Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 29. Диспозиция как этап риторического канона. Работа над текстом на этом этапе. Понятие о хрии.




 Античный риторический канон предлагал четыре важнейшие части, определяющие линейную структуру речи: 1) введение, 2) рассказ или изложение, 3) повествование или способ убеждения, 4) заключение. Сегодня композиция текста традиционно трехчастна.

Предисловие, или введение, может служить для того, «чтобы (слушатели) заранее знали, о чем будет идти речь, или показать цель, ради которой (произносится) речь.

Первое понятие речи и расположение к ней достигается именно ее началом, и поэтому оно должно сразу привлечь слушающего. Вступление к речи не должно быть страстным и задорным, а естественно, неторопливо, постепенно увлекая слушающих, должно подводить их к существу дела. Во вступлении может идти речь о месте и времени, о характере и свойствах; ритор может говорить от своего лица, от самой темы... Вступление должно быть ясным и кратким.

В основной части необходимо четкое знание предмета, о котором идет речь, учет аудитории, для которой создается текст, соблюдение причинно-следственных отношений.

Безусловно, именно здесь, в основной части, располагается наибольшее количество фактического материала, который может информировать и убеждать слушателей.

Последняя часть – заключение, в котором оратору нужно: 1) постараться расположить слушателей к себе и дурно – к противнику; 2) применить преувеличение и умаление; 3) разжечь страсти слушателей; 4) напомнить, для чего произнесена речь», – эти требования Аристотель предъявлял к устному тексту, но они применимы и к письменному с некоторыми модификациями.

М.В. Ломоносов дал такое определение вступлению: «Вступление есть часть слова, через которую ритор слушателей или читателей приуготовляет к прочему слову, чтобы они склонно, понятно и прилежно оное слушали и читали». Уже в определении вступления автор называет ту главную функцию, которую оно должно выполнять, – подготавливать читателя и слушателя к восприятию основного содержания, содействовать адекватному пониманию содержания речи.

Интересны и поучительны мысли М.М. Сперанского об этапе расположения: «Два главных правила расположения мыслей:

1. Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтобы одна мысль содержала в себе, так сказать, смысл другой.

2. Все мысли должны быть подчинены одной главной. Во всяком сочинении есть известная царствующая мысль: к сей-то мысли должно все относиться. Каждое понятие, каждое слово, каждая буква должны идти к концу: иначе они будут введены без причины, они будут излишни».

 

Главная причина, по которой этап диспозиции является необходимым и непосредственно предшествующим элокуции, обусловлена двумя фундаментальными свойствами речи – ее линейностью и дискретностью. «Набор» смысловых компонентов не может сразу стать речью, поскольку имеет нелинейную концентрацию. Эти особенности речи, к которым можно добавить также и связность, были прекрасно известны риторам. Поэтому важнейшим результатом этого раздела риторического учения явилось представление о возможности дать ораторам и создателям речевых высказываний стандартные, типовые рекомендации о составе и порядке следования композиционных частей ораторской речи. Разрабатывались подобные теории применительно к речи вообще или к ее отдельным жанровым разновидностям.

 

Хрия, таким образом, есть некая совокупность приёмов для развития предложенной темы. В античные времена, когда ораторское искусство становится предметом системного научного осмысления, и возникает риторика, как наука «изобретения и расположения мыслей», первые риторы-теоретики начинают систематизировать эти способы. Используемые в учебных целях сборники хрий были популярны; древнейшие из них были составлены риторами Гермогеном и Афтонием.

Наука риторики выделяет в составе хрии следующие основные части:

вступление

причина

противоположение

подобие

пример

свидетельство

заключение





Билет 30. Элокуция как этап риторического канона. Функция тропов и риторических фигур в публицистическом тексте.

Элокуция – очень важный этап построения речевого высказывания, текста, несущий в себе огромные и разнообразные возможности использования слов и их сочетаний.

В теории данного этапа разрабатывались тактические вопросы использования лексического и синтаксического материала.

Здесь важен тщательный отбор слов и их сочетаний, семантический, стилистический, частеречный, даже звуковой. Основное содержание данного этапа выражается двумя основными направлениями: перевод мыслей в слова и использование тропов и фигур.

