Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

М. Вебер. Город как особый тип социальных отношений




Для того чтобы прояснить суть городских буржуазных отношений, Вебер производит этимологический анализ слова Bürgertum. Исходным словом действительно является Burg – защита, крепость. В дальнейшем у этого слова появился умляут и оно стало означать "покровительство", "порука" в смысле самозащиты общих интересов собравшихся вместе очень разных людей, особую систему социальных отношений. Bürger – это обыватель – житель данной территории, на которого распространяется система покровительства и защиты (прежде всего социальной), а Bürgertum ("буржуазия") – сообщество особого типа, социологическая, а не экономическая категория. Чтобы подчеркнуть это, Вебер использует в качестве синонима термин Verbandcharakter - союз, сообщество особого рода, носящий корпоративный характер. Корпоративность как тип социальных отношений раскрывается Вебером посредством следующих утверждений. 1) Гильдии – это не столько объединение профессионалов, сколько объединение людей, обладающих общностью социального положения, точнее – попавших в одинаковую социальную ситуацию: все они потеряли связь со своей родовой общиной. В современной социологии эта ситуация называется маргинальной – ситуация неопределённости социального положения, утраты основания для идентификации и потеря социальной помощи и поддержки. И если горожане маргиналы, то гильдии для них – новая форма социальности, механизм включения в общество, из которого они временно выпали. "…Профессиональные союзы ставили на первое место интересы общения и религии… И это отнюдь не было маскировкой важных материальных интересов". Горожане создают новое общество через городские ритуалы, городскую символику, городской фольклор и мифологическую историю. 2) Городская община – это союз равных, свободных и независимых индивидов, обладающих в перспективе политическим равенством и экономической свободой, основанной на частной собственности. По мнению Вебера, в Азии таких перспектив не было: "Расчленение индийского общества на наследственные касты и ритуальное обособление профессий исключали возможность возникновения горожан как некоего целого и возникновение городской общины как таковой". 3) В недрах городской общины зарождались новые, специфические механизмы регуляции поведения: самоуправление на основе формального легитимного права; личное участие (вклад), а не наследуемый титул как условие влияния на решение общественных вопросов; увеличение социальной значимости достигаемого (дескриптивного) статуса по сравнению с предписанным (аскриптивным).

Все эти особенности социальных отношений в городе свидетельствовали о зарождении нового "западного", "буржуазного" общества – цивилизации как общества "формальной рациональности".

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 314.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...