Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Технология проектной деятельности




  Проектная деятельность – это активная творческая деятельность учащихся, имеющая конкретную цель, определенную структуру, направленная на получение заранее прогнозируемого продукта. В этом рассмотрении проектная деятельность является еще более актуальной, так как соответствует требованиям нового ФГОС НОО – включение детей в различные виды деятельности. Проекты на уроках литературного чтения будут способствовать лучшему пониманию конкретных произведений, жанровых, стилистических особенностей.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: вышеперечисленные и представленные современные образовательные технологии способствуют формированию читательской компетентности, личностному развитию ученика начальной школы. Их уместно использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Таким образом, обобщая все выше сказанное, назовем компоненты

читательской компетентности, которые были выделены в результате сравнения исследований разных авторов [1], [11], [9] и др.:

1.Владение техникой чтения (когнитивный аспект);

2.Владение приёмами понимания прочитанного и прослушанного

произведения (когнитивный аспект);

3.Знание книг и умение их самостоятельно выбирать (когнитивный

и мотивационный аспект);

4.Эстетическое отношение к действительности, отражённой в

художественной литературе (ценностно-смысловой аспект);

5.Сформированность нравственных ценностей и эстетического

вкуса, понимание духовной сущности произведений (ценностно-смысловой аспект).

Далее следует более подробно раскрыть содержание каждого из

компонентов читательской компетентности для более полного освещения

сущности понятия читательская компетентность. В результате овладения

первым компонентом читательской компетентности у учащихся должен

сформироваться осмысленный читательский навык –это обще учебное умение необходимо для осознанного чтения текстов, работы с различной информацией, интерпретации информации в соответствии с запросом.

Второй компонент в структуре читательской компетентности–

владение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения. Психологи называют пониманием установление логической

связи между предметами путем использования имеющихся знаний. У

квалифицированного читателя понимание текста как бы сливается с его восприятием: полученные ранее знания связываются с новыми впечатлениями. У младшего школьника в процессе чтения текста

осмысление предмета чтения и установление новых логических связей

представляет собой сложный развертывающийся во времени процесс. Как

указывает профессор Л.П. Доблаев «для осмысления текста необходимо не

только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их

применять, но и владеть определенными мыслительными приемами»

[9;75]. Согласно исследованиям психологов к таким приемам относятся

выделение смысловых опорных пунктов, антиципация и рецитация [2;138].

Выделение смысловых опорных пунктов связано с делением текста на части, его смысловой группировки. Опорой понимания может быть любая ассоциация, основные идеи, значимые слова, короткие фразы.

Свести содержание текста к коротким и существенным логическим

формулам, отметить в каждой формуле центральное по смыслу понятие,

ассоциировать эти понятия между собой и образовать таким путем единую

логическую цепь идей — вот сущность понимания текста.Для дальнейшего осмысления читаемого текста используется прием антиципации или предвосхищения, т.е. смысловой догадки. Антиципация –это психологический процесс ориентации на предвидимое будущее [7;39]. Он основан на знании логики развития события, усвоении результатов

анализа признаков, предварительно осуществленного оперативным

мышлением. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных оснований. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, по нескольким словам — фразу, по нескольким фразам — смысл целого абзаца или даже страницы. Это происходит потому, что мышление активно работает в продуктивном режиме. При таком чтении

читатель в большей степени опирается на содержание текста в целом, чем

на значение отдельных слов. Главное — это осмысление идеи содержания, выявление основного замысла автора текста.

 

 

1. Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса. –М.:Школа-Пресс, 2007.

2. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики.— М.:Лабиринт,

3. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. –М.: Педагогика, 1982.

4. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. –М.: Педагогика, 1982

5. Мали Л.Д. Творческие работы на уроках литературного чтения в начальных классах//Начальная школа плюс До и После. -2013. -№ 8.

6. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС//Начальная школа плюс До и После. -2012. -№ 9

7. Николаенко В.М. Психология и педагогика. –М.:ИНФРА-М, 2000.

8. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. М., - МЦБС, 2008., с.66-68.

9. Сметанникова Н.Н. Как разорвать замкнутый круг //Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова.– М., 2007.

учащихся начальной школы // Чтение и грамотность. Размышления   в контексте.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

11. Чабанова Т.А. Формирование читательской компетентности

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 217.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...