Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политическая система общества: понятие и основные субъекты.
Политическая система представляет собой комплекс институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества. Это прежде всего институты и органы управления, руководства и координации полит. жизни. Центральным, или осевым, институтом полит. системы, вокруг которого группируются остальные институты, является гос-во. Политическая система общества- разветвленная совокупность различных полит. институтов, социально-политических общностей, форм, норм и принципов взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется полит. власть. Признаки полит. системы общества:в ее рамках формируется и совершенствуется механизм полит. власти;претендует на монополию легитимного физического насилия;обусловливается социальной, экон-кой и духовной структурой общества;обладает относительной самостоятельностью. Основные элементыполит. системы общества: 1. Полит. отношения: Это отношения между субъектами полит. жизни (классами, нациями, соц. группами, лидерами и т. п.) по вопросу устройства и функционирования политической, гос. власти. 2) Полит. принципы и правовые нормы: регулируют полит. отношения, придавая им упорядоченность, определяя дозволенное и недозволенное в функционировании данной полит. системы; узаконивают полит. устои; определяют стиль и методы работы органов гос. аппарата, других институтов полит. организации; способствуют формированию механизма распределения и закрепления соответствующих ролей между членами общества. 3) Полит. сознание: Это отражение полит. отношений и интересов, оценка полит. явлений, выраженное в виде определенных понятий, идей, взглядов, теорий: отражает социальную действительность; воспринимает событие, оценивая его по степени значимости и соответствия интересам, законодательным актам, полит. нормам, традициям, идеалам; прогнозирует возможные перспективы социальных и полит. изменений в обществе. 4) Полит. институты: представляют полит. учреждения с организованной структурой, централизованным управлением, исполнительским аппаратом; включают формы и сущность полит. функций, отношений, типов управления. 5) Полит. культура: Это совокупность наиболее типичных для общества стереотипов полит. представлений, установок и ценностных ориентации, традиций и символов полит. поведения: осущ-ет преемственность полит. традиций, обычаев, социального и историч. опыта. Гос-во- основной субъект полит. системы. Именно вокруг гос-ва группируются остальные полит. институты, борьба между различными социально-политическими силами разворачивается прежде всего за завоевание гос. власти и рычагов гос. управления. Гос-во по своему существу призвано обеспечить целостность и единство институтов и агентств, выполняющих разнообразные функции управления. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в полит. системе, то гос-во выражает всеобщий интерес, оно есть главный инструмент реализации власти, главный субъект суверенитета. Гос-во призвано защищать и реализовывать интересы всех социальных и полит. сил, и в этом смысле оно выражает всеобщий интерес, или всеобщую волю.
Сочетание форм представительной, непосредственной и президентской демократии в политической системе РФ. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия. Представительная демократия- осущ-ние народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство- важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом гос. органы и органы местного самоупр-я. Непосредственная демократия- форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. "Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в К. РФ (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы". Согласно ФКЗ от 2004 г. "О референдуме РФ", референдум - это всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме по вопросам гос. значения. Вопросы, выносимые на референдум РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юр. силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей тер-рии РФ. Под выборами понимается участие граждан в осущ-нии власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в гос. органах или органах местного самоупр-я принадлежащих им функций по осущ-нию власти в соотв. с волей и интересами граждан, выраженными на выборах. Главное в выборах- то, что они являются формой осущ-ния гражданами принадлежащей им власти. Наиболее существенный признак выборов - прямое волеизъявление граждан и выдвижение ими из своей среды представителей для осущ-ния народовластия. Выборы гос. органов и органов местного самоупр-я, предусмотренные К. РФ, являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Главная полит. особенность президентской республики заключается в соединении в руках президента полномочий главы гос-ва и главы прав-ва. Другими специфическими чертами президентской республики являются внепарламентский метод избрания президента (посредством прямых или косвенных выборов) и внепарламентский способ формирования прав-ва. В настоящее время РФ имеет президентско-парламентскую, или, как иногда ее называют в юр. литературе, "полупрезидентскую" республиканскую форму правления: 1) Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), 2) он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Прав-ва, 3) наряду с Президентом действуют Председатель Прав-ва и министры, образующие Прав-во, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 219. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |