Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Монополистическая конкуренцияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Реферат конкуренция ТЕМА: КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ план Введение : 1.Четыре основные модели рынка 1.1. Чистая конкуренция 1.2. Чистая монополия 1.3. Монополистическая конкуренция 1.4. Олигополия 2. Конкуренция: ее виды и экономическая роль 2.1. Позитивные и негативные стороны рыночной экономики Будущее антитрестовского законодательства
Заключение
Литература ВВЕДЕНИЕ Формирование современного экономического мышления немыслимо без овладения системным переходом к рыночным явлениям и процессам. А рыночную экономику нельзя представить без конкурентной борьбы, поскольку конкуренция является объективной закономерностью рыночной экономики. В свою очередь, конкуренция непосредственно связана с развитием такого явления как монополия. Вопросы «конкуренции» и «монополии» для нашей' страны стали наиболее актуальны в последние 10 лет в период перехода к рыночной экономике (ранее этим вопросам уделялось мало внимания, так как управлением рынка и экономикой занималось полностью государство). Теперь же, на новом этапе развития нашего государства эти вопросы ставятся принципиально важными, поскольку именно конкуренция помогает улучшить качество продукции и регулировать цены на рынке. Данная работа состоит из 3-х разделов, в которых раскрыты понятия конкуренции и монополии, их виды, а также уделено внимание антимонопольному законодательству. I. Четыре основные модели рынка Детальное изучение предпринимательского сектора экономики показывает чуть ли не бесконечное число различных рыночных ситуаций, ибо нет двух похожих отраслей. Любая попытка исследовать каждую отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их, просто, слишком много. Значит, следует определить и раскрыть несколько основных рыночных структур, или моделей. Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации: чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Эти модели отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является ли продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль. В таблице, приведенной ниже, подытожены харак-терные основные черты четырех укрупненных типов рынков: чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии, имеющих важное значение на практике.
Чистая конкуренция Характерными чертами этого рынка являются: • очень большое количество субъектов, производящих и реализующих товары и услуги, имеющие однородный и стандартизированный характер; • рыночная цена производимого и реализуемого продукта не зависит от производителя и потребителя. Контроль производителя над ценой отсутствует; • ни одна из фирм не может воздействовать на уровень цены в отрасли, так как увеличение или уменьшение выпуска одной незначительной доли общего производства не может повлиять на уровень цены данного продукта; • конкурентная цена на рынке имеет тенденцию к снижению и стремится сравняться с минимумом средних издержек производства, так как регулируется вступлением фирм в отрасль и выходом из нее в зависимости от наличия или отсутствия экономической прибыли; • условия вступления в отрасль не ограничиваются. Фирмы и ресурсы могут свободно перемещаться между отраслями производства; • неценовая конкуренция отсутствует вследствие ограниченности возможностей небольших фирм; • конкурентная система цен способствует: а) формированию объемов производства и такому распределению ресурсов, которое максимизирует удовлетворение интересов производителя, потребителя и общества; б) перераспределению ресурсов в соответствии с изменением потребительских вкусов, наличия и стоимости ресурсов, технологии и организации производства. Механизм рынка совершенной конкуренции создает условия для саморегулирования процессов производства, распределения, обмена и потребления в целях наиболее эффективного решения главных задач экономического развития. Однако он не свободен от недостатков. В условиях рынка чистой конкуренции имеют место ограничения эффективности производства и распределения производственного продукта. В экономической литературе отмечаются следующие факторы, препятствующие повышению эффективности производства и распределения в условиях рынка чистой конкуренции: • рынок не обеспечивает относительного равновесия доходов и порождает неравенство распределения произведенного общественного продукта; • рынок не допускает побочных издержек для производства общественных благ и удовлетворения общественных потребностей; • чисто конкурентный рынок может мешать разработке и внедрению новой техники и технологии в силу небольшого размера конкурирующих фирм и большей выгоды использования уже разработанных технических усовершенствований, чем собственные новации; • чисто конкурентный рынок не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов для потребления, ни условий для освоения новых продуктов. Примерами отраслей хозяйства с чистой (или совершенной) конкуренцией являются: • сельскохозяйственное производство; • мелкая розничная торговля; • сфера бытовых услуг; • производство мелких объемов проектно-строитель-ной продукции. 1.2. Чистая монополия Особое место на национальном рынке занимает чистая монополия. Чистая (или абсолютная) монополия представляет собой отрасль, в которой выступает фирма, являющаяся единственным производителем или поставщиком товара или услуги. Продукт монополии уникален. Он не имеет хороших или близких заменителей. Монополист выпускает и контролирует весь объем предложения и диктует цену выпускаемого продукта. Отсутствие конкуренции позволяет монополисту осуществлять полный контроль над ценой. Чтобы избежать конкуренции, монополист разными мерами блокирует вступление в отрасль других предпринимателей. Барьерами для вступления в отрасль служат: • высокая эффективность достигнутых масштабов производства, недоступная для возможных конкурентов; • собственность на лицензии и патенты; • собственность на важнейшие виды сырья; • технологические и структурные условия, исключающие возможность конкуренции. Монополисты широко применяют методы неценовой конкуренции, основой которых является реклама, ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара разным потребителям по разным ценам), а также различные формы нечестной конкуренции в целях увеличения объема продаж, дохода и прибыли. Чистая монополия имеет свои особенности в ценообразовании, образовании дохода, прибыли и распределении произведенного продукта. Монополист заинтересован в получении совокупной прибыли. Совокупная прибыль есть разница между совокупным доходом и совокупными издержками производства. Монополист стремится к максимуму совокупной прибыли, а не к максимуму прибыли на единицу продукции. Поэтому монополист часто избегает более высоких цен, предпочитая получить большой доход от увеличения объема продажи продукта по более низкой цене. Однако, пользуясь монопольной властью, в ряде случаев монополист считает выгодным сократить объем производства, сокращая издержки производства, назначить высокую цену и за этот счет получить больший доход и большую прибыль. Существуют различные оценки того, насколько чистая монополия способствует научно-техническому прогрессу. Мнения о том, что более высокие экономические прибыли позволяют организовать в более широком масштабе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, противостоят мнению о том, что отсутствие конкуренции в чистой монополии замедляет научно-технический прогресс. Чистая монополия не гарантирует постоянного получения экономических прибылей, так как вследствие падения спроса и роста издержек производства в периодах кратковременного нарушения равновесия спроса и предложения возможны убытки, однако совокупный убыток, как правило, покрывается совокупным доходом в течение длительного периода. Чистая монополия способствует неравенству в распределении дохода и произведенного общественного продукта. Назначение более высоких цен в результате рыночной власти монополистов позволяет монополисту получать высокие экономические прибыли. Владельцы монополистических предприятий стремятся обогатиться за счет значительной части общества. Монополистическая прибыль, как правило, концентрируется в руках относительно небольшой группы лиц с самыми высокими доходами, стимулируя неравенство распределения произведенного общественного продукта. Большинство чисто монополистических отраслей'1 являются естественными монополиями, которые подлежат государственному или общественному регулированию, которое выражается в регулировании цен и тарифов на товары и услуги, отпускаемые монополистами. Регулирование цен и тарифов в известной степени снижает отрицательные социальные последствия от деятельности естественных монополий. Примерами отраслей хозяйств, в которых преимущественно действуют предприятия-монополисты, являются: •местные предприятия сферы общественного пользования (метрополитен, рельсовый и безрельсовый городской общественный транспорт, почтовая, телефонная и телеграфная связь, энергетика); • железнодорожный, водный и воздушный транспорт; • оборонная промышленность; • металлургия; • тяжелое машиностроение. Монополистическая конкуренция Монополистическая конкуренция представляет собой модель рынка, соединяющую в себе черты рынков чистой конкуренции и чистой монополии. Эта модель рынка нашла очень широкое распространение в экономике многих стран. Она включает в свой состав очень значительный объем конкурентного рынка, смешанного с небольшой долей монопольной рыночной власти. Отличительными признаками монополистической конкуренции являются: •наличие относительно большого числа относительно небольших фирм, каждая из которых производит и реализует похожую, но не идентичную продукцию (на пример, обувь, одежду, мебель и т. д.); • производимая продукция дифференцирована по качеству, видам предоставляемых услуг, условиями продажи товара, размещению объектов продажи и формам стимулирования сбыта; • отдельные фирмы обладают относительно небольшой долей всего рынка и поэтому имеют очень ограниченный контроль над рыночной ценой; • имеют место сравнительно легкие условия вступления в отрасль новых предпринимателей и выхода из нее при соответствующих условиях; • конкуренция и экономическое соперничество фирм сосредотачивается не только на цене, но и на таких неценовых факторах, как реклама и другие средства стимулирования продажи произведенного продукта. В условиях монополистической конкуренции предприниматель стремится к некой комбинации влияния цены продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая обеспечивает максимизацию дохода и прибыли. Дифференциация продукта предоставляет потребителю большое разнообразие выбора товаров и услуг и перспективу улучшения их качества. Издержками монополистической конкуренции являются недогрузки предприятий, компенсируемые более высокими ценами. На рынках с монополистической конкуренцией не достигается ни эффективного использования ресурсов, ни оптимальной производственной эффективности. Однако дифференциация продукта и связанные с нею более высокий спрос стимулируют увеличение объема производства на предприятиях этой модели рынка, увеличивают доход и прибыль предпринимателя и в известной мере компенсируют указанные выше издержки. Примерами отраслей хозяйства, в которых действует рынок монополистической конкуренции, являются: • розничная торговля; • производство одежды, обуви, мебели; • крупные предприятия сферы общественного обслуживания, бытовой техники и других товаров широкого потребления. Олигополии Олигополиями называются модели рынков, на которых действуют и господствуют несколько крупных фирм, представляющих, как правило, отрасли добывающей и перерабатывающей промышленности и оптовой торговли. Причиной образования олигополии является эффект масштаба производства, побуждающий к слиянию отдельных фирм и концентрации производства. Отличительными чертами этой модели рынка являются: • небольшое число действующих на рынке фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка; • фирмы, представляющие отрасль, являются взаимозависимыми и находятся в конкурентной борьбе; • продукты, производимые фирмами, могут быть как одинаковыми, так и значительно дифференцированными по качеству; • имеет место широкое использование барьеров или препятствий для вступления в отрасль новых фирм» могущих стать конкурентами. Такими существенными препятствиями, ограничивающими вступление в отрасль, являются: — наличие патентов и лицензий на производство и сбыт продукции и контроль над сырьевыми ресурсами; — своеобразие в установлении цен на производимую и продаваемую продукцию. Это своеобразие заключается в широком использовании различных форм монополистического ценообразования: а) установление конкурентной цены: цена фор мируется на основе взаимодействия независимых конкурирующих фирм, входящих в состав олигополии; б) установление цены на основе тайного сговора между фирмами, олигополиями: цена и рынки сбыта определяются сговором, каждый олигополист назначает цену и определенный сговором объем продукции, реализуемый нарынке; в) установление единой цены на основе цены, установленной наиболее крупной фирмой-лидером олигополистического рынка: лидерство в ценах является средством, при помощи которого олигополист координирует цены, не вступая в тайный сговор. Цены устанавливаются на уровне цен, определяемых лидирующим по объемам производства конкурентом.Наиболее крупная фирма устанавливает измененную цену, а все другие следуют этому изменению; г) формирование цены на основе принципа «издержки — плюс»: применяется метод накидки на размер издержек производства определенного процента (издержки плюс процент), гарантирующего получение желаемой прибыли после покрытия издержек производства и уплаты налогов; • контроль над ценами в зависимости от форм ценообразования в условиях олигополии является ограниченными или значительными; • широко используется неценовая конкуренция, роль которой в формировании рыночной цены весьма значительна. Итоги экономической деятельности олигополии, как правило, высоки и похожи на аналогичные результаты в условиях чистой монополии.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 202. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |