Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Стадии развития религиозных организаций




1. Первичным звеном института религии является религиозная группа. Она возникает на основе совместного отправления религиозных обрядов, то есть символических действий, в которых воплощаются те или иные религиозные представления. Первоначально в культовых действиях участвовали на равных основаниях все члены первобытной общины. Дифференциация их функций при отправлении обрядов происходит лишь по полу и возрасту. В зависимости от уровня развития данных общностей ведущую роль в культовой деятельности играют либо женщины, либо мужчины.

2. Однако по мере усложнения общественной жизни выделяются специальные люди, которые играют все более важную роль в обрядах. Постепенно в религиозных группах вычленяются специалисты по проведению культовых действий: колдуны, шаманы. Они образуют своеобразную профессиональную группу, занятую таким видом деятельности, как организация и проведение обрядов. Так начинается вторая стадия развития религиозных организаций.

3. Становление раннеклассового общества приводит к существенному усложнению общественной жизни, в том числе и религиозных представлений, а также к изменению социальных функций религии. На передний план выходит задача по регулированию помыслами и поведением людей в интересах правящих классов, доказательству сверхъестественного происхождения власти правителей. И тогда начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий – богослужение и вместе с ним организация служителей культа – жреческие корпорации. Жреческая корпорация – это не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальная прослойка или, точнее, сословие. Но и на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального института.

4. По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Усложнение общественного сознания и социальных институтов, связанное также с усложнением религиозного сознания и культовой деятельности, привело к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синтетических отношений и институтов. Постепенно вместе с самоопределением других надстроечных систем происходит самоопределение религиозной системы. Этот процесс связан с конституированием религиозных отношений.

Важнейшей целью религиозных организаций является нормативное воздействие на их членов, формирование у них определенных целей, ценностей, идеалов.

 Осуществление этих целей достигается посредством выполнения ряда функций:

1) выработка систематизированного вероучения;

2) разработка систем его защиты и оправдания;

3) руководство и осуществление культовой деятельностью;

4) контроль и осуществление санкций за исполнением религиозных норм;

5) поддержка связей со светскими организациями, государственным аппаратом.

В развитой форме религиозные организации представляют собой сложный социальный институт. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций, также имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемая подсистемы. Первая подсистема включает в себя группу людей, занимающихся выработкой и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем за поведением, включающим в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью. Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями и руководящими органами религиозных объединений, между священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.

Церковь – это тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации и координации религиозной деятельности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе определенного обряда индивид автоматически включается в данную религиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое членство. (7 параметров см в таблице).

 

 

7 Вопрос. Традиционная секта и деноминация как типы религиозной организации по 7параметрам.

Секта возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в «избранничестве Божьем», проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации. (7 параметров см в таблице).

Деноминация– это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От

церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а, следовательно, и спасения души для всех верующих. С сектой же ее сближает принцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества. (7 параметров см в таблице).

 

       8. Харизматический культ и деструктивная религиозная организация («тоталитарная секта») как типы религиозной организации по 7 параметрам. 5 качества харизматического лидера. Типология новых религиозных движений и деструктивных религиозных организаций.

       Харизматический культ – можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность же харизматического культа связана «с процессом его формирования. Данная религиозная организация создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признает себя сама и признается другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны). Харизматический культ, как правило, малочислен, в нем в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм. (7 параметров см в таблице).Деструктивная религиозная организация – при образовании одна из разновидностей секты или харизматического культа, отличается широким применением обманной вербовки (т. н. «эзотерический разрыв») и методов контроля и изменения сознания без ведома и осознанного согласия обращаемых в ряды сторонников. Отличается от харизматического культа тем, что вертикальные социальные связи замкнуты не исключительно на лидера, как в культе, а на лидера и его ближайших сторонников, поэтому после гибели или ухода лидера деструктивная религиозная организация продолжает существовать. Часто ориентирует своих последователей на активное неприятие не только иных религий и любых людей вне своей структуры, но и общественных норм и государственных законов. Еще более сильные претензии на исключительность, изоляцинизм, мощный психологический взаимоконтроль и блокирование попыток выхода из организации. (7 параметров см в таблице).

