Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ампер – создатель электродинамики




Фундаментальное открытие, сделанное в 1820 г. Эрстедом, привлекло внимание

многих учёных. Среди них был и Ампер.

 

Ампер А. М.( 1775-1836 )

 

Ампер Анри Мари - французский физик, математик и химик. Основные физиче-

ские работы посвящены электродинамике. Открыл взаимодействие электрических токов и установил закон этого взаимодействия ( закон Ампера ), разработал теорию магнетизма

( 1820 г.). Впервые указал на связь между электрическими и магнитными процессами.

Изобрел коммутатор, электромагнитный телеграф ( 1829 г. ). Научные исследова-

ния по ботанике и философии.

 

Андре-Мари Ампер родился в небольшом поместье Полемье, купленном отцом в окрестностях Лиона.

Исключительные способности Андре проявились еще в раннем возрасте. Он никог-

да не ходил в школу, но чтению и арифметике выучился очень быстро.

Читал мальчик все подряд, что находил в отцовской библиотеке. Уже в 14 лет он прочитал все двадцать восемь томов фран­цузской «Энциклопедии».

Особый интерес Андре проявлял к физико-математическим наукам. Но как раз в этой области отцовской библио­теки явно не хватало, и Андре начал посещать библиотеку Лионского колледжа, чтобы читать труды великих математиков.

В возрасте 13 лет Ампер представил в Лионскую академию свои первые работы по математике.

В 1789 году началась Великая французская буржуазная революция. Отца Ампера казнили. Он остался без средств. Андре пришлось думать о средствах к существованию, и он решил переселиться в Лион, давать частные уроки математики до тех пор, пока не удастся устроиться штатным преподавателем в какое-либо учебное заведение.

Расходы на жизнь неуклонно росли. Несмотря на все старания и экономию, зарабо-

танных частными уроками средств не хватало.

Наконец, в 1802 году Ампера пригласили преподавать физику и химию в Централь-

ную школу старинного провинциального города Бурк-ан-Бреса, в 60 километрах от Лиона.

С этого момента началась его регу­лярная преподавательская деятельность, продол-

жавшаяся всю жизнь.

Время расцвета научной деятельности Ампера приходится на 1814 - 1824 годы и связано, главным образом, с Академией наук, в число членов которой он был избран 28 ноября 1814 года за свои заслуги в области математики.

Практически до 1820 года основные интересы ученого сосредоточи­вались на про-

блемах математики, механики и химии.

Вопросами физики в то время он занимался очень мало: известны лишь две работы этого периода, посвященные оптике и молекулярно-кинетической теории газов.

Но вот в 1820 году датский физик Г.-Х. Эрстед обнаружил, что вблизи про­водника с током отклоняется магнитная стрелка. Так было открыто замечательное свойство элект-

рического тока - создавать магнитное поле.

Ампер подробно исследовал это явление. Но он пошёл дальше Эрстеда.

Уже в конце первой недели напряженного труда он сделал открытие не меньшей важности, чем Эрстед, - открыл взаимодействие токов и тем самым положил начало ново-

му направлению электротехники – электродинамике.

Суть этого явления состояла в том, что на проводник с током, помещённый в маг-

нитное поле, действует электромагнитная сила ( Н )

= BIl sin α,                                                (3.2 )

где В - величина магнитной индукции в теслах, Тл;

I – сила тока в проводнике, А;

l — активная длина проводника (т. е. та его часть, которая на­ходится в магнитном поле), м;

 v — скорость движения проводника, м/сек;

α — угол между направлением магнитной индукции В и направ­лением скорости движения проводника v (обычно в электри­ческих машинах α = 90°, т. е. sin α = 1).

Направление силы определяется по правилу левой руки ( рис. 3.5 ):

если левую руку расположить так, чтобы магнитные силовые линии входили в ла-

донь, а вытянутые пальцы показывали направление тока в проводнике, то отогнутый боль-

шой палец покажет направление электромагнитной силы.

 

Рис. 3.5. Демонстрация правила действия магнитного поля на проводник с током

( правило левой руки )

 

       Продолжая исследования, Ампер заинтересовался вопросом: а как будут действо-

вать друг на друга магнитные поля проводников с током?

                       

Рис. 3.5. Взаимодействие проводников с одинаковым направлением токов ( а ), с разным направлением ( б )

 

       Он расположил параллельно друг другу два проводника и рассмотрел два случая:

1. токи в проводниках направлены в одну сторону ( рис. 3.6, а );

2. токи в них направлены встречно ( рис. 3.6, б ).

В результате Ампер получил такие результаты: проводники притягиваются, если токи в них направлены в одну сторону ( рис. 3.6, а ) и отталкиваются, если токи противопо

ложны ( рис. 3.6, б ).

Объясним суть этих двух случаев. При этом используем два правила: буравчика и левой руки.

Для определения направления электромагнитной силы , действующей со сторо-

ны магнитного поля второго проводника, поступают так:

изображают магнитную силовую линию поля, созданного вторым проводником в месте расположения первого, в виде окружности радиусом «а», центр которой совпадает с осью второго проводника.

Таким образом, эта окружность ( правая ) проходит через центр левого проводни-

ка.  Направление этой магнитной силовой линии найдено по правилу буравчика – по часо-

вой стрелке..

       Вектор магнитной индукции . расположен по касательной к этой линии, т.е. вверх.

       Применив правило левой руки для первого проводника с током, находим направ-

ления электромагнитной силы  - она направлена слева направо.

Рассуждая аналогично, можно найти направление силы  - она направлена справа налево. 

       Значение ( величина ) этой силы прямо пропорционально произведению токов и длине проводников, обратно пропорционально расстоянию между ними и зависит от маг-

нитных свойств среды, в которой находятся проводники:

                                                                                                         ( 3.3 )

где - относительная магнитная проницаемость среды, безразмерный коэффици-

ент, показывающий, во сколько раз сила взаимодействия проводников с током в данной среде больше, чем в вакууме ( например, для сплава никеля с железом – пермаллоя, значе

ние находится в пределах тысячи – десятки тысяч единиц. Это означает, что сила взаи-

модействия проводников с током намотанных на сердечники из пермаллоя, в указанное число раз больше, чем в вакууме );

       = 4 10-7 Гн/м ( генри на метр ) – абсолютная магнитная проницаемость вакуума, или, иначе, магнитная постоянная.

Значение найдено опытным путём и есть величина постоянная.

       , - токи в проводниках, А;

       - длина проводников в пределах их взаимодействия, м;

       - расстояние между осями проводников, м.

18 сентября 1820 года он сообщил Парижской Академии наук о своем открытии взаимодействий токов ( точнее - проводников с током ) , которые он назвал электродина-

мическими.

       Тогда же он продемонстрировал свои первые опыты и заключил их следующими словами: «В связи с этим я свел все магнитные явления к чисто электрическим эффектам».

На заседании 25 сентября он развил эти идеи далее, демонстрируя опыты, в кото-

рых спирали, обтекаемые током (соленоиды), взаимодействовали друг с другом как магни

ты.

Объяснение Ампера является его выдающимся вкладом в науку: не проводник, по которому течет ток, становится магнитом, а, наоборот, магнит представляет собой сово-

купность токов.

       И действительно, после открытия в 1897 г. электрона английским физиком Дж. Дж. Томсоном было доказано, что каждый электрон, вращаясь вокруг собственной оси, созда-

ёт микроскопическое магнитное поле, или, как говорят иначе, имеет магнитный спин

( от англ. spin – вращение ) – собственный момент количества движения.

Новые идеи Ампера были поняты далеко не всеми учеными. Не согласились с ними и некоторые из его именитых коллег.

Несмотря на нападки своих научных противников, Ампер продол­жал свои экспери

менты. Он нашёл закон взаимодействия токов в виде строгой математической формулы

( приведена выше ), получивший название закона Ампера.

Так шаг за шагом в работах Ампера вырастала новая наука - электродинамика, осно

ванная на экспериментах и математической теории.

По выражению Максвелла, все основные идеи этой науки, по сути дела, «вышли из головы этого Ньютона электри­чества» за две недели.

С 1820 по 1826 год Ампер публикует ряд теоретических и экспери­ментальных ра-

бот по электродинамике и почти на каждом заседании физического отделения Академии выступает с докладом на эту тему.

В 1826 году выходит из печати его итоговый классический труд «Теория электроди

намических явлений, выведенная исключительно из опыта».

Эффект взаимодействия проводов с током и магнитных полей сейчас используется в электродвигателях, в электрических аппаратах ( реле, контакторах ) и во многих электро

измерительных приборах.

В 1829 г. изобрёл электромаг­нитный телеграф. Сформулировал по­нятие «кинемати

ка». Его исследования относят­ся также к философии и ботанике.

Член многих академий наук, в частности Петербургской АН (1830).

В его честь названа единица измерения тока ( силы тока ) – ампер ( А ).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 408.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...