Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность, особенностей читательской компетентности у детей младшего школьного возраста: понятия, структура, компоненты, этапы, уровни, средства 




Учебные задачи, дифференцируемые по уровню трудности, как средство формирования читательской компетентности у детей младшего школьного возраста.

Выпускная квалификационная работа

Направление подготовки 050100 Педагогическое образование /

Профиль «Начальное образование»

 

Квалификация (степень) «бакалавр»

 

Исполнитель: Курило Марина Владимировна

Студентка группы Б – 4022

Научный руководитель: Алексеева О.В. к.п.н., доцент

 

Сургут 2017г.



Оглавление

Глава 1. Формирования читательской компетентности у детей младшего школьного возраста

1.1. Сущность, особенностей читательской компетентности у детей младшего школьного возраста: понятия, структура, компоненты, этапы, уровни, средства 

1.2.  Потенциал уроков литературное чтения для формирования читательской компетентности.

1.3. Особенности использования дифференцированных заданий на уроках литературного чтения, для формирования читательской компитенности.

Глава 2. Практическое изучение проблемы использования дифференцированных задач для формирования читательской компетентности у детей младшего школьного возраста.

2.1. Использование дифференцированных заданий для формирования читательской компетентности младшего школьного возраста.

2.2. Особенности использования дифференцированных заданий на уроках литературного чтения для формирования читательской компитентности у детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: Теоретически обосновать возможность использования комплекса дифференцируемых заданий для формирования читательской компетенции у детей младшего школьного возраста при изучении литературного чтения.

Объект исследования: процесс формирования читательской компетенции у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: Способы работы с дифференцированными задачами по уровню трудности как средство формирования читательской компетентности у детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

1. Раскрыть теоретически и методические основы процесса формирования читательской компетентности у детей младшего школьного возраста.

2. Определить особенности этапов формирования читательской компетентности у детей младшего школьного возраста.

3. Определить средство формирования читательской компетентности у детей младшего школьного возраста.

4.  Провести диагностику уровня сформированности читательской компетентности с помощью дифференцированных задач.

5. Разработать методические рекомендации по использованию дифференцированных задач на уроке литературного чтения, для формирования читательской компетентности у детей младшего школьного возраста.


 


Глава 1. Формирования читательской компетентности у детей младшего школьного возраста

Сущность, особенностей читательской компетентности у детей младшего школьного возраста: понятия, структура, компоненты, этапы, уровни, средства 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2010), в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.

Читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003– 2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию, в нашей стране разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения в России» Проблема чтения находит своё отражение и во всех нормативных документах дошкольного, начального и основного общего образования.

В частности, на ступени начального общего образования, где формируются основы умения учиться и способности к организации своей деятельности, именно читательские умения обеспечат каждому младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания и умения. Работа по формированию у младших школьников навыков смыслового чтения позволит каждому учителю максимально успешно развивать мыслительные способности ребят, их учебную самостоятельность. Читательские умения, 18 полученные в начальной школе, создают хорошую основу для самообучения и самообразования в основной и полной средней школе.

Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника [2, с.16].

Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо развивать читательские компетенции. Эти компетенции, развитые в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров. Центральное место в перечне ключевых компетенций занимает читательская компетенция. Читательская компетенция — необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическая грамотность, позитивное отношение к чтению.

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют компетентностный подход в обучении, воспитании и развитии обучающихся. Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».

Компетенция — включает в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей в себя его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Идеи компетентностного подхода как принципа образования рассматриваются в работах: А. М. Аронова, А. Г. Бермуса, В .А. Болотова, И. А. Зимней, Г. Б. Голуба, В. В. Краевского, О. Е. Лебедева, М. В. Рыжакова, Ю. 19 Г. Татура, И. Д. Фрумина, А. В. Хуторского, М. А. Чошанова, П. Г. Щедровицкого, Е. Занесова и др.

Читательская компетентность — одно из основных универсальных учебных умений, способствующих личностному, общественному и профессиональному развитию учащихся, их адекватной адаптации в сложной и динамичной современной информационной среде.Читательская компетенция – это овладение чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. [4].

Читательская компетентность имеет более широкий смысл - это понимание в необходимости знаний, умений и навыков; это качество сохранения прочитанного.

Наиболее общее определение читательской компетентности дает Н.Н

Сметанникова. По ее мнению, «читательская компетентность – это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей

культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно

ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно-профессиональной деятельности» [9;55].

Е.Л. Гончарова рассматривает читательскую компетентность как

психологическую систему. Она считает, что все компоненты этой системы

подчинены ее главной функции: превращению содержания текста в

личный, смысловой, познавательный и творческий опыт читателя [1;6].

Определение читательской компетентности Т.А. Чабановой [10] включает в себя перечень качеств личности младшего школьника, которые

формируются в процессе самостоятельного детского чтения. В свое время

они были названы Н.Н. Светловской в ее определении читательской самостоятельности.«Читательская самостоятельность – это личностное

свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно

обращаться в мир книг за недостающим ему опытом и с минимальными за

тратами времени и сил находить в этом мире и «присваивать» на

максимально доступном ему уровне нужный опыт или устанавливать, что интересующий его опыт пока в книгах не описан» [7;15].

 

 Главная цель, которая стоит перед учителями при обучении чтению — научить учащихся воспринимать информацию, содержащуюся в текстах различного характера, и перерабатывать ее. Работа по развитию читательской компетенции младших школьников осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, внеурочную деятельность.

К задачам по формированию читательской компетенции относятся задачи научить школьников:

- правильному, осознанному, выразительному чтению;

- извлекать из различных текстов полезную и интересную информацию;

 - самостоятельному выбору книг для чтения; научить учащихся работать с    разнообразными источниками информации (справочниками, словарями и т. д.);

 - высказывать свое мнение о прочитанном произведении. Формирование читательской компетенции учащихся проходит на уроках литературного чтения, на внеклассных занятиях через проведение творческих конкурсов, литературных игр, занятий с элементами театрализации [10,с.75)].

Как правило, работа по формированию читательской компетенции младших школьников реализуется по следующим направлениям.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...