Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Суверенитет многонационального народа России: понятие и воплощение в гос. суверенитете РФ.




В К. РФ указывается (ст.3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается гос-вом народовластия, или, иначе говоря, демократическим гос-вом (народовластие- "демократия" в переводе с древнегреч.).

Суверенитет по смыслу ст. 3 К. принадлежит не отдельным частям населения, а российскому народу в целом. Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущность.

Народный суверенитет- это первоисточник власти. Воля народа является подлинным и единственным базисом гос-ва, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы гос. власти. Народ вправе оказать сопротивление любой попытке насильственного свержения конст. строя. Чтобы поставить преграду попыткам узурпации власти и ущемления воли народа, К. фиксирует четкий принцип: «Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по фед. закону» (ч.4 ст.3). Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против насилия- составные элементы народного суверенитета.

Осуществление власти народа происходит в 2 формах: 1)непосредственно, 2)через органы гос. власти и органы местного самоупр-я.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Референдум- это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы гос-ва или прав-ва. Выборы- это участие граждан в формировании органов гос. власти и местного самоупр-я путем тайного голосования. Они имеют смысл только тогда, когда являются свободными, предоставляют гражданам возможность выбрать одного из нескольких кандидатов, а их результаты не фальсифицируются.

Формой опосредованного осущ-ния власти народа являются органы гос. власти и органы местного самоупр-я. Эти органы прямо или косвенно формируются с участием граждан, т.е на основе выборности или подчиненности выборным органам. К. устанавливает право граждан участвовать в управлении делами гос-ва как непосредственно, так и через своих представителей. Право граждан избирать и быть избранными в органы гос. власти и органы местного самоупр-я, право обжаловать действия органов власти в суде, равный доступ к гос. службе и ряд других норм служат конкретными гарантиями суверенитета народа.

В условиях народовластия осущ-ние власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т.е. гражданами гос-ва, поскольку она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Решение любых гос. задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

Суверенитет гос-ва исходит из суверенитета народа. Народ является создателем и носителем суверенитета гос-ва, волеизъявление народа порождает гос. власть. В то же время народ выступает как своеобразный гарант государственного суверенитета, ибо любое ущемление независимости государства, умаление верховенства власти означает нарушение коренных интересов народа, создает источники внутренних или международных конфликтов.

 

Конституционные основы формирования демократического правового государства.

Демократическим называется гос-во, устройство и деят-ть которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Гос-во может соответствовать хар-ке демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества.

Демократизм Российского гос-ва находит свое выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исп-ную и судебную; политическом многообразии; местном самоупр-и.

1. В К. РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается гос-вом народовластия, или, иначе говоря, демократическим гос-вом (народовластие- "демократия" в переводе с древнегреч.). Чтобы поставить преграду попыткам узурпации власти и ущемления воли народа, К. фиксирует четкий принцип: «Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властный полномочий преследуются по фед. закону» (ч. 4 ст. 3). Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против насилия- составные элементы народного суверенитета.

2. Важнейшим признаком демократического гос-ва является обеспечение в нем прав и свобод человека и гражданина. Только в условиях демократического гос-ва это обеспечение может быть реальным. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать гос-ву подлинно демократический хар-р, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы. Этот признак нашел свое закрепление в ст.2 К. РФ, которая устанавливает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность гос-ва».

3. Одним из основополагающих принципов демократической организации гос-ва, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип разделения властей. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. включает бессмертные строки: «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции» (ст.16). В своем классическом виде теория разделения властей была сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции гос. власти - законодательная, исп-ная и судебная- должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга. В ст. 10 предусмотрено, что гос. власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исп-ную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них К. РФ и законом.

4. Демократия в РФ осуществляется на основе принципа политического многообразия. Он означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деят-ть которых имеет политический аспект и находится в рамках К.

5. Демократизм РФ означает наличие в ней местного самоуправления. "В РФ, - сказано в К. (ст. 12), - признается и гарантируется местное самоупр-е". Местное самоуправление неразрывно связано с демократией, ибо в основе демократии как формы гос-ва и способа правления лежит идея политической свободы, в соотв. с которой принцип самоопределения и самоуправления распространяется не только на отдельного человека или на народ в целом, но и на регионы и другие сообщества граждан.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...