Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Налоговые системы федеративных государств
Построение налоговых систем в федеративных государствах в значительной степени обусловлено их специфической формой государственного устройства. В данном случае имеются в виду особенности национального или административно-территориального строения государств, которые включают в себя относительно самостоятельные составные части (штаты, территории, кантоны, земли, республики). Ведь федеративные и конфедеративные государства основываются на добровольном объединении нескольких государственных образований в рамках одного союза. Подходы государств в вопросах разграничения налоговых полномочий различаются в силу особенностей их формирования и правовых традиций. Один из подходов, который нашел применение в ФРГ, основывается на предоставлении обширных полномочий в вопросах налогообложения федеральным 644 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации властям, при этом земли ограничены в праве установления налогов, аналогичных федеральным. Однако при этом земли осуществляют взимание федеральных и местных налогов, средства от которых перераспределяются между федеральным и земельными бюджетами на основе принципа «выравнивания» их доходов. Второй подход, которого придерживаются в США, предполагает наделение штатов правом формирования своих налоговых систем на основе своего законодательства. В частности, подоходное налогообложение осуществляется одновременно на федеральном уровне и на уровне штатов1. В качестве примера построения налоговой системы исходя из федеративного устройства государства следует привести Австралийский Союз2. В состав этого федеративного государства входит 6 штатов и 2 территории. Система налогов в этой стране трехуровневая, выделяются федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги. В доходах бюджета велика доля косвенных налогов, прежде всего таможенных пошлин на импортные товары. Отличительной чертой системы налогов Австралии является отсутствие на федеральном уровне и уровне штатов поимущественных налогов, лишь на местном уровне взимается налог с имущества, переходящего в'порядке наследования или дарения. Основными налогами, взимаемыми в Австралии, являются подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль компаний. Подоходный налог с физических лиц является федеральным. Его плательщиками являются физические лица, как резиденты, так и нерезиденты. Однако ставка налога различается в зависимости от того, проживает налогоплательщик постоянно в Австралии или нет. Так, для резидентов ставка налога с дохода от 5400 до 20 700 австр. долл. составляет 20%, а для нерезидентов установлены повышенные налоговые ставки. Налог взимается посредством удержания у источника выплаты дохода на основе декларации, которую подают лица, работающие не по 1 См.: Толстопятенко Г. П. Указ. соч. С. 20—21. 2 Подробнее об этом см.: Зингер Е. А., Ялбулганов А. А. Основы налогового законодательства Австралии // Публичные финансы государств АТР. Бюджетное и налоговое регулирование / Под ред. А. И. Козырина. М, 1998. С. 23-26. Глава 26. Налогообложение в зарубежных странах 645 найму (подается до 31 октября), и уплачивается посредством внесения авансовых платежей лицами, получающими доходы от предпринимательской деятельности. В последнем случае налогоплательщик может осуществить те же вычеты, что и компания. Налог на прибыль компаний также взимается федерадьны-ми властями. Его плательщиками являются юридические лица. Налогооблагаемая прибыль исчисляется как разница между валовой прибылью компании, полученной за год, и налоговыми вычетами. Ставка налога составляет 36%. Уплата налога осуществляется на основе декларации. Налог на дополнительные льготы взимается с доходов и выгод, полученных в результате льготного предоставления транспортных средств, жилищных кредитов, оплаты отпусков и пр. Ставка налога составляет 48,5%. Налог с продаж уплачивают производители и оптовые продавцы товаров. Облагаются как товары местного производства, так и импортные. От уплаты налога освобождаются производители, среднегодовой объем продаж которых не превышает 50 