Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Монополистическая конкуренция




Реферат конкуренция

ТЕМА: КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

план

Введение                                                             :

1.Четыре основные модели рынка

1.1. Чистая конкуренция

1.2. Чистая монополия

1.3. Монополистическая конкуренция

1.4. Олигополия

2. Конкуренция: ее виды и экономическая роль 2.1. Позитивные и негативные стороны рыноч­ной экономики

Будущее антитрестовского законодательства

 

Заключение

 

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Формирование современного экономического мыш­ления немыслимо без овладения системным перехо­дом к рыночным явлениям и процессам. А рыночную экономику нельзя представить без конкурентной борь­бы, поскольку конкуренция является объективной закономерностью рыночной экономики. В свою оче­редь, конкуренция непосредственно связана с разви­тием такого явления как монополия.

Вопросы «конкуренции» и «монополии» для нашей' страны стали наиболее актуальны в последние 10 лет в период перехода к рыночной экономике (ранее этим вопросам уделялось мало внимания, так как управле­нием рынка и экономикой занималось полностью го­сударство). Теперь же, на новом этапе развития наше­го государства эти вопросы ставятся принципиально важными, поскольку именно конкуренция помогает улучшить качество продукции и регулировать цены на рынке.

Данная работа состоит из 3-х разделов, в которых раскрыты понятия конкуренции и монополии, их виды, а также уделено внимание антимонопольному законодательству.

I. Четыре основные модели рынка

Детальное изучение предпринимательского секто­ра экономики показывает чуть ли не бесконечное чис­ло различных рыночных ситуаций, ибо нет двух похо­жих отраслей. Любая попытка исследовать каждую отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их, просто, слишком много. Значит, следует определить и раскрыть несколько ос­новных рыночных структур, или моделей. Экономис­ты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации: чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Эти модели отличаются по количеству фирм в отрасли не­зависимо от того, является ли продукция стандарти­зированной или дифференцированной и насколько лег­ко или трудно новым фирмам войти в отрасль.

В таблице, приведенной ниже, подытожены харак-терные основные черты четырех укрупненных типов рынков: чистой конкуренции, монополистической кон­куренции, олигополии и монополии, имеющих важ­ное значение на практике.

 

Чистая конкуренция

Характерными чертами этого рынка являются:

• очень большое количество субъектов, производя­щих и реализующих товары и услуги, имеющие одно­родный и стандартизированный характер;

• рыночная цена производимого и реализуемого про­дукта не зависит от производителя и потребителя. Контроль производителя над ценой отсутствует;

• ни одна из фирм не может воздействовать на уро­вень цены в отрасли, так как увеличение или умень­шение выпуска одной незначительной доли общего производства не может повлиять на уровень цены дан­ного продукта;

• конкурентная цена на рынке имеет тенденцию к снижению и стремится сравняться с минимумом сред­них издержек производства, так как регулируется вступлением фирм в отрасль и выходом из нее в зави­симости от наличия или отсутствия экономической прибыли;

• условия вступления в отрасль не ограничиваются. Фирмы и ресурсы могут свободно перемещаться меж­ду отраслями производства;

• неценовая конкуренция отсутствует вследствие ограниченности возможностей небольших фирм;

• конкурентная система цен способствует:

а) формированию объемов производства и такому распределению ресурсов, которое максимизиру­ет удовлетворение интересов производителя, по­требителя и общества;

б) перераспределению ресурсов в соответствии с из­менением потребительских вкусов, наличия и сто­имости ресурсов, технологии и организации про­изводства. Механизм рынка совершенной конку­ренции создает условия для саморегулирования процессов производства, распределения, обмена и потребления в целях наиболее эффективного решения главных задач экономического разви­тия.

Однако он не свободен от недостатков. В условиях рынка чистой конкуренции имеют мес­то ограничения эффективности производства и распре­деления производственного продукта.

В экономической литературе отмечаются следую­щие факторы, препятствующие повышению эффектив­ности производства и распределения в условиях рын­ка чистой конкуренции:

• рынок не обеспечивает относительного равновесия доходов и порождает неравенство распределения про­изведенного общественного продукта;

• рынок не допускает побочных издержек для про­изводства общественных благ и удовлетворения обще­ственных потребностей;

• чисто конкурентный рынок может мешать разра­ботке и внедрению новой техники и технологии в силу небольшого размера конкурирующих фирм и большей выгоды использования уже разработанных техничес­ких усовершенствований, чем собственные новации;

• чисто конкурентный рынок не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов для потребле­ния, ни условий для освоения новых продуктов.

