Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Десять стран – членов МВФ с наиболее крупными квотами, млн. SDR




 

Страны-члены 1999 г. Страны-члены 2003 г. Страны-члены 2009г.
США 37 149,3 США 37 149,3 США 37 149,3
Япония 13 312,8 Япония 13 312,8 Япония 13 312,8
Германия 13 008,2 Германия 13 008,2 Германия 13 008,2
Велико- британия 10 738,5 Велико- британия 10 738,5 Велико- британия 10 738,5
Франция 10 738,5 Франция 10 738,5 Франция 10 738,5
Италия 7055,5 Италия 7055,5 Италия 7055,5
Саудов-ская Аравия 6985,5 Саудов-ская Аравия 6985,5 Саудов- ская Аравия 6985,5
Канада 6369,2 Канада 6369,2 Канада 6369,2
Россия 5945,4 Китай (с Гон- конгом) 6369,2 Россия 5945,4
Нидер- ланды 5162,4 Россия 5945,4 Нидер- ланды 5162,4

 

 

Япония после 11-го пересмотра переместилась на второе место, потеснив Германию. Ее доля составляет 6,3%, Германии – 6,1%. Это означает, что позиции стран подвижны. До девятого пересмотра квот на десятом месте после России был Китай с квотой 2390,0 млн SDR. После девятого пересмотра Китай переместился на несколько позиций ниже. Его место заняли Нидерланды с квотой 3444,2 млн SDR. Свое десятое место они сохраняли и в 1999 г. Однако объединение Китая с Гонконгом позволило ему занять в 2003 г. девятое место, потеснить Россию. К 2008 г. выросла квота Китая, который переместился на шестое место, а Россия на девятое место. Десятку крупнейших стран – участниц МВФ по размеру квот покинула Италия. Квота стран – членов ЕС составляет сегодня 34%, что дает возможность странам Европейского союза оказывать влияние на проводимую МВФ экономическую политику.

Кроме квоты, источниками собственных ресурсов МВФ служат полученные за пользование ресурсами Фонда проценты и комиссионные сборы.

Финансовые ресурсы Фонда находятся на Счете общих ресурсов (General Pesonrces Account) и используются для проведения финансовых операций, которые делятся на два вида:

· сделка (Transaction) – предоставление валютных средств из ресурсов МВФ;

· операция (Operation) – оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств.

Сделка, в качестве финансовой помощи МВФ не имеет традиционной формы кредита, хотя этот термин используется. Она выступает в виде обмена национальной валюты на соответствующую сумму необходимого количества иностранной валюты. То есть, когда страна прибегает к финансовой помощи МВФ, она осуществляет покупку (purchase) национальной валюты за иностранную. В результате этой операции Фонд увеличивает запас валюты страны, прибегающей к помощи, а запас валют других стран и SDR на эту же сумму сокращается. И наоборот.

Для оказания финансовой помощи странам созданы различные кредитные фонды (механизмы).За годы существования МВФ их число существенно возросло, расширились направления оказания финансовой помощи, увеличилось число стран-получателей.

Сегодня в зависимости от условий кредитования и целей получения финансовых ресурсов существует ряд кредитных фондов (механизмов):

 обычные механизмы кредитования;

· специальные компенсационные механизмы;

· чрезвычайная помощь;

· фонды помощи странам с низким уровнем дохода.

В рамках обычного механизма кредитования существуют следующие формы доступа к финансовым ресурсам МВФ:

· резервная доля;

· кредитная доля;

· соглашение о резервных кредитах;

· расширенное финансирование;

· дополнительное финансирование.

Для каждого механизма существуют определенные лимиты получения финансовых ресурсов, которые соотносятся с квотой страны-члена. Масштабы допуска в пределах установленных лимитов определяются в соответствии с остротой переживаемых страной трудностей. В случае крайней необходимости МВФ может предоставлять средства сверх зафиксированных лимитов.

Резервная доля (Reserve Tranche) – это часть валюты, которую страна может приобрести в случае возникновения проблем платежного баланса в размере 25% квоты автоматически по первому требованию. Данная операция выступает как изъятие страной собственных финансовых ресурсов, внесенных в Фонд, а потому не предполагает процентных выплат, комиссионных платежей и не налагает обязательства вернуть полученные валютные средства.

