Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КОНКУРЕНЦИЯ: ЕЕ ВИДЫ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ




2.1. Сущность и виды конкуренции

Конкуренция (лат. concurere ~ сталкивать, состя­заться) — соперничество между участниками рыноч­ного хозяйства за лучшие условия производства, куп­ли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хо­зяйственной обособленностью каждого субъекта рын­ка, его полной зависимостью от хозяйственной конъ­юнктуры и противоборством с другими претендента­ми за наибольший доход. Борьба за экономическое вы­живание и процветание - закон рынка.

Конкуренция (как и ее противоположность - моно­полия) может существовать только при определенном состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и моно­полии) зависят от определенных параметров (показа­телей) состояния рынка. Основными параметрами яв­ляются:

• количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридическо­го лица), поставляющих товары на рынок;

• свобода вхождения предприятия на рынок и вы­хода из него;

• дифференциация товаров (придание определенно­му виду товаров одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

• участие фирм в контроле за рыночной ценой. Посмотрим, как классифицируется рыночное соперни­чество в мировой экономической литературе (схема 1).

В зависимости от состояния рынка выделяются. такие главные виды.

• Свободная («совершенная») конкуренция.

• Конкуренция между монополиями («несовершен­ная» конкуренция).

 

• Регулируемая конкуренция.

2. С учетом методов состязательности различают следующие формы; ценовая конкуренция, неценовая конкуренция.

К собственно классической форме рыночного сопер­ничества относятся свободная и ценовая конкуренция.

Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество независимых фирм, са­мостоятельно решающих, что создавать и в каких ко­личествах. Во-вторых, никем иничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всем жела­ющим. Это предполагает возможность каждому граж­данину стать свободным предпринимателем и приме­нить свой труд и материальные средства в интересую­щей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, продукты определенного назначения одинаковы по важнейшим свойствам (не дифференцированы). В-четвертых, фирмы никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Свободная конкуренция имеет дополнительные оп­ределения, которые более полно характеризуют ее свой ства. Б западной экономической литературе ее назы­вают чистой, поскольку она свободна от всякого вме­шательства государства и рынок также «чист» от мо­нополий. Классический вид состязательности имеет и такой признак: участники торговых сделок имеют со­вершенное знание о торговых сделках (о качестве то­варов, ценах и выгоде торговли). Все сказанное дает основание называть данный вид совершенной конку­ренцией.

Свободная конкуренция, естественно, соответству­ет периоду классического капитализма. В более пол­ной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии, и лишь в XIX веке. Свободное соперничество в совре­менных условиях — редкое явление. Так, в западных странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и на поприще рыночного со­стязания фермеров.

Между тем, во всех существующих видах конку­ренции в большей или в меньшей мере соблюдаются писанные и неписаные правила рыночного соперниче­ства.

Правила конкурентного поведения. Прежде всего, важно представлять реальные масштабы рыночного противоборства. Оно охватывает всю систему рынков. В каждом виде рынка конкуренция часто выливается в «войну всех против всех».

Такое всеобщее сражение ведется на трех фронтах. Один фронт мы обнаруживаем среди продавцов. Все они стремятся продать свои продукты подороже. Од­нако, когда соперничество между ними обостряется, то побеждает тот, кто сбывает товары подешевле, что­бы стимулировать спрос.

Другой — развертывается среди покупателей, кото­рые стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда же между ними разгорается острая борьба, то побеждает (покупает больше) тот, кто предложил бо лее высокую цену по сравнению с рыночной. Нако­нец, главный фронт «сражения» проходит между «ар­мией» продавцов и «армией» покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Какая же «армия» выигрывает сражение? Ра­зумеется та, которая больше сплочена и в итоге может навязать противнику свою цену.

Непрерывное противоборство выступает в качестве силы, направляющей деятельность всех агентов рын­ка по каналам, о которых они, пожалуй, и не подозре­вают. Конкуренция как рыночный регулятор законо­мерно воздействует на три явления:

а) на изменение цен покупателей и продавцов;

б) на нестабильное соотношение спроса и предло­жения, связанное с зонами избытка и недостат­ка благ; ■

в) на отклонение рыночной цены от точки равнове­сия. Такое регулирование идет по двум основ­ным направлениям.

Первое направление выражает объективную логи­ку развития событий. Рыночная цена устанавливает­ся на уровне, значительно превышающем точку рав­новесия.

В этом случае предложение товаров превышает их спрос, а поэтому на рынке образуется зона перепроиз­водства благ.

В таких условиях усиливается конкуренция среди продавцов. Сначала — какая-то их часть, а затем и все снижают цену. Последняя начинает движение к точке равновесия.

После массового снижения цен продукты раскупа­ются, а зона их перепроизводства исчезает. Второе направление имеет аналогичный сценарий, но собы­тия развиваются в противоположную сторону — ры­ночная цена опускается ниже равновесной точки.

Тогда спрос превышает предложение и, естествен­но, возникает зона нехватки товаров. В этом случае обостряется конкуренция среди покупателей.

Отдельные лица, а потом и все повышают цену. Она движется по направлению к равновесной цене.

Рост цен способствует появлению товаров на при­лавках магазинов, а производители становятся более заинтересованы в расширении выпуска продукции повышенного спроса. В итоге зона товарного дефици­та перестает существовать.

Значит, закон конкуренции оказывается законом более сильного воздействия на поведение субъектов рынка по сравнению с законами спроса и предложе­ния. Свободная конкуренция как бы заставляет чрез­мерно высокие и очень низкие цены двигаться к точке равновесия. Это центростремительное движение ведет, в конечном счете, к равенству противоборствующих сторон. Прямая причастность рыночной состязатель­ности к образованию равновесной цены и равновесно­го количества товаров диктует правила конкурентной «игры». Эти правила, ведущие к победе или пораже­нию соперников, таковы.

