Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПСИХОЛОГ: ИНТЕГРАТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ.




В 2007 году возникла некоторая новая классификация направлений психологии, которая принадлежит выдающемуся современному психологу А.В. Юревич. К известной классификации академической и практической направлений психологии профессор Юревич добавил поп психологию.

В своей статье «Поп-психология» А.В. Юревич [1] подвергает критическому анализу нашу позицию по отношению к содержанию и смыслу работы психологу. В силу этого нам хочется уточнить наше понимание функций и этики работы психолога.

При вычленении трех видов психологии (академической, поп, практической) по А.В.Юревичу можно представить, что существуют и три этики психолога. Тем более, судя по статье, они имеют разный язык психологии, разное отношение к клиенту и разное понимание функций и целей своей профессии.

На наш взгляд, психолог является единой профессией и имеет единую этику и основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях гуманистического содержания.

Мы не отказываемся от своего тезиса, что основная функция психолога (если он и вправду психолог) – это функция учителя жизни, а в предельном выражении – духовного наставника, передающего глубинное знание о жизни своему клиенту. Самый успешный психолог, сущностно реализующий свои священные обязанности – это гуру, передающий знания и опыт как учитель ученику и воплощающий инициатический процесс второго рождения [2]. Именно реализация этой функции создает предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманных отношений между людьми. Профессиональное требование не нанесения ущерба клиенту, когда нипроцесс, ни результаты деятельности психолога не должны наносить ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению, является минимальным социальным заказом на экологичность его работы.

Недавно я был на крупной столичной конференции и выслушал много докладов самых маститых ученых с мировым именем. У них была гениальная эрудиция, великолепно выстроенный язык и силлогизмы поражали своей красотой и изяществом, но никто не сказал, что он сам думает по поводу той проблемы, которую опредметил для выступления.

И я думал, «Эй, профессора, вам уже далеко за 60 и неужели вы все еще как молодые студенты, которым надо показать знание теоретического материала и никоим образом нельзя было сказать – «Я думаю»».

Иметь наглость быть, право иметь свое Я, претендовать на уникальность и реализованность – вот стезя психолога. Все изысканные тексты уже есть в книгах и Интернете. Жаждущий другой хочет Личности, обладающей полнотой бытия и жизненности, опыта, глубины и прозрачности понимания.

Любое психологическое воздействие и взаимодействие имеет основную цель – изменение качества человека, проявление и становление новой личности. В этом аспекте «формирование всесторонне развитой, гармоничной», самоактуализирующейся личности является в самом глубинном смысле процессом «второго рождения».

По моему мнению, если психолог не центрирован на «второе рождение» личности, то он и не является психологом. То есть – направленность деятельности психолога на «второе рождение», тотальную трансформацию личности и есть основная отличительная особенность психолога. 

Арни Минделл определил, что работа психолога очень похожа на работу повивальной бабки: как повивальная бабка помогает рождению младенца, так практический психолог помогает рождению духа [3].

Во всех традициях психотопологические координаты второго рождения одни и те же. Первое – это органический этап вынашивания. В даосских текстах говорится, что даосский мастер вынашивает в себе зародыш ученика.

Афонский старец, как сына, вынашивает в своем чреве своего ученика-подвижника. Отцы-схимники, использовали в качестве самого точного языка органические метафоры зачатия, вынашивания и родов, рождения нашего внутреннего младенца, чистоты, света, духа.

Юнг обращал особое внимание на те сны людей, в которых возникал младенец, священное дитя – символ новой жизни. Сны с младенцами, с играющими детьми – это всегда предвестники рождения чего-то нового. Недаром в немногих сохранившихся фрагментах философии Гераклита есть следующее: «Вечность – дитя, переставляющее шашки, царство ребенка».

Мы можем в этом смысле говорить о потоковом характере гармоничного взаимодействия психолога и его клиента. Более того – о совместном потоковом сосуществовании психолога и личности клиента, психолога и группы, в котором все происходит спонтанно, но гармонично и эффективно.

Психология занимается тем, что возвращает людей в равновесие или в Великую Равностность при удачном стечении обстоятельств. То, что называется кризисным состоянием или психологической проблемой, на внутреннем языке является посланием человеку о том, каким образом он был выведен из равновесия, какое отношение, социальная ситуация, поведение или качество личности ввергло его в пучину кризиса (материального, социального или духовного). При этом он сам должен обладать состоянием Великой Равностности как проявлением принципа беспристрастности психолога – не иметь предвзятого отношения к клиенту, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, психологическим состоянием, материальным и социальным положением, этнической, расовой и культурной идентичностью.

Психология (в практическом аспекте) занимается тем, что соотносит людей с тем контекстом, в котором они живут, с собой, с их семьей, с другими, с миром.

Психология занимается, прежде всего, возрождением человека. Основная технология психологии – это технология снятия ограничений, выход за их пределы. Можно сказать, что девиз психологии, если выразить его в двух словах, – «Простор открыт!» Выход есть, и ограничения можно снять, и психологические практики показывают, что все хорошо, на самом деле клеток нет и свет озаряет даль. Любое открывание простора развития и реализации это бесконечные модуляции состояния радости, экстаза или инстаза, это состояние, в котором может жить каждый человек. С точки зрения психологии, можно помочь человеку сонастроиться с ситуацией. Скажем, если у человека проблема – это значит, что он находится в разладе с окружающими, с семьей и с самим собой. Нужно выбрать из арсенала методов, которыми ты владеешь, то, что лучше и быстрее всего поможет выполнению этой задачи.

Метод в интегративной психологии рассматривается в его триединстве:

1. как способ теоретического исследования;

2. как систему способов и приемов эмпирического изучения;

3. как профессионального психологического психотехнического, практического воздействия или взаимодействия с субъектом (индивидуальным или групповым).

Интегративная психология реализовывается в аспекте метода в его триединстве - как способа теоретического исследования, как системы способов и приемов эмпирического изучения, как профессионального психологического психотехнического, практического воздействия или взаимодействия с субъектом (индивидуальным или групповым).

Следует отметить, что в первых двух компонентах современная психология достаточно сильна, но третий аспект метода, даже на уровне личностного роста, разрешения внутренних проблем самого психолога, очень не развит. Именно поэтому в настоящий момент остро стоит проблема психотехнизации психологии. Проблему методов воздействия на клиента необходимо толковать более многомерно и расширенно. На наш взгляд, современная психология не может существовать без инструментов самоисследования, методов разрешения внутриличностных и межличностных проблем, инициации духовного опыта, каковыми и являются психотехники, разработанные внутри психодуховных, в том числе религиозных, мистических, эзотерических традиций человечества.

При этом необходимо соблюдать определенные принципы использования методов:

а) они должны бытьадекватны целям исследования и воздействия, возрасту, полу, образованию, состоянию, культурной и социальной идентичности клиента, условиям использования диагностических и психотехнических компонентов деятельности психолога.

б) безопасны не только для физического, психологического здоровья клиента, но и для его витальности, материальной, социальной, экзистенционально-духовной идентичности.

с) как результаты исследований психолога, так и методы воздействия, должны быть апробированными в социальной нише клиента и соответствовать требованиям научности и обоснованности.

Если у человека экзистенциальный кризис, это означает, что человек находится в разладе с более серьезной ситуацией своей жизненной эволюции. Человек может переживать духовный кризис, это значит, что ему уже тесно здесь, и он ощущает воздействие мощных сил, точно таких же, как силы, выталкивающие плод из чрева матери. Он испытывает духовный кризис для того, чтобы претерпеть второе рождение, отправиться в героическое путешествие за сакральными смыслами своего существования.

Психолог в этой ситуации особенно важен как гуру, который помогает другому выйти из его кошмара, безумия, когда мир рушится и трудно зацепиться за привычный труд, отношения, смыслы.

Именно в таких ситуациях психолог может помочь осознать лоно тайны, он может зачать зародыш индивидуальной истины, который может вырасти в новое знание себя и мира, себя в мире.

Слова, которые при этом могут быть сказаны психологом другому, должны действительно передавать суть, соль жизни.

На наш взгляд, необходимость в психологе как в специалисте не проявлена во время линейной стадии развития личности. Как личности, так и социальным сообществам разного уровня сложности, психолог нужен в ситуации кризиса.

Работа психолога при взаимодействии с кризисным клиентом (личностью или группой), должна опираться на следующие базовые принципы:

1. личностная проблема, дисбаланс всегда имеют глубинный смысл, они являются следствиями причин не только личной истории клиента, но и интерперсональных и трансперсональных уровней, причем причина и следствие образуют некоторую целостность – целостность психической реальности (ЦПР).

2. человеческая психика имеет уникальные возможности к самоисцелению, развитию, совершенствованию, приобретению целостности и гармоничности и выходу из кризисных состояний;

3. человек может самостоятельно повышать уровень целостности своего сознания, самостоятельно достигать интеграции, не передавая это основное право своей жизни другому человеку: психотерапевту, психологу, священнику – человеку, являющемуся носителем интегративных функций общества;

4. человеческая психика имеет необходимость в удовлетворении такой базовой потребности, как потребность в трансцендировании, в духовных измерениях существования;

5. личность уникальная мозаика дуальностей, а не идентификаций и сохраняет качество гомеостаза до тех пор, пока есть внутреннее соответствие между бинарными составляющими. Личность представляет собой систему напряжений между "Я" и "не-Я»;

6. необходимо осознание клиентом ответственности за целостность своей личности и приобретение интегративных навыков, что может свидетельствовать о его переходе на новый этап – этап зрелости, когда он может самостоятельно и с большой эффективностью для себя и окружающих не только пережить кризисную ситуацию, но и использовать кризисный опыт для самореализации;

7. Кризис является единственным условием для мощной и быстрой трансформации – возрождения личности.

Сегодня 500 факультетов в России дают диплом о высшем психологическом образовании.

Что они могут дать своему клиенту эти психологи, у 90 процентов из которых академические знания весьма фрагментарны, практические навыки нулевые во всех базовых парадигмах психологической помощи клиентам. Насколько они могут реализовать принцип компетентности психолога? С одной стороны – они наделены соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий в соответствии с уровнем своего высшего образования, с другой – я не уверен в их профессиональной осведомленности и что они имеют право браться за решение тех вопросов, которыми занимаются.

Одновременно на рынке психологических услуг появилось огромное количество психологов из установки: «Что пожелаете», которые не представляют реальных возможностей современной психологической науки и практики, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.

Психолог должен владеть методами исследования и психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у клиента чувство удовлетворения от взаимодействия с психологом. 

Мы уже не раз писали, что психолог для этого должен быть человеком реализованным, духовным, обладающим ясностью беспредельной и беспримерной по отношению к другим, живущим в состоянии полусвета-полутьмы, полуясности, полупонимания, в состоянии практического неведения и неясности [2].

Можно провести всю жизнь, занимаясь разного рода тренингами, семинарами, конференциями, и это не даст никаких принципиальных изменений для того, чтобы родиться в Самости и обладать тайной жизни, быть чистым зеркалом онтологического смысла человеческого существования.

Психолог как зеркало, взглянув на которое человек может увидеть свою сущность и свое предназначение.

Как-то в 70-х гг. была конференция по популярной тогда теме «Буддизм и наука». И Алан Уотс, который был председательствующим, задал вначале сакраментальный вопрос: «Что может дать наука для достижения просветления?» Присутствующий на конференции мастер тибетского буддизма Тартанг Тулку Ринпоче ответил: «Ничего». Удовлетворенный председатель объявил конференцию закрытой [4].

Есть проблема профессиональной деформации во всех гуманитарных специальностях, в том числе психологии. Это та ситуация, когда профессионал становится «спящим в квадрате», начинает на реальность, людей, другого, смотреть через концептуальный мираж. Особенно это касается психологов академического склада. Мы согласны с А.В. Юревич, что фундаменталь­ная наука и не должна быть понятной «человеку с улицы» [1].

Но и академические психологи не должны забывать о том, что человек всегда больше, чем теория, а самые важные жизненные вопросы не отвечаются наукой – здесь психология несостоятельна.

Важно проснуться самому психологу и это очень нелегко, и каждый, кто пробовал проснуться, знает это. Для этого нужно почувствовать неудовлетворительность психологического знания для бытия в мире и, в некотором смысле, признать свою несостоятельность как психолога.

И это очень важный первый момент понимания того, что любая концепция несостоятельна и любое понимание неполноценно. И если этот момент случился в твоей жизни – значит ты уже готов к пробуждению, и, может быть, ты уже пробужден.

Когда буддисты вступают на духовный путь, они дают клятву Бодхисаттвы: «Клянусь следовать по пути пробуждения. Я знаю, что я и все живые существа просветлены, пробуждены с самого начала. Клянусь реализовать это, и посвятить все силы этому».

Второй шаг – это внутренний договор со своей душой, что ты уже не будешь спать, сохранять ясность осознания, что ты сможешь смотреть на мир из невовлеченности.

Григорий Палама, великий реформатор исихазма XIV века, в своих «Триадах» сказал, что если бы духовное развитие, духовное совершенствование не было предзаложено, если бы богочеловечество уже не содержалось в человеке, оно было бы невозможно.

То, что предзаложено, – это индивидуальное свободное сознание, открытое активное пространство энергии, откуда мы творим мир с отношением-переживанием-смыслом.

Ученик спросил учителя, переправляясь с ним в лодке через реку: «Учитель, как мне познать Бога?», – «Познать Бога? Прыгай!», – «Но я же не умею плавать!», – «Прыгай!». Ученик прыгнул в воду, учитель схватил его за волосы и держал под водой, пока тот не начал задыхаться. Учитель выдернул его, нахлебавшегося воды, и спросил: «Чего ты хотел там, под водой, больше всего?», – «Воздуха, учитель, воздуха!», – «Когда твоя жажда познать бога будет столь же сильной каждый миг, как тогда, когда ты желал воздуха, ты будешь иметь шанс, и твой путь может завершиться успехом».

Важно понять, что не спать – значит иметь все время потенциал к пробуждению, неистовый мотив, бесконечную неудовлетворенность и понимание неудовлетворительности знания.

Понимание того, что ни Фрейд, ни Леонтьев, ни Гроф, ни Уилбер, ни Брушлинский не раскроют твой коан жизни.

Понимание того, что ты сам должен родить свою танцующую звезду – свое понимание жизни, себя, других – свою психологию.

Если повезет родить свое понимание, свое учение, которое дает реальное знание о том, что такое природа человека, то с психологом происходит та трансформация, когда в нем рождается реальный учитель Знания.

Он может человеку прямо показать, что это такое – наше исконное, истинное состояние – тогда мы получим то, что называется прямой передачей, или прямым введением в знание своей природы.

Именно психолог, который испытал пробуждение, становится духовным наставником, который может внятно ответить на все вопросы человеческого существования и передавать своим клиентам глубинные смыслы существования.

Экзистенция жизни психолога, на мой взгляд, проста – открывать новые просторы и поддерживать. И базовый смысл работы психолога должен поддерживаться глубокой верой в возможности человека, в его потенциальность.

Каждый может больше. Самая важная функция психолога - суметь вдохнуть в своих клиентов уверенность, что они обладают безграничными возможностями, ждущими только того, чтобы им позволили проявиться. Внутри каждого человека скрываются не только решения всех жизненных проблем, но и потенциальная возможность прожить жизнь на уровне, гораздо более высоком, чем он в настоящий момент может себе представить.

 

Литература

 

1.  Юревич А.В. Поп-психология // Вопросы психологии. 2007 № 1. - С. 3-15.

2.   Козлов В.В, Психотехнологии измененных со­стояний сознания. М.: Изд-во Ин-та психоте­рапии, 2005.

3. Минделл А., Минделл Э. Вскачь задом-наперёд: процессуальная работа в теории и практике. – М.: ТПИ, 1998. – 224 с.

4. Козлов В.В., Майков В.В., Трансперсональная психология: Истоки, история, современное состояние. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004 – 603 с.

 

 

М.М.Кашапов










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 270.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...