Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (УММ).




Учебно-методический комплекс по дисциплине

Введение в языкознание»

Для направления/ специальности 03 1001 «Филология»

 

Кемерово, 2008

 

 

СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Декан факультета филологии и журналистики Ф.И.О.__________ А.В. Клишин «_____»__________________ 2008 г. Первый проректор КемГУ Б.П. Невзоров _________________ «_____»__________________ 2008 г.
УМК обсуждено и одобрено Ученым советом факультета филологии и журналистики Протокол №___ от «___»_________2008 г. Председатель ученого совета факультета, Декан факультета филологии и журналистики Ф.И.О.___________ А.В. Клишин «_____»__________________ 2008 г. УМК обсуждено и одобрено Научно-методическим советом КемГУ Протокол №___ от «___»_________2008 г. Председатель НМС, первый проректор КемГУ Б.П. Невзоров ___________________ «_____»__________________ 2008 г.

 

ОБСУЖДЕНО: РАССМОТРЕНО:
Зав. кафедрой Ф.И.О.____________М.В. Пименова «_____»__________________ 2008 г. Председатель методической комиссии Ф.И.О. ___________ И.В. Ащеулова «_____»__________________ 2008 г.
УМК обсуждено и одобрено На заседании кафедры Протокол №___ от «___»_________2008 г. Зав.кафедрой общего языкознания и славянских языков Ф.И.О.____________ М.В. Пименова «_____»__________________ 2008 г. УМК обсуждено и одобрено Методической комиссией факультета филологии и журналистики    Протокол №___ от «___»_________2008 г.  

 

 

Содержание

 

 

Рабочая программа по дисциплине «Введение в языкознание».

Словарь терминов.

Словарь персоналий.

Экзаменационные билеты по курсу «Введение в языкознание».

Тестовые задания по курсу «Введение в языкознание: Раздел Фонетика».

Контрольная работа по курсу «Введение в языкознание: Раздел Фонетика».

Контрольная работа по курсу «Введение в языкознание: Раздел Лексикология».

Контрольная работа по курсу «Введение в языкознание: Раздел Грамматика».

 

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра общего языкознания и славянских языков

 

                                                                                     «Утверждаю»

                                                                                     Декан факультета

                                                                                 к.п.н., доцент Клишин А.В.

                                                                                      ___________________

                                                                                    «___» __________ 200 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Введение в языкознание»

для специальности 031001 «Филология», ОПД. Ф.1

                           факультет филологии и журналистики

 

 

курс 1 (ОЗО – 1 курс)                            экзамен 1 семестр (ОЗО-1 семестр)

семестр 1                                                                               

лекции 36 часов (ОЗО – 14)

практические занятия 36 часов (ОЗО – 4)

самостоятельные занятия 68 часа (ОЗО – 122)

Всего часов 140 часов

Составитель: канд. филол. наук, доцент Рабенко Т.Г.

 

 

                                              Кемерово, 2008

 

 

Рабочая программа дисциплины «Введение в языкознание» цикла ОПД. Ф. 1 составлена в соответствии Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 031001 «Филология».

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

Протокол № __7__ от «_1_» ___09______2008 г.

Зав. кафедрой М.В. Пименова________________

 

Одобрено методической комиссией

Протокол № ___ от «___» _________2008 г.

Председатель И.В. Ащеулова _________________

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Человеческое общество не может функционировать, не пользуясь языком. Язык необходим ему во всех сферах жизнедеятельности (общественно-экономической, образовательной, научной, художественно-эстетической, бытовой). Помимо этого, язык выступает и основным универсальным средством выражения мысли, средством наиболее полной реализации интеллектуальной коммуникации.

Интерес к языку люди проявляли с древнейших времен. С течением времени была создана наука о языке, получившая название лингвистика(от лат. lingua-язык") или языкознание (языковедение).

Языкознание (лингвистика) - наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях.

Научная дисциплина, связанная с изучением общих особенностей человеческого языка, его сущности и природы, описанием проблем происхождения языка, общих законов его развития и функционирования, разработкой теории и методов исследования языка, называется общим языкознанием.

"Введение в языкознание" - это начальный, вводный курс общего языкознания, знакомящий студентов с основными понятиями и общетеорети­ческими проблемами науки о языке. Курс "Введение в языкознание" освещает такие вопросы, как язык и общество, язык и мышление, язык и речь, взаимодействие языков и закономерности их развития, литературные языки национального и донационального периодов, принципы классификации языков, метода изучения языка, а также проблемы сущности языка, его устройства, специфические свойства отдельных его участков и единиц.

 

Цели преподаваемой дисциплины:

- сформировать подлинно научное понимание языка», его общественной природы, закономерностей его функционирования, происхождения и развития,

- ввести студентов в круг проблем современного языкознания,

- познакомить студентов с основными лингвистическими терминами и подготовить тем самым к систематическому и углубленному изучению специальных языковедческих дисциплин;

- сформировать общее представление о многообразии и сложности языковой картины мира, продемонстрировать разнообразие языков в плане их лексического состава и структурных особенностей,

- показать взаимосвязанность различных языковых явлений, сформировав тем самым общее представление о системном характере языка,

- способствовать пробуждению и поддержанию у студентов научного интереса к языку, к изучению его проблем и особенностей,

     Задачи учебного курса определяются его целями. Основные задачи

курса:

- познакомить студентов с основами современной науки о языке, с решением основных проблем современного языкознания;

- сформировать представление об основных лингвистических

терминах и понятиях;

- расширить лингвистический кругозор студентов;

- выработать у студентов определенные навыки лингвистического наблюдения и лингвистического анализа;

- привить студентам навыки самостоятельного пополнения знаний.

    «Введение в языкознание» - это учебный курс,   который является пропедевтическим для всех лингвистических дисциплин, преподаваемых на факультете филологии и журналистики. Общетеоретические сведения, понятия и термины, задействованные в данном курсе, составляют основу, на которой строится преподавание частных лингвистических дисциплин и курса "Общее языкознание", завершающего лингвистическое образование студентов - филологов.

Знание основных проблем языкознания, без чего невозможно понимание функциональных особенностей языка в современном мире, необходимо каждому человеку, а особенно тем, чья профессия связана с преподаванием и/или исследованием языка, тем, кому приходится пользоваться языком как орудием профессиональным (преподавателям, журналистам, писателям, политикам и т.д.). Данное обстоятельство определяет особое место языкознания в образовательном процессе факультета: оно оказывается связанным не только с лингвистическими дисциплинами, но и с литературоведением, психологией, историей, философией, рядом учебно-методических предметов и т.д.

По окончании изучения данной дисциплины студенты должны:

- иметь подлинно научное понимание общественной природы языка, закономерностей его происхождения и развития,

- иметь представление о многообразии и сложности языковой картины мира,

- видеть взаимосвязанность различных языковых явлений, обнаруживая тем самым знания о системном характере языка,

- знать основные лингвистические термины,

- уметь применять теоретические знания при выполнении практических заданий.

Курс "Введение в языкознание" изучается в первом семестре первого курса. Программа дисциплины состоит из двух частей: теоретической (36 часов лекционных занятий) и практической (36 часов практических аудиторных занятий). Формы изучения дисциплины: лекции, практические занятия, коллоквиум, контрольные работы по основным разделам курса, консультации, индивидуальная работа. Виды контроля знаний студентов и их отчетности: ответы студентов на практических и семинарских занятиях, на коллоквиумах, контрольные работы по разделам, экзамен в первую экзаменационную сессию.

 

 

Критерии оценки знаний студентов:

оценка «отлично» выставляется студенту, который глубоко усвоил программный материал, осмысленно и логично выстроил ответ, изучил обязательную и дополнительную литературу, свободно ориентируется в теоретическом материале, отвечает на все дополнительные вопросы, уверенно применяет теоретические знания при выполнении практических заданий;

оценка «хорошо» - студенту, который относительно полно раскрыл суть экзаменационных вопросов, изучил обязательную литературу, допускает некоторые неточности, не искажая содержание ответа по существу, отвечает на дополнительные вопросы с незначительными ошибками, при выполнении практических заданий допускает от 1 до3 ошибок;

оценка «удовлетворительно» - студенту, который владеет материалом в пределах программы дисциплины, знает основные категории и термины, освоил примерно половину основной литературы курса, допускает грубые ошибки в ответе, при этом ответ логически не выстроен, при выполнении практических заданий не может применить имеющиеся теоретические знания;

оценка «неудовлетворительно» - студенту, который освоил материал менее, чем на 50 %, не может раскрыть сущность основных терминов, демонстрирует неинформативный ответ, не отвечает на дополнительные вопросы, при выполнении практических заданий допускает много ошибок либо вообще затрудняется при решении подобных заданий.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Название и содержание разделов, тем

Объем часов

Формы контроля

Общий

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Лекции Практические (или семинарские) Лабораторные

1

2

3 4 5 6 7 8

Дневная форма обучения

1

Языкознание как наука. Предмет и задачи языкознания. Структура науки о языке. Связь языкознания с другими науками.

4 2     Изучение вопроса о связи языкознания с другими науками по учебной литературе курса. 2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций

2

Общественная природа языка и закономерности его развития

4 2     Изучение соответстующих разделов по учебной литературе курса. 2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций

3

Язык и речь. Уровневая структура языка и его системный характер

 

6 4     Изучение соответстующих разделов по учебной литературе курса. 2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций

4  

Язык и общество. Различия в пределах общенародного языка, связанные с внутренним членением языкового коллектива

6 4     Изучение соответстующих разделов по учебной литературе курса. 2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций              
5

Функционально-стилистическая дифференциация национального языка, его основные стилистические пласты

6 2     Изучение темы по учебной литературе курса. 4ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций                                                                             
6  

Историческое развитие языков в связи с устойчивым объединением людей

6 4     Изучение соответстующих разделов по учебной литературе курса. 4ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций                                                                           
7  

Генеалогическая классификация языков.

6   2   Выполнение упражнений к практическому занятию №1. 4ч. Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания

8

Теории происхождения языка.

6   2   Подготовка конспектов научных работ. Выполнение упражнений практич занятия №2. Подготовка рефератов. 4ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов научных работ

9

Фонетика как наука. Звук и аспекты его изучения. Признаки и классификация звуков речи.

4   2   Выполнение упражнений практич занятия №3. 2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций

10

Важнейшие типы фонетических процессов. Ударение. Интонация.

6   2   Выполнение упражнений практич занятия №4. 4ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций

11

Фонема и звук речи. Звук и буква. Транскрипция.

8     2   Выполнение упражнений практич занятия №5. 6 ч. Контроль устных ответов студентов. Проверка письменного домашнего задания. Обсуждение рефератов.

12

Итоговая контрольная работа по разделу «Фонетика».

6   2   Изучение вопросов, рекомендованный в рамках подготовки к контрольной работе . 4ч. Проверка контрольной работы.

13

Происхождение и этапы развития языка.

6   2   Выполнение упражнений практич.занятия № 6.Подготовка рефератов. 4ч. Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания. Обсуждение рефератов.

14

Лексикология как наука. Предмет лексикологии и ее основные разделы.

4       Выполнение упражнений практич занятия № 7. 4 ч. Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания

15

Слово как номинативная и семантическая единица языка. Лексическое значение слова и его основные компоненты.

6 2 2   Выполнение упражнений практич занятия №7. 2 ч. Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания

16

Системные связи в лексике. Лексико-семантические связи слов. Синонимы и антонимы.

4 2 2   Выполнение упражнений практич занятия № 9. Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания                       

17

Полисемия и омонимия.

4 2 2   Выполнение упражнений практич занятия №8. Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания

18

Вопросы ономасиологии и этимологии. Внутренняя форма слова.

4   2   Выполнение упражнений практич занятия №7. 2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания

19

Исторические изменения словарного состава.

4   2   Выполнение упражнений практич занятия №10. 2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания

20

Итоговая контрольная работа по разделу «Лексикология».

6   2   Изучение вопросов, рекомендованных в плане подготовки к контрольной работе. 4ч. Проверка контрольной работы.

21

Грамматика как наука. Грамматическое значение слова, средства и способы его выражения.

6 2 2   Выполнение упражнений практич занятия №12. 2ч.  Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания                      

22  

Морфема. Состав слова.

6 2 2   Выполнение упражнений практич занятия №11.2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания

23

Грамматическая структура слова. Исторические изменения в грамматической структуре слова.

6 2 2   Выполнение упражнений практич занятия №11.2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания                 

24

Морфология. Принципы выделения частей речи.

6 2 2   Выполнение упражнений практич занятия №13. 2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания

25

Синтаксис как грамматическое учение о связной речи и ее единицах.

6 4     Выполнение упражнений практич занятия №14.2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций.                     

26

Средства синтаксической связи и виды синтаксических отношений. Предложение.

6 2 2   Выполнение упражнений практич занятия №14. 2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка письменного домашнего задания

27

Вопросы типологического языкознания. Типологическая классификация языков.

4 2     Об истории создания типологической классификации см. учебную литературу курса. 2ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций.

28

Итоговая контрольная работа по разделу «Грамматика».

6   2   Изучение вопросов, рекомендованный в рамках подготовки к контрольной работе. 4ч.  

 

Экзамен

           

 

Всего по дисциплине

140 36 36   68  

Заочная форма обучения

1 Языкознание как наука. Структура науки о языке.

8

2     Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций

2 Язык и речь. Структура языка и его системный характер.

8

2     Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций

3 Различия в пределах общенародного языка, связанные с территориальной и социальной неоднородностью общества.

8

2     Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса. 6 ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций

4 Историческая изменчивость языка. Синхрония и диахрония. Историческое развитие языков в связи с развитием устойчивых объединений людей.

8

2     Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса. 6ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций

5 Фонетические процессы и их виды.

10

2 2   Изучение тем «Устройство речевого аппарата и работа органов речи. признаки и классификация звуков речи», «Фонема и звук речи» по учебной литературе курса. 6ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций

6 Лексика как система. Лексико-семантические группировки слов.

10

2 2   Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций

7 Полисемия. Типы переносных значений.

8

  2   Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций

8 Синтаксис как грамматическое учение о связной речи и ее единицах. Средства синтаксической связи и виды синтаксических отношений.

10

2 2   Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч. Контроль устных ответов студентов Проверка конспектов лекций

9 Генеалогическая классификация языков.

6

      Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч. Контроль устных ответов студентов.  

10 Происхождение и этапы развития языка

6

      Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса. 6ч. Контроль устных ответов студентов.  

11 Слово как номинативная и семантическая единица языка. Лексическое значение слова и его основные компоненты.

8

      Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.8ч. Контроль устных ответов студентов.  

12 Вопросы ономасиологии и этимологии. Внутренняя форма слова.

6

      Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч. Контроль устных ответов студентов.  

13 Исторические изменения словарного состава.

6

      Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса. 6ч. Контроль устных ответов студентов.  

14 Грамматика как наука. Грамматическое значение слова, средства и способы его выражения.

6

      Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч. Контроль устных ответов студентов.  

15 Морфема. Состав слова.

6

      Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч. Контроль устных ответов студентов.  

16 Грамматическая структура слова. Исторические изменения в грамматической структуре слова.

6

      Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч. Контроль устных ответов студентов.  

17 Морфология. Принципы выделения частей речи.

6

      Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч. Контроль устных ответов студентов.  

18 Вопросы типологического языкознания. Типологическая классификация языков.

6

      Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч. Контроль устных ответов студентов.  

19 Язык и мышление

6

      Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч  

20 Языковая ситуация в современной России.

6

      Изучение соответствующих разделов по учебной литературе курса.6ч  

  Всего

140

14 4   122  

                             

 

Содержание дисциплины

 

Тема 1. Языкознание как наука. Предмет и задачи науки о языке. Многообразие языков мира. Универсальное и специфическое в языке. Структура современной науки о языке. Языкознание общее и частное, описательное и историческое. Основные проблемы общего языкознания. Место языкознания в системе наук.

 

Тема 2. Многообразие языков мира, их генеалогическая классификация. Генеалогическая классификация языков. Принципы генеалогической классификации. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Понятияобязыковой семьи, группе и подгруппе языков. Теории происхождения языка: биологические (звукоподражательная теория, междометная теория, теория детского лепета), социальные (теория социального договора, теория трудовых выкриков. Теория происхождения языка Ф. Энгельса как одна из возможных позиций в решении существующей проблемы.

 

   Тема 3. Общественная природа языка и закономерности его развития. Язык как важнейшее средство человеческого общения: природа и сущность языка, функции языка, язык как общественное явление. Язык и мышление. Язык как особая знаковая система. Язык и речь. Уровневая структура языка и его системный характер. Язык и общество. Различия в пределах общенародного языка, связанные с внутренним членением языкового коллектива. Понятие о литературном языке. Две формы существования литературного языка: письменная и устная речь. Литературный язык и языковая норма. Литературный язык и язык художественной литературы. Понятие о территориальном и социальном диалектах, жаргоне, арго, просторечии. Функционально-стилистическая дифференциация языка, его основные стилистические пласты. Историческая изменчивость языка. Синхрония и диахрония. Историческое развитие языков в связи с развитием устойчивых объединений людей. Языковые отношения в разные исторические эпохи. Языки и диалекты на разных этапах развития

человеческого общества, образование языков народностей, языки и диалекты при рабовладельческом и феодальном обществах, развитие национальных языков в СССР и в постсоветский период. Взаимоотношения языков в их историческом развитии, процессы дивергенции и конвергенции языков. Языковые контакты. Понятие о субстрате, суперстрате и адстрате. Двуязычие и многоязычие. Перспективы развития языков.

 

     Тема 4. Фонетика как наука. Устройство речевого аппарата и работа органов речи. Принципы и классификация звуков речи. Важнейшие типы комбинаторных и позиционных изменений. Сущность комбинаторных изменений звуков, их основные типы: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, эпентеза, диереза, субституция. Сущность позиционных изменений звуков, их основные типы: редукция гласных (качественная, количественная), редукция согласных, гармония гласных (сингармонизм), протеза, метатеза, апокопа, синкопа. Фонема и звук речи. Звук и буква. Транскрипция. Три аспекта звуков речи (артикуляционный, акустический, функциональный). Фонема как явление речи. Фонема как явление языка. Фонема и ее аллофоны. Понятие звуковой оппозиции, нейтрализации фонологических оппозиций. Ударение, интонация.

 

   Тема 5. Основные понятия лексикологии и фразеологии. Лексикология как наука. Предмет лексикологии, основные разделы лексикологии. Слово как единица языка. Основные признаки слова. Лексическое значение и факторы его определяющие. Предметная соотнесенность слова. Понятийная соотнесенность слова. Понятие о лексической значимости слова.  

  Мотивировка слова. Понятие о внутренней форме слова. Задачи научной этимологии. Утрата внутренней формы слова. Явление народной (ложной) этимологии.

   Лексикография. Основные типы словарей.  

  Лексика как система. Лексико-семантические связи слов (парадигматические, синтагматические, деривационные). Парадигматические группировки слов (тематическая и лексико-семантическая группа, семантическое поле, синонимический ряд, антонимическая парадигма). Явление лексической синонимии, основные типы синонимов. Роль синонимов в речи. Словари синонимов. Явление лексической антонимии, основные типы антонимов. Словари антонимов.

Фразеологизмы. Классификация фразеологизмов по В.В. Виноградову.

Полисемия и моносемия. Сущность лексической полисемии, ее причины. Виды лексических значений. Полисемия как явление языка и ее реализация в речи. Основные виды переноса значения: метафора, метонимия и синекдоха как разновидность метонимии. Полисемия и омонимия. Сущность омонимии, виды омонимов. Паронимы. Критерии разграничения полисемии и омонимии. Катахрезы. Понятие об активном и пассивном составе словаря. Исторические изменения словарного состава. Устаревание части словарного состава. Причины устаревания слов. Типы устаревших слов: историзмы и архаизмы (основные типы архаизмов). Пути обогащения словарного состава: семантический (образование омонимов, дифференциация синонимов), словообразовательный (морфологическое, морфологосинтаксическое (конверсия), лексико-синтаксическое словообразование), заимствование (причины заимствования, способы и виды заимствования, освоение языком заимствованных слов). Новые слова и значения. Словари неологизмов.

 

Тема 4. Основные понятия грамматики. Грамматикакак наука. Предмет грамматики и ее основные разделы. Грамматическое значение, его отличие от лексического. Формальные показатели грамматического значения. Понятие о грамматической форме и грамматической категории. Полифункциональность грамматических форм. Понятиео морфеме. Морфемы сегментные, нулевые и суперсегментные. Экспонентное (формальное) и содержательное (семантическое) варьирование.Виды морфем. Варианты морфемы в языке и ее речевые экземпляры (морфы). Морфонологическая структураслова. Слова многоформенные (неизменяемые) и одноформенные (изменяемые), производные и непроизводные. Словотип (лексема, глоссема) и словоформа. Формообразовательная парадигма. Основа слова и форматив (формант).

   Исторические изменения в грамматической структуре слова. Явления опрощения, переразложения и осложнения.

  Морфология как наука. Принципы выделения частей речи. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Части речи разных языков.  Синтаксис как грамматическое учение о связной речи и ее единицах. Средства синтаксической связи и виды синтаксических отношений. Понятие о синтагматических отношениях языковых единиц. Синтагма, виды синтагм. Словосочетание как синтаксическая единица языка, типы словосочетаний. Проблема определения предложения. Предложение и суждение. Основные признаки предложения. Понятие об актуальном (коммуникативном) и формальном членении предложения. Простое и сложное предложение. Вопросы типологического языкознания. Типологическое сходство языков и типологическая (морфологическая) классификация языков.

 

   Тема 6. Происхождение и этапы развития письма. Общее понятие о письме. Предпосылки письма. Этапы и формы развития начертательного письма. Графика. Алфавит, его основные виды.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (УММ).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...