Сверх резервной доли страны-члены могут использовать средства, внесенные ими в общие ресурсы МВФ в размере 100% квоты. Главным каналом использования этих ресурсов является «политика кредитных людей» (Credit Tranche Policy)/ Фонд предоставляет валюту для проведения экономических мер, направленных на ликвидацию проблем в области платежных балансов. Валютные ресурсы делятся на четыре кредитные доли в размере 25% квоты. Предельная сумма иностранной валюты, которому может приобрести страна у МВФ в результате использования кредитной и резервной долей, составляет 125% размера ее квоты.

Для расходования кредитных долей требуется разрешение Исполнительного совета Фонда, который устанавливает, будет ли предполагаемая покупка находиться в соответствии с положениями Устава и проводимой в его рамках политикой. МВФ предъявляет стране определенные требования, связанные с выполнением условий по преодолению экономических трудностей. По мере использования каждой новой кредитной доли «уровень требований», предъявляемых МВФ, возрастает. Обязательства страны заемщика фиксируются в документе, именуемом «Письмо о намерениях» (Letter of Intensions), которое направляется в МВФ. Практика кредитных долей реализуется как в форме прямой покупки иностранной валюты (первая кредитная доля), так и путем заключения с МВФ Соглашения о резервных кредитах (Stand – by Arrangements) и Соглашения о расширении кредитах (Extended Arangements). Соглашение о резервном кредите обычно применяется при выделении средств в счет «верхних кредитных долей» и сопровождается более жесткими условиями. Эти соглашения обеспечивают стране-члену гарантию автоматического получения иностранной валюты от МВФ в обмен на национальную в размере суммы, о которой достигнуты договоренность, в любое время в течение срока действия Соглашения, при условии соблюдения страной договоренностей, зафиксированных в Соглашении. Практика использования Соглашения о резервных или расширенных кредитах аналогична открытию кредитной линии. Первоначально цель этих кредитов состояла в резервировании валютных средств и экономии на процентах, так как до реального использования кредита страной-заемщицей с нее взималась только комиссия в размере 0,5%. В современных условиях главным предназначением механизма резервных кредитов является кредитование стабилизационных макроэкономических программ, реализуемых странами – членами МВФ.

Иностранная валюта, получаемая страной-участницей в виде резервного или расширенного кредита, выдается порциями (траншами) через определенные Соглашением промежутки времени и контролируется МВФ с помощью специальных целевых критериев, которые охватывают кредитно-денежную политику государственных финансов, государственного долга, внешнеторговую политику, область торговых и валютных ограничений, а также сферу использования уровня внешних валютных резервов. Получение очередного транша страной-членом происходит при выполнении обусловленных целевых критериев и условий, оговоренных в Соглашении. В случае невыполнения согласованных мер Фонд прекращает выдачу кредитов и требует от страны дальнейших шагов, направленных на достижение совместно намеченных целей. Стороны могут договориться о пересмотре осуществляемой программы действий, изменении критериев. Это позволит стране продолжать получение кредита.

В 1947 г. в дополнение к механизмам резервных и кредитных долей была образована «Система расширенного финансирования» (Extended Fund Facility – EFF), которая дополняет механизмы резервных и кредитных долей. Основанием для обращения стран с просьбой о предоставлении валютных ресурсов в рамках данной системы может быть нарушение равновесия платежного баланса, вызванное макроэкономическими проблемами (структурные расстройства в области производства, торговли, ценообразования) или органическим расстройством платежного баланса, которые препятствуют ускорению экономического роста. Для получения кредита страна должна предоставить Фонду программу, в которой излагаются цели экономической политики на период действия соглашения, а также ежегодно предоставлять перечень мер для достижения поставленных целей, намеченных к реализации в следующем году.

МВФ предоставляет валютный кредит из собственных средств на срок до трех лет. Возмещение страной использованных валютных средств МВФ осуществляется 12 равными взносами в течение срока от четырех с половиной до десяти лет со дня каждой покупки валют. На начало XXI в. Такие соглашения имели более 15 стран.

Используя механизм резервного и расширенного кредита, МВФ оказывает эффективное экономическое давление в целях макроэкономической стабилизации экономик стран-членов.

