Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разрядка международной напряжённости




[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

У этого термина существуют и другие значения, см. Разрядка (значения).

Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписывают договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-II), Вена, 18 июня 1979 г.

Разря́дка междунаро́дной напряжённости (в средствах массовой информации часто просто разрядка) — политика, направленная на снижение агрессивности противостояния странсоциалистического и капиталистического лагерей.

Термин является калькой с фр. détente, однако часто используется применительно к политическим процессам во взаимоотношенияхСССР и США с начала 60-х до конца 70-х годов. С середины 80-х, после периода конфронтации, длившегося с момента ввода советских войск в Афганистан и до начала Перестройки, курс на разрядку напряженности вновь стал главенствующим в международной политике двух сверхдержав.

Содержание [убрать] · 1 Политические предпосылки разрядки o 1.1 Европа o 1.2 США o 1.3 Восток · 2 От договоров 1972 года до Хельсинкских соглашений 1975 · 3 Культурное и экономическое сотрудничество · 4 Окончание разрядки · 5 См. также · 6 Примечания · 7 Ссылки

[править]Политические предпосылки разрядки

Почтовая марка, посвящённая визиту Н. С. Хрущёва в США

В СССР термин появился во второй половине 50-х годов XX века. Первым его употребил Г. М. Маленков[1], впоследствии этим термином пользовались советские лидеры Н. С. Хрущев и Л. И. Брежнев. Внешняя политика СССР во время «холодной войны» не была последовательной: советское руководство на протяжении 50-х — 80-х годов несколько раз прибегало к политике и риторике «разрядки», а затем возвращалось к политике конфронтации. Первым реальным шагом в направлении разрядки в отношениях между СССР и США стал официальный государственный визит в США главы СССР Н. С. Хрущева в 1959 году.

Ко второй половине 1960-х в мире сложилась достаточно стабильная биполярная политическая система: Восточный и Западный блоки, возглавляемые СССР и США, достигли стратегического равновесия, основанного на доктрине гарантированного взаимного уничтожения (MAD, англ. Mutual Assured Destruction) — СССР догнал США в мощи ядерных сил. В свою очередь США в ходе выполнения программы Аполлон совершили в 1969 г.высадку на Луну, продемонстрировав свой выигрыш — или догнав СССР — в «космической гонке».

[править]Европа

Вместе с тем продолжавшаяся гонка ядерных вооружений, сосредоточение управления ядерными силами Запада в руках США и ряд инцидентов с носителями ядерного оружия вызвали усиливающуюся критику ядерной политики США. Противоречия в принципах управления ядерным оружием в командовании НАТО привели к выходу Франции в 1966 из участия в формировании вооруженных сил этой организации. 17 января 1966произошёл один из крупнейших инцидентов с ядерным оружием: загоревшийся при заправке в воздухе бомбардировщик B-52 ВВС США произвёл аварийный сброс четырёх термоядерных бомб над испанским селением Паломарес. После этого инцидента Испания отказалась осудить выход Франции из НАТО и ограничила военную деятельность ВВС США на территории страны, приостановив испано-американский договор 1953 г. о военном сотрудничестве; переговоры о возобновлении этого договора в 1968 окончились неудачей.

В ФРГ приход к власти социал-демократов во главе с Вилли Брандтом ознаменовался новой «восточной политикой», результатом которой стали Московский договор между СССР и ФРГ 1970 г., зафиксировавший нерушимость границ, отказ от территориальных претензий (Восточная Пруссия) и декларировавший возможность объединения ФРГ и ГДР.

[править]США

Эскалация администрацией Линдона Джонсона войны во Вьетнаме привела как к экономическим, так и политическим последствиям: растущие затраты на ведение войны поставили под сомнение выполнение программ «новых рубежей» Кеннеди и «государства всеобщего благоденствия» Джонсона, растущая внутренняя оппозиция и антивоенное движение в США привели к поляризации общества и призывам к отказу от политики жёсткой конфронтации холодной войны.

Фёдор Бурлацкий усматривал истоки разрядки в результатах Карибского кризиса: «Карибский кризис имел результатом именно начало разрядки. Кеннеди и Хрущев пришли к выводу, что надо принять ряд решений, которые не допустили бы повторения чего-нибудь подобного в будущем»[2]. Однако затем последовала пауза.

Курс Никсона на «вьетнамизацию» войны не смягчил ситуацию: отмена отсрочки призыва студентов в армию привела к массовому уклонению от военной службы и активизировала массовые студенческие выступления; наиболее известным инцидентом стал расстрел студенческой демонстрации в Кентском университете в 1970 г.

[править]Восток

Советско-китайский разрыв. Пограничный конфликт на острове Даманский. Китайские переговоры Никсона (см.Визит Никсона в Китай (1972)). Опасения СССР о создании китайско-американского альянса.

[править]От договоров 1972 года до Хельсинкских соглашений 1975

§ 1967

§ январь: начато осуществление советско-американского космического эксперимента «Союз — Аполлон».

§ 23 и 25 июня, Гласборо (США): встречи председателя Совета министров СССР А. Н. Косыгина с президентом США Л. Б. Джонсоном.

§ 20 декабря основание Института США АН СССР, в 1971 — переименован в Институт США и Канады АН СССР; с 1991 — Институт США и Канады РАН.

