Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы и задания к девятой теме




 

1. Назовите особенности и сферы применения разговорного стиля речи.

2. Надо ли стремиться в разговорных условиях общения говорить, как пишешь?

3. Как влияет на результат общения низкий уровень владения языком?

4. Назовите главные этические принципы речевого общения.

5. Какие функции выполняет обращение?

6. Какую роль играют эвфемизмы?

7. Какова специфика ТЫ-общения и ВЫ-общения в русском языке?

8. Выпишите из любого произведения художественной литературы диалог героев, стилизованный под разговорную речь. Отметьте признаки разговорного стиля. Какую роль играет использование элементов разговорного стиля в данном произведении?

9. Определите характер устного речевого произведения (монолог – диалог – полилог), социальные отношения собеседников, тему беседы. Имеет ли беседа непринужденный характер? Находятся ли собеседники в одном пространстве в одно время? Как это отражается в их репликах? Укажите языковые черты, свидетельствующие об устной природе текстов (этикетные клише, упрощенные конструкции).

1.  - Привет, Кать!

- Привет!

- Ну, как ты там?

- Ничего. А ты?

- Скоро к тебе выезжаю.

- Давай, жду.

2. - Извините, вы не скажете, где здесь старые книги продают?

- За углом. Прямо…там вывеска. Метров сто. «Букинист».

- Спасибо.

3.            Ну так вот. Прихожу я вчера домой и вижу: банка валяется разбитая. Спрашиваю: что это? А никто… это…никого дома нет. Наверно, кошка столкнула.

10. Приведите примеры предложений, в которых данные ниже слова выступают а) как нейтральные; б) как разговорные.

Дубина, классный, копаться, медведь, мировой, отец, тачка, хрюкать, шляпа.

11. Объясните смысловую разницу формул прощания с учетом ситуации их употребления и отношений между собеседниками.

1.  До свидания, до скорого свидания.

2.  До встречи, до завтра, до скорого.

3.  Всего доброго, всего хорошего.

4.  Прощай, прощайте, разрешите попрощаться.

5.  Пока, покеда, чао!

12. Запишите известные вам формулы приветствия. В каких ситуациях они уместны?

13. Составьте диалог, используя формулы приветствия, прощания, просьбы, отказа, благодарности.

14. Составьте текст поздравительной открытки близкому вам человеку. Какие этикетные формулы вы будете использовать?

15. Составьте текст-размышление на тему «Какое обращение могло бы стать общеупотребительным в современном русском языке?».

16. В ряде ситуаций мы не можем себе позволить открыто и резко сказать собеседнику, что мы о нем думаем. Однако, находясь в рамках приличий, свое отношение к нему можно выразить интонацией.

1) Произнесите одну и ту же фразу, придавая ей прямой и противоположный смысл средствами интонирования:

1.  Рад вас видеть.

2.  Спасибо за работу.

3.  Приходите завтра.

4.  Я в восторге.

5.  Спасибо, мне очень приятно ваше внимание.

6.  Приятно было с вами поговорить.

7.  Спасибо за комплимент.

8.  Очень вам признателен.

9.  Ценю вашу настойчивость.

10.  Мне это очень нравится.

2) Произнесите фразу с разными интонациями:

1. Умница! Молодец! (с благодарностью; с восторгом; иронично; огорченно; гневно).

2.  Я этого никогда не забуду (с признательностью; с обидой; с восхищением; с гневом).

3.  Спасибо, как это вы догадались! (искренне; с восхищением; с осуждением).

4.  Ничем не могу вам помочь (искренне; с сочувствием; давая понять бестактность просьбы).

5.  Вы поняли меня? (доброжелательно, учтиво; сухо, официально; с угрозой).

6.  До встречи! (тепло, нежно; холодно, сухо; решительно, резко; безразлично).

7.  Это я! (радостно; торжественно; виновато; грозно; задумчиво; небрежно; таинственно).

8.  Я не могу здесь оставаться (с сожалением; значительно; обиженно; неуверенно; решительно).

9.  Здравствуйте! (сухо, официально; радостно; грозно; с упреком; доброжелательно; равнодушно; гневно; с восторгом).



Литература

 

1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. М., 1975.

2. Андреева В.И. Делопроизводство. Требования к документообороту фирмы (на основе ГОСТов РФ). М., 1994.

3. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. М., 2005.

4. Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика. М. , 1977.

5. Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. М., 2000.

6. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

7. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2001.

8. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М. , 1988.

9. Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983.

10. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М, 1998.

11. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

12. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. Л., 1972.

13. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1989.

14. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. Ростов н/Д., 2001.

15. Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль. Оформление научной работы. М., 1991.

16. Демидова А.К., Смирнов А.Э. Русская коммерческая корреспонденция. М., 1985.

17. Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. М. , 1978.

18. Калинин А. В. Лексика русского языка. М. , 1998.

19. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. СПб., 2001.

20. Кохтев Н.Н. Риторика. М., 1994.

21. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Популярная стилистика русского языка. М. , 1984.

22. Крылова О.А. Основы функциональной стилистики русского языка. М. , 1979.

23. Культура русской речи. Учебник для вузов. / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. М., 2001.

24. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. Практикум. М., 1998.

25. Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник. М., 1998.

26. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.,1987.

27. Романов А.А. Грамматика деловых бесед. Тверь, 1995.

28. Русский язык и культура речи. / Под ред. проф. В.И. Максимова. М., 2001.

29. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов/ Под ред. проф. В.Д. Черняк. М., 2003.

30. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. М., 2007.

31. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык для студентов-нефилологов. М., 1997.

32. Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. М., 1982.

33. Щепкина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка. М., 1980.

 

Словари и справочники

 

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1971.

2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1976.

3. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. М., 1994.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. (Любое издание).

5. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1986.

7. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р.И. Аванесова. М., 1989.

8. Словарь иностранных слов. М., 1988.

9. Толковый словарь русского языка ХХ века. Языковые изменения. Под ред. Г.Н. Скляревской. СПб., 2000.

10. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка.  Словарь - справочник.    Ред. К.С. Горбачевич. Л., 1974.

11. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка (4-х томный). М., 1986.

12.  Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А И.   Молоткова. М., 1978.

 



Оглавление

Предисловие...................................................................................................... 3

Тема первая. Современный русский язык и культура речи.................. 5

1. Основные понятия курса: ЯЗЫК, СОВРЕМЕННЫЙ ЯЗЫК,

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК, КУЛЬТУРА РЕЧИ,

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ.................................................................................. 5

2. Национальный язык и его разновидности .................................. 10

3. Функциональные разновидности современного русского

литературного языка.............................................................................. 12

4. Особенности устной и письменной речи ..................................... 14

5. Языковая норма и культура речи................................................... 17

Вопросы и задания к первой теме.......................................................... 30

Тема вторая. Культура речи и стилистика........................................... 32

1. Понятие СТИЛЬ в языкознании...................................................... 32

2. Стилистические пласты русской лексики.................................... 33

3. Лексическая норма и культура речи............................................. 37

Вопросы и задания ко второй теме........................................................ 41

Тема третья. Лексическая стилистика................................................... 43

1. Слово и его значение ........................................................................ 43

2. Многозначность слова. Типы полисемии ................................... 45

3. Стилистическое использование омонимов, синонимов,

антонимов.................................................................................................. 48

4. Активный и пассивный словарный запас русского

языка. Устаревшая и новая лексика................................................... 51

5. Происхождение русской лексики.

Лексика исконно-русская и заимствованная. 

Освоение заимствованных слов.......................................................... 53

6. Старославянизмы и их место в русской лексике....................... 60

7. Типы фразеологизмов и их стилистическое 

использование.......................................................................................... 62

Вопросы и задания к третьей теме......................................................... 66

Тема четвертая. Лексикография................................................................ 71

1. Основные типы словарей. Словари энциклопедические

и лингвистические................................................................................... 72

2. Понятие о толковом словаре........................................................... 73

3. Другие виды лингвистических словарей...................................... 76

Вопросы и задания к четвертой теме .................................................... 81

Тема пятая. Культура деловой речи........................................................ 82

1. Общая характеристика официально-делового стиля.............. 82

2. Языковые особенности официально-делового стиля .............. 83

3. Текстовые и языковые нормы документа.

Случаи нарушения грамматических норм в устной

 деловой коммуникации и в языке деловых бумаг........................ 84

4. Письменная деловая речь .Типы служебных документов. 

Административный речевой этикет. Язык и стиль

 рекламной деловой  корреспонденции........................................... 92

5. Устная деловая речь........................................................................ 102

Вопросы и задания к пятой теме.......................................................... 118

Тема шестая. Культура научной речи.................................................... 121

1. Общая характеристика научного стиля.

Подстили и жанры научных текстов.

Способы построения и методы логической

организации научного текста........................................................... 121

2. Устная научная речь. 

Жанры монологические и диалогические.

Правила эффективного слушания.................................................... 129

3. Письменная научная речь.

Композиция научного текста.

Жанры первичные и вторичные....................................................... 134

Вопросы и задания к шестой теме........................................................ 138

Тема седьмая. Публицистический стиль. Язык средств

массовой информации. Культура устной публичной речи.

 Основы  ораторского искусства............................................................. 140

1. Общая характеристика публицистического стиля................. 140

2. Язык средств массовой информации.

Визуальные средства массовой информации

и культура речи..................................................................................... 141

3. Особенности устной публичной речи.

Ошибки в телевизионной речи.......................................................... 146

4. Основы ораторского искусства.................................................... 150

5. Ораторское выступление как разновидность

 устной публичной речи...................................................................... 156

6. Качества хорошей речи.

Изобразительно-выразительные средства языка........................ 160

Вопросы и задания к седьмой теме...................................................... 169

Тема восьмая. Язык рекламы. Особенности рекламных

 текстов........................................................................................................... 173

1. Реклама как особый жанр публицистики.

Реклама и СМИ. Жанры рекламных текстов................................ 173

2. Функции рекламы. Основные элементы

рекламных текстов............................................................................... 176

3. Языковые приемы, используемые в рекламе............................ 178

4. Стилистика рекламных текстов................................................... 181

5. Случаи нарушения норм в рекламных текста......................... 187

Вопросы и задания к восьмой теме..................................................... 191

Тема девятая  Культура разговорной речи.......................................... 193

1. Особенности разговорной речи.................................................... 193

2. Этика речевого общения и этикетные формулы

 речи. Условия эффективной коммуникации................................. 198

3. Невербальные средства общения................................................ 204

Вопросы и задания к девятой теме...................................................... 208

Литература.................................................................................................... 211

Словари и справочники........................................................................... 212

               

 


                             

 

Св. план 2008 г., поз.

 

Серпикова Марина Борисовна

 

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Учебное пособие

 

 Подписано в печать                           Формат 60х 84⁄16    Тираж 300 экз.         

 Усл. - печ. л. – 13,5                                                                   Заказ №       

                                            

127994, Москва А-55, ул. Образцова, 15.

Типография МИИТа


* Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990. – С. 247.

 

* Более подробно вопросы, связанные с этикой речевого общения и этикетными формулами речи, будут рассмотрены в теме девятой наст. пособия.

* О языке современной молодежи см. стр. 196 наст. пособия.

* Более подробно познакомиться с нормами литературного произношения можно в кн. Р.И. Аванесова «Русское литературное произношение». Для практического использования можно также порекомендовать книгу И.Б. Голуб и Д.Э. Розенталя «Секреты хорошей речи» и «Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы» под редакцией Р.И. Аванесова.

 

* Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. – М., «Просвещение», 1977. – С. 49-50.

* Более подробно об этом см. на с. 162 - 163 наст. пособия.

* Образцы управленческих документов, их реквизиты, т.е. обязательные информационные элементы (автор, дата и т.п.), их композиция и оформление закреплены в государственном стандарте «Организационно-распорядительная документация. Основные положения». – М.: Главархив, 1975. Кроме того, с правилами составления и оформления документов можно познакомиться в следующих пособиях: Дерябина А.С. «Методические материалы к практическим занятиям по дисциплине «Деловые бумаги и правила их составления». – М.: МИИТ, 1998; Дерябина А.С. «Методические материалы к практическим занятиям по дисциплине «Деловая переписка». – М.: МИИТ, 1997; Скорикова Т.П. «Методические разработки к практическим занятиям по обучению коммерческому письму». – М.: МИИТ, 1998.

* Более подробно о ведении телефонных переговоров можно прочитать в пособии Акишиной А.А., Акишиной Т.Е. « Этикет русского телефонного разговора». -М., 1990.

 

* Более подробно познакомиться с правилами оформления научного текста, особенностями научного стиля речи в его письменной и устной разновидностях можно в методическом пособии Т.П. Скориковой «Основы культуры научной речи. Методические материалы по спецкурсу». - М.: МИИТ, 2000 и в книге А.К. Демидовой «Пособие по русскому языку. Научный стиль. Оформление научной работы». – М.: Русский язык, 1991.

 

* Более  подробно о невербальных средствах общения см. на с. 204 наст. пособия.

* Понятие «слоган» (sluagh-ghairm) восходит к галльскому языку и означает «боевой клич». В 1860 году понятие «слоган» было впервые использовано в современном значении рекламного лозунга, индивидуального девиза конкретной фирмы. Назначение девиза – побуждать к действию. Первоначальное значение слова – «боевой клич» - очень точно и весьма образно отражает сущность этой рекламной константы: пленить покупателя и уничтожить конкурентов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 340.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...