Деятельность МВФ в конце 60-х – начале 70-х годов протекала в сложных условиях. Произошли существенные экономические и политические изменения в мировом хозяйстве. Сложилась мировая социалистическая система, завершился распад колониальной системы, а страны третьего мира стали участниками мирового хозяйства. Европейские страны восстановили разрушенное войной хозяйство и, потеснив США, стали новым центром силы. Изменение соотношения сил подорвало структурные принципы мирового хозяйства. Экономическое, финансово-валютное, технологическое производство США над конкурентами постепенно ослабло. Западная Европа, а также Япония, укрепив свой валютно-экономический потенциал, методично теснят американского партнера. К 1982 г. на страны европейского «общего рынка» приходилось уже 36,0% промышленного производства стран ОЭСР (США – 34,3%), 33,7% экспорта (США – 12,7%). Удельный вес США в золотых резервах уменьшился с 75% в 1949 г. до 23%. Одновременно доля стран Европейского экономического сотрудничества (ЕЭС) в золотых резервах возросла до 38%, в валютных – до 53% (США – 10,8%).

В 70-е годы разразились мировые экономический, энергетический и сырьевой кризисы, более разрушительные, чем Великая депрессия, которые дестабилизировали не только состояние платежных балансов стран, но и сложившуюся мировую валютную систему. Ее структурные принципы, закрепленные в Уставе МВФ, перестали соответствовать условиям производства, мировой торговли и изменившемуся соотношению сил в мире. Глубина причина кризиса мировой валютной системы состояла в противоречии между интернациональным характером международных экономических отношений и использованием для их реализации национальных валют, подверженных обесцениванию. Бреттон-Вудсская мировая валютная система по своему характеру была системой золотодевизной (золотодолларовой), с фиксированными валютными курсами. В связи с изменением конкурентных позиций стран, ростом инфляции, а также резким обострением противоречия между интернациональной природой мирохозяйственных связей и национальным характером, опосредующих эти связи, резервных валют (доллара и фунта стерлингов), вызванного тем, что США и Великобритания накопили огромную внешнюю заложенность, произошло ослабление резервных валют, особенно доллара. Обострилась проблема международной ликвидности. Темпы роста золотовалютных резервов существенно отставали от темпов роста международной торговли. Названные обстоятельства стимулировали обсуждение в рамках МВФ проблемы введения коллективного наднационального мирового платежного средства в целях укрепления Бреттон-Вудсской мировой валютной системы и создания системы дополнительного финансирования. Переговоры стран-членов в рамках МВФ о введении наднационального платежного средства завершились в 1969 г. договоренностью о выпуске специальных прав заимствования (Special Drawing Rights – SDR). Однако это не решило проблемы.

В августе 1971 г. США ставят МВФ в известность о прекращении практики свободной купли-продажи золота для расчетов по международным операциям. Право владельцев долларовых авуаров обменивать их на золото вступило в противоречие с возможностью США выполнять это обязательство. Внешняя краткосрочная задолженность США за 1949 – 1971 гг. увеличилась в 8,5 раза. А официальные золотые резервы сократились в 2,4 раза.

 

2.2. Надзор и техническая помощь

 

Важной функцией МВФ является надзор. В соответствии с IV Статьей Соглашения МВФ осуществляет постоянный надзор и контроль за макроэкономической политикой и политикой в области установления валютных курсов стран-членов. Надзор имеет двоякое значение. С одной стороны, его цель – современное выявление потенциально опасных макроэкономических дисбалансов, способных повлиять на стабильность валютного курса и состояние платежных балансов. С другой – надзор побуждает правительства стран проводить политику валютных курсов, совместимую с макроэкономической политикой. Принципы и процедуры проведения надзора утверждены Исполнительным советом в 1977 г. По запросу МВФ страны-члены предоставляют информацию, а Фонд разрабатывает рекомендации по устранению выявленных и возможных диспропорций.

Существуют три формы надзора, осуществляемых МВФ:

· ежегодные двусторонние консультации со странами-членами;

· многосторонний надзор – осуществляется Исполнительным советом посредством многосторонних обсуждений в связи с подготовкой (два раза в год) обзора «Перспективы развития мировой экономики», где проводится анализ международной экономики и прогнозирование мировой экономической ситуации на несколько (2 – 3) лет вперед. Прогноз составляется для каждой страны-члена, исходя из данных, полученных от ее правительства, затем агрегируется по группам стран и по миру в целом;

· углубленный надзор – механизм надзора МВФ за экономической политикой стран-членов, осуществляемог7о с целью гарантировать устойчивое экономическое развитие для исправления макроэкономических дисбалансов. Он был создан в 1995 г. по требованию стран-кредиторов в связи с невыполнением развивающимися странами сроков возвращения внешнего долга. Условием переноса сроков платежей стало введение углубленного надзора. МВФ осуществляет надзор и за выполнением планов структурной перестройки. В последующем углубленный надзор стал использоваться и другими странами.

Анализ состояния экономики страны проводится ежеквартально. Результаты анализа обсуждаются на заседании Совета директоров. Подобная форма стала использоваться странами как способ придания большого международного веса правительственным планам экономических реформ. Формальное согласие МВФ с этими планами играет роль катализатора, увеличивающего приток иностранного капитала в страну и расширяющегося возможности для внешней торговли.

В последние годы эффективный и своевременный надзор приобрел особо важное значение в связи с коренными сдвигами, которые произошли в мировой экономике и заключались в стремительном росте рынков частного капитала, усилении региональной и валютной интеграции, а также введении конвертируемости по счету текущих операций и осуществлении рыночных реформ во многих странах. Эти преобразования находят отражение в расширении функций МВФ. Сегодня членство в МВФ приобрело практически всеобщий характер, а консультации МВФ по вопросам политики, а также осуществляемое им финансирование, техническая помощь и содействие в подготовке кадров охватывают небывало большое число стран.

Надзорная деятельность МВФ была традиционно нацелена на то, чтобы побудить страны к устранению макроэкономических дисбалансов, снижению инфляции, проведению ключевых реформ в торговой и валютной политиках, осуществлению других рыночных преобразований. Вместе с тем в зависимости от конкретной ситуации в стране все больше внимание стало уделяться потребности в проведении значительно более широкого комплекса структурных и институциональных реформ, направленных на создание и укрепление доверия со стороны частного сектора и закладывающих основы для устойчивого роста экономики. Среди таких привлекающих постоянное внимание вопросов – повышение эффективности финансового вектора, совершенствование сбора и публикации статистических данных, придание большей прозрачности государственным бюджетам, содействие правовым реформам и повышение качества управления.

МВФ выполняет функции надзора главным образом путем проведения регулярных (как правило, ежег7однях) консультаций с государствами-членами.

Консультации являются основным механизмом сотрудничества между МВФ и государствами-членами и позволяют МВФ систематически анализировать экономическое развитие и политику государств-членов, а также оценивать воздействие этой политики на обменные курсы и платежный баланс. Кроме того, анализу подвергаются применяемые меры структурной политики, имеющие отношение к макроэкономическим изменениям в экономике. В последние годы при осуществлении надзора больше внимания стало уделяться вопросам регионального и социального характера, положению в промышленности, проблемам рынка труда, распределению доходов, качеству управления и охране окружающей среды, которые имеют значительное влияние на состояние макроэкономической политики. Консультации обеспечивают комплексный анализ текущих и перспективных изменений во внутреннем и внешнем положении государств-членов, а также их последствий для других стран. В дополнении к такому систематическому наблюдению за развитием ситуации в отдельных странах и в мире в целом. Исполнительный совет регулярно проводит неофициальные заседания, посвященные важнейшим событиям в отдельных странах и положению дел в мировой экономике и на финансовых рынках.

В марте 1998 г. Исполнительным советом в рамках осуществления надзора был проведен очередной обзор политики государств – членов МВФ, в центре внимания которого на этот раз находились уроки азиатского кризиса. Было отмечено, что эффективность МВФ в плане раннего выявления нарождающейся напряженности в странах, пораженных кризисом, оказались неоднозначной. В ретроспективе стало ясно, что МВФ недооценил масштабы распространения кризиса, а в ряде стран, пострадавших от кризиса, была проявлена недооценка уязвимых сфер. В то же время в некоторых странах с нарождающейся рыночной экономикой были приняты своевременные и последовательные политические меры (в том числе в результате рекомендации со стороны МВФ) и этим странам удалось успешно предотвратить распространение кризиса. Некоторые члены Исполнительного совета отмечали нереальность ожиданий того, что надзор со стороны МВФ может своевременно обнаружить все проблемы и предотвратить все кризисы.

