Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Краткий исторический очерк развития судового электрооборудования. Комплексы СУ СТС. Классы автоматизации судов А1, А2, А3




Первым примером применения на судах электричества принято считать использо-

ние гальванических батарей для вращения гребных колес прогулочной лодки. Эти бата-

реи были установлены на лодке в 1834 г. русским академиком Б. С. Якоби. Они позволя-

ли передвигаться по Неве навстречу течению со скоростью около 4 км/ч.

Реальному применению электроприводов на судах долгое время мешало отсутствие надёжных и экономичных источников электроэнергии - генераторов и ее потребителей –

вначале электроосветительных приборов, а затем и электродвигателей.

Лишь после разработки в 70-х гг. 19 века и начала производства электрических ма-

шин постоянного тока работы по внедрению электричества на судах восстановились.

В 1886 г. на крейсерах «Адмирал Нахимов», «Адмирал Корнилов» и «Лейтенант Ильин» были установлены первые электрические вентиляторы.

В 1892 г. на броненосном крейсере «Двенадцать апостолов» установили электро-

привод рулевого устройства.

В 1897 г. на транспорте «Европа» применили первую электролебедку.

В 1898—1903 гг. были электрифицированы рулевые и якорные устройства крейсе

ров «Громобой» и «Паллада». 

В 1903—1904 гг. на Сормовском заводе построили первые в мире дизель-электро-

ходы «Вандал» и «Сармат».

Все судовые электрические установки того времени работали на постоянном токе при напряжении, как правило, не превышав­шем 110 В.

Переход на переменный ток на судах стал возможным благодаря работам русского учёного М.О. Доливо-Добровольского, который в 1889 г. построил простой и надёжный асинхронный трёхфазный электродвигатель.

В 1908 г. на минном загра­дителе «Амур» установили трехфазные двигатели для вентиляторов и водоотливных насосов.

В 1909 - 1911 гг. переменный ток внед­рили на линейных кораблях типа «Севасто-

поль».

В 1920 г. был принят так называемый план ГОЭЛРО ( Государственный план элек-

трификации России ), разработанный русским учёным-электротехником Кржижановским Г.М., который предусматривал создание в России сети гидро- и теплоэлектростанций с суммарной мощностью 1,75 млн. кВт. Выполнение этого плана позволило электрифициро-

вать промышленность и сельское хозяйство.

В период 30-40 гг. ХХ столетия происходило быстрое развитие электрификации

страны – были построены мощные гидро- и тепловые электростанции, заводы по производ

ству электрических машин и электрооборудования.

В период с 1960 по 1970 г. осуществляется переход к исполь­зованию на судах пере

менного тока. Это стало возможным благодаря началу выпуска специально для судов гене

раторов 3-фазного переменного тока и асинхронных двигателей серии МАП ( морской асинхронный полюсопереключаемый ) с 2-мя и 3-мя скоростями.

       Одновременно разрабатывались и внедрялись на судах системы автоматизирован-

ного и автоматического управления и контроля различными видами судового электрообо-

рудования ( см. ниже ).

       На судах отечественного производства устанавливались различного рода такие си-

стемы – навигационные, управления главными и вспомогательными двигателями, судовы-

ми электроприводами и др.

В 70-х годах ХХ столетия для судов отечественной постройки был создан базовый комплекс СУ СТС типа «Залив- М» ( рис. 3.21 ).

Рис. 3.21. Структурная схема КСУ СТС типа «Залив- М»

           

       В эту систему входят СУ следующими СТС:

1. «Прибой» – вспомогательными механизмами, обслуживающими ГД;

2. «Ижора-М» – электроэнергетической системой;

3. «Нарочь-М» – общесудовыми системами;

4. «Ильмень» – грузовыми операциями на танкерах;

5. «Виктория» – системой инертных газов на танкерах;

6. «Шипка» – приема и обработки информации.

Для электроснабжения всех этих систем используется система «Тангенс».

Системы комплекса связаны не только между собой, но и с локальными СУ, таки-

ми как ДАУ ГД, ДАУ ДГ.

       Объем автоматизации механической установки судов, на которых был установлен

комплекс «Залив- М», соответствовал знаку автоматизации А1 в символе класса судна.

В зависимости от объема автоматизациимеханической установки, Правила Ре-

гистра устанавливают 3 знака автоматизации в символе класса судна А1, А2, А3, а имен-

но:

А1 – суда, за исключением пассажирских и судов специального назначения, имею-

щих на борту специальный персонал более 200 чел., объем автоматизации механической

установки которых позволяет эксплуатацию без постоянного присутствия обслуживающе-

го персонала в машинных помещениях и центральном посту управления;

А2 – суда, объем автоматизации механической установкикоторых позволяет её

эксплуатацию одним оператором из центрального поста управления без постоянного при-

сутствия обслуживающего персонала в машинных помещениях;

А3 – суда, объем автоматизации механической установки с мощностью главных

механизмов до 2250 кВт позволяет ее эксплуатацию без постоянного присутствия обслу-

живающего персонала в машинных помещениях.

Кроме того, Правила Регистра предусматривают знак Асзнак автоматической стабилизации скоростного судна.

       Современные морские суда снабжены микропроцессорными СУ СТС, позволяющи

ми успешно решать основную задачу морского судоходства.- безаварийную и экономич-

ную эксплуатацию судов.

 

       Дорогой читатель!

       Перед тобой прошла плеяда выдающихся учёных и практиков в области электро-

техники. Я насчитал их 17 человек: Рихман Г., Кулон Ш., Гальвани Л., Вольтá А., Эрстед Х., Ампер А., Ом Г., Кирхгоф Г., Максвелл Д., Герц Г., Томсон Д., Резерфорд Э., Тесла Н.,

Рентген В., Белл А. Доливо-Добровольский М.

       А где же остальные – Ленц, Джоуль, Якоби, Столетов, Попов, Маркони и ещё десят

ки, если не сотни таких, как они?

       Нет места в конспекте…

А что же делать?

Если ты заинтересуешься историей физики и электротехники, рекомендую обра-

титься к таким книгам:

1. 100 великих научных открытий. Москва, изд-во «Вече», 2008 г.

2. Кл. Э. Суорц. Необыкновенная физика обыкновенных явлений. В 2-х томах. Пе-

ревод с английского. Москва, изд-во «Наука», 1986 г.

3. П. С. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. Москва, изд-во «Просвещение», 1982 г.

4. Ю.А. Храмов. Физики. Библиографический справочник. Москва, изд-во «Наука», 1983 г.

А также – Интернет.

Учись у этих людей!

Успехов!

 

       21 января 2011 г.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 351.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...