Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рост технической оснащённости промышленности России




Кризис феодально-крепостнической системы

Главной особенностью российской экономики этого периода стала её многоукладность. Она выражалась в существовании двух разных укладов. Старого – феодального и нового – капиталистического.

При этом старый и новый уклады существовали не порознь, а взаимодействовали. Такое положение во многом повлияло на развитие экономики России не только в 20–50-е годы XIX века, но и в будущем.

Промышленность России к моменту воцарения Николая I пребывала не в лучшем состоянии. Если в западных странах (прежде всего Великобритании, Франции) к 30-м годам XIX века существовало развитое фабричное производство, то в России промышленный переворот только начинался.

Под промышленным переворотом понимается переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Его завершением принято считать переход от аграрного общества к индустриальному.

Кроме того, в ходе промышленной революции менялась внутренняя структура общества. Прежде всего, это выразилось в появлении двух новых классов:

Буржуазии – обладали собственностью на средства производства (земли, фабрики, капиталы). Существовали за счёт доходов от этой собственности.

Пролетариатанаёмных рабочих, для которых основным источником дохода была работа по найму. Частной собственностью на средства производства они не обладали.

Начавшийся в Росси в 30-40-е годы XIX века промышленный переворот имел ряд отличий от такового в странах Запада. Главными из них были:

Более позднее начало, чем во многих западных странах (например, в Англии первые фабрики появились ещё в 60-х годах XVIII века).

Осуществление в условиях господства феодально-крепостнической системы (негативно отразилось на его темпах).

Медленное формирование крупных предпринимательских капиталов, фактически отсутствие роста буржуазии (многие из первых промышленников были крепостными, они вынужденно отдавали бóльшую часть дохода помещикам).

Отсутствие быстрого роста класса пролетариата (нехватка рабочих, их низкая квалификация, сезонность из-за сохранения крепостного права).

Осуществление при непосредственном участии государства, а не по частной инициативе (госзаказы, вложение казённых средств).

Тем не менее, к концу 50-х годов XIX века российская промышленность достигла хороших показателей.

Если в 1825 году в стране насчитывалось более 5 тысяч предприятий. То к середине века их стало около 15 тысяч.

Число рабочих возросло с примерно 210 тысяч до 565 тысяч. При этом, если в 1825 году вольнонаёмными было около 55 % рабочих (около 110 тысяч), то в середине века их стало 82 % (около 460 тысяч).

Развитие промышленности России

За 30–50-е XIX века заметно возросла техническая оснащённость промышленности России.

Если в 1830-е годы Россией было закуплено или произведено около 7 тысяч различных машин. То в 40-е годы эта цифра достигла 16 тысяч, в 50-е84 тысяч.

Рост технической оснащённости промышленности России

В этот период в России получило развитие машиностроение. Развились новые отрасли производства. Прежде всего, сахарная и хлопчатобумажная промышленность.

Но вместе с тем российская промышленность сильно отставала от западной. В металлургии наблюдался застой. Если в XVIII веке Россия находилась на первом месте в мире по производству чугуна, то к середине XIX века перешла на 8.

Около 80 % товаров для внутреннего рынка по-прежнему производили мануфактуры или ремесленники.

Одним из условий успешной модернизации России было развитие её транспортной системы. Без хороших путей сообщения было невозможно наладить сотрудничество между регионами огромной страны.

Ввиду этого, в 1830-е годы в России начинается строительство железных дорог.

В 1837 была открыта первая в стране (шестая в мире) Царскосельская железная дорога. Она соединила Петербург и Царское Село.

В 1848 году стала действовать Варшавско-Венская железная дорога.

Она соединяла Варшаву с австро-польской границей.

В 1851 году Петербурго-Московская железная дорога.

В 1852 году начато строительство Петербурго-Варшавской железной дороги.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 417.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...