Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Владимирский государственный университет

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

 

 
УТВЕРЖДАЮ Проректор по образовательной деятельности ___________________ А.А.Панфилов «______» _________________ 2016 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ПСИХОГЕНЕТИКИ
(наименование дисциплины)

 

 

Направление подготовки 37.03.01 - Психология

 

Профиль/программа подготовки

                                  

Уровень высшего образования – бакалавриат

 

Форма обучения – очная

 

Семестр Трудоемкость зач. ед,/ час. Лекции, час. Практич. занятия, час. Лаборат. работы, час. СРС, час. Форма промежуточного контроля (экз./зачет)
1 2, 72 18 18   36 зачет
Итого 2, 72 18 18   36 зачет

 

 

 

 

Владимир 2016





ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины (модуля) «Основы психогенетики»:

- ознакомление студентов с основными проблемами, теоретическими подходами и результатами исследований в области генетических основ поведения и психики;

- освоение базовых знаний по основам психогенетики для использования их при изучении специальных дисциплин;

- формирование у студентов основных понятий о природе наследственности и изменчивости;

- формирование у студентов знаний о роли и взаимодействии факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам;

- изучить методы психогенетического исследования;

- формирование навыков практического применения знаний: элементарная диагностика, описание фенотипа, составление генеалогического дерева.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО

       Дисциплина «Основы психогенетики» относится к базовой части общепрофессионального цикла.

    Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплины «Анатомия центральной нервной системы».

       Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются:

     - знание на уровне представлений: общих принципов работы отдельных нервных структур и нервных центров, позволяющих осуществлять системный анализ деятельности целого мозга; различных неинвазивных методов исследования функционирования мозга, использующихся в психологической практике и позволяющих детально анализировать участие различных структур мозга в перцептивных, мнемических, семантических и других когнитивных процессах, в изменениях функциональных состояний, мотивационно-эмоциональной сферы и сознания;

- знание на уровне воспроизведения: особенностей строения и тонкой организации нервных клеток, а также механизмов функционирования и регуляции деятельности нейронов, особенностей строения и функционирования периферической и вегетативной (автономной) нервных систем и органов чувств, особенностей развития и созревания мозга;

- знание на уровне понимания: связей особенностей строения и функционирования мозга в соответствии с общенаучными принципами детерминизма и структурности, неразрывного единства структурного и функционального анализа, являющегося основой отечественного естествознания; понимание того, что строение нервной системы определяется фило- и онтогенезом организма, начиная с его эмбриональной фазы;

- умение анализировать данные, обобщать изученный материал, ориентироваться в анатомических рисунках и схемах;

- умение использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека в фило- и социогенезе;

- владение навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний и умений.

       Знания, полученные в ходе освоения дисциплины «Основы психогенетики» служат теоретической и практической основой для освоения ряда дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла: специальной психологии, психологии развития и возрастной психологии, психологии здоровья, клиники интеллектуальных нарушений, основ патопсихологии.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Профессиональные:

1. Способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);

2. Способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);

3. Способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);

4. Способность к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать:

- на уровне представлений: ознакомление студентов с новейшими исследованиями в области выявления роли средовых и наследственных факторов в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии (ПК-5, ПК-9);

- на уровне воспроизведения: знание основных генетических понятий и закономерностей наследования признаков, основных методов психогенетических исследований, особенностей наследования психических расстройств человека, роли факторов наследственности и среды в аномальном и девиантном поведении человека (ПК-4, ПК-5, ПК-9);

- на уровне понимания: осознавать роль эволюционной теории для постановки вопроса о роли генотипа и среды в изменчивости психлологических черт человека (ПК-4, ПК-9).

Уметь:

- решать задачи по разным разделам психогенетики (ПК-9);

- составлять генеалогическую родословную (ПК-9);

- фенотипически диагностировать генетические патологии (ПК-9);

- анализировать данные, обобщать изученный материал (ПК-9).

Владеть:

- генетическое терминологией (ПК-4, К-5, ПК-9, ПК-11);

- навыками прогнозирования проявления наследственных болезней в потомстве, а также навыками диагностики генетических патологий (ПК-4, К-5, ПК-9, ПК-11);

- основными методами научных исследований (ПК-4, К-5, ПК-9, ПК-11).

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2зачетных единицы, 72 часа.

 

№ п/п

Раздел (тема)

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Объем учебной работы с применением интерактивных методов

(в часах / %)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции Практические занятия Лабораторные работы Контрольные работы СРС КП, КР
1. Предмет психогенетики. Основные понятия психогенетики. Этапы развития психогенетики. 2   2 2     4   2/50%  
2. Основные методы психогенетических исследований. 2   2 2     4   2/50%  
3. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. 2   2 2     4   2/50% Рейтинг –контроль № 1.
4. Генетика психических расстройств. 2   2 2     4   2/50%  
5. Психогенетика аномального и девиантного поведения. 2   2 2     4   2/50%  
6. Психогенетика сенсорных способностей, двигательных функций и темперамента. 2   2 2     4   2/50% Рейтинг –контроль № 2.
7. Генетика психофизиологических и психологических показателей. 2   2 2     4   2/50%  
8. Психогенетические исследования интеллекта. 2   2 2     4   2/50%  
9. Генетический анализ поведения животных. 2   2 2     4   2/50% Рейтинг –контроль № 3.

ИТОГО:

2   18 18     36   18/50%  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Дисциплина ведется с применением следующих видов образовательных технологий:

a. Информационно–коммуникационные технологии (1 – 9 разделы).

b. Работа в команде/работа в малой группе (1 – 9 разделы).

c. Моделирование и case – study (3-6, 8 разделы)

d. Проблемное обучение (2 – 9 разделы).

e. Контекстное обучение (3 – 8 разделы).

f. Обучение на основе опыта (1 – 9 разделы).

g. Индивидуальное обучение (1 – 9 разделы).

h. Междисциплинарное обучение (1 – 9 разделы).

i. Опережающая самостоятельная работа (1 – 9 разделы).

Формы организации учебного процесса:

j. Лекция, мастер–класс (1 – 9 разделы).

k. Семинар, коллоквиум (1 – 9 разделы).

l. Самостоятельная работа студентов (1 – 9 разделы).

m. Научно–исследовательская работа студентов: подготовка выступления на научной студенческой конференции (3 – 8 разделы).

n. Консультация, тьюторство: консультирование студентов по проблеме выступления на научной студенческой конференции (1 – 9 разделы).

o. Case–study: общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуаций (3-6, 8 разделы).

p. Работа в команде: создание и обсуждение проблемных задач в малых группах (1 – 9 разделы).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 478.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...