Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура, модель эмоционального интеллекта




Д.В. Люсин представил собственную модель эмоционального интеллекта, описываемый как осознание собственных и чужих эмоций, а также управление ими. Под способностью понимания эмоций автор понимает то что личность распознает, идентифицирует (устанавливает), понимает причины (истоки) возникновения эмоции, а также предвидит последствия ее проявления [11,C.36].

Под способностью управление эмоциями автор понимает, то что субъект может контролировать интенсивность эмоций (первостепенно подавлять сильные эмоции), контроль внешних проявлений эмоций, а также то что личность может вызвать определенную эмоцию, соответствующую определённой ситуации.

Автор дает следующее определение понятию эмоциональный интеллект как психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, обуславливающихсобственный уровень и характерные индивидуальные особенности. Д.В. Люсин выделяет четыре основных составляющих эмоционального интеллекта это эмпатия самосознание, самоконтроль, навыки отношений. Д. Гоулман к этим четырем составляющим добавляет пятую мотивацию [11, С.34].

Два аспекта выделяют в структуре эмоционального интеллекта это внутриличностный и межличностный. Внутриличностный аспект составляют такие компоненты как толерантность (терпимость), мотивация достижения успеха, оптимизм, гибкость, самоконтроль, саморегуляция, адекватная самооценка, осознание своих чувств, заинтересованность, ответственность. В межличностный аспект включает такие компоненты как уважение к личности, умение прогнозировать развитие межличностных отношений, способность работать в команде, эмпатия, альтруизм, коммуникабельность, способность учитывать и способствовать развитию интересов другой личности.

Исследователи Джоном Мэйером и Питтером Сэловей описали собственную модель эмоционального интеллекта, состоящую из трех типов:

1. Идентификация и выражение эмоций.

2. Применение эмоциональной информации в мышлении и деятельности.

3. Регуляция, владение эмоциями

В последующем авторы совместно Д. Карузо дополнили модель, более детально описав ее. Они трактовали эмоциональный интеллект как способность индивида перерабатывать информацию, которая содержится в эмоциях, а именно определять значение эмоций и их взаимосвязи друг с другом, использование эмоциональной информации в качестве основы для мышления и принятия определенных решений.

В соответствии сданной моделью, описанной в 1997 г., эмоциональный интеллект включает следующие ментальные способности:

¾ способность безошибочно воспринимать, оценивать и выражать эмоции - включает ряд связанных между собой способностей, таких, как восприятие эмоций их идентификация, адекватное выражение, определение подлинных эмоций и имитируемых;

¾ способность иметь доступ и вызывать чувства, чтобы повысить эффективность мышления включающее способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению определенных задач, использовать колебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему;

¾ способность к пониманию своих и чужих эмоций, эмоциональному познанию как способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях;

¾ способность к осознанной регуляции эмоций, управлению эмоциями, повышению уровня эмоционального и интеллектуального развития как способность к контролю за эмоциями, уменьшению яркости отрицательных эмоций, осознанию своих положительных и отрицательных эмоций, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций, что способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений.

В настоящее время модель эмоционального интеллекта включает четыре, составляющих, а именноуправление взаимоотношениями, самосознание, социальную чуткость, самоконтроль,и восемнадцатьвзаимосвязанных с ними навыков.

Под управление взаимоотношениями понимается владение тактиками убеждения, способность вести за собой (воодушевление), поощрение развития способностей других, регулирование конфликтов, поддерживание социальных связей, сотрудничество и командная работа.

Самосознание включает адекватную самооценку, уверенность в себе (адекватное оценивание своих возможностей и способностей), эмоциональное самопознание (понимание и анализ своих эмоций, осознание их влияния).

Социальная чуткость есть сопереживание, толерантность, деловая осведомленность, предупредительность, как способность признавать и удовлетворять потребности подчинённых, клиентов.

Под самоконтролем понимается умение контролировать и управлять положительными и отрицательными эмоциями, проявление прямоты и открытости, честности, оптимизм, адаптивные способности, инициативность и открытость.

Заметим, что среди структурных компонентов эмоционального интеллекта, которые выделил Гоулман, можно обличить не только эмоциональные способности, но и волевые качества личности, характеристики самосознания, социальные умения и навыки.

Анализируя теоретико – методологические аспектыотечественных и зарубежных авторов можно определить эмоциональный интеллект как совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта тесно взаимосвязаны, что способствует эффективному межличностному взаимодействию.

Итак, в теоретическом плане концепция эмоционального интеллекта отражает идею единства аффективных и интеллектуальных процессов. С точки зрения практики данный конструкт получил свое развитие в связи с исследованием успешности человека в различных сферах жизни и деятельности. Перспективность и обоснованность использования понятия эмоционального интеллекта показаны во множестве работ, выполненных в рамках различных отраслей психологии.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...