Примерами отраслей хозяйства с чистой (или со­вершенной) конкуренцией являются:

• сельскохозяйственное производство;

• мелкая розничная торговля;

• сфера бытовых услуг;

• производство мелких объемов проектно-строитель-ной продукции.

1.2. Чистая монополия

Особое место на национальном рынке занимает чи­стая монополия. Чистая (или абсолютная) монополия представляет собой отрасль, в которой выступает фир­ма, являющаяся единственным производителем или поставщиком товара или услуги.

Продукт монополии уникален. Он не имеет хоро­ших или близких заменителей. Монополист выпуска­ет и контролирует весь объем предложения и диктует цену выпускаемого продукта.

Отсутствие конкуренции позволяет монополисту осуществлять полный контроль над ценой.

Чтобы избежать конкуренции, монополист разны­ми мерами блокирует вступление в отрасль других предпринимателей. Барьерами для вступления в от­расль служат:

• высокая эффективность достигнутых масштабов производства, недоступная для возможных конкурен­тов;

• собственность на лицензии и патенты;

• собственность на важнейшие виды сырья;

• технологические и структурные условия, исклю­чающие возможность конкуренции.

Монополисты широко применяют методы нецено­вой конкуренции, основой которых является рекла­ма, ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара разным потребителям по разным ценам), а также различные формы нечестной конкуренции в целях увеличения объема продаж, дохода и прибыли.

Чистая монополия имеет свои особенности в цено­образовании, образовании дохода, прибыли и распре­делении произведенного продукта. Монополист заин­тересован в получении совокупной прибыли.

Совокупная прибыль есть разница между совокуп­ным доходом и совокупными издержками производ­ства. Монополист стремится к максимуму совокупной прибыли, а не к максимуму прибыли на единицу про­дукции.

Поэтому монополист часто избегает более высоких цен, предпочитая получить большой доход от увели­чения объема продажи продукта по более низкой цене. Однако, пользуясь монопольной властью, в ряде слу­чаев монополист считает выгодным сократить объем производства, сокращая издержки производства, на­значить высокую цену и за этот счет получить боль­ший доход и большую прибыль.

Существуют различные оценки того, насколько чи­стая монополия способствует научно-техническому прогрессу.

Мнения о том, что более высокие экономические прибыли позволяют организовать в более широком масштабе научно-исследовательские и опытно-конст­рукторские работы, противостоят мнению о том, что отсутствие конкуренции в чистой монополии замедля­ет научно-технический прогресс.

Чистая монополия не гарантирует постоянного по­лучения экономических прибылей, так как вследствие падения спроса и роста издержек производства в пе­риодах кратковременного нарушения равновесия спро­са и предложения возможны убытки, однако совокуп­ный убыток, как правило, покрывается совокупным доходом в течение длительного периода.

Чистая монополия способствует неравенству в рас­пределении дохода и произведенного общественного продукта. Назначение более высоких цен в результате рыночной власти монополистов позволяет монополис­ту получать высокие экономические прибыли.

Владельцы монополистических предприятий стре­мятся обогатиться за счет значительной части обще­ства. Монополистическая прибыль, как правило, кон­центрируется в руках относительно небольшой груп­пы лиц с самыми высокими доходами, стимулируя неравенство распределения произведенного обществен­ного продукта.

Большинство чисто монополистических отраслей'1 являются естественными монополиями, которые под­лежат государственному или общественному регули­рованию, которое выражается в регулировании цен и тарифов на товары и услуги, отпускаемые монополис­тами.

Регулирование цен и тарифов в известной степени снижает отрицательные социальные последствия от деятельности естественных монополий.

Примерами отраслей хозяйств, в которых преиму­щественно действуют предприятия-монополисты, яв­ляются:

•местные предприятия сферы общественного пользо­вания (метрополитен, рельсовый и безрельсовый го­родской общественный транспорт, почтовая, телефон­ная и телеграфная связь, энергетика);

• железнодорожный, водный и воздушный транс­порт;

• оборонная промышленность;

• металлургия;

• тяжелое машиностроение.

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция представляет со­бой модель рынка, соединяющую в себе черты рынков чистой конкуренции и чистой монополии. Эта модель рынка нашла очень широкое распространение в эко­номике многих стран. Она включает в свой состав очень значительный объем конкурентного рынка, смешан­ного с небольшой долей монопольной рыночной влас­ти.

