Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Подходы к изучению эмоционального интеллекта личности в психологии




Эмоциональный интеллект личности в профессиональной деятельности

Проверил:

Кандидат психологических наук, доцент

Климова И.В.

(подпись)

(оценка, дата)

Работу выполнил:

студент гр.БТЛЗУ 17-01

Волков А.О.

(подпись, дата)

 

 

Красноярск 2018

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

РАЗДЕЛ I Теоретический обзор по исследуемой теме. 4

1.1 Подходы к изучению эмоционального интеллекта личности в психологии 4

1.2 Структура, модель эмоционального интеллекта. 7

1.3 Взаимосвязь эмоционального интеллекта личности и профессиональной деятельности 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12

Библиографический список. 13

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена ростом интереса к изучению феномена эмоционального интеллекта личности как отечественными, так и зарубежными учеными.Интерес данной темы исследования состоит в том, что на основе теоретического обоснования влияния эмоционального интеллекта личности на эффективность профессиональной деятельности возможна разработка программ профилактики эмоционального выгорания личности у работников определенной категории. Следовательно, значимость выбранной темы устанавливается как тенденциями развития научного знания, так и бытующими потребностями социальной практики.

Исследованием эмоционального интеллекта личности занимались, и занимаются по сей день, многие отечественные и зарубежные научные деятели. В отечественной и зарубежной психологии вклад в изучение эмоционального интеллекта внесли такие ученые как Дж. Мейер, Р. Бар-Он, Л.С. Выготский, Дж. Д. Карузо,Н.П. Александрова, Б.Г. Ананьев, М.В. Голубева,А.Н. Леонтьев, П. Сэловей, Т.И. Солодкова, О.В. Егорова, Д. Гоулман, Л.Б. Симонова, С. Л. Рубинштейн,Б.Ф. Ломов и др[12, с.127].
Изучением взаимосвязи эмоционального интеллекта личности и профессиональной деятельности занимались такие ученые какГ.Н. Юлина, В.П. Кутеева, Р.С. Рабаданова и др.Немаловажным является и феномен тревожности, как в учебном процессе, так и в обыденной жизни человека. Вопросами тревожности занимались Л.М. Аболин, И.А. Васильев, Л.В. Винокурова и др[12, с.127]. Данная работа посвящена рассмотрению взаимосвязи эмоционального интеллекта личности в профессиональной деятельности.

Объект исследования: эмоциональный интеллект личности.

Предмет исследования: взаимосвязь эмоционального интеллекта личности в профессиональной деятельности.

Цель исследования: выявление взаимосвязи эмоционального интеллекта личности в профессиональной деятельности

Гипотеза исследования: мы предположили, что эмоциональный интеллект личности непосредственно оказывает влияние на эффективность в профессиональной деятельности.

Задачи:

¾ проанализировать существующие теоретико-методологические представления о эмоциональном интеллекте личности;

¾ изучить взаимосвязь между эмоциональным интеллектом личности и профессиональной деятельностью.

Нами был использован теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой теме.

 

 


РАЗДЕЛ IТеоретический обзор по исследуемой теме

Подходы к изучению эмоционального интеллекта личности в психологии

Общеизвестно, что подавление эмоций ведет к их вытеснению из сознания что ведет за собой невозможность психологической переработки эмоций способствует увеличению их физиологического компонента. В настоящее время мы наблюдаем что в социуме заметен рост людей, страдающих неврозами. Явно заметны эмоциональные проблемы, проявляемые у людей со сниженным уровнем самоконтроля. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции препятствуют осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье.

Решению вышеописанных проблем могла бы способствовать целенаправленная работа по развитию эмоциональной мудрости, той способности, которая в современных зарубежных и отечественных исследованиях называется эмоциональным интеллектом

В научной литературе мы видим разнообразие понятия эмоциональный интеллект, но оно является мало определенным в современной психологии. Рассмотрим более подробно некоторые точки зрения ученых по исследуемой теме.

Изначальным мотивирующим факторам являются эмоции пишет в своих работах Р.У. Липер так как эмоциональные процессы побуждают, поддерживают и управляют активностью. Обращаясь к толковому словарю то эмоция в переводе означает двигаться, перемещаться, а именно эмоция — это не что иное как средство, с помощью чего взаимодействуют тело и разум, они способны изменяться от функциональности личности [1, С.79].

Д. Векслер дает следующее определение интеллект есть совокупность способностей, или же глобальная способность индивида действовать целеустремленно, мыслить рационально и эффективно общаться с окружением.Исследователь Дж. Мейера считает данное понятие широким, следовательно, предполагает к ограничению понятия [11, С.30].

В зарубежной научной литературы понятие эмоционального интеллекта было введено Джоном Мэйером и Питтером Сэловей в 1990 г. и было взаимосвязано с разнородностью понятия интеллект и совершением интеллектуальных операций с эмоциями. Согласно авторам, оно включает в себятакие способности, как распознавание и владение собственными эмоциями, понимание эмоций других людей, а также самомотивацию[12, С.118].

Исследователь А.П. Лобанов рассматривалэмоциональный интеллект как эмоциональную компетентность, включающую в себя эмпатию, самосознание, самоконтроль и другие навыки [9, С.342].

Л.С. Выготский писал: «…как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни…» [1, С.121]. Исследователь видит единство аффекта и интеллекта во взаимосвязи и взаимовлиянии этих граней психики на всех ступенях развития, а также в том, что данная связь является подвижной.Любой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Но данный подход не получил соответствующей разработки.

Мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального продолжил развивать идеи ученого С. Л. Рубинштейн [1, С. 119].

К. Д. Ушинский делал акцент на социальном смысле эмоций, говоря о том, что социум (общество) которое заботится об образовании ума, совершает большую ошибку, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает.

Осознание же собственных эмоциональных состояний и реакций, что указывает на индивидуальное отношение к происходящему и есть индивидуальность согласно мнению Е. Л. Яковлевой.

Т.И. Солодкова в своей работе, написанной на исследованиях зарубежных и отечественных ученых рассматривает эмоциональный интеллект как фундаментальный фактор успешности жизнедеятельности личности.Жизнедеятельность же рассматривается как психическое, физическоеи социальное здоровье [12, С.131].

Умение интеллектуально управлять своей эмоциональной жизнью, что способствует личностному, а также профессиональному успеху личности так рассматривают эмоциональный интеллект исследователи Х. Вайсбах и У. Дакс.

В работах О.К. Тихомирова, являющимся отечественным ученым мы видим понятие эмоциональное мышление, что по своей сути является аналогом понятия эмоциональный интеллект. Автор подчеркивал, что в процесс решения задач включены эмоциональные состояния, а также считал, что с мыслительной деятельностью непосредственно взаимосвязаны абсолютно все эмоциональные явления (эмоции, аффекты и чувства).

Х.Гарднер писал о множественном интеллекте, то что это психическое явление включает широкий круг способностей. Автор описал модель, включающую семь главных форм интеллекта: вербальный, логико – математический, пространственный, телесно – кинестетическый, музыкальный, внутриличностный, межличностный интеллект. Рассматривая межличностный интеллект, мы видим, что он включает в себя способность наблюдать чувства других, а также использование этих знаний для предвидения их поведения.

Х. Гарднер из типов интеллекта выделяет такой тип как социальный интеллект, понимаемый как способность понимать людей и управлять ими. Социальный интеллект может быть отделен от общих академических способностей [12, С.131].

Исходя из вышеизложенного термин эмоциональный интеллект обуславливается как способность: действовать в соответствии с внутренней средой своих чувств и желаний; умение управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза, понимание собственных и чужих эмоций; контролировать и управлять собственными эмоциями.

Анализируявышеописанные определения, можно отметить, что личность с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, а также способностью к управлению эмоциональной сферой, обусловливающей более высокую адаптивность и эффективность в общении.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 300.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...