Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Взаимосвязь эмоционального интеллекта личности и профессиональной деятельности




В настоящее время разнообразные сферы деятельности требуют повышенного качества подготовки специалистов разных областей, обладающих общей культурой, ориентирующихся в многообразии технологий и умеющих применять их в своей деятельности, а также стремящиеся к достижению успеха, развитию профессиональных компетентностей.

Профессиональная же компетентность проявляется в личностно ориентированной деятельности, а эффективность зависит нестолько от академических знаний, как от применять их в своей деятельности.

Вышесказанное зависит также от личностных особенностей, а именностабильной системой отношений к окружающему миру (социуму) и самому себе, необходимым уровнем развития эмоционального интеллекта. Смеем заметить, что сам по себе высокий уровень эмоционального интеллекта не может однозначно являться предсказателем успешности в профессиональной деятельности.

Ведь профессионализм всего лишь один из компонентов компетентности. Компетентность состоит из познавательного, мотивационно-ценностного и эмоционально - волевого компонентов. Компетентность – это ситуативная категория, так как выражается в конкретных профессиональных проблемныхситуациях. Поэтому определённый уровень эмоционального интеллекта необходим для обучения определенным компетенциям, объединенными с эмоциями.

Личностям, умеющим лучше управлять и контролировать собственные эмоции намного легче развить некоторые компетенции (стрессоустойчивость, инициативность, ответственность)

Исследователь ДэниэльГоулман пишет, что коэффициент интеллекта влияет на успешность деятельности человека с вероятностью от 4 до 25 %. Но заметим для того, чтобы подниматься по карьернойлестнице, пишет автор, необходимы способности другого рода, связанные с пониманием эмоций и управлением ими.

 В некоторых странах в настоящее время стало популярным в обиходеследующее высказывание: «Благодаря коэффициенту интеллекта вы устраиваетесь на работу, а благодаря эмоциональному интеллекту делаете карьеру».

Исследования доказывают, что более эффективныв своей деятельности люди, которые сочетают разум и чувства. Индивид с высоким эмоциональным интеллектом принимает правильные решения, эффективно действует в критических ситуациях, лучшеуправляет своими подчинёнными, следовательно,он способствует ихросту по служебной лестнице.

Еще философ Паблиус Сирие говорил о необходимости управления своими чувствами, пока чувства не начали управлять вами [1, С.82].

Отечественный исследователь Л.С.Выготский писал о единстве интеллекта и аффекта, но по-настоящему проблема эмоций активное внимание привлекла в последние годы. Этообъясняется, в первую очередь, тем, что на основе традиционных тестов интеллекта оказалось невозможно предсказать успешность деятельности. Кроме того, многие компании всё больше внимания уделяют управлению нематериальными активами наряду с материальными [1, С.82-83].

Эмоциональный интеллект позволяет регулировать свое поведение, реализовать поставленную цель, достичь желаемого результата. Осуществляя свою цель,человек действует по плану, который развертывается в виде ряда мыслей и представлений и реализуется посредством движений определенной силы, скорости, размаха, согласованности, точности. При выполнении движений, отдельных действий и мыслительных операций,связанных с обдумыванием того, что, как и в каком порядке следуетделать, появляется сосредоточение, напряженное внимание к процессу деятельности.

Эмоциональный интеллект представляет собой сложное образование. Его развитие, осуществляется в процессе формирования личностив целом и зависит от того, какой личностный смысл имеет данная ситуация, данная деятельность и какую позицию в ней занимает индивид.

В абсолютно любой профессиональной деятельности, связанной с коммуникациями с люди эмоциональный интеллект необходим. Важнейший постулат самоменеджмента заключается в том, что невозможно воздействовать на других людей, не научившись управлять собой. Поскольку и способность к пониманию эмоций, и способность к управлению эмоциями может быть направлена на собственные эмоции и эмоции других людей, по мнению Д.В. Люсина, можно говорить о внутриличностном и межличностном эмоциональном интеллекте[12, С.132].

Эмоциональный интеллект можно рассматривать как потребный компонент профессиональной компетентности специалиста и как значимый фактор повышения психологическойкультуры общества в целом.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе теоретического анализа научно - психологической литературы был рассмотрен термин эмоциональный интеллект, разнообразные подходы к его изучению, структура и модели эмоционального интеллекта, также была выявлена взаимосвязь эмоционального интеллекта и профессиональной деятельности.

Эмоциональный интеллект - это эмоциональная компетентность, включающая такие составляющие как эмпатия, самоконтроль, самосознание и другие навыки. Важным условием эмоционального интеллекта является понимание эмоций личностью. Конечным продуктом эмоционального интеллекта является принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл.

Анализируя теоретико – методологические аспектыотечественных и зарубежных авторов можно определить эмоциональный интеллект как совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта тесно взаимосвязаны, что способствует эффективному межличностному взаимодействию.

Согласно концепции, Д. Гоулмана коэффициент эмоционального интеллекта определяется как суммарный показатель следующих способностей: самоосознанности, самомотивированности, устойчивости к фрустрации, контроля над импульсами, регуляции настроения, эмпатии и оптимизма [4, С.143].

Эмоциональный интеллект положительно влияет на деятельность: чем выше эмоциональный интеллект, тем успешней деятельность.Его можно рассматривать как потребный компонент профессиональной компетентности специалиста и как значимый фактор повышения психологической культуры общества в целом.

В то же время, он не является универсальным рецептом успешности. Не меньшее значение имеют "традиционные" интеллект и личностные черты. Поэтому при решении задач психологической диагностики не следует ограничиваться тестированием только эмоционального интеллекта.

Библиографический список

1. АндрееваИ.Н. Эмоциональныйинтеллект: исследованияфеномена // Вопросыпсихологии. 2006. №3. С. 78-86.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. – М.: АСТ, 2008. – 254 С.

3. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта: Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 189 С.

4. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект на работе. / Д. Гоулман; пер. с англ.А.П. Исаевой. - М.: "АСТ": "АСТ МОСКВА"; Владимир: "ВКТ", 2010. – 476 С.

5. Есипова М.Е. Эмоциональный интеллект как фактор разрешения деловых конфликтов (на примере молодых специалистов). / М.Е. Есипова. // Психология сегодня: сборник научных статей 13-й Всерос. науч. - практ. конф., Екатеринбург, 20-21 апр. 2011 г. / Отв. за вып.А.М. Павлова; ФГАОУ ВПО "Рос. гос. проф. - пед. ун-т". - Екатеринбург, 2011. - 268 с. - С.180-183.

6. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. / Е.П. Ильин. - СПб: "Питер", 2001. - 752 С.

7. Карпов, А.В. Исследование влияния эмоционального интеллекта на деятельность руководителя. / А.В. Карпов, А.С. Петровская. // Вестник интегративной психологии. - Ярославль, М.: Международная Академия Психологических Наук, 2007, Выпуск 5. - 323 с. - С.32-35.

8. Кете де Врис, М. Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта. / М. Кете де Врис; Пер. с англ. - М.: "Альпина Бизнес Букс", 2004. - 311 с.

9. Лобанов, А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта: учеб. пособие. / А.П. Лобанов. - Мн.: "Новое знание", 2008. - 376 с.

10. Лобанов, А.П. Психология интеллекта и когнитивных стилей. / А.П. Лобанов. - Мн.: "Агентство Владимира Гревцова", 2008. - 296 с.

11. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте /Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова// Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. – М:. Институт психологии РАН, 2004. С.29 – 36.

12. Люсин, Д.В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ// Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования/ Под ред. Д. В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М., 2004. – с. 113 – 140.

13. Штроо, В.А. Эмоциональный интеллект участников как фактор эффективности деловых переговоров. / В.А. Штроо, С.Ю. Серов. // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы одиннадцатой междунар. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. д-ра психол. наук, проф. А.Д. Карнышева. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. - 588 с. - С.372-377.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...