Отличительными признаками монополистической конкуренции являются:

•наличие относительно большого числа относительно небольших фирм, каждая из которых производит и реализует похожую, но не идентичную продукцию (на пример, обувь, одежду, мебель и т. д.);

• производимая продукция дифференцирована по качеству, видам предоставляемых услуг, условиями продажи товара, размещению объектов продажи и формам стимулирования сбыта;

• отдельные фирмы обладают относительно неболь­шой долей всего рынка и поэтому имеют очень огра­ниченный контроль над рыночной ценой;

• имеют место сравнительно легкие условия вступ­ления в отрасль новых предпринимателей и выхода из нее при соответствующих условиях;

• конкуренция и экономическое соперничество фирм сосредотачивается не только на цене, но и на таких неценовых факторах, как реклама и другие средства стимулирования продажи произведенного продукта.

В условиях монополистической конкуренции предпри­ниматель стремится к некой комбинации влияния цены продукта и стимулирующей сбыт деятельности, которая обеспечивает максимизацию дохода и прибыли.

Дифференциация продукта предоставляет потреби­телю большое разнообразие выбора товаров и услуг и перспективу улучшения их качества.

Издержками монополистической конкуренции яв­ляются недогрузки предприятий, компенсируемые более высокими ценами. На рынках с монополисти­ческой конкуренцией не достигается ни эффективного использования ресурсов, ни оптимальной производ­ственной эффективности. Однако дифференциация продукта и связанные с нею более высокий спрос сти­мулируют увеличение объема производства на пред­приятиях этой модели рынка, увеличивают доход и прибыль предпринимателя и в известной мере ком­пенсируют указанные выше издержки.

Примерами отраслей хозяйства, в которых действует рынок монополистической конкуренции, являются:

• розничная торговля;

• производство одежды, обуви, мебели;

• крупные предприятия сферы общественного об­служивания, бытовой техники и других товаров ши­рокого потребления.

Олигополии

Олигополиями называются модели рынков, на ко­торых действуют и господствуют несколько крупных фирм, представляющих, как правило, отрасли добы­вающей и перерабатывающей промышленности и оп­товой торговли.

Причиной образования олигополии является эффект масштаба производства, побуждающий к слиянию от­дельных фирм и концентрации производства. Отличи­тельными чертами этой модели рынка являются:

• небольшое число действующих на рынке фирм, каждая из которых обладает значительной долей рын­ка;

• фирмы, представляющие отрасль, являются взаи­мозависимыми и находятся в конкурентной борьбе;

• продукты, производимые фирмами, могут быть как одинаковыми, так и значительно дифференциро­ванными по качеству;

• имеет место широкое использование барьеров или препятствий для вступления в отрасль новых фирм» могущих стать конкурентами. Такими существенны­ми препятствиями, ограничивающими вступление в отрасль, являются:

— наличие патентов и лицензий на производство и сбыт продукции и контроль над сырьевыми ре­сурсами;

— своеобразие в установлении цен на производи­мую и продаваемую продукцию. Это своеобразие заключается в широком использовании различ­ных форм монополистического ценообразования: а) установление конкурентной цены: цена фор мируется на основе взаимодействия независи­мых конкурирующих фирм, входящих в со­став олигополии;

б) установление цены на основе тайного сговора между фирмами, олигополиями: цена и рын­ки сбыта определяются сговором, каждый олигополист назначает цену и определенный сговором объем продукции, реализуемый нарынке;

в) установление единой цены на основе цены, ус­тановленной наиболее крупной фирмой-лидером олигополистического рынка:

 лидерство в ценах является средством, при помощи ко­торого олигополист координирует цены, не вступая в тайный сговор. Цены устанавливаются на уровне цен, определяемых лидирующим по объемам производства конкурентом.Наиболее крупная фирма устанавливает измененную цену, а все другие следуют этому изменению;

г) формирование цены на основе принципа «из­держки — плюс»: применяется метод накидки на размер издержек производства определен­ного процента (издержки плюс процент), га­рантирующего получение желаемой прибыли после покрытия издержек производства и уп­латы налогов;

• контроль над ценами в зависимости от форм це­нообразования в условиях олигополии является огра­ниченными или значительными;

• широко используется неценовая конкуренция, роль которой в формировании рыночной цены весьма значительна.

Итоги экономической деятельности олигополии, как правило, высоки и похожи на аналогичные результа­ты в условиях чистой монополии.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...