Первая функция элокуции – отбор слов для выражения мысли. Сюда относятся общие наблюдения над различными грамматическими формами и конструкциями в тексте (предложение, фраза, период).

Описание и классификация риторических фигур – предмет исследования второй части этапа элокуции. Теория фигур речи, как и тропов, никогда не была в классической риторике самоцелью и должна быть интерпретирована как продолжение двух первых частей канона – инвенции и диспозиции.

Тропы и фигуры – «намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь к себе внимание, замедлить чтение, задуматься, увидеть изображаемое многоплановым, глубже понять его смысл».

Целесообразно взять за рабочие определения следующие:

Троп (греч. tropos) означает «поворот, оборот речи». Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный какими-то смысловыми отношениями с первым.

Фигура – это оборот речи, представляющий собой словесную конструкцию, оформляющую ход мыслей говорящего, способ придания выражаемой мысли особой формы.

Использование тропов и фигур в речи, как устной, так и письменной, позволяет образно выразить мысль, сделать впечатление от чего-либо более ярким, выразительным, наглядным.

Текст, в котором удачно употреблены оригинальные тропы и фигуры, несомненно, выигрывает, поражает образностью и оригинальностью, задерживает внимание на определенных местах текста, способствует наилучшему усвоению его смысла. Знание тропов и фигур и умение пользоваться ими – необходимый элемент риторического знания, способствующий как развитию речи, так и возможности мыслить оригинально, нешаблонно.

Третьей частью этапа элокуции является характеристика стиля.

Журналисту при непосредственном воплощении мыслей в текст нужно четко ориентироваться на то, что произведение будет создаваться в публицистическом стиле, что разрабатываемая тема требует воплощения в определенном жанре. Это значит, что языковые и речевые средства должны отбираться в соответствии со стилем и жанром.

Кроме того, текст надо украсить (это один из признаков публицистического стиля). Здесь на помощь автору приходят тропы и фигуры, созданные именно для украшения, придания тексту яркости и своеобразия.

Итак, этап элокуции состоит в чистоте стиля, а также в выборе слов и речевых форм для украшения высказывания.

 

Тропы

К наиболее употребительным тропам традиционно относят метафору, метонимию, синекдоху, эпитет, сравнение. Проследим на примере того же текста очерка В. Пескова, как современные журналисты используют средства выразительности речи.

В. Песков умело пользуется переносными значениями слова, создавая метафоры. Например: «Молодые слоны школу жизни проходят под руководством матери и тетушек...»; «Слоновая кость стала проклятьем животных и могла бы привести их к истреблению» и др.

Интересно, что в тексте художественный образ может быть обыгран в отдельном микротексте. Например, «Прозаична покупка билетов в кассе – как на автобус. С человека – шестьдесят рупий и пожалуйте на “пристань”». Вбегаешь по ступенькам на возвышенье, и слон с твоим номером уже стоит у причала».

Метонимия – перенос названия по смежности. С помощью метонимии часто называют: предмет по материалу, из которого он сделан (пронзен железом вместо железным оружием); предмет по его свойству (убийство достойно казни вместо убийца достоин казни); предмет по производителю действия (читать Вергилия); содержимое по предмету, содержащему его (острая голова вместо острый ум в голове); время по предмету, характеризующему это время (учиться до седых волос вместо учиться до старости).

Синекдоха – перенос названия от большего к меньшему и от меньшего к большему. В основном употребляются род вместо вида, и наоборот, часть вместо целого. Например, цвет вместо розы, река вместо воды и т.п.

У В. Пескова: «Африканский слон (вместо слоны) для этого оказался слишком строптивым».

Сравнение – троп, заключающийся в подборе предмета сравнения, что позволяет дать более яркую характеристику.

В тексте В. Пескова достаточно много интересных и очень метких сравнений: «От этого качка, как на сейнере в шторм»; «А слоны на стоянке проходят маленький техосмотр – одному подтягивают подпругу, другому из ступни выковыривают застрявший, как в резине, камешек» и др.

Для создания публицистического текста, где важна функция воздействия, подобные речевые формы являются сигналами для читателя. Особую значимость в плане выделения имеют фигуры выделения.

Фигуры выделения

Это фигуры, основанные на сопоставлении слов во фразе. Чаще всего они представляют собой разного вида повторы.

Анафора – повторение в начале предложения одного и того же слова или группы слов. Например: «Но самое главное, на мой взгляд, атмосфера. Ее не передаст никакое телевидение. Ее надо было чувствовать, в ней надо было купаться».

Эпимона – повтор грамматических форм слова. Например, в очерке В. Пескова: «Платить за пленку им надо в два раза больше, чем в магазине. Но платят – дорога ложка к обеду».

Повторяться могут слова, стоящие рядом друг с другом в начале, середине или конце высказывания. Повтор одного и того же слова усиливает его значение, подчеркивает важность определенного момента повествования. Можно выделить следующие разновидности повторов: лексический и семантический.

Лексический повтор – повторение в тексте всего заголовка в целом, отдельного слова или слов, при этом обращается внимание на смысл, заключенный в названии. Семантический повтор – употребление в тексте слов, близких по смыслу.

 

Фигуры синтаксиса

Инверсия – перестановка слов, позволяющая акцентировать внимание на определенном слове предложения или придать высказыванию особую стилистическую окраску. Например: «В натуре же это из стали кованный инструмент принуждения»;

Антитеза – фигура, состоящая в противопоставлении или сопоставлении контрастных понятий. Очень интересная, богатая в плане выразительности фигура.

Амплификация – фигура, состоящая в накоплении синонимов. В «Слоновой пристани в Амбере» к амплификации можно отнести следующий пример: «А через шесть месяцев в руках человека уже совершенно покорный, послушный и кроткий зверь».

Применение синонимов помогает усилить главный смысл, а также отразить основную мысль разнообразно и всесторонне.

 

Фигуры речемыслительные

Данный тип риторических фигур определяется ходом мысли и больше характерен для устной речи, особенно диалогов, когда фигуры появляются в речи в ответе на реплики оппонентов.

Перифраза – «выражение, являющееся описательной, распространенной передачей выражения или слова»: царь зверей вместо лев.

Такое средство, как ирония, нередко встречается в публицистических текстах, выступая в роли авторской оценки. Например, «Многие босоногие бизнесмены знают, что пленка имеет обыкновение кончаться и трусят рядом».

Уподобление – развернутое сравнение одного факта действительности с другим, несущее дополнительную информацию и помогающее раскрыть мысль автора. Например, у В. Пескова примером уподобления можно посчитать аналогию автора слоновой дороги с театром.

 

Фигуры, выражающие эмоции

Подобные фигуры усиливают не только выразительность, но и логический смысл речи.

Риторический вопрос – фигура, состоящая в придании высказыванию вопросительной формы, которая не требует прямого ответа. Предоставляется возможность каждому читателю «домыслить», что произойдет, или что хотел сказать автор.

Риторическое ответствование – фигура, состоящая в том, что автор задает себе вопросы, а затем сам же отвечает на них. В. Песков, работы которого напоминают беседу с читателем, достаточно часто использует эту фигуру. Например:

«Осталось ли место этим животным в большой, но крайне перенаселенной стране, где пашня год от года теснит леса? В Дели мне дали справку: “В Индии сейчас примерно пятнадцать тысяч диких слонов и пять ручных”».

Таким образом, тропы и фигуры выполняют самые разнообразные функции в тексте: прежде всего, способствуют раскрытию авторского замысла и авторского «я»; помогают привлечь внимание читателей и активизировать его, призывают разделить точку зрения автора, выделяют основную мысль, подчеркивают особенности различных деталей или действий.

Итак, мы наблюдали, как категории риторического канона проявляют себя в готовом тексте. Задача же состоит в том, чтобы научиться создавать текст в определенном жанре с опорой на традиции классической риторики. Об этом речь пойдет при рассмотрении отдельных публицистических жанров.


 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 480.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...