Первое правило.Фирмы должны учитывать уро­вень равновесной цены как норматив рационального хозяйствования. При нарушении такого норматива фирма, установившая, допустим, очень высокую цену на свою продукцию ради получения большей величи­ны прибыли, неизбежно сталкивается с затоваривани­ем своих продуктов, не находящих сбыта. Тогда она вынуждена через какой-то промежуток времени сни­жать цены или даже прибегать к распродаже изделий по ценам, наиболее приемлемым для покупателей. Так конкуренция дает наглядный урок всем, кто не учи­тывает общественно нормальные условия производства и реализации товаров.

Второе правило.Чтобы, как говорится, «обхитрить» равновесную цену, фирма продает свои изделия по общей для всех, равновесной цене, но при этом стара­ется затратить на единицу продукции меньше ресур­сов и создавать товары по более низкой J индивиду­альной цене.

Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяй­ственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской пре­мии Ф.Хайек сделал важное обобщение: общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других до­стигают своих целей. Вот вывод — замечательно под-. твержден всей историей цивилизации. Конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи.

Третье правило.Если обнаружится, что индивиду­альная цена фирмы на реализуемые товары выше рав­новесной цены из-за больших затрат на единицу про­дукции, то следует принимать энергичные меры по спасению предприятия. К таким мерам относится мо­дернизация (обновление) техники и технологии, ре­конструкция производства (его перестройка по-ново­му)- Если для этих преобразований нет необходимых средств, то придется закрывать предприятие.

Четвертое правило.При обострении борьбы сопер­ники прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг — продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, «бросовым») ценам. О подобном соперни­честве рассказал А.Куприн в романе «Яма». Возник­ли два новых пароходства, и они вместе со старыми неистово конкурировали друг с другом. В конкурен­ции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти копеек для пассажиров третьего класса до пяти, трех и даже одной копейки. Наконец, изнемо­гая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил еще полбулки белого хлеба. Конкуренцию невозможно ценить однозначно. Мы видели: она выполняет троякую роль. Во-первых, бла­годаря соперничеству утверждаются общественно нор­мальные условия производства и обращения. Во-вто­рых, она прокладывает дорогу всему новому, передо­вому. В-третьих, разрушаются и устраняются с ры­ночной арены все неэффективные и отсталые хозяй­ства. В результате этого в обществе происходит опре­деленное расслоение. Выделяются те, кто преуспева­ет, опираясь на технические, организационные и эко­номические достижения. Имеются и опустившиеся ниже общественно нормального уровня, разорившие­ся и потерпевшие хозяйственный крах. Думается, не­которые участники ожесточенных экономических битв мечтают о рынке без конкуренции. Однако тут же воз­никают сомнения. Возможен ли такой рынок и как его можно создать? Кому это будет выгодно и кому — не выгодно?

2.1. Позитивные и негативные стороны рыночной экономики

При рассмотрении рыночной экономики возникает ряд вопросов, которые требуют ответа. Это тем более необходимо, что перед нашими глазами негативный опыт нескольких лет экономической реформы, в ходе которой осуществляется замена существовавшей ранее экономической системы на систему, основанную на рыночных отношениях.

• Каковы достоинства и недостатки этой экономи­ческой системы?

• В чем причина ее преимущественного распростра­нения в мире?

• Почему наряду с аргументами в ее пользу выска­зывается немало аргументов против нее?

• В чем причина того, что «чистый капитализм* прошлого в экономически развитых странах претер­пел существенную модернизацию?

• В чем причина ориентации современного россий­ского общества на рыночную экономику?

• В чем причина экономического и политического кризиса, охватившего нашу страну и значительно углу­бившегося в ходе реализации экономической реформы?

• Какой, наконец, должна ^ыть экономическая си­стема нашей страны для преодоления кризиса и выхо­да на путь прогрессивного экономического развития, отвечающего традициям и возможностям страны и населяющий ее народ?

Для того чтобы ориентироваться в событиях эконо­мической жизни и ответить на эти вопросы, ознако­мимся с аргументами в пользу и против рыночной эко­номики, сформулированными в экономической лите­ратуре и вытекающими из международного опыта. | Аргументы в пользу рыночной системы : Конкурентная рыночная система направляет огра­ниченные ресурсы общества на производство тех това­ров и услуг, в которых общество больше всего нужда­ется. Она диктует применение наиболее эффективных комбинаций ресурсов и способствует разработке и вне­дрению новых, наиболее эффективных технологий, методов организации процессов производства, обще­ственного продукта, обеспечивающих более высокий уровень производительности общественного труда. ; Она способствует соединению личной выгоды про­изводителя с интересами потребителя и общества в целом, повышает личную заинтересованность участ­ников экономических процессов в конечных результа­тах труда.

Действие «невидимой руки» во многом освобожда­ет государство от управления экономикой, обеспечи­вает ее саморегулирование.

Рыночная система обеспечивает свободу предпри­нимательской деятельности и потребительского выбо­ра. Она координирует экономическую деятельность, делая ее более эффективной без принуждения.

Предприниматель или экономический субъект сво­бодно, на свой страх и риск, добивается экономичес­кой выгоды с учетом роли «вознаграждения» или «на­казания» за свою деятельность — ее результатами.

Конкурентная рыночная система, как утверждают ее сторонники, способствует повышению эффективно­сти экономики, обеспечивает более высокие темпы экономического роста, более высокий доход на душу населения страны.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...