Эти ожидания подтвердились. Система надзора МВФ за экономической политикой стран не смогла своевременно увидеть симптомы надвигающегося нового финансового кризиса 2008 г., эпицентром которого стали развитые страны. МВФ не смог предотвратить глобальные потрясения, которые он вызвал. Фонд отреагировал на разворачивающиеся события с большим опозданием.

В результате участие в разработке рекомендаций приняла Группа двадцати. В то же время руководство МВФ, отмечая важность выявления причины нового финансового кризиса для предотвращения подобной ситуации в будущем и восстановления стабильности, сформулировало приоритеты экономической политики для национального и международного уровня. По мнению МВФ, для обеспечения работы кредитных рынков и возобновления развития мировой экономики необходимо:

· оздоровление балансов финансового сектора (путем рекапитализации банков и очистки их балансов);

· предоставление бюджетных стимулов в глобальном масштабе в 2009 и 2010 гг. Странам, как развитым, так и развивающимся, рекомендуется использовать средства национальных бюджетов для стимулирования спроса;

· увеличение официального международного финансирования для облегчения положения стран с формирующимися рынками и стран с низкими доходами. Группа двадцати приняла решение (апрель 2009 г.) об увеличении регулярно кредитного потенциала МВФ до 750 млрд. долл.

В целях преодоления проблемы роста цен на продовольствие и топливо МВФ в начале 2009 г. увеличил объем финансирования в рамках механизма финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) для ряда беднейших стран. Был также облегчен доступ к Механизму финансирования для преодоления внешних шоков (ЕСФ).

По мере расширения масштабов финансового кризиса МВФ увеличивает объемы помощи государствам-членам с использованием механизма экстренного финансирования. В течение года Исполнительный совет утвердил использование ресурсов Фонда на сумму 65, 8 млрд. SDR. Были утверждены новые договоренности по ПРГФ и ЕСФ. В целом до 30 апреля 2009 г. поддержку Фонда получили экономические программы 28 государств – членов МВФ с общей суммой обязательств 1,8 млрд. SDR.

В рамках МВФ была развернута работа по преобразованию кредитных инструментов для приведения их в более полное соответствие с меняющимися условиями развития мировой экономики и потребностями государств-членов и необходимостью обеспечения более динамично реагирования Фонда на эти изменения.

Анализ причин развернувшегося финансового кризиса показал, что сложившееся институты регулирования международных валютно-финансовых отношений не создали системы предупреждения о возможных сбоях в глобальной экономике. Надзор в качестве системы наблюдения за экономической политикой развитых стран оказался неспособным увидеть признаки надвигающегося кризиса.

Уроки азиатского кризиса Фондом не были усвоены. Как следствие этого финансовый кризис 2008-2009 гг. распространился быстрее, был более масштабным, чем азиатский. Он привел к беспрецедентному сокращению производства и торговли.

Последствия сокращения кредита и резкого снижения цен активов стремительно передались через банковские системы на все сектора и страны и усугубились падением потребительской и предпринимательской уверенности.

Утверждение руководства МВФ о том, что международная финансовая система после азиатского кризиса укрепилась и стала стабильнее, не оправдалось.

В этих условиях Исполнительный совет МВФ отметил необходимость продолжения работы по модернизации, как системы кредитования, так и кредитных механизмов Фонда. МВФ начал модернизацию условий кредитования и «стенд-бай» и превентивное кредитование, которое позволит обращаться к Фонду на ранних этапах развития ситуации, ведущей к кризису.

В сочетании с существенным увеличением ресурсов Фонда эти направления реформы позволят стать основой для целенаправленной работы Фонда по содействию государствам-членам в преодолении текущего кризиса, а также кризисов, возможных в будущем.

В ходе выяснения источников, масштабов и последствий кризиса и укрепления взаимодействия с другими международными финансовыми организациями, в частности с Советом по финансовой стабильности (СФС), развернулась дискуссия о причинах кризиса и путях его преодоления.

Вновь прокатившаяся волна финансовых кризисов, в основе которых лежал отрыв финансовой системы от реальной экономики, показала, что международные институты регулирования не обеспечили выполнение своих функций, не разработали системы ранних предупреждений кризисов и их нераспространения. В результате на Всемирный банк обрушилась критика как со стороны правительств разных стран, так и со стороны крупнейших финансовых компаний. Банк обвинили в неспособности своевременно распознать обострение проблем в развивающихся странах и международной валютной системе, которые привели к кризису в 90-х годов, а затем и к кризису в 2008 – 2009 гг. Высказываются претензии к программам и мерам по выходу из кризиса, разработанным Банком для стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, а затем и России, которые не могли эффективно и быстро погасить негативные последствия этих кризисов и предотвратить их распространение на новые страны.

Практика показала, что в данной ситуации МБРР не может осуществить реформирование собственными силами. К работе по реформированию МБРР подключилась Группа двадцати, которая разрабатывает пакет предложений по реформированию Всемирного банка. В задачу Группы входит решение проблемы формирования новых механизмов Фонда и увеличение его финансовых ресурсов. Предполагается увеличение кредитных лимитов в целях содействия наименее развитым странам. В рамках МБРР будет создан Фонд поддержки уязвимых стран, а также Фонд быстрого реагирования на социальные события.

В то же время следует отметить, что за годы существования МБРР компетенция банка существенно расширилась. Банк, откликаясь на изменения мировой экономики, эволюционировал от узкоспециальной кредитно-финансовой деятельности к макроэкономическому прогнозированию состояния экономики государств-членов, а также мирового рынка в целом, превратился в главный мировой институт разработки и апробации стратегии развития, в своеобразный интеллектуальный центр мирового масштаба, долгосрочной задачей которого является «мир, в котором нет бедности».

 

2.3.Международная финансовая корпорация

 

Идея создания международной организации для оказания помощи и поддержки частного бизнеса, развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока высказывались еще на Бреттон-Вудсской конференции в процессе обсуждения целей создания МБРР. Однако широкой поддержки она не нашла. К ней вернулись через несколько лет после создания МБРР. Проработка и реализация идеи поддержки частного бизнеса принадлежит Президенту МБРР Юджину Р. Блэку и вице-президенту Роберту Л. Гарнеру. В прошлом американский банкир и один из руководителей компании «Дженерал Фудс Корпорейшн» Р. Гарнер – горячий поборник частного предпринимательства. Он отводил ему важную роль в развитии национальной экономики и считал, что в условиях, когда коммерческие банки и крупные международные корпорации не проявляют большого интереса к деятельности частного бизнеса в развивающихся странах, помощь ему должен оказать МБРР. Банк уже в начале 50-х годов осуществлял финансирование развивающихся стран, но займы предоставлялись лишь правительствам стран. Согласно Уставу предоставлять займы непосредственно частному сектору МБРР не может. Р. Гарнер со своим помощником Ричардом Демутом и другими экспертами банка, проработав проблему поддержки частного бизнеса в развивающихся странах, пришел к выводу о необходимости создания нового учреждения специально для осуществления инвестиций в предприятия частного сектора развивающихся стран.

Предполагалось, что совладельцами нового многостороннего учреждения (начальное рабочее название – Международная корпорация развития) будут правительства, но действовать оно будет как корпорация, что позволит ему взаимодействовать как с государственным сектором, так и с частным. Предусматривалось, что корпорация будет выделять займы, участвовать в акционерном капитале предприятий и предоставлять специалистов и экспертов для оценки инвестиционных стран, выполняя ту же работу, которую проводил МБРР в отношении проектов в государственном секторе. Также предполагалось, что новое учреждение будет действовать наряду с частными инвесторами, принимая на себя коммерческие риски. Устраняя ряж серьезных барьеров, препятствующих осуществлению новых частных инвестиций в развивающихся странах, Корпорация была призвана способствовать формированию отечественного капитала, необходимого для создания рабочих мест, увеличения валютной выручки и налоговых поступлений, а также передачи знаний, опыта и современных технологий по линии Север–Юг.

Эта идея впервые получила официальную поддержку в опубликованном в марте 1951 г. докладе Консультативного совета США по политике в области развития. Совет во главе с Нельсоном Рокфеллером разработал комплекс мер, которые должны были способствовать повышению эффективности мероприятий МБРР, так как содействовали развитию частных производственных предприятий, которые в свою очередь обеспечивали многие ключевые компоненты процесса экономического развития. Таких компонентов несколько. В их числе, по мнению Гарнера, предпринимательство, которое представляет собой неуловимое сочетание воображения, позволяющего увидеть имеющиеся возможности и мобилизовать необходимые ресурсы, чтобы этими возможностями воспользоваться. Обеспечить развитие помогает также мобилизация нового капитала частных инвесторов, готовых пойти на значительный риск при наличии перспективы получить большую прибыль. Среди других факторов, способствует развитию, - создание дополнительных рабочих мест, обучение работников новым специальностям, подготовка руководящих кадров, развитие техники и технологии, а это все несет с собой частный бизнес.

Предполагалось, что в ходе выполнения намеченных мер, владельцы предприятий в развивающихся странах сумеют успешно использовать оборудование, трудовые ресурсы и капитал для создания динамично развивающихся предприятий, производящих товары, себестоимость которых обеспечит им конкурентоспособность, и которые по качеству будут соответствовать требованиям рынка. И таким образом будет оказана действенная помощь развивающимся странам в борьбе с бедностью и в обеспечении их гражданами надежного будущего. Для этих целей и предлагалось создать международную организацию, поддерживающую частный бизнес. Р. Гарнер активно пропагандировал свою идею. Однако после президентских выборов 1952 г. США ее поддерживали уже не столь активно, но в конечном итоге, спустя два года, предложение Р. Гарнера было принято, и организация могла приступить к работе. К реализации идеи присоединились и другие страны. В 1955 г. специалисты МБРР составили проект Учредительного договора, регулировавшего деятельность новой организации, получившей название Международной финансовой корпорации – МКФ (International Finance Corporation – IFC). Официально МВК была создана летом 1956 г., и Р. Гарнер стал ее первым руководителем. Так был создан институт, позволивший форсировать процесс становления рыночных отношений и стимулировать развитие частного бизнеса в слабо развитых странах.

Появление МФК расширило возможности МБРР по стимулированию частного предпринимательства в развивающихся странах. Согласно Уставу МБРР (раздел 6(а) ст. 3) МФК получила право непосредственно вкладывать свои ресурсы в акции предприятий и предоставлять долгосрочные займы частному сектору развивающихся стран без правительственных гарантий.

МФК участвует на всех этапах создания и расширения инфраструктуры национальных финансовых рынков. Она помогла многим странам создать финансовые институты, которые стали базой образующихся в развивающихся странах рынков капитала.

Сегодня МФК является крупнейшим многосторонним учреждением, предоставляющим долгосрочные кредиты и участвующим в долевом финансировании проектов частного сектора развивающихся стран. МФК содействует устойчивому развитию частного сектора. Она осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

· финансирование проектов частного сектора развивающихся стран и оказание посреднических услуг (предоставляет займы на срок от 7 до 12 лет, были случаи пролонгации сроков до 20 лет);

· оказание помощи частным компаниям развивающихся стран в привлечении финансовых средств на международных финансовых рынках (МФК осуществляет мобилизацию финансовых ресурсов других инвесторов, которые согласны участвовать в проекте только при условии участия МФК, также она мобилизует частный капитал путем предоставления гарантий, размещения частных ценных бумаг и инвестирования в акционерные фонды);

· инвестиции в акционерный капитал (МФК приобретает от 5 до 20% проективные инвестиции имеют долгосрочный характер, после завершения проекта Корпорация продает свои акции на фондовом рынке);

· гарантия управления рисками (МФК предоставляет кредитные гарантии по ссудам и облигациям, торговые кредиты для расширения торговли);

· предоставление консалтинговых услуг (в рамках МФК создана служба консультирования частного сектора, которая консультирует по проблемам конкурентной политики в области иностранных инвестиций – КСИИ);

· техническая поддержка (она предусматривает предоставление услуг по консультированию и обучению сотрудников правительственных органов и частных компаний, представители МФК работают в странах Африки, Азии и Латинской Америки);

· деятельность в области расширения доступа к информации (в 1944 г. МФК приняла решение о доступе к документам, об оперативной деятельности, о состоянии окружающей среды, а также данные о проектах, финансовой информации и дискуссионным материалам по экономике и исследованиям, запрашивать информацию можно через Интернет или отделениях Всемирного банка в Лондоне, Париже и Токио).

Реализуя свои задачи, МФК мобилизует и дополняет частный капитал, но не заменяет его. Корпорация финансирует лишь часть стоимости проекта и привлекает к его реализации другие источники. МФК способствует снижению риска при осуществлении инвестиционного проекта в сложных условиях, способствует урегулированию интересов сторон, осуществляющих сделку, среди которых могут быть как зарубежные инвесторы, так и местные партнеры, другие кредиторы и межправительственные организации. Наряду с инвестиционной деятельностью МФК предоставляет услуги по приватизации, а в последнее время все активнее предлагает технические и консультационные услуги.

В 2009 г. в состав МФК входили 182 страны-члена, которые совместно определяют ее политику и утверждают инвестиционные проекты. Для вступления в МФК стране необходимо быть членом МБРР. Корпоративные полномочия в МФК состоит из оплаченных взносов стран-членов, и право голоса распределяется пропорционально числу единиц долевого участия, принадлежащих той или иной стране

Исполнительные директора МБРР совмещают свои должности в МФК. В состав руководства МФК входят те же лица, что и в состав Совета МБРР. Президентом МФК является президент МБРР. Общее управление МФК и текущие операции осуществляются через пять региональных, четыре отраслевых и один функциональный департаменты.

Региональные департаменты делятся по группам стран, а отраслевые департаменты – по сферам деятельности: агробизнес, химия; нефтехимия и удобрения; инфраструктура; нефть; газ и горнодобывающая промышленность. Функциональный департамент – Департамент рынков капитала и корпоративных финансовых услуг – предоставляет платные консультации государственным предприятиям и правительству по вопросам приватизации, а частным компаниям по вопросам финансовой реструктуризации.

Займы выдаются по фиксированной или гибкой процентной ставке в наиболее устойчивых валютах (в основном в долларах США, евро, швейцарских франках и японских иенах), Масштабы выдачи и объемы кредитов на финансирование различных проектов постоянно растут.

В 2007 г. общий портфель обязательств МФК составил 25,4 млрд. долл., что на 18% больше по сравнению с 2006 г. (21,6 млрд долл.)

В 2008 г. портфель собственных зарезервированных ресурсов составил 32,2 млрд. долл. И 7,5 млрд. долл. В виде синдицированных займов. Для кредитования 372 проектов в 85 странах в 2008 г. МФК финансирует уже 447 проектов в 103 странах на общую сумму 14,5 млрд. долл.

МФК предоставляет долгосрочные займы, финансирует акционерный капитал, продукты структурированного финансирования, а также консультационные услуги развивающихся стран и странам с переходной экономикой.

Величина стоимости кредита зависит от таких факторов, как рыночные условия, уровень экономического развития конкретной страны и риски, связанные с осуществлением проекта. В зависимости от уровня инвестиционных операций финансовые риски возрастают. Они влияют на степень финансовой устойчивости корпорации. Управление функцией контроля финансовых рисков в МФК осуществляет Отдел финансового планирования. Он отслеживает уровень кредитоспособности своих клиентов.

Для этого МФК подписывает параллельные соглашения с клиентами, согласно которым партнеры обязаны извещать МФК о возникновении рыночных рисков, превышающих заранее определенное максимальное значение. Это помогает МФК лучше управлять кредитными рисками, отслеживать уровень кредитоспособных клиентов, принимать своевременные меры для их предотвращения.

По мере инвестирования в корпорационные облигации кредитный риск возрастает. Для ограничения кредитного риска МФК использует специально разработанные критерии и лимиты кредитования для всех своих клиентов. Эта работа осуществляется Финансовым комитетом МФК. МФК координирует свою кредитную политику с Международным банком реконструкции и развития.

Координируя свою деятельность во многих областях другими учреждениями, входящими в систему Всемирного банка, МФК в целом действует самостоятельно, будучи автономной организацией в юридическом и финансовом отношениях, имеет свои Статьи Соглашения, долевой капитал, руководство и аппарат штатных сотрудников.

Собственные финансовые ресурсы МФК образуются из вносов государств-членов (акционерный капитал) в соответствии с их подпиской на акции МФК; отчислений из прибыли МФК получаемой за счет процентов с предоставленных займов, финансовых сборов, дивидендов и участия в прибылях, доходов от продажи акций, платы за услуги, депозитов и операций с ценными бумагами. МФК также привлекает финансовые средства мирового рынка капиталов и заимствует у МБРР. Максимально возможная величина ресурсов, которые может получить МФК у Всемирного банка, определена в 5,58 млрд. долл. МФК представляет собой самый прибыльный институт группы Всемирного банка.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 285.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...