Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Метод опроса в социокультурном проектировании⇐ ПредыдущаяСтр 32 из 32
Цель – найти точки сопряжения различных восприятий проблемной ситуации всеми субъектами проектирования и выработать концепцию ситуации, включающую в себя понимание проблем и способов их разрешения. Техника опроса – ситуационно – биографическое интервью полустандартизованного типа. Варианты опроса: опрос населения и опрос экспертов. Опрос населения. Структура опросника. Блок А. Цель – выявить значимые для респондента проблемы, установить степень их актуальности, приоритетности, взаимосвязанности, разрешимости. Задачи: 1. Выявить субъективную оценку факта наличия, характера интерпретации и степени актуальности проблем. 2. Выявить представления о времени, механизме и возможностях разрешения конкретных проблем. Блок Б. Типология респондентов. Цель – выявить особенности респондентов, позволяющих отнести их к определенным "интерпретационным" типам, для которых характерен свой способ интерпретации ситуации. Задачи. 1. Выявить основание (психологическое, статусное, когнитивное) и эмпирические индикаторы определенных интерпретационных типов личности. 2. Выявить принципы (политические, этические и другие) восприятия ситуации различными интерпретационными типами. Блок В. Описание контекста проблемных жизненных ситуаций. Цель – выявить факторы, обусловливающие становление и разрешение проблем. Задачи: 1. Выявить и сгруппировать ситуационные факторы различного уровня: социетального, социокультурного, локального. 2. Иерархизировать факторы по степени возможностей влияния на них. 3. Выделить контекстульно-образующие факторы для территорий, групп, субъектов проектирования. 4. Выявить структуру распространения проблем по территориям. 5. Определить "синдромы" проблем, соответствующие различным территориальным образованиям и группам с последующей иерархизацией "синдромов" по степени напряженности. Возможности использования материалов опроса. 1. Выявление устойчивых сочетаний ("синдромов") проблем для определения и типологии жизненных ситуаций. Это ключевая информация для реализации прогнозного социального проектирования. 2. Определение степени напряженности проблемной жизненной ситуации с проверкой ряда гипотез, связей, ситуационной напряженности с отдельными проблемами. 3. Определение структуры проблемных жизненных ситуаций применительно к различным группам, территориям, зонам и т.д. 4. Выявление устойчивых признаков, характеристик групп респондентов, для которых характерен определенный тип проблемной ситуации (типология "проблемных" групп). 5. Выделение факторов, которые могут быть подвергнуты корректирующим управленческим воздействиям в целях ослабления "меры проблемности" жизненных ситуаций у отдельных категорий граждан. 6. Определение распространенности различных типов проблемных жизненных ситуаций по городским зонам, связи типичных ситуаций с характеристиками данных зон. 7. Создание карт распространения проблемных жизненных ситуаций. 8. Моделирование развития ситуации при наличии разного рода управляющих воздействий или, напротив, при отсутствии таковых. 9. Фиксация динамики проблем: выявление не только генезиса проблем, но и их "сцепления": как и при каких условиях одна проблема тянет за собой другую. В результате возникает возможность прогнозировать структуру проблемных ситуаций. 10. Проверка гипотез эмпирико-практического характера (появившихся в процессе изучения собранного эмпирического материала), подтверждение которых, хотя и может показаться заведомо очевидными, требует, однако, доказательств. Опрос экспертов. Виды экспертов: 1. Ответственные должностные лица. 2. Инвесторы. 3. Специалисты–практики. 4. Должностные лица–функционеры. Задачи опроса экспертов. 1. Выяснение точек зрения на проблемы и способы их разрешения. 2. Определение мотивов отношения к проблемам и способам их отношения. 3. Выяснение трактовки прав и обязанностей различных субъектов проектирования. 4. Выяснение степени их готовности на выявление решения проблем. 5. Выяснение характера и степени личной заинтересованности в выявлении и решении проблем, а также меры их информированности и компетентности. Характер информации от экспертов: 1. Информация собственно экспертного характера о положении дел и проблемах, способная служить диагностическим и проектным целям. 2. Информация функционального характера, позволяющая судить о реальных условиях и структуре деятельности опрашиваемого лица; выяснение возможностей различных должностных лиц. 3. Информация личностного характера: мотивы и характер отношения к проблеме |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 267. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |