Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классификация технических систем
Технические системы целесообразно разделить на три класса: 1) Преобразования энергии; 2) Преобразования вещества и энергии; 3) Производства изделий.
1.2.6.1 Технические системы преобразования энергии Это закрытые термодинамические системы, в которых как на входе, так и на выходе отсутствуют потоки вещества и через контрольную поверхность проходят только потоки энергии разного вида. Соответственно в обоих частях уравнения эксергетического баланса системы (1.4) не будет членов, относящихся к потокам вещества ( ). К таким системам относят те, в которых протекает замкнутый процесс – цикл: тепловые насосы, холодильные установки. Вместе с тем при анализе внутренних процессов преобразования энергии (внутри контрольной поверхности) в таких системах следует учитывать энергию и эксергию потоков вещества.
1.2.6.2 Технические системы преобразования вещества и энергии Это открытые термодинамические системы, в которых как на входе, так и на выходе могут быть потоки и вещества, и энергии (например, эжектор, теплообменник). По существу это скорее отдельные элементы изучаемых термодинамических систем.
1.2.6.2 Технические системы производства изделий В технических системах производства изделий на выходе получается такая продукция, ценность которой нельзя измерить в энергетических единицах – книги, автомобили, колбаса. Однако, в технологической цепочке производства можно выделить элементы (подсистемы), в которых на входе и выходе имеются только потоки вещества и энергии. В этом случае производится оценка термодинамической эффективности (эксергетическим методом) и совершенствование соответствующих подсистем, а, следовательно, и системы в целом.
Термодинамический анализ и его приложение к техническим системам
Эксергетический баланс технической системы и ее частей определяет все происходящие в ней превращения энергии и веществ.
С помощью эксергетического баланса возможно определить: 1) Распределение и характеристики потерь; 2) Значения КПД отдельных частей и системы в целом; 3) Долю каждой части и характеристики связей между ними; 4) Взаимодействие системы с окружающей средой.
Эта информация может служить для дальнейшей работы по усовершенствованию системы.
Особое значение имеет раздельное определение внутренних и внешних потерь эксергии. – отражают несовершенство внутренних преобразований вещества и энергии в системе. – отражают несовершенство преобразований вещества и энергии при взаимодействии системы с окружающей средой.
Эксергетический баланс дает возможность установить предельные значения, до которых может быть снижена эксергиявещества и энергии на выходе из системы для получения заданного результата.
В идеальном случае, достижение максимального эксергетического КПД, согласно уравнению (1.3), ,возможно при отсутствии потерь эксергии . Минимальное значение определяется технически достижимым . Анализ технических систем на основе эксергетического баланса возможен на всех стадиях проектирования и эксплуатации систем с целью их оптимизации. Термодинамическая оптимизация системы сводится к тому, чтобы, изменяя те или иные ее параметры или структуру, получить как можно большую ее термодинамическую эффективность, т.е. максимальный .
Термодинамическая оптимизация не всегда должна проводиться на базе эксергетического баланса.
Существует ряд систем, например, теплосиловые паротурбинные и газотурбинные установки, предназначенные только для выработки механической энергии (преобразуемой затем в электрическую).
В этом случае эффективный термический КПД (определенный как отношение мощности на выходе к теплотворной способности топлива на входе) будет мало отличаться от эксергетического КПД .
По сути, эффективный термический КПД является коэффициентом преобразования энергии в теплосиловой установке, и его экстремум будет находиться там же, где экстремум .
ТДЭФФ-2 ЦИКЛЫ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Общие сведения До 70-80-х годов 19 века единственным источником механической работы являлась паровая машина с низким термическим КПД установки.
Машины, где топливо сжигается непосредственно в цилиндре под поршнем, наз. двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
В 1877 г. немецкий инженер Отто построил бензиновый двигатель.
В 1897 г. немецкий инженер Дизель разработал двигатель высокого сжатия, работавший на керосине, который распылялся в цилиндре воздухом высокого давления от компрессора.
Инженер Мамин в 1893 г. создал двигатель высокого сжатия, работавший на сырой нефти при бескомпрессорном механическом распылении топлива.
В 1904 г. русский инженер Тринклер построил бескомпрессорный двигатель, в котором сгорание топлива сначала происходило при постоянном объеме, а затем при постоянном давлении. Такой двигатель со смешенным сгоранием топлива получил широкое распространение во всем мире.
Все современные поршневые ДВСразделяют на 3 группы: 1) С быстрым сгоранием топлива при постоянном объеме ; 2) С постепенным сгоранием топлива при постоянном давлении ; 3) Со смешанным сгоранием топлива частично при постоянном объеме и частично при постоянном давлении .
При исследованиях идеальных термодинамических циклов поршневых ДВС обычно определяют:
Ø Количество подведенной и отведенной теплоты; Ø Основные параметры состояния в типичных точках цикла; Ø Термический КПД цикла; Ø Производят анализ термического КПД.
Основными характеристиками или параметрами любого цикла ДВС являются следующие безразмерные величины: С т е п е н ь с ж а т и я: (2.1) Отношение начального удельного объема рабочего тела к его удельному объему в конце сжатия.
С т е п е н ь п о в ы ш е н и я д а в л е н и я: (2.2) Отношение давлений в конце и в начале изохорного процесса подвода теплоты.
С т е п е н ь п р е д в а р и т е л ь н о г о р а с ш и р е н и я или с т е п е н ь и з о б а р н о г о р а с ш и р е н и я: (2.3) Отношение объемов в конце и в начале изобарного подвода теплоты.
2.2 Цикл с подводом теплоты в процессе
Исследование работы реального поршневого двигателя производят по индикаторной диаграмме, на которой приводится изменение давления в цилиндре, в зависимости от положения поршня за весь цикл. Рис. 2.1 Индикаторная диаграмма реального поршневого двигателя с быстрым сгоранием топлива при
В качестве топлива в таких двигателях применяют легкие топлива: бензин, спирт, генераторный или светильный газ.
0-1 – линия всасывания. При ходе поршня из левого «мертвого» положения в крайне правое – засасывается горючая смесь, состоящая из паров, мелких частиц топлива и воздуха. 0-1 – не является термодинамическим процессом – не изменяются основные параметры, изменяется массовое количество и объем смеси в цилиндре.
1-2 – линия сжатия. При обратном движении поршня всасывающий клапан закрывается и происходит сжатие смеси.
В т.2, когда поршень немного не дошел до левого «мертвого» положения – происходит воспламенение горючей смеси от электрической искры.
2-3 – почти мгновенное сгорание горючей смеси (практически при постоянном объеме). В результате сгорания топлива температура газа резко возрастает и давление увеличивается – т.3
3-4 – линия расширения. Поршень перемещается в правое «мертвое» положение – газы расширяются и совершают полезную работу.
В т.4 открывается выхлопной клапан и давление в цилиндре падает почти до наружного давления.
4-0 – линия выхлопа. При дальнейшем движении поршня справа налево из цилиндра удаляются продукты сгорания через выхлопной клапан при давлении несколько превышающем атмосферное.
Рабочий процесс реального двигателя совершается за четыре хода поршня – такта или за два оборота вала. Такие ДВС наз. четырехтактными.
Цикл реального ДВС не является замкнутым и состоит из необратимых процессов, т.к. имеют место: ¾ Трение; ¾ Химические реакции в рабочем теле; ¾ Конечные значения скоростей поршня; ¾ Теплообмен при конечной разности температур, и т.д. Анализ такого цикла с точки зрения теории тепловых процессов невозможен. Поэтому термодинамика исследует идеальные циклы ДВС, состоящие из обратимых процессов. Допущения при исследованиях: 1. Рабочее тело – идеальный газ с постоянной теплоемкостью; 2. Цилиндр заполнен постоянным количеством рабочего тела; 3. Подвод теплоты к рабочему телу осуществляется не за счет сжигания топлива, а от внешних источников; 4. Разность температур между источником теплоты и рабочим телом - бесконечно мала; 5. Разность температур между приемником теплоты и рабочим телом - бесконечно мала;
Изучение идеальных термодинамических циклов позволяет производить при принятых допущениях анализ и сравнение работы различных ДВС, их экономичность.
Рис. 2.2 Идеальный цикл ДВС с подводом теплоты в процессе в pv- TS-координатах
Рассмотрим идеальный термодинамический цикл, состоящий из двух изохор и двух адиабат.
Идеальный газ с начальными параметрами p1, v1, и T1 сжимается по адиабате 1-2 то т.2. По изохоре 2-3 рабочему телу сообщается количество теплоты q1. Рабочее тело расширяется по адиабате 3-4. По изохоре 4-1 рабочее тело возвращается в первоначальное состояние и при этом отводится теплота q2 в теплоприемник.
Характеристиками цикла являются: степень сжатия и степень повышения давления . Определяем термический КПД цикла, считая, что изохорная теплоемкость и величина k постоянны:
Количество подведенной теплоты: , Количество отведенной теплоты:
Тогда термический КПД цикла:
(2.4)
Параметры рабочего тела во всех характерных точках цикла:
В точке 2:
В точке 3:
В точке 4:
Подставив найденные значения температур в уравнение (2.4), получим:
(2.5)
Из уравнения (2.5) следует, что термический КПД такого цикла зависит от степени сжатия и показателя адиабаты k, т.е. от природы рабочего тела. От степени повышения давления КПД этого цикла не зависит.
В таблице 2.1 приведены величины термического КПД цикла с быстрым сгоранием топлива при при различных значениях и k. Таблица 2.1
По TS-диаграмме КПД определим из соотношения площадей:
При равенстве количеств теплоты, подведенных в двух циклах, пл. 67810 = пл. 6235, но при разных степенях сжатия КПД будет больше у цикла с большей степенью сжатия, т.к. в теплоприемник отводится меньшее количество теплоты:
Увеличение степени сжатия ограничивается опасностью преждевременного воспламенения смеси, а также высокой скорости сгорания, что может вызвать детонацию (взрывное горение). Для каждого топлива должна применяться оптимальная степень сжатия. В зависимости от вида топлива степень сжатия в этих двигателях:
КПД двигателей с подводом теплоты при невысок.
Теоретическая полезная работа 1 кг рабочего тела:
(2.6)
Величину наз. средним индикаторным давлением. Это условное постоянное давление под действием которого поршень в течение одного хода совершает работу, равную работе всего цикла. Для цикла с подводом теплоты при среднее индикаторное давление:
(2.7)
возрастает с увеличением: ; ; .
Теоретическая полезная работа 1 кг рабочего тела также:
(2.8)
2.3 Цикл с подводом теплоты в процессе
Исследование циклов с подводом теплоты при показало, что для повышения экономичности таких двигателей необходимо применять высокие степени сжатия. Степень сжатия ограничивается температурой самовоспламенения горючей смеси. Если произвести раздельное сжатие воздуха и топлива – это ограничение отпадает.
Воздух при большом сжатии имеет настолько высокую температуру, что подаваемое в цилиндр топливо самовоспламеняется без всяких запальных приспособлений. Раздельное сжатие воздуха и топлива позволяет использовать любое жидкое тяжелое и дешовое топливо – мазут, нефть, смолы, каменноугольные масла. Такое раздельное сжатие воздуха и топлива осуществляется в двигателях, работающих с постепенным сгоранием топлива при постоянном давлении. Воздух сжимается в цилиндре двигателя, а жидкое топливо распыляется сжатым воздухом от компрессора. Раздельное сжатие позволяет применять высокие степени сжатия: (до ) и исключает преждевременное самовоспламенение топлива. Процесс горения топлива при постоянном давлении обеспечивается регулировкой топливной форсунки ( ДВС Дизеля). Рассмотрим идеальный цикл ДВС с постепенным сгоранием топлива при постоянном давлении и с подводом теплоты при .
Рис. 2.3 Идеальный цикл ДВС с подводом теплоты в процессе в pv- TS-координатах
Идеальный газ с начальными параметрами p1, v1, и T1 сжимается по адиабате 1-2 то т.2. По изобаре 2-3 рабочему телу сообщается количество теплоты q1. От т.3 рабочее тело расширяется по адиабате 3-4. По изохоре 4-1 рабочее тело возвращается в первоначальное состояние и при этом отводится теплота q2 в теплоприемник. Характеристиками цикла являются: степень сжатия и степень предварительного расширения . Определяем термический КПД цикла, считая, что теплоемкости и , а также величина k = постоянны:
Количество подведенной теплоты: , Количество отведенной теплоты:
Тогда термический КПД цикла:
(2.8)
Параметры рабочего тела во всех характерных точках цикла:
В точке 2:
В точке 3:
В точке 4:
Подставив найденные значения температур в уравнение (2.8), получим:
(2.9)
Из уравнения (2.9) следует, что термический КПД такого цикла зависит от степени сжатия , показателя адиабаты k, т.е. от природы рабочего тела и степени предварительного расширения . С увеличением и k – КПД этого цикла увеличивается, а с увеличением – уменьшается.
В таблице 2.2 приведены величины термического КПД цикла с подводом теплоты при при различных значениях и при k = 1,35. Таблица 2.2
По TS-диаграмме КПД определим из соотношения площадей:
При равенстве площадей отведенной теплоты в теплоприемник (пл.5146), КПД будет больше у цикла с большей степенью сжатия, т.к. площадь его полезной работы будет больше:
Для цикла с подводом теплоты при среднее индикаторное давление:
(2.10)
возрастает с увеличением: и .
Теоретическая полезная работа 1 кг рабочего тела за один цикл:
(2.11)
2.4 Цикл с подводом теплоты в процессе при и , или цикл со смешанным подводом теплоты Двигатели с постепенным сгоранием топлива при имеют ряд недостатков: § На работу компрессора (для подачи топлива) расходуется 6 – 10% мощности двигателя; § Наличие компрессора усложняет конструкцию и уменьшает экономичность работы двигателя; § Сложные устройства насоса и форсунки; § Установка имеет значительнеый вес. Г.В. Тринклер создал бескомпрессорный двигатель высокого сжатия с механическим распылением топлива при давлениях 500-700 бар, лишенный недостатков обоих приведенных типов двигателей. Жидкое топливо топливным насосом подается через топливную форсунку в головку цилиндра (или в специальную предкамеру) в виде мельчайших капелек. Попадая в нагретый воздух, топливо самовоспламеняется и горит в течение всего периода, пока открыта форсунка: вначале при , а затем при .
Рис. 2.4 Идеальный цикл ДВС с подводом теплоты в процессепри и в pv- TS-координатах
Идеальный газ с начальными параметрами p1, v1, и T1 сжимается по адиабате 1-2 то т.2. По изохоре 2-3 рабочему телу сообщается первая доля теплоты q1′. По изобаре 3-4 подводится вторая доля теплоты q1′′. От т.4 рабочее тело расширяется по адиабате 4-5. По изохоре 5-1 рабочее тело возвращается в первоначальное состояние в т.1 и при этом отводится теплота q2 в теплоприемник. Характеристиками цикла являются: степень сжатия , степень повышения давления и степень предварительного расширения . Определяем термический КПД цикла, считая, что теплоемкости и , а также величина k = постоянны:
Первая доля подведенной теплоты: ,
Вторая доля подведенной теплоты:
Количество отведенной теплоты:
Тогда термический КПД цикла:
(2.12)
Параметры рабочего тела во всех характерных точках цикла:
В точке 2:
В точке 3:
В точке 4:
В точке 5:
Подставив найденные значения температур в уравнение (2.13), получим:
(2.14)
Из уравнения (2.14) следует, что термический КПД такого цикла зависит от степени сжатия , степени повышения давления , степени предварительного расширения и показателя адиабаты k, т.е. от природы рабочего тела. С увеличением , и k – КПД этого цикла увеличивается, а с увеличением – уменьшается.
По TS-диаграмме КПД определим из соотношения площадей:
Для этих двигателей обычно принимают: = 10 – 14; = 1,2 – 1,7; = 1,1 – 1,5;
Теоретическая полезная работа 1 кг рабочего тела за один цикл: (2.15)
Для цикла со смешанным подводом теплоты среднее индикаторное давление:
(2.16)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 242. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |