Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания школьного этапа всероссийской предметной




Олимпиады школьников 2013/2014 учебного года

ХИМИЯ             8 КЛАСС

Теоретический тур

Задание 1

Атом элемента А имеет массу в 14 раз большую, чем атом элемента В. В соединении этих элементов на 100 г элемента А приходится 21,4 г элемента В. Определите, сколько атомов элемента В приходится на один атом элемента А в их соединении и напишите простейшую химическую формулу этого соединения.

О каких элементах может идти речь, если известно, что они располагаются в пределах первых трех периодов периодической системы Д.И.Менделеева?   

(5 баллов)

Задание 2

Распределите вещества, которые могут встретиться в повседневной жизни на простые и сложные, а сложные отнесите к известным вам классам веществ (оксиды, кислоты, основания, соли): алюминий, углекислый газ, гашеная известь, мрамор, сода, кислород, ржавчина, уксус, железо, мел. Ответ дайте в форме таблицы:

 

Простые Оксиды Кислоты Основания Соли
         

 (5 баллов)

Задание 3

Многие химические превращения можно отнести к одному из следующих четырех типов: реакции соединения; реакции разложения; реакции замещения; реакции обмена.

Далее приведены уравнения 10 химических реакций. Проанализируйте их и постарайтесь определить, к какому типу относится каждая реакция.

1) MgSO4 + BaCl2 = BaSO4 + MgCl2;    2) 2H2O2 = 2H2O + O2;

3) CaO + CO2 = CaCO3;                         4) 2KBr + Cl2 = 2KCl + Br2

5) 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O;  6) 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3

7) 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2;     8) CuSO4 + Mg = MgSO4 + Cu;

9) Na2S + 2HCl = H2S + 2 NaCl;            10) 2Fe(OH)3 = 3H2O + Fe2O3;

Ответ дайте в форме таблицы, указав номера реакций в нужной колонке:

Реакции соединения Реакции разложения Реакции замещения Реакции обмена
       

 (5 баллов)

Задание 4

Природный минерал, фосфорит, содержит в качестве основного вещества фосфат кальция, химическое соединение, формула которого Ca3(PO4)2.

а) Сколько атомов каждого элемента в структурной частице этого соединения?

б) Чему равна относительная молекулярная масса этого вещества?

в) Чему равна массовая доля каждого химического элемента в этом веществе?

г) В каком веществе содержание кальция выше, в фосфате кальция или в гидроксиде кальция Ca(OH)2? Для подтверждения ответа рассчитайте, сколько кальция содержится в 5 г фосфата кальция и сколько – в 5 г гидроксида кальция.                                                                          

(10 баллов)

Задание 5

           Ученик получил задание, в котором по названиям веществ необходимо было составить их химические формулы. Выполняя это задание, он не оставил пробелы между формулами веществ, в результате чего у него получилась запись:

H2OP2O5Al2O3NaH2O3CO2Na3NCFeCl3N2К2SSiO2H2OP2O5Al2O3NaH2O3CO2Na3NCFeCl3N2К2SSiO2

Выделите из этой записи формулы индивидуальных веществ, подчеркните простые вещества;

1)Как было сформулировано задание, которое выполнял ученик.  (2 балла)

Практический тур

На выполнение заданий практического тура отводится не более 2 астрономических часов.

Задание 1

У вас есть три склянки, в каждой из которых находится смесь двух веществ. Ваша задача – разделить каждую смесь и поместить чистые вещества в новые склянки. Кратко опишите, как вы это будете делать для следующих смесей:

а) смесь порошка мела и поваренной соли;

б) раствор поваренной соли в воде

в) смесь песка и древесных опилок.

Какие процессы, физические или химические, вы использовали для разделения смесей?

(20 баллов)

 

 

Задания школьного этапа всероссийской предметной

Олимпиады школьников 2013/2014 учебного года

ХИМИЯ                    9 КЛАСС

Теоретический тур

На выполнение заданий теоретического тура отводится не более 4 астрономических часов.

Задание 1

Современная белая краска бландридж по химическому составу является сульфатом бария BaSO4.

?1. Предложите 8 способов её получения в лабораторных условиях.

Сульфат бария используют также в медицине в качестве рентгеноконтрастного, т.е. малопроницаемого для рентгеновских лучей, вещества. Его предлагают больному в виде суспензии. Сульфат бария считается безвредным, т.к. он нерастворим в воде. Но ион бария Ba2+ очень токсичен. В медицине известны случаи отравления сульфатом бария, если в нем присутствуют примеси карбоната бария BaCO3.

?2. Почему в сульфате бария недопустимы примеси карбоната бария? Дайте химическое обоснование, напишите соответствующее уравнение реакции.                  (5 баллов)

Задание 2

Смешали три водных раствора, содержавшие 2,0г, 5,1г и 2,1г бромида кальция, нитрата серебра и фторида натрия соответственно.

Определите продукты реакций и их массу.                                                   (5 баллов)

Задание 3

Расшифруйте схему следующих превращений, определите вещества А—К (в схемах указаны все продукты, коэффициенты не указаны нигде).

1) А(фиолетовые кристаллы) = K2MnO4 + Б(черный порошок) + В(бесцветный газ)

2) Г(желтые кристаллы) + В = Д(бесцветный газ)

3) Г + Н2 = Е(бесцветный газ с резким запахом)

4) Е + Д = Г + Ж(бесцветная жидкость)

5) Ж + Na = З(твердое вещество) + Н2

6) З + Д = Ж + И(твердое вещество)

7) И + H2SO4 = К(твердое вещество) + Д + Ж

8) Н2О2   Б Ж + В

Дополнительно известно следующее: в результате реакции (4) вещество Г образуется около небольших вулканических жерл, где первоначально человек и добывал его; вещество Е в небольших количествах выполняет роль природного антиоксиданта, а в больших количествах приводит к летальному исходу; вещество Ж — один из лучших полярных растворителей. (8баллов)

Задание 4

При растворении в соляной кислоте сплава магния с алюминием (дюралюминий) массой 50г выделился водород объемом 48,25л (н.у.). Определите массовые доли металлов в сплаве. (6 баллов)

Задание 5

Натрий образует с элементами X и Y соединения NaXY2 и Na2X4Y7. Массовая доля натрия в первом соединении равна 34,8%, а во втором 22,8%. Определите, какие элементы X и Y входят в состав соединений с натрием.(6 баллов)

Практический тур

На выполнение заданий практического тура отводится не более 2 астрономических часов.

Задание 1

В четырех пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида бария, карбоната

натрия, сульфата калия и хлороводородной кислоты. Не пользуясь никакими другими

реактивами, определите содержимое каждой из пробирок.(15 баллов)



Задания школьного этапа всероссийской предметной

Олимпиады школьников 2013/2014 учебного года

ХИМИЯ          10 КЛАСС

Теоретический тур

На выполнение заданий теоретического тура отводится не более 4 астрономических часов.

Задание 1

Школьник Миша Великанов вместе со своим классом был на экскурсии в музее Казанской химической школы в НИХИ им. А.М. Бутлерова. Из рассказа экскурсовода - Александры Васильевны Фуженковой, Миша узнал, что в первой в Казани химической лаборатории, созданной в 1806 году, было только 6 химических веществ: хлорид кальция, нитрат ртути(I), нитрат серебра, гидроксид калия, и растворы серной и соляной кислот. Миша сразу же сказал, что из этих 6 соединений он мог бы, не используя никаких других реактивов, кроме воды, не используя электролиз, получить не менее 20 других химических соединений и простых веществ.

?1. Считаете ли Вы это заявление Миши Великанова хвастовством? Подтвердите свой ответ уравнениями реакций. (10 баллов)

Задание 2

При сгорании 40 литров (н.у.) пропаново-воздушной смеси и приведения полученной смеси к исходным условиям уменьшение объема составило 2 литра, причем газовая смесь, оставшаяся после сгорания ещё могла поддерживать горение.

?2. Определите объемные и массовые доли пропана и кислорода в исходной смеси (содержание кислорода в воздухе принимайте за 20%). (6 баллов)

Задание 3

Около двенадцати лет назад было обнаружено, что углерод может существовать в виде изящных молекул — объемных многогранников, в вершинах которых находятся атомы углерода. Эти молекулы получили название фуллеренов.

Рассчитайте, какой объем воздуха потребуется для полного сжигания (до оксида углерода (IV)) 0,180 граммов смеси фуллеренов, состоящей из 5% С32, 60% С60, 20% С70 и 15% С90. (5 баллов)

Задание 4

2 л смеси этана и этилена пропущено через раствор брома в воде, при этом получилось 9,4 г дибромэтана. Определите состав смеси по объёму (в %) и по массе (в %). (5 баллов)

Задание 5

Газ, выделившийся при прокаливании смеси 20,5 г безводного ацетата натрия с избытком щёлочи, прореагировал при освещении с хлором, который получили, использовав для этого 130,5 г оксида марганца (IV). По окончании полного хлорирования газообразные вещества из реактора растворили в водном растворе щёлочи. Рассчитайте, какой объём 12 %-го раствора гидроксида калия (пл. 1,1 г/мл) потребуется для этого. (8 баллов)

Практический тур

На выполнение заданий практического тура отводится не более 2 астрономических часов.

Задание 1

Вам выданы пронумерованные пробирки. В каждой находятся раствор одного из веществ: гидроксида натрия, серной кислоты, карбоната калия, сульфата алюминия, нитрата свинца, иодида калия и хлорида бария. Определите практически: под каким номером раствор какого вещества находится. Разрешается использовать только данные реактивы. Использование какого-либо иного реактива и индикаторов не допускается! Как будете проводить анализ? Составьте соответствующие схемы. Для подтверждения Ваших исследований напишите уравнения происходящих реакций в общем и сокращенном ионном видах. Работать разрешается полумикрометодом, смешивая капли растворов на стёклах. (30 баллов)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 567.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...