания. Если этот диапазон шире 30 — 15 000 Гц, воспроизведение музыкальных произведений считается отличным; если в пределах этого диапазона, но не уже 50— 10 000 Гц — хорошим; если в пределах этого диапазона, но не уже 100 — 6000 Гц — удовлетворительным. Следует учитывать, при каком уровне неравномерности АЧХ задается номинальный диапазон частот. Если неравномерность АЧХ задается на уровне 2 — 3 дБ, то сигналы на всех частотах в пределах диапазона будут прослушиваться нормально, если же этот уровень будет составлять 15 — 16 дБ, то сигнал практически не будет слышен. Поэтому колонки с граничной нижней частотой 60 Гц с неравномерностью АЧХ 2 Д звучат на низких частотах мощнее, чем такие же колонки сграничной частотой 30 Гц при неравномерности АЧХ 16 дБ.
Магнитофонная приставка — магнитофон без усилителя мощности и громкоговорителя при воспроизведении звук обычно подключают к усилителю низкой частоты (НЧ) в комплекте с акустическими системами, радиовещательному приемку или телевизору.
Масса. Чем масса меньше при всех равных других параметрах, тем удобнее в обращении изделие. Это особенно важно для портативной аппаратуры. Для проигрывателей виниловых дисков большая масса необходима для обеспечения устойчивости и снижения рокота и детонации. В отдельных моделях проигрывателей грампластинок класса Hi-Fi в качестве материала корпуса для граммофонов используют даже мраморные плиты, а масса диска достигает нескольких килограммов.
Питание. При приобретении аудиосредств покупатель останавливает свой выбор, как правило, на аппаратах, которые получают электрическую емкость от больших круглых батареек.Источники питания меньших размеровобладают намного меньшей электрической емкостью и гораздо быстрее разряжаются, особенно при большой громкости воспроизведения. К достоинствам аудиоаппарата относится возможность его подключения к внешним источникам питания, например к аккумулятору автомобиля или к электросети через адаптер. Более ценным аппаратом считается тот, в котором адаптер преобразования тока встроен в корпус.
Пульт дистанционного управления (ПДУ) позволяет осуществлять многочисленные изменения режима работы аппаратуры в пределах комнаты. ПДУ могут быть кабельные, ультразвуковые и с использованием инфракрасных лучей. Кабельные пульты отличаются громоздкостью и неудобством в работе вызываемым мешающимся под ногами кабелем. Ультразвуковые пульты подвержены помехам, создаваемым, например, такими же пультами в соседних помещениях. Наибольшее распространение получили пульты на инфракрасных лучах.
Цифровой вход — разъем, предназначенный для оптической связи в аудиоаппаратуре. Наиболее качественные предварительные усилители имеют оптические вход и выход. Электрические сигналы преобразуются в световые, которые передают по световолоконному кабелю с минимальными потерями. При этом полностью исключаются электромагнитные помехи. Для стыковки усилителя с таким кабелем в нем имеются оптические разъемы.
Характер звучания. По звучанию аудиоаппаратура подразделяется на монофоническую, стереофоническую и квадрафоническую. Монофоническое звучание прослушивается в том случае, если запись сделана одним микрофоном и воспроизводится одним или несколькими громкоговорителями. Главный недостаток такого звучания — отсутствие информации о пространственном расположении источников звука. Если прослушивается оркестр, то все его инструменты звучат как бы из одной точки (громкоговорителя). Для стереофонического воспроизведения используют двухканальные системы. Для их реализации необходимы два микрофона, сдвоенный стереофонический усилитель и две звуковые колонки. В настоящее время записи на грампластинках, аудиокассетах и лазерных компакт-дисках ориентированы на двухканальную стереосистему. Например, магнитная фонограмма состоит из двух дорожек, записанных раздельно от двух микрофонов, расположенных перед разными источниками звука. Сигналы, записанные на каждой дорожке, воспроизводятся отдельными акустическими системами. При этом создается эффект пространственного восприятия звука. Если источники звука перемещаются по фронту или глубине, то это четко ощущается. Еще больший эффект создает квадрафоническое звучание. При этом используются четыре канала записи и воспроизведения. Такая система звуковоспроизведения предполагает размещение четырех микрофонов по углам студии, где происходит запись звука, и четырех акустических систем в месте прослушивания. При этом звуки как бы окружают слушателя со всех сторон, что создает эффект присутствия непосредственно среди исполнителей.
Фиксированные установки эквалайзера. Отдельные модели эквалайзеров имеют фиксированные установки амплитудно-частотной характеристики и соответственно клавишные переключатели установок тембра. Наиболее распространенными фиксированными установками эквалайзера являются следующие: Heavy — тяжелый звук (для рок- и поп-музыки); Clear — чистый звук (для джазовых композиций); Soft — мягкий звук (для тихого фонового звучания); Vocal — подчеркивание вокальных партий; Нр St — улучшение звучания головных телефонов; Саг — улучшение звучания в салоне автомобиля.
Эквалайзер (equalizer) представляет собой многополосный регулятор частотной характеристики источников сигнала, предназначенный, для оперативной регулировки амплитудно-частотной характеристики в относительно узких частотных диапазонах. С помощью эквалайзера можно частично или полностью устранить неравномерность частотной характеристики, обусловленную дефектами аудиокомплекса или особенностями акустики помещения. Его можно использовать для ослабления шумов и треска при воспроизведении фонограмм, записанных на бывших в длительном пользовании магнитных лентах или грампластинках.
Электропроигрыватель — электрофон без усилителя звуковой частоты и громкоговорителя. При воспроизведении звука с грампластинки обычно подключается к отдельному усилителю в комплекте с акустическими системами или радиовещательному приемнику, телевизору. Тюнеры
Диапазоны радиоволн. В бытовых радиоприемниках принимают длинные (ДВ, LW), средние (СВ, MW), короткие (KB, SW) и ультракороткие волны (УКВ, FM). Радиоволны ДВ - и СВ - диапазонов обладают способностью огибать земную поверхность. На этих диапазонах можно слышать станции, удаленные на 600—2000 км. Передачи на ДВ, СВ и KB осуществляются с помощью амплитудной модуляции, поэтому подвержены действию электрических и магнитных помех, также имеющих амплитудный характер. В связи с резким повышением требований к качеству воспроизведения звуков музыкальные программы в этих диапазонах значительно сократились и используются в основном для передачи новостей и последних известий. Короткие волны способны многократно отражаться от ионизированных слоев атмосферы и Земли и, таким образом, огибать практически весь земной шар. Однако передачи на этом диапазоне очень неустойчивы. Радиостанции на коротких волнах хорошо прослушиваются ночью и в зимнее время, когда озоновый слой атмосферы сравнительно спокоен. На УКВ или (FM — frequency modulation) используется частотная модуляция сигналов. Сигналы с частотной модуляцией мало подвержены воздействию атмосферных помех. На этом диапазоне удается передавать частотный звуковой диапазон 30—15 кГц как в монофоническом, так и в стереофоническом звучании. УКВ и FM — разные обозначения одного и того же принципа передачи радиоволн. Исторически сложилось, что под УКВ понимают диапазон, который имели советские радиоприемники (65—75 МГц), a FM — диапазон зарубежных радиоприемников (87-108 МГц). Ультракороткие волны распространяются в пределах прямой видимости — 40—60 км от передатчика или ретранслятора. В крупных городах и вблизи них в диапазонах УКВ и FM можно найти достаточно много станций. В небольших городах гораздо вероятнее обнаружить радиостанцию в диапазоне УКВ, чем FM. Лучше, когда радиоприемник или тюнер имеет совместный диапазон УКВ—FM. Большинство современной радиоаппаратуры содержит только УКВ (FM)-диапазон, а СВ- и ДВ - диапазоны используются как; вспомогательные. Избирательность (селективность) радиоприемника характеризует его способность выделять из всего спектра сигналов только сигналы нужной радиостанции. Избирательность измеряют в децибелах и определяют по формуле
А дБ =20 lgUc / Un
где А дБ— избирательность, дБ; Uc — напряжение полезного сигнала; Un — напряжение сигнала-помехи. Например, если отношение Uc / Un равно 1000, то избирательность будет равна 60 дБ (lg 1000 = 3). Приемники с избирательностью выше 70 дБ относятся к высшей группе сложности.
Фиксированные настройки. Электронная память тюнера может содержать от единиц до сотен ячеек с записанными в них частотами радиостанций. Выбирая одну из этих ячеек, можно автоматически настроиться на нужную программу передач. Это особенно удобно для малогабаритной аппаратуры с миниатюрными шкалами настройки, на которых очень трудно отделить сигналы двух соседних радиостанций ручкой настройки. При прослушивании передачи, если ее содержание и качество звука удовлетворяют слушателя, он нажатием кнопки заносит частоту станции и даже ее название в одну из свободных ячеек. При новом включении радиоприемника эту станцию легко найти простым нажатием кнопки.
Функция сканирования позволяет прослушивать сигналы каждой станции в течение нескольких секунд и выбрать нужную.
Чувствительность радиоприемника определяется напряжением сигнала на антенном входе, при котором обеспечивается качественное звучание радиопередачи. Чувствительность радиоприемников может находиться в пределах от единиц до сотен микровольт. Например, чувствительность радиоприемников высшей группы сложности нормируется на УКВ-диапазоне не более 50 мкВ, а для второй группы сложности — не более 275 мкВ. Чем выше чувствительность, тем более удаленную и менее мощную радиостанцию способен принять радиоприемник. Кассетные деки
Автореверс предназначен для автоматической смены направления движения ленты. После проигрывания одной стороны кассеты проигрывается вторая сторона без ее переворачивания. В таких магнитофонах применяют специальные поворотные головки.
Взвешенная величина детонации. Движение магнитной ленты, а также вращение грампластинки сопровождаются периодическими и непериодическими колебаниями скорости. В результате этого возникает частотная модуляция воспроизводимого сигнала с частотами 0,2-200 Гц. Эта модуляция вызывает искажения (плавание, дробление звука), называемые детонацией от музыкального термина «детонировать» (фальшивить). Значение детонации характеризуется отношением амплитуды колебаний скорости движения ленты (пластинки) к среднему значению скорости. Причинами детонации являются, как правило, механические неисправности лентопротяжного механизма. От детонации следует отличать рокот. Рокот воспроизведения — помехи канала воспроизведения сигналов механической фонограммы, вызванные вибрацией движущегося механизма.
Дека в магнитоле — панель, содержащая все механические и электронные узлы магнитофона, кроме усилителя мощности и акустической системы. Деки могут быть однокассетные и двухкассетные. Однокассетные деки имеют ограниченные возможности при создании любительских фонограмм. Для того чтобы выбрать из собранных на одной кассете музыкальных и речевых фрагментов нужные фонограммы и распределить их в определенном порядке на чистой кассете, обязательно нужен второй магнитофон. Двухкассетные деки являются более популярными и распространенными. Они обычно входят в состав как стационарных, так и переносных магнитол. Один из лентопротяжных механизмов деки предназначен для воспроизведения, другой — для записи и воспроизведения. Предусмотрена перезапись фонограммы с одной кассеты на другую с нормальной или повышенной скоростью, а также последовательное воспроизведение записи второй кассеты после окончания первой. Иногда деки снабжаются системой автореверса, что позволяет воспроизводить последовательно и многократно фонограмму.
Динамический диапазон определяется как отношение наиболее сильного сигнала к наиболее слабому, которые может преобразовать аппарат без искажения. Измеряют этот диапазон в децибелах. Отношение сигнал/шум показывает отношение напряжения полезного сигнала при воспроизведении фонограммы к напряжению шума паузы. Отношение сигнал/шум определяет максимально возможный динамический диапазон программы, которая может быть записана без искажения. Измеряют этот параметр в децибелах. Наличие системы шумопонижения существенно улучшает качество звучания.
Число головок. В самом простом и дешевом магнитофоне обычно используют две магнитные головки — стирающую и универсальную (с функциями записи и воспроизведения). Недостатком такого магнитофона является то, что во время записи ее качество невозможно проконтролировать. Сделать это можно только по окончании записи и перемотки ленты. Если фонограмма получилась с дефектом, например с большими искажениями от неправильного регулирования уровня записи, то ее необходимо повторить. Если запись осуществлялась с телевизора или радиоприемника, положение нельзя исправить. В магнитофонах с тремя магнитными головками записывающая и воспроизводящая головки разделены и каждая имеет свой усилитель. Качество записи легко прослушивается через воспроизводящую головку, которая расположена после записывающей головки по ходу движения ленты. Сопоставляя звучание программы, поступающей на вход усилителя записи, и воспроизводимую программу, легко обнаружить и устранить любые недостатки. Для записи и воспроизведения стереофонических сигналов используют сдвоенные по вертикали головки.
Переключатель типа ленты позволяет судить о возможности использования в магнитофоне кроме кассет с лентой типа-1 кассет с типами лент более высоких номеров, а следовательно, и более высокого качества.
Системы подавления шумов. Магнитофоны оснащают в основном системами подавления шумов Dolby В. В системе шумоподавления Dolby В сигнал усилителя записи имеет подъем амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) выше частоты 500 Гц, зависящий от уровня сигнала. При большом уровне сигнала подъема нет, а при малом он максимален. Такой подъем при записи улучшает отношение сигнал/шум при слабых сигналах. Система шумоподавления Dolby В позволяет повысить отношение сигнал/ шум примерно на 10 дБ, причем в основном на высоких частотах, где расположен спектр шумов, хорошо воспринимаемых на слух. Система Dolby С представляет собой две включенные одна за другой системы Dolby В на разных частотных каналах, поэтому дает повышение отношения сигнал/шум еще примерно на 20 дБ. Система Dolby S (Spectral) используется в цифровых магнитофонах. Она позволяет производить обработку всего спектра высоких и низких частот. Система Dolby S в 5 раз более эффективна, чем Dolby Сив 1,6 раза, чем Dolby В. Система Dolby HX PRO не является ограничителем шума. Она предназначена для поддержания линейности АЧХ канала записи на высоких частотах при увеличении уровня записи. Работа системы основана на динамическом изменении тока подмагничивания в зависимости от уровня и спектрального состава записываемого сигнала. Если в спектре записываемого сигнала много высокочастотных компонентов, то ток подмагничивания для них уменьшается автоматически до оптимального. Система Dolby HX PRO высокоэффективна — качество звучания кассетного магнитофона становится таким же, как хорошего катушечного магнитофона с высокой скоростью движения ленты. Важно отметить, что в отличие от систем шумоподавления, описанных ранее, записанные в системе Dolby HX PRO кассеты можно без каких-либо ограничений проигрывать на обычных магнитофонах. Типы лент. Ленты для магнитофонных кассет подчиняются спецификации, предложенной Международной электротехнической комиссией — МЭК (ЕС). По этой спецификации ленты выпускают четырех типов. Чем выше номер типа ленты, тем качественнее запись и выше стоимость кассеты. Лента типа-1 в качестве магнитного носителя покрывается слоем оксида железа. Эта лента пригодна для всех магнитофонов, дает записи умеренного качества с повышенным уровнем шума (шипения в паузах). Лента типа-2, на которую нанесли слой оксида хрома, дает заметное повышение качества, однако может использоваться в магнитофонах, где есть ручной или автоматический переключатель типа ленты или величины тока подмагничивания. Лента типа-3 напыляется сверхтонким порошком металла и позволяет получать записи отличного качества, сопоставимого с компакт-дисками. CD- и MD-плееры
CD-плееры — проигрыватели компакт-дисков, предназначенные для воспроизведения звуковой информации, записанной на компакт-диски (compact disk). Они имеют полупроводниковый лазерный диод для считывания информации с компакт-диска, электронно-оптическую систему и двигатель, вращающий диск. Компакт-диск (CD) представляет собой диск из прозрачной пластмассы (поликарбоната) диаметром 120 мм и толщиной 1,2 мм, на одной из сторон которого методом прессования нанесена сигналограмма в виде мельчайших углублений (питов), расположенных по спирали как бороздки на грампластинке. На эту сторону диска наносят светоотражающую пленку, а на нее — защитный слой (аналогично технологии изготовления зеркал). Информация на диске представлена в цифровом виде, двоичными единицами — битами: 0 — наличие, 1 — отсутствие двоичной информации. Амплитудное значение записываемого звукового сигнала измеряется 44000 раз в 1 с и 16-разрядным двоичным кодом записывается на спиральной дорожке диска. Считывать такую запись можно лишь световым пятном лазерного луча диаметром менее 1,5 мкм. Ширина спиральной дорожки равна 1,67 мкм (так что на поверхности диска размещено около 16 000 дорожек). Информационная емкость диска очень велика и достигает примерно 1000 Мбайт, что соответствует часовой стереофонической программе.
Мини-диск (MD) — магнитооптический носитель, предназначенный для записи и воспроизведения сигнала в цифровой форме. Диск — картридж размерами 7x7 см, напоминающий компьютерную дискету. На один мини диск можно записать 74 минут музыки, как на CD. По сравнению с компакт-диском он меньше по габаритным размерам, дешевле и его можно перезаписывать. В отличие от всех носителей на лентах мини-диск, как и CD, обеспечивает быстрый доступ к любому участку фонограммы.
Чейнджер — многодисковый CD-плеер с планарным расположением дисков. Акустические системы
Полное электрическое сопротивление головки громкоговорителя — это сопротивление переменному току на частоте 1000 Гц, измеренное на зажимах головки. Иногда полное электрическое сопротивление называют импедансом. Число полос— это число поддиапазонов звукового спектра, на который разделен весь звуковой спектр акустической системы. Современные технологии не позволяют создать один динамик, воспроизводящий весь частотный диапазон звуковых сигналов. При одном динамике, даже если он широкополосный, неравномерность АЧХ достигает 20 дБ. Для воспроизведения высоких частот желательно иметь диффузор малого размера и как можно меньшей массы, что противоречит требованиям к диффузорам низкочастотных динамиков. В связи с этим в акустических колонках устанавливают несколько излучателей, специально сконструированных для низкой, средней и высокой полос звуковых частот. Перед каждым динамиком устанавливают электрические фильтры, пропускающие на них соответствующие полосы звуковых частот. Частоты разделения фильтров в колонках обычно составляют 200 и 3000 Гц.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 732. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |