Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социокультурные проблемы городов.




Сущностными чертами городской среды как континуума взаимодействия являются: 1) социокультурная гетерогенность, 2) социокультурная динамика, 3) маргинальность.

7. Социокультурная гетерогенность и проблемы коммуникации. Городской социум состоит из множества различных субкультурных образований, обладающих относительно автономной нормативностью. Ситуация аномии различной степени – характерная черта городской жизни, усиливающаяся в периоды резкой урбанизации. Она появилась вместе с появлением городов и ознаменовалась феноменом девиантного поведения, что было зафиксировано (отражено) в негативных оценках города (начиная с Библии). Эта социокультурная ситуация обусловила необходимость выработки нового механизма социальной интеграции – коммуникации как процесса символической интеграции: объединения на основе интерсубъективных значений и интрасубъективных смыслов (ценностей). Разумеется коммуникативность – атрибутивная характеристика вообще социума и личности. Появление городского социума актуализировало и интенсифицировало развитие механизмов и средств коммуникации. Началась медленная трансформация форм и механизмов взаимодействия от традиционных (община, обычай, ритуал), через модернистские (профессиональное сообщество, формальное право, социальный институт) - к постмодернистским ("Stand", "узурпация статусных почестей", "сообщество установок", "означивание", "символическое сообщество", "дискурс", "интеракция", "коммуникативное действие", "инкорпорированная группа", "социальная номинация", "символическая мобилизация", и др. – М. Вебер, Дж. Мид, Ю. Хабермас, П. Бурдьё и др.). Коммуникация всё более приобретает диалоговый и символически опосредованный - "текстуальный" характер. Об особенностях и проблемах взаимодействия в коммуникативном пространстве города – см. далее. Здесь же хотелось отметить, что социокультурная гетерогенность обостряет проблему согласия и согласованности действий, проблему коммуникации – выработку символических оснований солидарности, совместности, социальности.

8. Социокультурная динамика городской жизни и её проблемы.

Виды и факторы социокультурной динамики: 1) функционально-ролевая – изменение функционального профиля территории и, вследствие этого, ролевого профиля поведения людей на данной территории; 2) статусно-престижная – изменение социальной структуры населения и оснований оценки социального положения; 3) культурно-коммуникативная (символическая) – изменение значений и смыслов, придаваемых предметам, территориям, ситуациям – всей архитектонике городской среды; 4) миграционная – приток населения, обладающего другими социокультурными характеристиками; 5) демографическая – изменение демографического состава населения вследствие рождения, старения, вступления в брак и т.п.; 5) территориальная – изменение количественных параметров территорий: размеров, плотности населения, интенсивности застройки и транспорта и др.

Проблемы:

Проблема декомпозиции среды и образа жизни с последующим увеличением территориальной и социокультурной мобильности.

Содержание проблемы: в жизни города, в поведении горожан имеет место динамика предпочтений локусов городской среды. В территориальном плане это представлено в виде неравномерной концентрации населения на отдельных территориях, в виде неравномерного распределения транспортных потоков. В социо-пространственном плане это представлено в виде неравномерного распределения видов жизнедеятельности и образов жизни среди населения, что опять же, в конечном счёте, приобретает территориальную форму. Городская жизнь как бы "перетекает" из одного локуса – в другой, "наполняет" одни районы и здания, "оскудевает" в других. Исследовательские проблемы в этом плане могут быть сформулированы в виде вопросов: "Как потенциал города реализуется населением, каким образом и почему оно сосредотачивается в одних элементах городской среды и слабо используется возможности других, каковы последствия изменения локусов городской жизни, как локализуется качество среды в территориальном и социо-пространственном аспектах?".

Основания декомпозиции среды: 1) изменение функционального профиля социальных и территориальных структур, 2) динамика престижа видов жизнедеятельности, 3) символическая динамика среды, 4) личностная динамика значимости локусов среды.

Проблема деконструкции социокультурного пространства.

Содержание проблемы: меняются семантические координаты социокультурного пространства – значения, смыслы, символы, а значит и содержание социокультурного пространства – нормы, ценности, образы, модели поведения и др. Социокультурные последствия: 1) усиление интерпретационного характера жизни, 2) ускорение символической динамики архитектоники города и артефактов среды; 3) усиление внутриличностной динамики и релятивности поведения; 4) трансформация мировоззренческой модели мира как инженерной конструкции (res extensa) в антропоцентристский мир изменяющихся тел (mundus corpus), 5) виртуализация взаимодействия, 6) эксцентричность пространства жизнедеятельности и внутреннего мира личности, неустойчивость личностного самосознания (феномен "протеинового человека").

 

Маргинальность как характеристика городского социума

И связанные с ней проблемы

Понятие маргинальности.Термин введён в социологию Р. Парком. Первоначально он использовался для описания жизни люмпенизированных слоёв "городского дна", но позднее этот термин стал распространятся на всё новые группы. В настоящий момент понятие приобрело весьма расширительное значение и используется для обозначения социального положения, особенностей сознания и поведения личностей и групп, находящихся на "окраине", на "обочине" общества, за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений (margo с лат. – межа, граница). Некоторые авторы полагают, что человек в современном обществе (во всяком случае, западном) всегда в какой-то степени маргинал, поскольку в современном обществе обостряется проблема социальной идентификации. Теоретическое содержание понятия развивается и уточняется, поэтому термин употребляется во множестве смысловых контекстов: "промежуточность" (Р. Парк), "неопределённость" (Э. Стоунквист), "пограничность" (А. Фарж), "окраинность" (Е. Стариков), "неформальность" (Е. Рашковский), полифоничность" (В. Шапинский) и др. Тот или иной теоретико-смысловой оттенок термин приобретает в зависимости от характера исследовательских задач того или другого автора. Эти задачи можно локализовать в следующие предметно-проблемные поля. 1) Философско-культурологическое: маргинальность как поиск новых смыслов. 2) Политологическое: маргинальность как характеристика властного потенциала и объёма политических прав социальных групп. 3) Социально-экономическое: маргинальность как "незанятость", как ситуация "не при деле". 4) Социологическое: маргинальность как характеристика положения человека в социокультурном пространстве. В контексте последнего необходимо различать следующие теоретические аспекты маргинальности:

1. Статусный: термин используется для обозначения групп с неопределённым социальным положением, ситуации, когда у личности возникают затруднения с выделением статусных позиций, значимых признаков социальной дифференциации.

2. Нормативный: термин используется для обозначения ситуации конфликта группы или личности с общепризнанными культурными нормами, ситуации неопределённости ценностных ориентаций личности – культурная маргинальность.

3. Ролевой: термин используется для обозначения ситуации ролевого конфликта, когда личность затрудняется в выборе между альтернативными моделями поведения. Ролевая маргинальность возникает как минимум в трёх случаях: 1) неудачи отнесения к позитивной референтной группе – совокупности людей (реальных или представляемых), мнение которых особо значимо для личности; 2) при неудачной попытке найти нишу между традиционными рядоположенными ролями (найти третий, нетрадиционный вариант поведения в неопределённой ситуации); 3) проигрывания маргинальных по сути ролей: временных, промежуточных, нестабильных, конфликтных и т.п.

Проблемы социокультурной маргинальности:

1. Маргинальная среда как локус девиантного поведения.

2. Маргинальная среда как пространство возникновения и функционирования (локализации) неформальных и альтернативных движений.

3. Культурная маргинальность как среда нормотворчества через интерференцию образов жизни и интеграцию городских сообществ.

4. Проблема соотношения "центр" – "периферия" в социокультурном пространстве города.

5. Политическая (властная) маргинальность в городском пространстве. Локусы политического вакуума в городской жизни как результат процесса перераспределения власти и контроля. Организованная преступность и терроризм как формы контроля над городской жизнью и территорией.

6. Проблема соотношения "столичности" и "провинциальности" городской жизни.

В поселенческом контексте, в пространстве городской жизни, на наш взгляд, следует выделить ещё один аспект маргинальности – "средовую маргинальность" –неопределённость территориально-пространственного положения; такова, образно выражаясь, ситуация, когда человек чувствует себя "чужим" в городе или в какой-либо его части. Данный аспект проблемы маргинальности разрабатывается в настоящее время В. Каганским. Он полагает, что маргинальная ситуация не исчерпывается положением "между" - статусами, нормами, ролями. Любую границу однозначно провести практически невозможно, всегда имеет место взаимоналожение двух (и более) различных зон, дающее переходное, промежуточное состояние. Средовая маргинальность может иметь два варианта: 1) зона двупринадлежности, например, смесь городского и сельского образа жизни; 2) зона двунепринадлежности, например, пригородная зона. В обоих случаях возникает ощущение неопределённости среды и / или - ощущение, что находишься "не в том месте, где бы хотел", в неопределённой, неясной территориально-пространственной среде. Средовая маргинальность – это ситуация несовпадения локусов личностного бытия и объективных характеристик среды, несовпадение личностных и средовых структур – ситуация, когда личностные параметры (мотивы, установки, смыслы) не совпадают с параметрами среды (ландшафтом, архитектоникой, функциональным назначением, символическим содержанием). При этом возможны два варианта средовой маргинальности: 1)уровень развития личности выше уровня развития среды; 2)уровень развития личности ниже уровня развития среды. В средовой маргинальности следует различать два аспекта: территориальный и пространственный. Территориальный аспект характеризуется: 1) уровнем развития территории, 2) степенью гомологичности (соответствия, схожести, созвучности) территориально-ландшафтных особенностей – особенностям личности: характеру, уровню развития, интенции и др. Пространственный аспект характеризуется: 1) социально-функциональными и культурными возможностями среды для самореализации личности, 2) степенью гомологичности ценностно-мировоззренческого контекста (социокультурной атмосферы) духовной жизни города – особенностям личности, ее взглядам, ценностям, ожиданиям.

Сущность средовой маргинальности и её парадокс – в том, что человек попадает в ситуацию, когда находится одновременно в разных местах (фигурально выражаясь, телом – в одном, а душой – в другой); причём, разными частями своей личности он может находиться в разных пространствах. Вот тут-то и возникает проблема средовой идентификации и идентичности и одновременно проблема локуса личностного пространства. На уровне личностного самосознания проблема возникает в форме вопросов: "Какое значение и смысл имеет для меня данное место? Зачем я здесь? Что я тут делаю? Как и почему так я отношусь к окружающей меня среде – предметной, символической, территориальной?".

Основаниями средовой маргинальности являются: 1) социальная маргинальность в статусном, нормативном и ролевом аспектах как результат социетальных процессов, 2) миграционные процессы, 3) личностно-биографические процессы: самосовершенствование или деградация личности, 4) символическая динамика архитектоники среды – саморазвитие городской среды и отставание от него личностного роста.

Формы средовой маргинальности: 1) неопределённость образов среды: семантики территории и пространства смыслов, 2) неудовлетворённость средой, 3) непринятие, чуждость среды, 4) враждебность среды.

Проблемы средовой маргинальности:

1. Проблема территориальной идентификации и идентичности. Характер средовой идентификации является одним из факторов поведения. Как пишут Н.А. Шматко и Ю.Л. Качанов, "в субъективном семантическом пространстве территорий процесс принятия решений о том или ином поступке "разговаривает" на языке образов: "Я член территориальной общности". Таким образом, можно сказать, что психологическая сущность семантического пространства интериоризованных образов территорий состоит в том, что оно является знаковым прообразом пространства деятельности".

2. Проблема вандализации среды.

3. Проблема социальной ответственности за территорию проживания: города, микрорайона, жилого дома, квартиры как локуса жизни родных и близких. Отношение к жилой среде как фактор социализации, коммуникации (например, внутрисемейной), поведения в целом.

4. Проблема дегуманизации среды в связи с гипертрофией модуса потребления и последующей проблематизацией реализации модуса бытия (вариант проблемы самореализации личности).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 466.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...