Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Доктор психологических наук,




МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

 

 

СЕДЬМАЯ ВОЛНА ПСИХОЛОГИИ

Выпуск 2.

Под редакцией

Козлова Владимира

Качановой Натальи

 

Ярославль, Минск, 2007

ББК 88.4 + 53.57

УДК 159.99

Сборник издается по решению редакционно- издательского отдела МАПН.

Седьмая волна психологии. Вып. 2./Сб. под ред. Козлова В.В., Качановой Н.А.– Ярославль, Минск: МАПН, ЯрГУ, 2007 –      с.

Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по интегративной психологии.

Книга адресована психологам, социальным работникам, психотерапевтам, практическим психологам и специалистам в области психосоциальной работы с населением.

Ó Козлов В.В., Качанова Н.А., 2007

Уважаемый читатель,

Вы держите в руках уже 2-ой выпуск межвузовского научного сборника «Седьмая волна психологии».

   Наши стратегические цели остаются прежними:

Во-первых, расширить географию. Вне сомнения, маловероятно, что этот сборник станет явлением в мировой психологии. Но у нас есть твердое желание интегрировать в этом сборнике идеи и исследования психологов многих стран.

 Во-вторых, мы хотим улучшить квалификационный состав участников сборника и приглашать ведущих ученых России, ближнего и дальнего зарубежья, которых интересуют проблемы интегративной психологии.

В-третьих, следующие сборники будут более строго дифференцированы по структуре и содержанию. Мы заявляем, что будут три базовых раздела:

Теория и методология.

Исследования и эксперимент.

Опыт и психотехнологии.

 Всегда мы будем давать место для одаренных студентов, аспирантов и молодых психологов во всех разделах сборника. Мы надеемся, что многие, кто будет издавать статьи в этих сборниках, станут хорошими специалистами-психологами, преподавателями вузов, учеными, имеющими научные степени и звания. Для них цикл этих сборников стал хорошей научной и практической школой.

И во вступлении ко второму сборнику хотелось бы обратиться к тем, кто только начинает себя пробовать в научном творчестве. Пробовать и с нашей помощью в том числе. И чтобы это обращение было услышанным, опишу конкретную ситуацию:

Задерживаюсь на перерыве в аудитории. Наблюдаю следующую картину: внимательный взгляд, полуоткрытые губы, работа мысли на лице, он периодически взъерошивает волосы, читая и перечитывая непонятый абзац. «Напиши статью», - говорю я студенту 4 курса психологического факультета. Он задает вопросы на лекциях, ищет ответы, хочет и стремится. И что же я слышу в ответ? «Я? О чем? Я не умею. Я не знаю, как. Да и все уже написано».

Эти слова можно поставить в укор, как всей системе образования, так и каждому преподавателю в отдельности. К 4-му курсу мы благополучно сформировали у будущего специалиста комплекс неполноценности, уверенность в незначимости, ненужности его мнения, безынициативность, и сделали его творческим импотентом. Мы обучаем воспринимать, запоминать, заучивать и пересказывать. В крайнем случае, компановать по-новому, собирать из существующих кубиков информации новые картинки. А где в этом их личный прорыв? Где самопознание и самораскрытие? Возможно, первостепенное значение имеет в начале творческого пути мыслителя и психолога не столько публичное признание твоих текстов, сколько само проявление себя через тексты?

«Как писать статью? Дайте мне тему. Столько всего написано – что еще написать? У меня не получается так гладко, так логично, таким научным языком…» Для первых статей эти крики о помощи неизбежны. Первый крик ребенка не претендует на правильное, чистое «Ля», это просто констатация новой жизни. Первый взмах и полет из гнезда чаще всего заканчивается несколькими переворотами в воздухе, трепыханием и более-менее удачным падением. Никто не ждет от начинающих авторов шедевра, ждут озвучивания внутреннего вопроса. Ибо если вопрошает, значит, мыслит. Ждут намека на эту мысль, возможно потока мыслей, которые складываются в причудливые узоры нового индивидуального узора реальности. Пусть даже ее маленького кусочка. Именно с этого начинается построение своего стержня в океанах информации. И в последствии существует надежда не сломаться, лавируя между мощными энергетическими вихрями жизни и найти свой собственный жизненный путь.

Что вообще отличает человека образованного? Развивающаяся в процессе образования способность мышления и креативность, формирующаяся способность обращать имеющиеся теоретические и практические знания в стратегии решения проблем и методы получения нового знания, в свое собственное «я знаю, как». И в этом как нельзя лучше помогает «попытка выразить себя через слово». Если вы испытываете трудности, то воспользуйтесь «шпаргалкой».

Порядок написания статьи для начинающих:

1. Выбор темы. Не у научного руководителя, не преподавателя спрашивайте, а у себя – что беспокоит на данный момент? В чем живешь? О чем думаешь? Что волнует и трогает за живое? Это и есть тема. Живая, твоя, выношенная и прожитая. Влюбились – пишите о влюбленности: возникновении, этапах развития, всплывающих проблемах и трудностях, переменах в мировоззрении в связи с этим событием. Расстались – пишите о привязанности, об одиночестве, страхе потери и боли потери и т.д.

2. Содержание статьи. Выбрали тему, сели перед листом бумаги или экраном компьютера и пишите! Ничего не читая!!! Пишите, что думаете, как видите, как пишется. Начнете читать – бросите писать или окончательно запутаетесь в предлагаемых концепциях и имеющихся взглядах. На втором этапе важно высказать именно свое мнение. Примерный план высказывания прост:

ü Постановка проблемы или объяснение выбора темы статьи – ее актуальность.

ü Определение основных используемых в статье понятий. Говорите об эмоциях – выведите свое определение эмоций, пишите о привязанности – определите это понятие. Как только вводите некое новое базовое понятие в свою статью – определяйте, чтобы было понятно, что именно вы имеете в виду.

ü Описание истоков, причин возникновения проблемы исходя из вашего видения.

ü Описание возможных следствий данной проблемы, внутренних и внешних процессов, сопровождающих это психологическое явление, о котором вы пишите.

ü Ваше видение преодоления, трансформации проблемного поля в поле новых решений, качественного переворота или скачка. Или хотя бы пути дальнейшего исследования затронутого понятия.

3. Ссылки. А вот теперь идете в Интернет или библиотеку, задаете там название выбранной темы или ключевые понятия и видите большую часть того, что уже написано до вас. Преодолеваете первый ужас или другие эмоции: да, вы не первый. И начинаете выборочно читать, делая пометки абзацев, где есть высказывания, так или иначе затрагивающие вашу тему. Именно из этих пометок вы и сформируете ссылки – разноликость других мнений на эту же тему, с которыми вы можете соглашаться или не соглашаться, спорить и находить угол зрения, под которым вы увидите проблему по-новому.

4. Список литературы. Когда-нибудь в подобных списках, надеемся, будет и ваше имя. И поэтому как начинающий автор не забывайте отдавать дань уважения авторам, прошедшим горнило творческих мук и преодолевшим маленькое, человеческое, претенциозное самомнение. Именно оно говорит: есть только мое мнение. Именно оно под воздействием бесчисленных мнений предает свое собственное.

Высшая задача воспитателя, как учил Сократ, состоит в том, чтобы научить людей взращиванию своей собственной души. Сущность образования и, в т.ч. психологии, по Сократу, есть лечение души. Душу нужно лечить от наносного и преходящего, освобождать от балласта ненужной информации, от ложных ценностей и стереотипов массового сознания, чтобы открывать поле для ее самораскрытия и самореализации.

Мы, как создатели этого сборника, видим свою цель в раскрытии потенциала души, помочь найти свой путь в жизни и в творчестве каждому, кто ощущает в себе Зов исследователя внутренних пространств. И этот потенциал, эти возможности намного больше, чем может показаться в начале. Тем более, что «В начале было Слово». А уж потом реальность. Начните создавать свою реальность через свое слово.

Редакторы данного сборника надеются, что работа, которая нас ждет впереди, окажется интересной, как теоретикам, так и практикам психологии, в качестве задающей вектор поиска и направление движения как мыслей, так и действий в формировании седьмой волны психологии. При этом нам очень хочется напомнить настоящим и будущим авторам этого научного сборника, что он посвящен седьмой – интегративной парадигме психологии.   

Доктор психологических наук,

Профессор Владимир Козлов










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 349.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...