тыс. австр. долл., осМЙМая ставка налога составляет 22%, а по отдельным товарам ставки составляют от 10 до 30%. Налог на заработную плату представляет собой разновидность взносов на социальное страхование. Например, на острове Тасмания с заработка, превышающего необлагаемый минимум в 47 083 австр. долл., налог взимается по ставке от 3,95 до 7%. Земельный налог взимается властями штатов с неулучшенной стоимости земельных участков. В налогооблагаемую базу не включается дополнительная стоимость земли, полученная в результате проведения мелиорационных работ, очистки территории, ликвидации эрозии почвы и т. д. Например, в штате Квинсленд земельный налог в зависимости от стоимости земли взимается по ставке от 0,2 до 1,8%. При этом от налогообложения освобождена земля, используемая под основным местом жительства собственника, земли некоммерческих и благотворительных организаций. Необлагаемыми являются также земельные участки, стоимость которых составляет менее 160 тыс. австр. долл. 646 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации В Германии наряду с общими налогами взимаются налоги Федерации, налоги земель и общин. В соответствии со ст. 106 Основного закона Федеративной Республики Германия 1949 г. общими являются подоходный налог (налог на заработную плату), налог с оборота (НДС) и налог на корпорации. Поступления от подоходного налога и налога на корпорации распределяются в пользу Федерации и земель по половинам. Доли поступления от налога с оборота в пользу Федерации и земель определяются федеральным законом, который должен быть одобрен Бундесратом. В общей доле поступлений на их долю приходится соответственно 39, 29 и 3,7%. Федерация получает доходы от следующих налогов: таможенные пошлины; косвенные налоги на потребление; налог с грузового транспорта; налог с оборота капиталов, на страхование и налог с обменных операций; единовременный имущественный налог и компенсационные сборы; налоги, собираемые в рамках Европейского сообщества. В пользу земель поступают: имущественный налог; налог с наследства; налог на автомашины; налог с транспорта; налог на пиво; сборы с игорных учрежденийта ш. Всего в ФРГ до недавнего времени насчитывалось около 50 видов различных налогов. Общины получают часть поступлений от подоходного налога, которая должна резервироваться землями за общинами из платежей, вносимых их жителями в качестве подоходного налога. Данные вопросы регулируются соответствующим федераль-' ным законом, который одобряется Бундесратом. Часть поступлений от прямых налогов и от косвенных местных налогов также причитается общинам (объединениям общин). Им же принадлежит право устанавливать положения о прямых налогах. Если земля не имеет в своем составе общин, то указанные поступления принадлежат земле. Распределение средств от общих налогов может быть проиллюстрировано на примере подоходного налога с физических лиц. В частности, 42,5% поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5% — в бюджеты соответствующих земель и 15% — в местные бюджеты. Общие условия взимания налогов, процедура обжалования действий финансовых органов и вопросы ответственности за Глава 26. Налогообложение в зарубежных странах 647 нарушения налогового законодательства содержатся в Положении о налогах и платежах, принятом Законом от 16 марта 1977 г. Кроме того, по каждому налогу действуют специальные законы, которые определяют непосредственный порядок их уплаты. Подоходным налогом с физических лиц облагается совокупный годовой доход, полученный в календарном году. В соответствии с Законом о подоходном налоге его уплата осуществляется как на основе налоговых деклараций, так и посредством удержания его у источника выплаты. Весь налогооблагаемый доход для целей налогообложения разделяется на семь видов. В частности, выделяются доходы от самостоятельной деятельности, промысловой деятельности, работы в сельском и лесном хозяйстве, использования наемного труда, капитала, сдачи имущества в аренду и др. Механизм налогообложения помимо вычетов необлагаемых сумм (12 095 марок) предусматривает уменьшение из облагаемого дохода сумм так называемых особых и непредвиденных расходов. К первым относятся расходы на образование, социальное страхование, благотворительность, а ко вторым — вынужденные затраты, например расходы в связи с заболеванием налогоплательщика или члена его семьи. Для налогообложения заработной платы все налогоплательщики условно подразделяются на шесть классов исходя из их семейного положения, наличия детей, других работающих в семье и пр. Например, к первому классу относятся холостые рабочие без детей, а к шестому — рабочие, имеющие несколько рабочих мест. Налогообложение осуществляется посредством удержания работодателем соответствующих сумм из заработка работников. Данные о принадлежности работников к тому или иному классу работодатели получают из специальных налоговых карточек. Ставки налога в зависимости от размера дохода составляют от 19 до 53%. Наибольшему налогообложению подлежат доходы, составляющие свыше 120 тыс. марок в год для одиноких налогоплательщиков и свыше 240 тыс. марок для семейных. В соответствии с земельным законодательством в дополнение к подоходному налогу может взиматься и церковный налог. Его ставки составляют 8—9%. 648 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации Взносы в фонд социального страхования являются- неналоговыми и поступают в соответствующий фонд. Они уплачиваются в процентах от фонда оплаты труда в равных долях работниками и работодателями. Например, взносы по пенсионному страхованию уплачиваются ими по одинаковой ставке — 9,3%. Налог с наследства и дарений взимается в процентах от наследственной доли того или иного налогоплательщика или безвозмездного дара. Ставки в зависимости от стоимости имущества и степени родства составляют от 3 до 70%. Наивысшая ставка предусмотрена для наследников, не состоящих в близком родстве с наследодателем при стоимости наследуемого ими имущества свыше 100 млн. марок. Необлагаемый минимум составляет для супругов 250 тыс. марок, для детей — 90 тыс. марок, для внуков — 50 тыс. марок, а для братьев и сестер — 10 тыс. марок. Налог на прибыль корпораций является основным налогом, который уплачивают юридические лица. Общая ставка налога составляет 45%. Кроме того, данный налог предусматривает так называемую систему зачета, которая позволяет учесть интересы акционеров — физических лиц. Так,,при распределении прибыли налог на прибыль корпорации взимается по ставке 30%. Затем часть прибыли, распределенной среди акционеров, облагается налогом на доходы от капитала по ставке 25%. Получившаяся в результате этого доля изъятия сопоставляется с той, которую налогоплательщик должен был бы заплатить при подоходном налогообложении. Если эта сумма больше, то налогоплательщик получает компенсацию, если меньше — акционер осуществляет доплату. Налог с оборота взимается по правилам налогообложения добавленной стоимости. Основная ставка налога — 15%, а по оборотам продуктов питания, книг, газет и транспортных услуг - 7%. Налог с оборота импорта взимается с оборота товаров, ввозимых из третьих стран через таможенную границу. Его ставки такие же, как у «внутреннего» налога с оборота. Акцизами облагается ряд товаров и услуг. Так, акциз на бензин составляет 0,98—1,08 марки за 1 л, мазут — 9,4 пф. за 1 кг, 13 пф. за 1 сигарету, 4, 3 марки за 1 кг кофе в зернах, 2550 марок за 100 л крепких спиртных напитков, 2 марки за 1 стан- Глава 26. Налогообложение в зарубежных странах 649 дартную бутылку шампанского, 12% от стоимости страхового полиса. Промысловым налогом облагается доход и капитал предприятий, осуществляющих производственную, торговую и другие виды деятельности. От его уплаты освобождаются только те из них, которые расположены на присоединившихся землях Германии. Основные ставки составляют 5% для налога на промысловый доход и 0,2% для налога на промысловый капитал, однако могут быть увеличены общинами соответственно до 20 и 0,8%.. Поземельным налогом облагаются предприятия сельского и лесного хозяйства, а также принадлежащие организациям и физическим лицам земельные участки. Ставка налога составляет 1,2% от стоимости земли, а при переходе права собственности на нее — 2% от цены покупки. Налог на собственность уплачивают физические лица и компании, при этом для первых ставка предусмотрена в размере 1%, а для вторых — 0,6%. Необлагаемый минимум составляет 120 тыс. марок. Такое федеративное" государство, как Канада, относится к числу государств, в бюджетах которых налоговые доходы являются основными. Так, общая сумма доходов федерального бюджета в 2001—2002 гг. составила 171,3 млрд канадских долл., при этом подоходный налог составил 80,3 млрд, налог на добавленную стоимость — 25,7 млрд, налог на доходы корпораций — 23,6 млрд, страховые платежи — 17,8 млрд, таможенные сборы — 4 млрд долл. На неналоговые доходы пришлось лишь 8,4 млрд канадских долл. Федеративное устройство сказывается на взаимоотношениях федерации и провинций в вопросах финансов. В большинстве своем провинции не удовлетворены уровнем финансирования, хотя ежегодно получают значительную часть доходов из федерального бюджета в виде трансфертов. Так, в 1999— 2000 финансовом году провинциям было направлено трансфертов всего на общую сумму 39,8 млрд канадских долл., в том числе на здравоохранение и социальные программы — 28,4 млрд, на выравнивание финансирования — 9,3 млрд, и в рамках так называемой «территориальной формулы финансирования» — 1,3 млрд долл. 650 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации Доля трансфертов в доходах провинций различается. Наивысшее значение она имеет в доходах провинции Ньюфаундленд — 43%, Острова принца Эдуарда — 42%, Британской Колумбии — 21%. В наибольшей степени не согласны с подобным перераспределением провинции Онтарио и Альберта, которые фактически являются донорами. Аналогично строятся финансовые отношения между провинциями и муниципальными образованиями. На провинциальном уровне подоходное налогообложение в Канаде было введено в 1867 г. Федерация стала взимать налоги лишь спустя 50 лет исключительно для целей финансирования военных расходов. При этом федеральный подоходный налог рассматривался как временный. Взаимоотношения Федерации с провинциями по вопросам налогообложения носят достаточно принципиальный характер. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что вопрос о том, должны ли федеральные чиновники при исполнении своих служебных обязанностей платить провинциальные налоги на продажи, урегулирован соответствующими соглашениями. Тем не менее подоходное налогообложение в стране удалось в значительной степени централизовать. По федеральному и провинциальному налогу подается единая декларация, в которой предусмотрены соответствующие разделы. Декларации подаются в срок до 30 апреля. Лишь в провинции Квебек налогоплательщики вынуждены подавать две декларации. Подоходный налог уплачивают физические лица и корпорации. При этом ставка федерального налога для первых установлена в пределах от 17 до 29%, у вторых эффективная ставка составляет 28%. К числу основных федеральных налогов наряду с уже упоминавшимся подоходным налогом относится налог на товары и услуги, который фактически является многоступенчатым налогом на добавленную стоимость на товары и услуги, реализуемые в Канаде. Ставка налога составляет 7%. На провинциальном уровне основным источником бюджетных доходов являются налоги на имущество. Например, в Онтарио на него ежегодно приходится около 15 млрд долл., что составляет более 50% доходов провинции. Из них примерно Глава 26. Налогообложение в зарубежных странах 651 9 млрд уплачивается физическими лицами — собственниками жилья, а 6 млрд — организациями. Налогообложение имущества осуществляется исходя из ее оценочной стоимости, определяемой на основе рыночных показателей. При этом оценка осуществляется общественной организацией — Муниципальной корпорацией по оценке«*йму-щества. Проверка достоверности ее заключений возложена на отдел по рассмотрению правильности оценки, который и рассматривает соответствующие жалобы налогоплательщиков. Ставка налога на имущество содержит две составляющие, одна из которых устанавливается провинциями, а вторая — муниципальными образованиями. Базовая ставка налога для жилого фонда составляет 2%, а предельный размер изъятий не должен превышать 5%. Порядок исчисления налога предусматривает различные вычеты, например, допускается перечисление до 40% причитающихся к уплате сумм не в бюджет, а на благотворительные цели. На провинциальном уровне взимается также налог на розничные продажи. , В Канаде, кроме того,-взимаются: разовый налог на кондиционеры в автомобилях в размере 100 канадских долл., что позволяет получать в бюджет ежегодно в общей сложности около 150 млн канадских долл.; акциз на ювелирные изделия в размере 10% (100 млн канадских долл.); налог на тяжелые автомобили (10 млн канадских долл.). Взимание налогов и сборов от имени правительства Канады осуществляет Канадское агентство тамо,жен и сборов. Агентство подотчетно парламенту через министра по национальным доходам, входящего в кабинет министров Канады. Определенный интерес представляет налоговая система наиболее мощного в финансовом плане государства — Соединенных Штатов Америки. В 2000 г. профицит бюджета США составил 237 млрд долл., в первую очередь за счет поступления налоговых платежей. При этом граждане-налогоплательщики заплатили около 1 трлн долл. налогов (в 1999 г. — 879 млрд долл.), а корпорации — 207,3 млрд долл. (в 1999 г. — 184,7 млрд долл.). Налоговая система этого государства является трехуровневой и включает федеральные налоги, налоги штатов и местные налоги. Право введения указанных налогов принадлежит
652 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации соответственно федеральным властям, т. е. Конгрессу, законодательным органам штатов и органам местного самоуправления. Действующая налоговая система США включает: индивидуальные подоходные налоги; налоговые отчисления в фонды социального обеспечения; налоги на прибыль корпораций; налоги с розничных продаж потребительских товаров; акцизные сборы; таможенные пошлины; налоги на движимую и недвижимую собственность; налоги на наследства и дарения. Первые пять из перечисленных налогов взимаются в различных пропорциях на всех уровнях — федеральном, штатном и местном. Таможенные пошлины поступают только в федеральный бюджет, а налоги последних двух видов собираются органами власти штатов и местного самоуправления. Значение указанных выше налогов как источников доходов бюджета неодинаково. Так, в 1999 г. в доходах федерального бюджета США индивидуальные подоходные налоги составили 879,5 млрд долл., или 48,1%, взносы в фонды социального обеспечения — 611,8 млрд долл. (33,5%), налоги на корпорации — 184,7 млрд долл. (10,1%), акцизы — 70,4 млрд долл. (3,9%), налоги на наследства и дарения — 27,8 млрд долл. (1,5%), таможенные пошлины — 18,3 млрд долл. (1%). Рассмотрим основные условия налогообложения. Как следует из приведенных статистических данных, основными источниками доходов являются индивидуальные подоходные налоги. Ставки федерального индивидуального подоходного налога различаются в зависимости от того, являются плательщики одинокими, членами семей, выплачивающими налоги самостоятельно, супружескими парами, выплачивающими налоги совместно, овдовевшими, главами семейных хозяйств. Минимальные ставки предусмотрены для супружеских пар, выплачивающих налоги совместно, и овдовевших членов семей. Эти категории плательщиков облагаются налогом с доходов менее 43 050 долл. по ставке 15%, от 43 050 до 104050 долл. - 28%, от 104050 до 158550 долл. - 31%, от 158 550 до 283 150 долл. - 36%, более 283 150 долл. - 39,6%. Подоходный налог уплачивается на основе ежегодно подаваемых налогоплательщиками деклараций с приложением соответствующего банковского чека. Налоговая декларация содер- Глава 26. Налогообложение в зарубежных странах 653 жит в себе так называемые шедулы, в которых отражается соответствующая налоговозначимая информация. Каждая шедула имеет буквенное обозначение. Так, шедулы «А» и «В» предназначены для отражения издержек различного рода, например расходов на медицинское обслуживание, процентов по ипотечному кредиту, расходов по содержанию ребенка и др. В шеяуле «С» отражаются сведения по доходам и расходам от предпринимательской деятельности, в «Д» — доходы от коммерческой деятельности, доходы лиц свободных профессий, доходы по негосударственным ценным бумагам, зарубежные доходы, в «Е» — различного рода дополнительные доходы, в «F» — доходы от фермерского хозяйства. Декларации заполняются и подаются ежегодно до 15 апреля налогоплательщиками, ежегодный доход которых превышает 50 тыс. долл. Подоходный налог взыскивается также посредством удержания его у источника выплаты дохода. Подоходный налог с населения взимается на уровне штатов. Он предусмотрен в 44 штатах, за исключением Флориды, Невады, Южной Дакоты, Техаса, Вашингтона и Вайоминга. В большинстве штатов минимальная ставка составляет 1—4%, а максимальная — 3—11%. Взносы в фонды социального обеспечения в соответствии с Законом о формировании фондов федерального страхования включают налог для целей социального страхования, налог для обеспечения медицинского обслуживания, а также налог, уплачиваемый в Федеральный фонд пособий по безработице. При уплате первых двух налогов наниматели вносят в равных ставках соответствующие суммы как за себя, так и за своих работников, исходя из размера фонда оплаты труда и других вознаграждений. Удвоенные таким образом ставки составляют соответственно 12,4 и 2,9% (максимальный размер налогооблагаемой суммы составляет 76 200 долл.). Третий налог уплачивают только работодатели по ставке 6,5% (максимальная налогооблагаемая сумма 7000 долл.). Налог на прибыль корпораций взимается по восьмиразрядной шкале ставок. С прибыли до 50 тыс. долл. налог уплачивается по ставке 15%, на следующие 25 тыс. долл. прибыли ставка налога составляет 25%, для прибыли в сумме от 75 001 до 654 Раздел V. Система налогов и сборов Российской Федерации 100000 долл. —34%, от 100001 до 335000 долл. - 39%, от 335 001 до 10 000 000 долл. - 34%, от 10 000 001 до 15 000 000 долл. — 35%, от 15 000 001 до 18 333 333 долл. — 38%, если более этой суммы — 35%. Помимо федерального налога, налоги на прибыль корпораций введены в штатах, и их ставки колеблются в пределах от 3 до 12%. Механизм уплаты налогов на прибыль корпораций предусматривает различные льготы, направленные на стимулирование инвестиций, разработок недр, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Налоги на доходы корпораций взимаются также и штатами. Так, в штате Юта ставка подобного налога составляет 5%, а в штате Айова — 12%. Отдельные штаты взимают налог на деловую активность. Например, в Калифорнии он включает налогообложение годового оборота и фонда заработной платы соответственно по ставкам 2,5 и 1,6%. Что касается косвенных налогов, то существуют универсальные местные налоги с продаж и акцизы на отдельные товары. - Плательщиками налогов с продая^-яздяются продавцы товаров, работ и услуг. Минимальная ставка в 3% действует в штатах Колорадо, Джорджия, Канзас. Максимальная ставка налога не может превышать 7,5%. Акцизы в США предусмотрены на табак, спиртные напитки, косметику, драгоценности, бензин, дизельное топливо, авиационный керосин, автомобильные покрышки, охотничье и рыболовное снаряжение, медицинские вакцины и некоторые другие товары. Существуют как твердые, так и процентные ставки акцизов. Например, акцизы на спиртные напитки до недавнего времени составляли 12,5 долл. за галлон, на пиво — 9 долл. за баррель, на сигареты — 8—16,8 долл. за 1 тыс. штук, бензин — 9 центов за галлон; рыболовные снасти — 10%. На уровне муниципалитетов основным источником доходов является налог на имущество. Налогообложению подлежат земля, здания, сооружения, личное имущество, в том числе имущество, используемое в производстве, акции, ценные бумаги и денежная наличность. Объекты, подлежащие налогообложению, в различных штатах не одинаковы. Например, в штате Иллинойс налогом облагается только земля и строения по став- Глава 26. Налогообложение в зарубежных странах 655 ке 6,75%, при этом за основу принимается лишь треть рыночной стоимости имущества. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, взимается с имущества, сумма которого превышает 10 тыс. долл. (необлагаемый минимум). Ставки налога прогрессивные и колеблются в зависимости от стоимости имущества и степени родства наследников и наследодателей в пределах от 18 до 50%. Наивысшая ставка установлена для наследства, стоимость которого превышает 2,5 млн долл. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 377. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |