Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 31. Основные виды речей: эпидейктическая, информирующая, аргументирующая. Их роль в профессиональной деятельности журналиста.




Эпидейктическая речь – торжественная, произносимая в особо торжественных ситуациях. Чаще всего она соотносится с особо значимым общественным событием или «круглой датой» этого события, с юбилеем выдающего человека. В традиции русского красноречия – это «похвальное слово», подчас звучащее как бы от лица современников автора, но вместе с тем раскрывающее личностный характер восприятия автором события или героя речи. Не случайно в заглавии произведений этого жанра нередко появляется местоимение «мой»: «Мой Пушкин», «Мой Малый театр».

Информирующая (информативная) речь и ее особенности - функции информирующего (информативного) высказывания. Виды и типы информации. Принципы отбора информации для реализации замысла высказывания. Структурирование информации, принципы расположения материала в информирующей речи. Структурно-смысловые части информирующей речи, их функции. Особенности вступительной и заключительной части информирующей речи. Требования к содержанию и структуре основной части. Устные информативные жанры, их специфика и разновидности. Устная научная информирующая речь. Специфика учебно-научной информации. Средства активизации внимания слушателей в процессе публичного выступления информирующего характера.

Аргументирующая речь - функции и разновидности аргументирующей речи (убеждающая, доказательная, объяснительная, агитирующая и др.). Общая характеристика аргументирующей речи. Задачи оратора, решаемые в процессе подготовки аргументирующей речи: определение проблемы речи (спорного вопроса); формулировка тезиса, требующего доказательства; выбор стратегии доказательства. Доказательство в аргументирующей речи. Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Виды доказательства (прямые и косвенные). Тезис, требования к формулировке тезиса. Тезис и антитезис. Термины тезиса и требования к их использованию. Деление тезиса на составляющие части. Основные приемы деления тезиса. Ошибки в формулировке тезиса. Формы отклонения от тезиса. Аргументация как система убеждения, доказательства, объяснения. Специфика риторической аргументации. Логическое и риторическое в аргументации. Доказательство как совокупность логических приемов обоснования истинности доказываемого положения. Внушение как способ воздействия на подсознание слушателей, на чувственную и эмоциональную сферу человека с целью “навязывания” готового мнения адресату. Убеждение как риторическая форма воздействующей речи (сочетание доказательства и внушения, “сила чувств” и убедительности). Агументы “к аудитории”. Иллюстративные и образные аргументы. Приемы и способы создания системы аргументов (отбор аругментов; группировка аргументов; оценка воздействующей и логической “силы” аргументов; правила расположения аргументов в структуре речи, их представления аудитории. Демонстрация (доказательное рассуждение). Связь тезиса и аргумнтов в структуре доказательного рассуждения (умозаключения). Виды рассуждений: индуктивный, дедуктивный, рассуждение по аналогии, причинно-следственное.


 




Билет 32. Классификация публицистических жанров: основания для выделения трех групп.

В особый раздел художественно-публицистических текстов принято относить произведения, написанные в жанре очерка, эссе, слова, памфлета, фельетона, пародии. Все эти жанры отличаются тем, что в них тесно переплетаются черты публицистики и художественности на всех уровнях текста в выражении авторского отношения к происходящему с гражданственных позиций и отражении этой специфики в отборе и сочетании различных языковых и речевых средств.

Теория речевых жанров была разработана М.М. Бахтиным и сейчас активно разрабатывается в речеведческих дисциплинах. В журналистике выделяют 3 группы жанров на основании целевой установки.

Информационные:

  • Репортаж
  • Заметка
  • Хроника
  • Отчет
  • Виды интервью
  • Корреспонденция

Цель: создание определенной информационной модели отображения явления

Аналитические:

  • Статья
  • Интервью
  • Комментарий
  • Рецензия
  • Обозрение
  • Расследование
  • Прогноз
  • Версия

Цель: выявление причинно-следственных отношений между явлениями, а так же оценка и прогноз

 Художественно-публицистические:

  • Очерк
  • Памфлет
  • Фельетон
  • Житейская история
  • Эссе

Цель: оказать эмоционально-образованное воздействие на аудиторию.





Билет 33. Общая характеристика информационных жанров.

С профессиональных позиций информационные(информирующие, сообщающие сведения) жанры журналистики объединяются прежде всего признаками событийности, документальной насыщенности, оперативности. Объект информационного жанра – не просто факт, непосредственное событие, но факт-новость. Это разграничение понятий «событие» и «новость», современные формы «расширения новости»

 

Вот почему мы считаем возможным в качестве установочных положений к этому разделу пособия дать подробные ссылки на работу талантливого педагога-журналиста по двум важнейшим вопросам создания произведений информационных жанров.

 

«Выражение «новость для прессы» постепенно стало звучать как «новость прессы», обозначать не «сырье», но особый литературный продукт. Сегодня на рынке информации этот продукт предстает все более профессионально отточенным». Тезис о необходимости «профессиональной отточенности» журналистского материала, на наш взгляд, означает правомерность рассмотрения жанровых признаков «литературного продукта» журналистики с позиций риторических, даже если речь идет об информационной заметке.





Билет 34. Проявление авторского «я» в информационных жанрах.

Функции авторского «я» многообразны. Вспомним информационные жанры, где автор выступает прежде всего свидетелем. В очерке можно выделить наряду с функцией автора-свидетеля еще и функции автора-исследователя и автора – лирического героя, что также влияет на содержание (смысловое, структурное и языковое) текста. Наглядно функции авторского «я» продемонстрированы в таблице.

  • Автор-исследователь
  • Автор-свидетель
  • Автор-лирический герой

Итак, выражение авторского «я» в очерке тесно связано с наличием в нем функционально-смысловых типов речи. В путевом очерке происходит резкая смена типов речи, что связано с такими чертами очерка, как эскизность и ассоциативность.

Формы выражения авторского «я» многообразны (от тонкого лиризма до высокого гражданского пафоса).

В связи с тем, что путевой очерк включает в себя встречи с публицистическими героями, то знать о наличии «я» героя в очерке также необходимо. Если героями путевого очерка становятся обитатели природы (как у В. Пескова), то чаще всего эти герои характеризуются с помощью авторских комментариев: «Разбредясь, олени стали кормиться. Боже, с каким же трудом доставалась им тут еда!










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 458.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...