Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методологические основания социокультурного проектирования




Интенционально-ситуационный принцип. Основные идеи: проект должен быть направлен на реализацию интенций конкретных групп населения, он должен затрагивать значимые аспекты их жизнедеятельности; проект должен разрабатываться и быть направлен на конкретную проблемную "ситуацию".

Условия, в которых протекает жизнь людей, представляют собой не простую совокупность (конгломерат) отдельных обстоятельств (факторов): экономических, экологических, материально-технических, культурных и т.п., а системную, качественную "ситуацию", представляющую собой, во-первых, определённый образ жизни населения, не сводимый к особенностям поведения представителей статусных групп (например, "молодёжь" по-разному ведёт себя в разных местах территории и разных локусах городского пространства) – онтологический аспект "ситуации"; во-вторых, определённое восприятие, переживание, принятие образа жизни; ситуация существует как жизненный мир личности, не сводимый к осознанию статусно-ролевых позиций – интенциональный аспект "ситуации". Интенциональность понимается как равнодействующая мотивов и целей.

Ситуация – это совокупность значимых для личности условий и обстоятельств, оказывающих влияние на структуру и содержание жизнедеятельности людей, на весь характер их общения и взаимодействия с природным, социальным и культурным окружением. Ситуация характеризуется: 1. Наличием пространственно-временных границ, т.е. возникает на определённой территории и затрагивает интересы конкретного населения, состоящего из очень разных людей по своим не только объективно-статусным характеристикам, но и интенциям: смысловым ориентациям, мотивам, целям и интересам; 2. Уровнями: социетальным (общеисторическая ситуация, одинаковая для всех статусных групп); локальным (социокультурная ситуация, различная для статусных групп); личностным (жизненная ситуация – совокупность значимых аспектов окружения для определенной совокупности людей, которую можно обозначить как интенционально-мировоззренческая группа).

Проблемно–коммуникативный принцип. Основная идея: существуют устойчивые совокупности людей (интенциональные группы), одинаково воспринимающие и интерпретирующие ситуацию. Группы этого типа не совпадают с группами, образованными по традиционным основаниям: статусным, идеологическим, культурным. Основанием для группообразования является общность восприятия мира и конкретной "ситуации" как совокупности проблем, имеющих интерсубъективное значение. Идея социокультурного проектирования заключается в том, что социальные мероприятия в городе (в том числе и градостроительные) должны быть направлены на решение тех проблем, которые признаются значимыми интенциональными группами, из которых и состоит реальное население. Конструирование среды должно осуществляться в режиме коммуникации, через согласование значений, смыслов, целей, которыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности.

Единство восприятия и интерпретации ситуации интенциональными группами достигается в результате однородности следующих интенциональных оснований: 1. ментальности (культурно-исторические архетипы сознания); 2. тезауруса (интеллектуально–информационный потенциал, выраженный в лексике); 3. мотивационного профиля (совокупность однородных потребностей, интересов, ценностей); 4. атенциональности (индивидуально–психологические особенности восприятия, внимания, поведения и др.); 5. диспозициональности (система установок).

Этапы социокультурного проектирования

Диагностический этап. Содержанием данного этапа является сбор информации: 1. О проблемах населения, проживающего на данной территории. 2. О специфике восприятия ситуации различными группами населения, различными интенциональными группами. 3. Об интенциях различных субъектов проектирования.

Конструктивно-коммуникативный этап. Содержанием данного этапа является выработка общего ценностно-смыслового определения ситуации и разработка технологии решения проблем. Эта технология должна опираться на теорию коммуникации, на перманентное расширение коммуникативного пространства – времени с постепенным вовлечением в него всех субъектов проектирования: ученых, практиков, должностных лиц, инвесторов, обывателей.

 

 

Методы социокультурного проектирования










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...