Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конституционная ответственность в РФ: понятие, виды, основания, санкции.




Конституционно-правовая ответственность как вид юр. ответс-ти- это применение к лицу (органу, гос-ву), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер гос. принуждения, предусмотренных санкцией юр. нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущ-ного характера.

Конституционно-правовая ответ-ть- это прежде всего отрицательная оценка гос-вом деят-ти граждан, гос. органа, должн. лица и т.д., а также мера принуждения, реализация санкции правовой нормы.

Характерной для конституционно-правовой ответ-ти особенностью является то, что не существует единой процедурной формы ее применения. Почти каждой мере конституционно-правовой ответ-ти соответствует свой особый порядок ее назначения и исполнения.

Характерной чертой конституционно-правовой ответ-ти, отличающей ее от других видов юр. ответ-ти, является своеобразие ее санкций. Санкцияявляется обязательным атрибутом юр. ответ-ти в КП. Юр. ответ-ть - это и есть реализация санкции, указанной в юр. норме. Именно санкция указывает на те неблагоприятные последствия, которые применяются к нарушителю конституционно-правовой нормы.

В настоящее время гос-вом используется широкий круг мер конституционно-правовой ответ-ти. В их число входят прежде всего отмена или приостановление действия актов гос. органов или их отдельных положений. Значение этой формы гос. воздействия состоит в том, что посредством ее применения осуществляется принудительная ликвидация незаконно возникших правоотношений и восстановление нарушенного правопорядка. Другой важной мерой конституционно-правовой ответ-ти является досрочное прекращение деят-ти различных гос. органов и должностных лиц.

Одной из мер конституционно-правовой ответ-ти является аннулирование юр. результатов тех или иных конституционно-правовых действий.Конституционно-правовое законодат-во предусматривает и такую меру конституционно-правовой ответ-ти, как ограничение или приостановление некоторых основных прав граждан, которые применяются в связи с отдельными противоправными действиями граждан. Действующее законодат-во РФ также предусматривает возможность лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина или гос. наград.

Среди субъектов КП нести конституционно-правовую ответ-ть могут только те, кто обладает деликтоспособностью, т.е. способностью нести юр. ответ-ть за свои противоправные поступки. В КП деликтоспособностью обладают 2 вида субъектов: индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам относятся: граждане РФ; депутаты всех представительных органов гос. власти и органов местного самоупр-я; должн. лица. Коллективные субъекты- органы гос. власти; органы местного самоупр-я; объединения граждан и другие социальные образования (комитеты и комиссии представительных органов, избирательные комиссии и т.п.). Самостоятельным субъектом конституционно-правовой ответ-ти является гос-во.

Основанием конституционно-правовой ответ-ти служит прежде всего совершение субъектом конституционно-правовой ответ-ти конституционно-правового деликта, т.е. деяния (действие или бездействие), которое признается законом противоправным и влечет за собой применение мер конституционно-правовой ответ-ти.

 

Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (общая хар-ка).

Конституция РФ - основной закон российского гос-ва, имеет высшую юр. силу, прямое действие и применяется на всей тер-рии РФ. Принята всенародным голосованием (референдумом) 12 дек. 1993 г.

Структура конституции в России на разных этапах ее развития не была постоянной. В структуре отражались особенности господствующей идеологии, зрелость той или иной сферы общ-ных отношений, подготовленность их к правовому воздействию и др.

При разработке проекта К. 1993 г. предлагалось начать ее с раздела о правах и свободах человека и гражданина. К. 1993 г. не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, ибо начинать К. с закрепления прав и свобод человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является и на которые его права и свободы опираются, беспредметно.

По своей структуре К. 1993 г. состоит из преамбулы и 2 разделов. Раздел 1 содержит собственно Конституцию и включает 9 глав. Они называются: 1) Основы конст. строя; 2) Права и свободы человека и гражданина; 3) Федеративное устройство; 4) Президент РФ; 5) Федеральное Собрание; 6) Правительство РФ; 7) Судебная власть; 8) Местное самоуправление; 9)Конституционные поправки и пересмотр К.

Раздел 2 именуется "Заключительные и переходные положения".

Указанная структура К. России существенно отличается от структуры предшествующей К., даже в самой поздней редакции ее текста. В ней выделялись преамбула, 11 разделов (и дополнительно еще 6) и в качестве составной части включался Федеративный Договор. В структуре действующей К. России отражаются те концептуальные идеи, на которых она основана:

1) 1 раздел называется "Основы конст. строя" (в прежней К. он назывался "Основы общ-ного строя и политики", что представляет собой не простую замену терминов "общественный" на "конституционный", а качественное изменение хар-ки строя);

2) зафиксирован переход на парламентскую систему (в К. 1978 г. существовал раздел 4 "Советы народных депутатов РФ и порядок их избрания", причем Советы рассматривались как антипод парламенту);

3) перечень глав об органах гос. власти открывает глава о Президенте РФ. В этом проявляется статус Президента как главы гос-ва;

4) последовательно и четко проведен принцип разделения властей. Логично располагаются главы о Фед. Собрании, Прав-ве, судебной власти (в прежней К. последняя глава именовалась "Правосудие, прокурорский надзор", что не определяло суд как орган гос. власти);

5) закреплены новые начала федеративного устройства, определяющие статус субъектов РФ, принципы разграничения полномочий (в прежней К. выделялись разделы, посвященные высшим органам гос. власти и управления республики в составе России, органам гос. власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения);

6) отсутствует раздел о гос. плане экон-кого и социального развития России (этот раздел уже и в прежней К. в последние годы был неоправданным);

7) название главы "Права и свободы человека и гражданина" показывает самоценность личности как таковой, без увязки ее статуса непосредственно с гос-вом (в прежней К. права и свободы человека и гражданина были включены в раздел "Государство и личность").

Положения Федеративного договора в необходимой мере нашли непосредственное отражение в К. и отпала необх-ть его включения в качестве составной ее части.

Раздел 2 К. "Заключительные и переходные положения" в истории российской конституции появился впервые. В нем закрепляются положения о введении новой К. в действие, фиксируются прекращение действия прежней К., соотношение К. и Федеративного договора, порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей К., основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 190.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...