Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные достижения и оценка деятельности




 

«В России необходимо проводить реформы быстро и спешно,

иначе они большей частью не удаются и затормаживаются».

С.Ю. Витте

 

Реформы, которые ввёл Витте в России можно представить в виде таблицы (см. таблицу 1). Каждую из приведённых ниже реформ Сергея ЮльевичаВитте рассмотрим более подробно.

Таблица 1

Реформаторская деятельность С.Ю. Витте

 

 

Наименование проведения реформы Основные цели реформы
«Винная» 1) увеличить доход казны путём добавления к налоговым поступлениям торговой прибыли; 2) поднять качество водки; 3) уменьшить пьянство, прививая населению культуру потребления крепких напитков; 4) создать благоприятные условия для развития сельскохозяйственного винокурения.
Денежная 1) установить твёрдое золотое содержание российской валюты; 2) обеспечить свободный размен банкнот на золото по твёрдому курсу; 3) внедрить в денежное обращение золотые монеты.

 

Аграрный сектор экономики 1) преодолеть общинную ментальность крестьян; 2) снять социальную напряжённость и создать социальную опору верховной власти в деревнях; 3) решить проблему земельного голода крестьян; 4) сохранить помещичье земледелие.
Налоговая 1) увеличить поступления в бюджет налогов; 2) поддержать отечественного производителя за счёт увеличения таможенных пошлин на ввоз товаров из заграницы.
Железнодорожное хозяйство 1) возрастить длину железнодорожной сети; 2) понизить пассажирский тариф, следствием чего развить пассажирское движение; 3) повысить доходы в казну от государственных и частных железных дорог.
Промышленность 1) увеличить промышленное производство страны.

 

Введение «винной» реформы началось в 1894 году, став самой доходной статьёй в бюджете страны. Так, например, в 1913 году «винные» доходы казны были почти в три раза больше, чем все прямые налоги. «С помощью винной монополии государство получало возможность повышать питейные доходы не только распространением её на новые районы и за счёт увеличения продажи крепких напитков, но и повышением цен на эти напитки. В связи с этим государственный бюджет не без оснований называли «пьяным бюджетом».[14] Одна из главных целей введение винной монополии, а именно – уменьшить пьянство и повысить нравственность народа – не была достигнута. Вышло всё наоборот, а точнее – увеличивалась тайная продажа вина, появилась армия новых чиновников, ведавших монополией, создавая негативные явления (самодурство, произвол, коррупцию, подхалимство, хищения и т.п.).

В окончательном варианте плана Министерства финансов, который был утверждён 6 июня 1894 года, были написаны такие положения: винокурение производится на частных заводах; казённые службы закупают у них продукцию по ценам, установленным Минфином для каждой местности; продажа спирта, вина и водочных изделий составляет исключительное право казны (из казённых и частных заводов); спирт и вино поступают в продажу только в очищенном виде; очистка спирта перегонкой и производство водочных изделий производятся и на казенных, и на частных заводах; продажа спиртных напитков разрешается и в заведениях частных лиц в запечатанной посуде и по установленным ценам.

Оценивая результаты данной реформы, следует посмотреть следующие цифры: «к 1899 году весь питейный доход составил 421,1 млн. рублей против 297,4 млн. рублей в 1894 году, а к началу 1900-х годов доля питейного дохода составила 28% всех обыкновенных бюджетных поступлений»[15]. Тем самым можно сказать, что «винная» реформа получила положительный результат. Но, с другой стороны – не смотря на то, что винная монополия приносила около миллиона рублей поступлений каждый день, бюджет страны полностью стал держаться на спаивании народа.

Денежную реформу (1895-1897 гг.) С.Ю. Витте, пожалуй, можно считать наиглавнейшей. Предпосылками данной реформы являлись развитие промышленного капитализма, расширение внутреннего и внешнего рынка, проток иностранных инвестиций, стабилизация государственных финансов, а также накопление государственного запаса золота.

Она (денежная реформа) предполагала такие действия как: а) отделениям Государственного банка разрешалось покупать золото, а некоторым конторам/отделениям получено право и производить платежи золотой монетой; б) государственным учреждениям (в том числе и на железнодорожном транспорте) разрешалось принимать золотую монету; в) установили единый курс кредитного билета; так, за золотой полуимпериал (5-рублёвую монету) следовало давать 7 рублей 40 копеек в бумажной валюте; г) 10-рублёвый империал и 5-рублёвый полуимпериал новой чеканки признали едиными золотыми монетами; старые же монеты также принимались, но постепенно изымаясь из обращения. Интересно знать, что нововведённые монеты содержали меньше золота, чем те, которые чеканились с 1885 года. «В народе их иронично прозвали «матильдорами» (по имени жены Витте) и «виттекиндерами»[16].

В целом данная реформа заслуживает положительной оценки. Так, «в 1897 году Государственный банк имел уже 1095 миллионов рублей золотом, что практически равнялось сумме ходивших в стране бумажных рублей»[17]. Это говорит о том, что в России за весьма короткое время установилось прочное золотое обеспечение рубля.

С.Ю. Витте в своих мемуарах писал, что совершив данную реформу, она спасла и укрепила русские деньги, на которых всё основывается. «Рубль стал одной из сильнейших и стабильных валют мира, что позволило ускорить модернизацию России и в последующем помочь народному хозяйству выдержать тотальные потрясения русско-японской войны и революции»[18].

Также оживилась экономика, осуществился приток иностранных инвестиций; но с наступлением Первой мировой войны (1914-1918 годы) золотые рубли, имевшие обращение в стране, были ликвидированы. Некоторые из специалистов видели в этом провал проводимой реформы, хотя это было лишь следствием неэффективности мировой системы монометаллизма в новых условиях.

Обращаясь к проблеме реформирование аграрного сектора экономики в России, С.Ю. Витте претерпевал поражение – каждый раз встречал резкое сопротивление со стороны наиболее консервативных слоёв дворянства. «Обращаясь к истории развития аграрных отношений после 1861 года, Витте отмечает, что повсеместно можно было бы арендовать землю дешевле, чем платить за надельную. Поэтому крестьяне и хотят бросить свой надел»[19]

В 1902 году Сергей Юльевич возглавил Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, где смог намного глубже осознать значение крестьянского вопроса и пути выхода из сложившейся ситуации. Данный орган создался по причине нарастающего подъёма крестьянского движения. Подумав, Витте принял решение, что необходимо создать сеть губернских и уездных комитетов при Николае II. После утверждения данной сети императором «было создано 82 губернских и областных комитета и 536 уездных и окружных комитетов, в которые вошли около 12 тыс. человек. Преобладающую долю в них занимали дворяне: в губернских комитетах их было 66% (крестьян 2%), в уездных 52% принадлежало дворянам и чиновникам при доле крестьян 17%».[20]

Главным препятствием для данного преобразования являлось то, что сохранялась община. Сергей Юльевич же уверял, что суть крестьянского вопроса – выделение крестьян из общины, то есть замена общинной собственности на индивидуальную. «Витте также говорил о том, что выделяющимся из общины необходима поддержка со стороны правительства и общества: «… общинное владение есть стадия только известного момента жития народов, с развитием культуры и государственности оно неизбежно должно переходить в индивидуализм – в индивидуальную собственность… Теперешняя жизнь народов вся основана на индивидуализме…».[21]

Тем не менее, изложенные им (в весьма деликатной форме) меры по новому обустройству крестьянского быта, как можно и предположить, вызвали рьяное сопротивление дворянского сословия. Сергею Юльевича Витте отстранили от руководящей должности Особого совещания. Самое значимое, что смог добиться С.Ю. Витте в данном направлении – это отмена в 1903 году круговой поруки за внесение прямых налогов. Важно подчеркнуть, что основные положения в столыпинской аграрной реформе были разработаны самим Сергеем Юльевичем.

Индустриализация России в то время требовала новых экономических вливаний, а также приток новых инвестиций. Особенно это было необходимо после голода 1891 года, который нанёс колоссальный удар по экономике страны: «впервые за последние годы доходы государства превысили расходы на 98,8 млн. рублей».[22] Спасением ситуации являлось увеличение налогов, то есть реформа налоговой системы.

Благодаря работе Витте была окончательно отменена подушная подать в земледельческих районах Сибири, оборонная подать приняла форму раскладочного налога. Самое главное, что сделал Сергей Юльевич – это предпринял попытку реформирования торгово-промышленного обложения (промыслового налога).

С.Ю. Витте, разрушив существовавшую в конце ХIX века в Российской империи систему налогообложения (основной недостаток заключался в том, что налогом облагался не размер дохода, а форма собственности в зависимости от гильдии и титула), начал с того, что увеличил промысловый государственный налог с трёх процентов до пяти (доходы казны за короткое время составили 5 млн. рублей). «Новый» налог состоял из основного и дополнительного. Основной налог представлял собой ежегодную плату за лицензию на право занятия тем или иным видом деятельности, а размер устанавливался в зависимости от отрасли предприятия, его размеров и места положения. Поэтому страна была поделена на 5 экономических регионов по уровню развития. Следовательно, «налогообложением в зависимости от наличия личностных привилегий или княжеского титула было покончено».[23]

Дополнительный налог, который взимался с коллективных предприятий (акционерные общества и товарищества) подразделялся на налог с капитала и процентный сбор с прибыли, увеличив доходы казны почти на треть. «Основную же массу бюджетных поступлений составляли акцизные сборы от производства таких товаров, как водка, табак, спички, керосин и сахар».[24]Помимо этого впервые в стране установлен государственный квартирный налог (1894 год), явившийся попыткой обложить общую совокупность доходов плательщиков.

Необходимо в реформировании налоговой системы упомянуть и о так называемой сахарной нормировки, введённой в 1895 году, у истоков которой также стоял Сергей Юльевич Витте. Идея заключалась в ограждении рынка от излишков сахара путём обложения их дополнительным акцизным налогом. «В результате производство сахара с 42 млн. пудов возросло к 1899 г. до 42,8 млн. пудов, потребление его возросло с 27,8 млн. пудов до 36,5 млн. пудов, а поступления доходов от сахарного акциза и патентного (лицензия на право производства или продажи) сбора – с 42,7 млн. пудов до 67,5 млн. пудов.[25]

Проведение реформы в железнодорожном хозяйстве всегда оставались в поле зрения Витте даже после его ухода из Министерства путей сообщения. В то время «акционерные общества пользовались полной самостоятельностью по части установки тарифов, что постепенно привело к убыточности ряда железных дорог и к негативному влиянию подобной «частной собственности» на экономику в целом».[26] Из-за нестабильности тарифной политики собственников железных дорог экономика страны отходила с буржуазно-капиталистического пути развития, поэтому в 1889 году издаётся Временное положение о железнодорожных тарифах (то есть государство начало контролировать тарифы). Далее Витте публикует новые редакции данного положение: меняет направления грузопотоков, поощряя те или иные статьи экспорта, а порою и ограждая покровительствуемые отрасли промышленности от конкурентных импортных товаров (поддержка производителя своей страны – России).

Другим направлением преобразования в данном направлении явился выкуп убыточных железных дорог государством. Так, «к 1902 году 2/3 железных дорог России были выкуплены в собственность казной, и только 1/3 – дороги, приносившие небольшой доход – находилась в собственности негосударственных организаций».[27]

В 1898 году доход в стране от железных дорог составил около 20 млн. рублей. Железные дороги, в большинстве своём, строились государством, но также позволялось строительство акционерным обществам (хотя государство с этого времени не оказывало никакой поддержки).

Оказывая большое внимание национализации железных дорог, Министерство финансов регулярно производила выкуп компаний, что влияло на политику данных фирм. «За 90-е годы по официальной статистике было построено 20,5 тыс. вёрст новых линий (Среднеазиатская, Пермь-Котласская, Вологодско-Архангельская магистрали). Самой протяжённой являлась Транссибирская магистраль и к середине 1902 года общая протяжённость железнодорожного полотна в Российской империи составляла 61,7 тыс. вёрст, в том числе 53,3 тыс. вёрст дорог, введённых в эксплуатацию, и 8,4 тыс. строящихся линий».[28] Параллельно со строительством железных дорог в Российской империи получили развитие такие отрасли как металлообработка, производство рельсов паровозостроении и угледобыча. Делая вывод по реформированию железнодорожного строительства,важно сказать, что оно способствовало развитию экономики, оказав содействие в развитие и тяжёлой промышленности.