§ 1969, 17 ноября, Хельсинки: начало переговоров между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений.

§ 1971, 30 сентября, Вашингтон, подписаны:

§ Соглашение между СССР и США о мерах по усовершенствованию линии прямой связи СССР-США;

§ Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США.

§ 1972

§ 11 апреля: подписано очередное Соглашение между СССР и США об обменах и сотрудничестве в научной, технической, образовательной, культурной и других областях.

§ 22-30 мая: визит Никсона в СССР (первый официальный визит действующего президента США в Москву за всю историю отношений). Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева с Р. Никсоном. В ходе встречи подписаны:

1. Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО);

2. Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1);

3. документ «Основы взаимоотношений между СССР и США»;

4. Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды;

5. Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области медицинской науки и здравоохранения;

6. Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области науки и техники (продлено в 1977);

7. Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (продлено в 1977);

8. Соглашение между правительством СССР и правительством США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним.

§ 18 октября, Вашингтон, подписаны:

1. Соглашение между правительством СССР и правительством США о торговле;

2. Соглашение между правительством СССР и правительством США об урегулировании ленд-лиза, взаимной помощи и претензий;

3. Соглашение между правительством СССР и правительством США о порядке финансирования.

§ Был закрыт финансировавшийся американцами Институт по изучению истории и культуры СССР.

[править]Культурное и экономическое сотрудничество

§ «Союз» — «Аполлон». Разработка андрогинных стыковочных модулей.

§ Фильм «Синяя птица» — Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Маргарита Терехова, Георгий Вицин (1976)

§ Химическая промышленность: заводы в обмен на их продукцию. Политика Леонида Костандова на посту Министра химической промышленности СССР[3]

§ Арманд Хаммер, Одесский Припортовый завод, 1974

§ PepsiCo в СССР: начало было положено встречей в 1971 г. президента PepsiCo Дональда Кендалла с Председателем Совета Министров СССР Алексеем Косыгиным, на которой были проведены переговоры о возможном экономическом сотрудничестве. В 1972 г. в рамках соглашения о двусторонней торговле между СССР и США были достигнуты договорённости о сотрудничестве; в результате Пепси-кола стала сначала продаваться в СССР (первая партия — в апреле 1973 г.), и начато строительство заводов по производству Пепси-Колы в СССР (первый — в 1974 г. в Новороссийске. В рамках компенсационной сделки PepsiCo получила эксклюзивные права на импорт и дистрибуцию водки «Столичная» в США: такая схема была вызвана отказом СССР вести валютные расчёты).

[править]Окончание разрядки

§ 1979, 25 декабря: дворец Хафизуллы Амина взят штурмом группой советского спецназа, а сам он убит. Начало вторжения СССР в Афганистан.

§ 1980

§ 4 января: в связи с вводом советских войск Афганистан президент США Дж. Картер объявил о решении американской администрации отложить рассмотрение и ратификацию Договора ОСВ-2 в Сенате США; отсрочить открытие новых американских и советских консульств; прекратить или сократить экспорт в СССР ряда товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции (8 января на поставки этой продукции было наложено эмбарго); приостановить экономические, научно-технические и культурные обмены между СССР и США.

§ 12 апреля: Национальный олимпийский комитет США принял решение не посылать команду США наОлимпийские игры 1980 года в Москву. К бойкоту Олимпийских игр присоединилось свыше 60 стран.

§ 6 августа: опубликовано сообщение о принятии администрацией Дж. Картера «новой ядерной стратегии», сформулированной в президентской директиве № 59.

§ 1981

§ 6 августа: президент США Р. Рейган отдал распоряжение о полномасштабном производстве нейтронного оружия.

§ 30 ноября: в Женеве начались переговоры между СССР и США об ограничении ядерных вооружений в Европе.

§ 28 декабря: опубликовано заявление президента США Р. Рейгана о введении санкций в отношении Советского Союза в связи с событиями в Польше — приостановить полеты самолетов «Аэрофлота» в США, отложить проведение ряда переговоров, ужесточить порядок выдачи разрешений на продажу СССР некоторых видов оборудования, отказаться от продления двусторонних соглашений, срок которых истекал в 1981.

[править]См. также

Мирное сосуществование (или Мирное сосуществование — как форма продолжения классовой борьбы) —идеологическая концепция, лежавшая в основе внешнеполитической идеологии и пропаганды КПСС и Советского Союза в 60-х — 80-х годах XX века, вследствие ядерного паритета с США и НАТО, как скрытая альтернатива лозунгу «победы коммунизма во всем мире». Впервые употреблялась в лексиконе советского правительства ещё в 20-х годах. Была принята в качестве официальной внешнеполитической доктрины послеКарибского кризиса 1962 года и реальной угрозы начала 3-ей мировой войны.

Концепция заключалась в том, что, хотя между странами капиталистического и социалистического лагеря существуют антагонические классовые противоречия, эти противоречия не всегда должны решаться военной силой. В своей практической части данная теория толковалась как мирное сосуществование между СССР и странами Варшавского договора с одной стороны и США и странами НАТО с другой стороны. Идеология мирного сосуществования во многом вступала в противоречие с теориеймарксизма-ленинизма принципом антагонизма двух систем, настаивающей на необратимости мировых революционных процессов. Этот вывод был в значительной мере связан с осознанием опасности возможности началаядерной войны и советская теория Мирного сосуществования стала одним из элементов холодной войны.