       На основании исследований можно выделить следующие основные черты большинства новых религиозных движений (НРД):1. Во главе чаще всего стоит харизматический лидер, уверяющий, что он обладает новым уникальным «откровением» относительно Высших Сил (Бога) и реальности.

       Ученые, признающие понятие «харизмы» (а признают его научным не все), формулируют пять основных качеств, общих для всех харизматических лидеров:

       1) Харизматический лидер в каждый конкретный момент времени думает, мыслит и чувствует не как элита данного коллектива, не как большинство данного коллектива, как весь коллектив в целом, если бы он был одним живым существом.

       2) Соответственно, в каждой конкретной ситуации решение, принятое харизматическим лидером, воспринимается для его коллектива как оптимальное или, как минимум, наименьшее зло, по мнению всего коллектива.

       3) При этом главная сила любого харизматического лидера в том, что как только он получает контроль над коллективом, отныне любая его идея, мысль, программа действий воспринимается любым членом данного коллектива с чувством сильнейшего эмоционального подсознательного одобрения и приятия, независимо от того, что на уровне сознания слушающий может понимать, что предлагаемое опасно, несбыточно, преступно, абсурдно, просто глупо или смешно – но вот «нравится и всё!». В этом и заключается главная сила харизматического лидера – в религии и политике, на войне и в обществе… При этом мы не утверждаем, что вообще всегда и все харизматические лидеры были деструктивными или хотели зла. Ибо, например, основатели всех мировых религий в рамках этой теории – тоже харизматические лидеры. Однако в данной главе мы более говорим о харизматических лидерах именно деструктивных организаций, хотя данное конкретное определение подходит ко всем харизматическим лидерам в целом.

       4) Харизматический лидер не сразу получает контроль над коллективом, для этого необходимо, чтобы он, во-первых, осознал себя как лидера и как бы «попал в резонанс» с мыслями и чувствами коллектива, а во-вторых, чтобы коллектив это заметил. Харизматическими лидерами не рождаются, ими становятся. Но вот когда данный человек стал харизматическим лидером данного коллектива, он может внушить коллективу абсолютно любые идеи, и коллектив всеми силами искренне будет стремиться их выполнить – даже в том случае, если они ведут к гибели коллектива и вступают в противоречие с базовыми индивидуальными и групповыми инстинктами (даже с инстинктом самосохранения). Лидер может внушить коллективу абсолютно любые идеи. Часто, хотя и не всегда (это не обязательное условие) лидер верит в эти идеи и сам.

5) С того момента, как лидер замечен коллективом и взял коллектив под контроль, его практически невозможно отстранить или свергнуть извне, и очень маловероятно изнутри, притом он скорее всего может быть оттеснен другим таким же лидером. Власть идей лидера над коллективом прекращается не сразу даже тогда, когда лидер удален и изолирован от коллектива на десятки лет или умер.

2. Лидер создает особую «семью» или коммуну, в которой его называют «гуру» или «отцом» – принцип «гуруизма».

3. Лидер устанавливает обязательные для всех абсолютные правила поведения, но он и его ближайшие помощники вовсе не обязательно следуют им сами (ибо они уже духовно очистились, запретное для рядовых верующих им якобы не повредит и в грех не введет).

4. Группа придерживается катастрофическо-апокалиптиче ского взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всего имущества, меняют место жительства. Их часто убеждают, что раз скоро конец света, то имущество им не понадобится, его надо передать лидеру или продать и передать лидеру деньги, это поможет лидеру спасать души их и других людей от грехов и гибели в грядущем апокалипсисе.

5. Используется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира. Человеку создают новое мировоззрение, новую систему ценностей, новую личность, полностью лояльную секте…

6. Культ в этих новых организациях предпочтительно коллективный, используется «техника» психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их адаптированию к группе (специальные техники – «лав бомбинг») и другие.

7. И наконец, новые религиозные движения действительно активнее всех применяют специальные новейшие технологии обработки сознания.

Исследователи новых религиозных движений выделяют следующие их разновидности:

1. Неохристианские объединения – «Церковь объединения», «Дети Бога», «Церковь тела Христа» и др. Для этих вероисповеданий характерно стремление построить свое вероучение на базе редактирования или дополнения (!) Священного Писания христиан, Библии (ни одна традиционная секта или течение христиан никогда не будет редактировать Библию или ставить что-то с ней наравне), эти организации хотят объединить христианское вероучение с элементами восточных религий, у них наукообразная фразеология в изложении вероучения, ярко выраженные мотивы скорого конца света и мессианизм, наделение руководителя статусом посланника Бога, «живого Бога», сообщающего людям новое откровение и высшие нравственные предписания.

2. Саентологические (от англ. science – наука) или наукообразные направления. Одни из самых опасных, используют научные термины и маскируют при вербовке себя под научные, общественные, научно-популярные организации. Классический представитель – «Церковь саентологии» Р.Л. Хаббарда. В этих направлениях получают мистическую трактовку различные неисследованные явления природы и психики человека. Еще один пример – т. н. «философская школа Новый Акрополь», признанная во Франции и Бельгии ультраправой религиозной организацией профашистского толка. Отечественный примеры – т. н. «КОБ» и группа «Внутренний Предиктор СССР».

3. Неоориенталистские культы: «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский узел – буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Маха рай Джи» и др. Общей чертой всех этих неоориенталистских (восточных) культов является использование фрагментов идеологии дальневосточных религий и обрядов, психопрактик буддийско-конфуцианского и индуистского ареала, агрессивная антиинтеллектуалистская направленность, а также способы психофизического воздействия на человека. Они называются неориенталистскими потому, что заимствованы с Востока: это западные переделки от-дельных идей индуистских и буддийских учений.

4. Неоязыческие культы – существует огромное количество, в России наибольшее место занимают славянские неоязыческие группы, многие из которых политизированы и придерживаются радикально-националистических, антизападных и часто антихристианских взглядов (Как уже упоминалось, в России существует группа неоязыческих культов, представленных, например, московской неоязыческой славянской общиной, группой Доброслава, орденом-миссией «Джива – храм Инглии», Родная вера, Родная украинская национальная вера и др.) Все они обращаются к духовным дохристианским традициям, поэтому исповедуют многобожие – поклоняются Перуну, Мокоши, Велесу, Стрибогу, Даждьбогу и др. С точки зрения последователей неоязычества, христианство, привнесенное из-за рубежа, сформировало рабскую психологию славян, способствовало их подчинению другим народам. Вот почему право славить бога (Даждьбога) и его вечную энергию бытия принадлежит только неоязычникам. Кроме того, последователи ордена-миссии «Джива – храм Инглии» отмечают праздники, посвященные богам как языческого пантеона (день Сварога), так и мировых религий (день Кришны, день Будды, Пасха и др.), совершают обряды причастия, крещения, постятся. Появление неоязычества в последние годы, по-видимому, связано с обращением наших соотечественников к историческим корням, с поиском ответов на те вопросы, которые поставила жизнь сегодня. Многие активно ищут ответы на трудные вопросы современной российской жизни, но не находят их ни в официальной идеологии, ни в идеологии традиционных религий).

Более умеренные политические взгляды имеют сторонники скандинавского неоязычества, среди них больше людей умеренных убеждений и историков, гуманитариев, изучающих гораздо лучше сохранившуюся (в отличие от заново реконструированной славянской) скандинавскую мифологию. Есть также адепты неоязыческих культов майя, американских индейцев, последователи К. Кастанеды и т.д.

5. Экологические радикальные религиозные движения – «Звенящие кедры России», «воины Радуги», «Бойцы за освобождение животных» и т. д.

6. Синкретические культы – представляют собой как бы синтез элементов различных культур и конфессий (интерконфессиональные) – Ашрам Шамбала, Церковь Объединения и др.

7. Целительные культы – здесь можно упомянуть «Радастею» и ряд других.

8. Сатанинские группы – «церковь Сатаны» и другие – провозглашают себя сознательными носителями зла (или, в более сложных случаях, адептами абсолютной свободы, природной естетвенности, «прометеевской» борьбы с иерархией) и антиподом христианства.

9. Оккультно-колдовские культы (магия, астрология, алхи-мия, демонопоклонничество).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 369.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...