С.Ю. Витте оказывал также большое внимание подготовке кадров для промышленности и торговли – тем самым следующей рассматриваемой реформой является реформа промышленности. Первоочереднойпроблемой в данной реформе была проблема взаимоотношений предпринимателей и рабочих.Фабричная инспекция, созданная при Александре III (1881-1894 годы правления), регулировала отношения между фабрикантами и рабочими рядом законов, которая при Сергее Юльевиче была существенно реорганизована. «В деятельность фабричной инспекции к концу 90-х годов (на 60 губерний и областей Европейской России) также входил контроль за соблюдением технического состояния предприятий, точным оформлением документации при получении их владельцами ссуд из Государственного банка и наблюдение за правильным использованием кредитов».[29] Помимо этого фабричным инспекторам в обязанности входила слежка и своевременное осведомление о проблемах, происходящих на фабриках, которые могли грозить беспорядками.

Нарастание стачечного движения стало прямым доказательством для усовершенствования фабричного законодательства, поэтому Сергей Юльевич Витте разработал законы, которые были приняты. Это законы: Об ограничении рабочего времени на предприятиях (2 июня 1897 года), О вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результате несчастного случая на производстве (2 июня 1903 года), О введении на фабриках и заводах института фабричных старост (10 июня 1903 года). Данные законы хотя и были ограничены, но оказались первым шагом в разработке рабочего законодательства. Следовательно, Сергей Юльевич хотел установить полный контроль над положением дел в промышленности – от технического состояния предприятий до сферы социальных отношений. Благодаря этому, развитие промышленности стало характеризоваться высокой степенью концентрации производства и рабочей силы: «на рубеже XIX и ХХ веков 5 доменных заводов давали более 25% общероссийской выплавки чугуна; 5 крупнейших нефтяных фирм – 44,1% всей добычи нефти; 17 крупных донецких шахт – свыше 2/3 всей угледобыче в стране; 8 крупнейших сахарозаводчиков сосредотачивали в своих руках 54 сахарных завода – 30,3% всех заводов и 38% всего производства сахара в России».[30]

Таким образом, вся реформаторская деятельность Сергея Юльевича Витте была оценена крайне противоречиво. Одни считали, что он оказал своей родине великую услугу; другие, напротив, утверждали, что он не оправдал возлагающихся на него надежд и не то чтобы не принёс пользы, а даже навредил стране. О том, что конкретно думали некоторые современники о самой личности С.Ю. Витте и его разносторонней деятельности представлены в приложении (см. приложение 6). Но, в любом случае, Сергей Юльевич оказал значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику, активно содействуя развитию российского капитализма и пытаясь сочетать данный процесс с укреплением царской монархии.


 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сергей Юльевич Витте – сильная личность, выдающийся государственный деятель и реформатор в России. Он являлся специалистом по железным дорогам, талантливым администратором и финансистом. Несмотря на то, что не все его действия были правильными (его часто обвиняли в республиканизме, в радикальных кругах приписывали желание урезать права народа в пользу монарха), благодаря его заслуге в России развилась промышленность, конвертируемая рублём, осуществлено строительство Транссибирской магистрали, подписан Портсмутский мирный договор, разработан Манифест 17 октября 1905 года. Итогами нововведений С.Ю. Витте в разных сферы были следующие: подъём индустриального производства; рост численности и концентрации пролетариата в промышленных центрах; рост числа промышленных предприятий на 40%; Россия заняла первое место в мире по темпам роста промышленного производства, а по объёму – пятое; снизилась доля лёгкой промышленности в экономике; сельское хозяйство в отставании преодолеть не удалось.

Вся государственная деятельность С.Ю. Витте была крайне противоречива и соединяла в себе несоединимое. Но, несмотря на столь различные мнения о данном политическом деятеле, нельзя не сказать одно и самое главное – Сергей Юльевич служил России, и это знали и понимали как единомышленники, так и оппоненты.


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 323.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...