Основоположником современной теории мирного сосуществования можно считать Н. С. Хрущева[источник не указан 1210 дней], первым из руководителей Советского государства начавшего активные зарубежные государственные визиты и принимавшего личное участие в работе международных межправительственных организаций. Именно он впервые провозгласил[источник не указан 1210 дней], что хотя социализм и коммунизмнеобратимо придут на смену капитализму, но произойти это может и мирным путём.

Концепция мирного сосуществования закреплена в многочисленных документах КПСС. Советское государство всемерно развивало и поддерживало пацифистские и антивоенные движения в странах Запада, солидарные с советской концепцией мирного сосуществования. Одним из основных проводников теории мирного сосуществования стал организованный в 1949 г. Всемирный Совет Мира.

§ Ю. А. Красин. Мирное сосуществование как форма классовой борьбы. М.: 1967.

[править]Ссылки

§ Всемирный Совет Мира

§ Научный коммунизм: Словарь (1983) / Мирное сосуществование государств с различным общественным строем

У этого термина существуют и другие значения, см. Холодная война (значения).

Холодная война

Дата 5 марта 1946 — 1991
Место Мир
Причина Идеологическая и политическая конфронтация двух блоков, расширение влияния СССР в мире.
Итог Победа капиталистического лагеря, Распад СССР,СФРЮ[источник не указан 244 дня],ЧСФР[источник не указан 244 дня]; § распад СЭВ; § создание: СНГ, Евросоюза; § воссоединение Германии; § прекращение действия Варшавского договора.

 

Противники

ОВД и СЭВ: СССР Албания (до 1956) Болгария Венгрия ГДР Польша Румыния Чехословакия Югославия Куба (с 1961) КНР КНДР Ангола (с 1975) Вьетнам Лаос Монгольская Народная Республика Афганистан (с 1978) Египет (1952—1972) Сирия Ирак Ливия (с 1969) Государство Палестина Алжир Мозамбик Эфиопия (с 1974) Конго Индия Индонезия (1959—1965) Никарагуа (1979—1990) Кения Сенегал Мали (до 1968) Мьянма Камбоджа (с 1975) Шри-Ланка Бангладеш НАТО и ЕЭС: США Бельгия Великобритания Франция (до 1966) ФРГ (с 1955) Греция Дания Исландия Испания Италия Канада Люксембург Нидерланды Норвегия Португалия Турция Япония Китайская Республика Республика Корея Австралия Новая Зеландия Южный Вьетнам (до 1976) Таиланд Малайзия Израиль Иран (до 1979) Пакистан Саудовская Аравия ЮАР Заир Бахрейн Катар Кувейт ОАЭ Оман Тамил-Илам    

Командующие

Иосиф Сталин Георгий Маленков Никита Хрущев Леонид Брежнев Юрий Андропов Константин Черненко Михаил Горбачев Геннадий Янаев Энвер Ходжа Георгий Димитров Вылко Червенков Тодор Живков Матьяш Ракоши Янош Кадар Вильгельм Пик Вальтер Ульбрихт Эрих Хонеккер Болеслав Берут Владислав Гомулка Эдвард Герек Станислав Каня Войцех Ярузельский Георге Георгиу-Деж Николае Чаушеску Клемент Готвальд Антонин Запотоцкий Антонин Новотный Людвик Свобода Густав Гусак Иосип Броз Тито Фидель Кастро Рауль Кастро Эрнесто Че Гевара Мао Цзэдун Ким Ир Сен Хо Ши Мин Ле Зуан Тон Дык Тханг Хорлогийн Чойбалсан Гамаль Абдель Насер Фаузи Селу Адиб аш-Шишакли Шукри аль-Куатли Назим аль-Кудси Амин аль-Хафез Нуреддин аль-Атасси Хафез аль-Асад Абдул Салам Ареф Абдул Рахман Ареф Ахмед Хасан аль-Бакр Саддам Хусейн Муаммар Каддафи Ясир Арафат Ахмед бен Белла Хуари Бумедьен Шадли Бенджедид Самора Машел Жоакин Альберто Чиссано Менгисту Хайле Мариам Мариен Нгуаби Хенг Самрин Ахмед Сукарно Даниэль Ортега Джуниус Ричард Джаявардене Ранасингхе Премадаса Гарри Трумэн Дуайт Эйзенхауэр Джон Кеннеди Линдон Джонсон Ричард Никсон Джеральд Форд Джимми Картер Рональд Рейган Джордж Буш-старший Леопольд III Бодуэн I Георг VI Елизавета II Клемент Эттли Уинстон Черчилль Энтони Иден Гарольд Макмиллан Александр Дуглас-Хьюм Гарольд Вильсон Эдвард Хит Джеймс Каллаган Маргарет Тэтчер Джон Мейджор Венсан Ориоль Рене Коти Шарль де Голль Конрад Аденауэр Людвиг Эрхард Курт Георг Кизингер Вилли Брандт Гельмут Шмидт Гельмут Коль Александрос Папагос Хуан Карлос I Альчиде де Гаспери Джузеппе Пелла Аминторе Фанфани Марио Шельба Антонио Сеньи Адоне Дзоли Фернандо Тамброни Джованни Леоне Альдо Моро Мариано Румор Эмилио Коломбо Джулио Андреотти Франческо Коссига Арнальдо Форлани Джованни Спадолини Беттино Кракси Джованни Горья Чириако де Мита Фредерик IX Маргрете II Юлиана Беатрикс Чан Кайши Ли Сын Ман Юн Бо Сон Пак Чон Хи Чхве Гю Ха Чон Ду Хван Ро Дэ У Нго Динь Зьем Зыонг Ван Минь Нгуен Кхань Нгуен Ван Тхиеу Чан Ван Хыонг Хаим Вейцман Ицхак Бен-Цви Залман Шазар Эфраим Кацир Ицхак Навон Хаим Герцог Мохаммед Реза Пехлеви Халид Фахд Абдалла Мобуту Сесе Секо Велупиллаи Прабхакаран    

Холодная война[1] — глобальная геополитическая, военная, экономическая и информационная конфронтация между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с 1946 по 1991 год.

Название «холодная» здесь условно, так как эта конфронтация была войной в прямом смысле. Одной из главных составляющих войны была идеология. Глубинное противоречие междукапиталистической и социалистическоймоделями является основной причиной войны. Две сверхдержавы-победительницы во Второй мировой войне пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам. Со временем конфронтация стала элементом идеологии двух сторон и помогала лидерам военно-политических блоков консолидировать вокруг себя союзников «перед лицом внешнего врага». Новое противостояние требовало сплочённости всех членов противоположных блоков.

Выражение «холодная война» впервые употребил 16 апреля 1947 года Бернард Барух, советник президента США Гарри Трумэна, в речи перед палатой представителей штата Южная Каролина.[2]

Внутренняя логика противостояния требовала от сторон участия в конфликтах и вмешательства в развитие событий в любой части мира. Усилия США и СССР направлялись, прежде всего, на доминирование в политической сфере. С самого начала противостояния развернулся процесс милитаризации двух сверхдержав.

США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками — НАТО и ОВД. Соединённые Штаты и СССР регулярно вступали в прямое военное противостояние (52 горячих эпизода по всему миру).

Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, то и дело угрожавшей привести к третьей мировой войне. Наиболее известным из таких случаев, когда мир оказывался на грани катастрофы, стал Карибский кризис 1962 года. В связи с этим в 1970-е годы обеими сторонами были предприняты усилия по «разрядке» международной напряжённости и ограничению вооружений.

Объявленный генеральным секретаремЦК КПСС Михаилом Горбачёвым в 1985 году курс на перестройку и гласностьпривёл к утрате руководящей ролиКПСС. В 1991 году СССР распался, что поставило финальную точку в холодной войне.

В Восточной Европе коммунистические правительства, лишившись советской поддержки, были смещены ещё раньше, в 1989—1990 годах. Варшавский договорофициально прекратил своё действие 1 июля 1991 года, что можно считать окончанием холодной войны.

Содержание [убрать] · 1 История o 1.1 Начало холодной войны o 1.2 1946—1953: начало противостояния o 1.3 1953—1962: на грани ядерной войны o 1.4 1962—1979: «Разрядка» o 1.5 1979—1987: новый виток противостояния o 1.6 1987—1991: «новое мышление» Горбачёва и завершение противостояния · 2 Проявления холодной войны · 3 Уроки холодной войны · 4 Память о Холодной войне o 4.1 Музеи o 4.2 Медаль «За победу в холодной войне» · 5 См. также · 6 Примечания · 7 Литература · 8 Ссылки

 

[править]История

[скрыть] Холодная война
Гражданская война в Китае - Гражданская война в Греции -Корейская война - Восстание в ГДР - Кубинская революция -Восстание в Венгрии - Война во Вьетнаме - Гражданская война в Лаосе - Гражданская война в Колумбии - Оккупация Доминиканской Республики - Шестидневная война - Война на истощение - Гражданская война в Камбодже - Операция «Дунай» - Война судного дня - Гражданская война в Эфиопии -Гражданская война в Анголе - Гражданская война в Мозамбике - Война за Огаден - Афганская война - Гражданская война в Сальвадоре - Гражданская война в Никарагуа -Вторжение на Гренаду - Гражданская война в Афганистане -Августовский путч

[править]Начало холодной войны

Установление по завершении Второй мировой войны советского контроля над странами Восточной Европы, в особенности создание просоветского правительства в Польше в противовеспольскому эмигрантскому правительству в Лондоне, привело к тому, что правящие круги Великобритании и США стали воспринимать СССР как угрозу. Советские авторы утверждали, что внешняя политика американскогоимпериализма, направленная на разжигание конфронтации, была связана с интересами монополистических кругов США и имела целью сохранение и упрочение капиталистической системы[3].

В апреле 1945 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилльраспорядился о подготовке плана войны против СССР. Заданию предшествовали выводы, которые Черчилль представил в своих мемуарах:[4]

§ во-первых, СССР стал смертельной угрозой для Америки и Европы; § во-вторых, возникла необходимость немедленно создать новый фронт против её стремительного продвижения; § в-третьих, этот фронт в Европе должен уходить как можно дальше на восток; § в-четвёртых, главная и подлинная цель англо-американских армий — Берлин; § в-пятых, освобождение Чехословакии и вступление американских войск в Прагу имеет важнейшее значение; § в-шестых, Вена, по существу вся Австрия должна управляться западными державами, по крайней мере на равной основе с русскими Советами; § в-седьмых, необходимо обуздать агрессивные притязания маршала Тито в отношении Италии…

Черчилль в марте 1946 года в Фултоне в США выступил с речью в отношении СССР, и заявил, что отношения СССР с одной стороны и США и Великобритании с другой стороны должны строиться на военном превосходстве стран, говорящих на английском языке. Черчилль прежде всего решил укреплять отношения с США, так как они обладали монополией на ядерное оружие. Это заявление обострило противостояние между СССР и Западом.[5]

В 1945 году СССР предъявил территориальные претензии Турции и потребовал изменения статуса черноморских проливов, включая признание права СССР на создание военно-морской базы в Дарданеллах.[6][7]

В 1946 году активизировались греческие повстанцы, руководимые коммунистами и подпитываемые поставками оружия из Албании, Югославии и Болгарии, где уже находились у власти коммунисты. На Лондонском совещании министров иностранных дел СССР потребовал предоставления ему права на протекторат над Триполитанией (Ливией), чтобы обеспечить себе присутствие в Средиземноморье.

К 1947 году гражданская война в Греции закончилась поражением коммунистов. В 1949 году был образован военно-политический блок НАТО, в состав которого вошли США и большинство стран Западной Европы.

Часть политических деятелей Запада стала выступать за умиротворение СССР. Наиболее четко эту позицию выразил министр торговли США Генри Уоллес. Он считал претензии СССР обоснованными и предлагал пойти на своеобразный раздел мира, признав за СССР право на доминирование в ряде районов Европы и Азии. Другой точки зрения придерживался Черчилль.[5]

Формальным началом холодной войны часто считается 5 марта 1946 года, когда Уинстон Черчилль (на тот момент уже не занимавший пост премьер-министра Великобритании) произнёс свою знаменитую речь в Фултоне (США, штат Миссури), в которой выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран с целью борьбы с мировым коммунизмом. Фактически обострение отношений между союзниками началось раньше, но к марту 1946 года оно усилилось из-за отказа СССР вывести оккупационные войска из Ирана (войска были выведены только в мае 1946, после завершения советско-иранских переговоров). Речь Черчилля очертила новую реальность, которую отставной английский лидер, после заверений в глубоком уважении и восхищении «доблестным русским народом и моим товарищем военного времени маршалом Сталиным», определил так:

…От Штеттина на Балтике до Триеста в Адриатике, железный занавес протянулся поперёк континента. По ту сторону воображаемой линии — все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы. (…) Коммунистические партии, которые были очень небольшими во всех восточных государствах Европы, дорвались до власти повсюду и получили неограниченный тоталитарный контроль. Полицейские правительства преобладают почти повсеместно, и пока, кроме Чехословакии, нигде нет никакой подлинной демократии. Турция и Персия также глубоко встревожены и обеспокоены требованиями, которые предъявляет к ним Московское правительство. Русские сделали попытку в Берлине создать квазикоммунистическую партию в их зоне оккупации Германии (…) Если теперь советское правительство попытается отдельно создать прокоммунистическую Германию в своей зоне, это причинит новые серьёзные трудности в британской и американской зонах и разделит побеждённых немцев между Советами и западными демократическими государствами. (…) Факты таковы: это, конечно, не та освобождённая Европа, за которую мы боролись. Это не то, что необходимо для постоянного мира.

Черчилль призвал не повторять ошибок 30-х годов и последовательно отстаивать ценности свободы, демократии и «Христианской цивилизации» против тоталитаризма, для чего необходимо обеспечить тесное единение и сплочение англосаксонских наций.

Неделей позже И. В. Сталин в интервью «Правде» поставил Черчилля в один ряд с Гитлером и заявил, что в своей речи тот призвал Запад к войне с СССР.

[править]1946—1953: начало противостояния

Противостоящие друг другу военно-политические блоки на территории Европы

12 марта 1947 года президент США Гарри Трумэн заявил о намерении предоставить Греции и Турции военную и экономическую помощь в размере 400 миллионов долларов. Одновременно он сформулировал задачи политики США, нацеленной на помощь «свободным народам, сопротивляющимся попыткам закабаления со стороны вооруженного меньшинства и внешнему давлению». Трумэн в этом заявлении, кроме того, определил содержание начинающегося соперничества США и СССР, как конфликта демократии и тоталитаризма. Так появилась на светдоктрина Трумэна, ставшая началом перехода от послевоенного сотрудничества СССР и США к соперничеству.[7]

В 1947 году по настоянию СССР социалистические страны отказались от участия в плане Маршалла, согласно которому США предоставляли экономическую помощь странам, пострадавшим от войны, в обмен на исключение коммунистов из состава правительства.[8]

В нарушение договорённости о совместном решении проблем по Германии США включили Западный Берлин в сферу действия «плана Маршалла». В ответ СССР начал транспортнуюБлокаду Западного Берлина. В августе 1948 года Государственный департамент США использовал «Дело Касенкиной»[9], чтобы обвинить генерального консула СССР в Нью-Йорке Якова Ломакина в превышении дипломатических полномочий и объявить его персоной нон-грата[10]. В ответ СССР прекращает переговоры по Берлину и закрывает свои консульства в Нью-Йорке и Сан-Франциско.[11]

Усилия СССР, в частности советской разведки, были направлены на то, чтобы ликвидировать монополию США на обладание ядерным оружием (см. статью Создание советской атомной бомбы). 29 августа 1949 года в Советском Союзе были проведены первые испытания ядерной бомбы на Семипалатинском ядерном полигоне. Американские учёные из Манхэттенского проекта и раньше предостерегали, что со временем СССР обязательно создаст свой собственный ядерный потенциал — тем не менее, этот ядерный взрыв оказал ошеломляющее воздействие на военно-стратегическое планирование в США — главным образом, поскольку военные стратеги США не ожидали, что им придётся лишиться своей монополии так скоро. В то время ещё не было известно об успехах советской разведки, сумевшей проникнуть в Лос Аламос.

В 1948 году США приняли «резолюцию Ванденберга» — официальный отказ США от практики неприсоединения к военно-политическим блокам за границами Западного полушария в мирное время.

Уже 4 апреля 1949 года было создано НАТО, а в октябре 1954 г. ФРГ приняли в Западноевропейский Союз и НАТО. Этот шаг вызвал негативную реакцию СССР. В ответ СССР принялся за создание военного блока, который бы объединил восточноевропейские страны.

В конце 1940-х годов в СССР усиливаются репрессии против инакомыслящих, которых, в частности, начинают обвинять в «преклонении перед Западом» (смотри также статью Борьба с космополитизмом), а в США разворачивается кампания по выявлению сочувствующих коммунистам.

Хотя СССР теперь тоже располагал ядерным потенциалом, США были далеко впереди как по количеству зарядов, так и по числу бомбардировщиков. При любом конфликте США легко смогли бы нанести бомбовый удар по СССР, тогда как СССР с трудом смог бы ответить на это.

Переход к широкомасштабному использованию реактивных истребителей-перехватчиков несколько изменил эту ситуацию в пользу СССР, снизив потенциальную эффективность американской бомбардировочной авиации. В1949 Кертис Лемэй (en:Curtis LeMay), новый командующий Стратегическим авиационным командованием США, подписал программу полного перехода бомбардировочной авиации на реактивную тягу. В начале 1950-х на вооружение стали поступать бомбардировщики B-47 и B-52.

Наиболее острый период противостояния двух блоков (СССР и США с их союзниками) пришёлся на годыКорейской войны.

[править]1953—1962: на грани ядерной войны

С наступлением нового года хрущёвской «оттепели» угроза мировой войны отступила. 18-23 июля 1955 г. в Женеве состоялась встреча президента США Д.Эйзенхауэра, председателя Совета министров СССР Н.А. Булганина, Первого секретаря ЦК КПССН.С. Хрущева, премьер-министра Франции Эдгара Фора и премьер-министра Великобритании Э.Идена, посвященная проблемам разрядки международной напряженности.[12]

ЖУКОВ говорит, что на Западе часто говорят о том, что у Советского Союза имеются мощные вооруженные силы, способные напасть на Западную Европу и на Америку. Он, Жуков, не будет скрывать, что Советский Союз располагает мощными наземными и военно-воздушными силами, располагает мощной стратегической авиацией, а также атомным и водородным оружием. Но Советский Союз создал все это не со злым умыслом. Советский Союз вынужден иметь мощные вооруженные силы, хотя это и отражается на гражданской экономике СССР и удовлетворении потребностей народа. Мы не хотим повторения 1941 года. Тем более Советский Союз не может ослабить себя перед лицом угроз, с которыми выступают ответственные военные руководители, включая военных руководителей Североатлантического пакта. Они открыто заявляют о своей готовности разгромить Советский Союз атомными бомбами с военных баз, расположенных вокруг границ СССР. Как полководец Эйзенхауэр поймет, что Советский Союз не может играть в свою безопасность, да и сами США не делают этого. Поэтому надо попытаться найти общий путь, общий язык между СССР и США, чтобы ликвидировать создавшееся недоверие и добиться дружбы между двумя странами. США — богатая страна, но, по моему мнению, и американский народ хотел бы облегчить бремя, которое он несет в связи с гонкой вооружения. ЭЙЗЕНХАУЭР замечает, что это соответствует действительности... ...ЭЙЗЕНХАУЭР говорит, что он хотел бы также упомянуть о некоторых событиях, как их понимает он и его правительство. Сразу же после окончания войны США настолько демобилизовали свои вооруженные силы, что у них не хватало войск даже для того, чтобы оккупировать Германию, Японию и Южную Корею и иметь при этом достаточный резерв в США. Правительство США поступило таким образом потому, что считало, что настала новая эра всеобщего мира. Однако, как только США демобилизовались, они обнаружили, что на них начинают нажимать со всех сторон. Их друзья в Греции подверглись нападению со стороны сил, которых поддерживали из Болгарии, а также в то время и из Югославии. Затем началась блокада Берлина, а на дальнем Востоке на Чан Кайши, который, как бы о нем ни думать, все же был союзником во время войны, также начали нажимать со всех сторон. Наконец, началась корейская война и в результате всего этого США приняли решение начать вооружаться вновь в широких масштабах, хотя тот план, который они приняли, был весьма дорогостоящим и обременительным для американского народа. Соединенные Штаты пришли к выводу, что они должны действовать более твердо для того, чтобы защищать свои интересы, оказавшиеся под угрозой. Они начали оборонять Южную Корею, организовали воздушный мост в Германии и создали Североатлантический пакт. Они поступили таким образом потому, что пришли к убеждению, что Москва объединила в одно целое свои вооруженные силы и вооруженные силы Польши, Чехословакии и других восточно-европейских государств. Североатлантический пакт был создан для того, чтобы противодействовать этому, а также для того, чтобы Франция могла впредь не опасаться угрозы со стороны Германии. Таким образом, началась гонка вооружений, начали создаваться запасы атомных и водородных бомб, которые являются весьма дорогостоящими и, по его, Эйзенхауэра, мнению, бесполезными, если бы удалось восстановить доверие между государствами. ЖУКОВ замечает, что, по его мнению, нет смысла ворошить прошлое. Он допускает, что в прошлом были сделаны ошибки как с той, так и с другой стороны, и он не исключает, что это было сделано из-за того, что поступала неправильная информация. Однако, по его мнению, в настоящее время надо смотреть не в прошлое, а в будущее... ...ЭЙЗЕНХАУЭР говорит, что в произведениях Маркса, Энгельса, Ленина, Сталинасодержатся положения о насильственном уничтожении капиталистической системы, в которую он, Эйзенхауэр, верит. Эти положения марксистского учения никогда не были отвергнуты советскими руководителями и они являются одной из основных причин, вызывающих беспокойство у американского народа. ЖУКОВ отмечает, что, по его мнению, это напрасная тревога, т.к. никакого руководства коммунистическим движением в мировом масштабе не существует. Он может сказать Эйзенхауэру, что Коммунистическое Информационное Бюро не собиралось с 1949 г. для обсуждения каких-либо вопросов. Если бы руководство иностранными коммунистическими партиями существовало, то, вероятно, в первую очередь оно обратило бы внимание на американскую коммунистическую партию и постаралось поднять ее количественно и качественно до уровня, который позволил бы ей попытаться свергнуть капитализм в США. Однако известно, что американская коммунистическая партия одна из самых слабых компартий. Вопрос о том, какой общественный строй будет существовать в Америке — мы считаем это дело самого американского народа. Что касается учения Маркса, то оно существует уже свыше 100 лет и признается многими людьми многих стран, так же как существует много последователей капиталистической системы. Это дело совести каждого человека. ЭЙЗЕНХАУЭР замечает, что в марксистском учении все же говорится о насильственном свержении капиталистического строя. Однако его, Эйзенхауэра, обнадеживают два обстоятельства: во-первых, то, что, как говорит Жуков, не существует централизованного руководства над коммунистическими партиями в различных странах и, во-вторых, то что та часть марксистской доктрины, которая говорит о насильственном свержении существующего строя, возможно, забыта или отложена в сторону. ЭЙЗЕНХАУЭР высказывает далее сожаление, что две величайших державы на земном шаре с огромными производственными возможностями не могут утолить все свои ресурсы на благо своих народов, а также народов других стран. Для того, чтобы они могли делать это, необходимо, прежде всего устранить существующий страх и добиться доверия между ними. ЖУКОВ говорит, что дело надо вести к тому, чтобы установить тесные отношения и помогать друг другу. Что касается того, отложены ли или забыты те или иные положения марксистской науки, то дело не в этом, а в том, что, как считают в Советском Союзе, в каждой стране одна общественная формация может быть сменена другой, более прогрессивной общественной формацией, но различными способами. В одном случае это может произойти в результате войны, в другом — в результате революции, в третьем — при других обстоятельствах. Нет общего рецепта для прогрессивного развития того или иного государства. Форма общественного строя — это внутреннее дело каждого народа. Что касается Советского Союза, то он не намерен вмешиваться во внутренние дела других государств.[13]

В 1959 г. Н.Хрущёв посетил США. Это быд первый в истории визит советского вождя в США. Хрущев был так воодушевлен своей поездкой, что созвал многолюдный митинг в Москве, на котором восхвалял миролюбие Эйзенхауэра, его политическую мудрость, прямоту и честность.[14]

Однако, несмотря на некоторое потепление отношений между сверхдержавами, на 1953-59 годы приходятсяСобытия 17 июня 1953 года в ГДР, события 1956 г. в Польше, антикоммунистическое восстание в Венгрии,Суэцкий кризис.

В ответ на численное увеличение советской бомбардировочной авиации в 1950-е годы США создали вокруг крупных городов довольно крепкую эшелонированную систему ПВО, предусматривающую использование самолётов-перехватчиков, зенитной артиллерии и ракет «земля-воздух». Но во главе угла всё же стояло строительство огромной армады ядерных бомбардировщиков, которым было предназначено сокрушить оборонительные рубежи СССР — поскольку считалось невозможным обеспечить эффективную и надёжную защиту столь обширной территории.

Такой подход прочно укоренился в стратегических планах США — считалось, что причин для особого беспокойства нет, пока стратегические силы США своей мощью превосходят общий потенциал советских Вооружённых сил. Более того — по мнению американских стратегов, советская экономика, разрушенная в годы войны, вряд ли была способна на создание адекватного контрсилового потенциала.

Однако СССР быстро создал собственную стратегическую авиацию и испытал в 1957 году межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) Р-7, способную достигать территории США. С 1959 года в Советском Союзе началось серийное производство МБР, а в январе 1960 г. ракета была испытана на предельной дальности. (В 1958 году свою первую МБР «Атлас» испытали и США). С середины 1950-х годов в США начинают осознавать, что в случае ядерной войны СССР сумеет нанести ответный контрценностный удар по американским городам. Поэтому с конца 1950-х годов военные эксперты признают, что тотальная ядерная война США с СССР становится невозможной.

Скандал с американским самолётом-шпионом U-2 (1960) привёл к новому обострению отношений СССР и США, пиком которого явились Берлинский кризис 1961 г. и Карибский кризис (1962).

[править]1962—1979: «Разрядка»

Основная статья: Разрядка международной напряжённости

Продолжавшаяся гонка ядерных вооружений, сосредоточение управления ядерными силами Запада в руках США и ряд инцидентов с носителями ядерного оружия вызвали усиливающуюся критику ядерной политики США. Противоречия в принципах управления ядерным оружием в командовании НАТО привели к выходу Франции в1966 из участия в формировании вооруженных сил этой организации. 17 января 1966 года произошёл один из крупнейших инцидентов с ядерным оружием: бомбардировщик B-52 ВВС США произвёл сброс четырёхтермоядерных бомб над испанским селением Паломарес. После этого инцидента Испания отказалась осудить выход Франции из НАТО и ограничила военную деятельность ВВС США на территории страны, приостановив испано-американский договор 1953 года о военном сотрудничестве; переговоры о возобновлении этого договора в 1968 году окончились неудачей.

В ФРГ приход к власти социал-демократов во главе с Вилли Брандтом ознаменовался новой «восточной политикой», результатом которой стали Московский договор между СССР и ФРГ 1970 г., зафиксировавший нерушимость границ, отказ от территориальных претензий и декларировавший возможность объединения ФРГ иГДР.

В 1968 году попытки демократических реформ в Чехословакии (Пражская весна) вызвали военную интервенцию СССР и его союзников.

Однако Брежнев, в отличие от Хрущёва, не питал склонности ни к рискованным авантюрам за пределами чётко очерченной советской сферы влияния, ни к экстравагантным «мирным» акциям; 1970-е годы прошли под знаком так называемой «разрядки международной напряженности», проявлениями которой стали Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки) и совместный советско-американский полёт в космос (программа «Союз-Аполлон»); тогда же были подписаны договоры по ограничению стратегических вооружений. Во многом это определялось экономическими причинами, так как СССР уже тогда начал испытывать всё более острую зависимость от закупок потребительских товаров и продовольствия (для которых требовались валютные кредиты), Запад же в годы нефтяного кризиса, вызванного арабо-израильским противостоянием, был крайне заинтересован в советской нефти. В военном отношении базой «разрядки» стал сложившийся к тому времени ракетно-ядерный паритет блоков.

17 августа 1973 года министр обороны США Джеймс Шлезингер выдвинул доктрину «ослепляющего», или «обезглавливающего» удара: поражение командных пунктов и узлов связи противника с помощью ракет средней и меньшей дальности, крылатых ракет, обладающих лазерными, телевизионными и инфракрасными системами наведения на цели. Такой подход предполагал выигрыш в «подлётном времени» — поражение командных пунктов до того момента, как противник успеет принять решение об ответно-встречном ударе. Упор в средствах сдерживания смещался со стратегической триады на средства средней и меньшей дальности. В 1974 г. этот подход был закреплен в ключевых документах по ядерной стратегии США. На этой основе США и другие страныНАТО начали модернизацию средств передового базирования (Forward Base Systems) — американского тактического ядерного оружия, размещенного на территории Западной Европы или у её побережья. Одновременно США начали создание нового поколения крылатых ракет, способных максимально точно поражать заданные цели.

Эти шаги вызвали опасения в СССР, поскольку средства передового базирования США, а также «независимые» ядерные потенциалы Великобритании и Франции были способны поражать цели в европейской части Советского Союза. В 1976 году министром обороны СССР стал Дмитрий Устинов, который склонялся к жесткому ответу на действия США. Устинов выступал не столько за наращивание сухопутной группировки обычных вооруженных сил, сколько за совершенствование технического парка Советской Армии. Советский Союз начал модернизацию средств доставки ядерного оружия средней и меньшей дальности на европейском театре военных действий.

Под предлогом модернизации устаревших комплексов РСД-4 и РСД-5 (SS-4 и SS-5) СССР приступил к развертыванию на западных границах ракет средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20). В декабре 1976 года ракетные системы были развернуты, а в феврале 1977 года — поставлены на боевое дежурство в европейской части СССР. Всего было развернуто около 300 ракет подобного класса, каждая из которых была оснащена тремя боевыми разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Это позволяло СССР в считанные минуты уничтожить военную инфраструктуру НАТО в Западной Европе — центры управления, командные пункты и, особенно, порты, что в случае войны делало невозможным высадку американских войск в Западной Европе. Одновременно СССР модернизировал размещенные в Центральной Европе силы общего назначения — в частности, модернизировал дальний бомбардировщик Ту-22М до стратегического уровня.

Действия СССР вызвали негативную реакцию стран НАТО. 12 декабря 1979 года было принято двойное решение НАТО — развёртывание американских ракет средней и меньшей дальности на территории стран Западной Европы и одновременно начало переговоров с СССР по проблеме евроракет. Однако переговоры зашли в тупик.

[править]1979—1987: новый виток противостояния










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 261.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...