![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ампер – создатель электродинамики
Фундаментальное открытие, сделанное в 1820 г. Эрстедом, привлекло внимание многих учёных. Среди них был и Ампер.
Ампер А. М.( 1775-1836 )
Ампер Анри Мари - французский физик, математик и химик. Основные физиче- ские работы посвящены электродинамике. Открыл взаимодействие электрических токов и установил закон этого взаимодействия ( закон Ампера ), разработал теорию магнетизма ( 1820 г.). Впервые указал на связь между электрическими и магнитными процессами. Изобрел коммутатор, электромагнитный телеграф ( 1829 г. ). Научные исследова- ния по ботанике и философии.
Андре-Мари Ампер родился в небольшом поместье Полемье, купленном отцом в окрестностях Лиона. Исключительные способности Андре проявились еще в раннем возрасте. Он никог- да не ходил в школу, но чтению и арифметике выучился очень быстро. Читал мальчик все подряд, что находил в отцовской библиотеке. Уже в 14 лет он прочитал все двадцать восемь томов французской «Энциклопедии». Особый интерес Андре проявлял к физико-математическим наукам. Но как раз в этой области отцовской библиотеки явно не хватало, и Андре начал посещать библиотеку Лионского колледжа, чтобы читать труды великих математиков. В возрасте 13 лет Ампер представил в Лионскую академию свои первые работы по математике. В 1789 году началась Великая французская буржуазная революция. Отца Ампера казнили. Он остался без средств. Андре пришлось думать о средствах к существованию, и он решил переселиться в Лион, давать частные уроки математики до тех пор, пока не удастся устроиться штатным преподавателем в какое-либо учебное заведение. Расходы на жизнь неуклонно росли. Несмотря на все старания и экономию, зарабо- танных частными уроками средств не хватало. Наконец, в 1802 году Ампера пригласили преподавать физику и химию в Централь- ную школу старинного провинциального города Бурк-ан-Бреса, в 60 километрах от Лиона. С этого момента началась его регулярная преподавательская деятельность, продол- жавшаяся всю жизнь. Время расцвета научной деятельности Ампера приходится на 1814 - 1824 годы и связано, главным образом, с Академией наук, в число членов которой он был избран 28 ноября 1814 года за свои заслуги в области математики. Практически до 1820 года основные интересы ученого сосредоточивались на про- блемах математики, механики и химии. Вопросами физики в то время он занимался очень мало: известны лишь две работы этого периода, посвященные оптике и молекулярно-кинетической теории газов. Но вот в 1820 году датский физик Г.-Х. Эрстед обнаружил, что вблизи проводника с током отклоняется магнитная стрелка. Так было открыто замечательное свойство элект- рического тока - создавать магнитное поле. Ампер подробно исследовал это явление. Но он пошёл дальше Эрстеда. Уже в конце первой недели напряженного труда он сделал открытие не меньшей важности, чем Эрстед, - открыл взаимодействие токов и тем самым положил начало ново- му направлению электротехники – электродинамике. Суть этого явления состояла в том, что на проводник с током, помещённый в маг- нитное поле, действует электромагнитная сила ( Н ) где В - величина магнитной индукции в теслах, Тл; I – сила тока в проводнике, А; l — активная длина проводника (т. е. та его часть, которая находится в магнитном поле), м; v — скорость движения проводника, м/сек; α — угол между направлением магнитной индукции В и направлением скорости движения проводника v (обычно в электрических машинах α = 90°, т. е. sin α = 1). Направление силы определяется по правилу левой руки ( рис. 3.5 ): если левую руку расположить так, чтобы магнитные силовые линии входили в ла- донь, а вытянутые пальцы показывали направление тока в проводнике, то отогнутый боль- шой палец покажет направление электромагнитной силы.
Рис. 3.5. Демонстрация правила действия магнитного поля на проводник с током ( правило левой руки )
Продолжая исследования, Ампер заинтересовался вопросом: а как будут действо- вать друг на друга магнитные поля проводников с током? Рис. 3.5. Взаимодействие проводников с одинаковым направлением токов ( а ), с разным направлением ( б )
Он расположил параллельно друг другу два проводника и рассмотрел два случая: 1. токи в проводниках направлены в одну сторону ( рис. 3.6, а ); 2. токи в них направлены встречно ( рис. 3.6, б ). В результате Ампер получил такие результаты: проводники притягиваются, если токи в них направлены в одну сторону ( рис. 3.6, а ) и отталкиваются, если токи противопо ложны ( рис. 3.6, б ). Объясним суть этих двух случаев. При этом используем два правила: буравчика и левой руки. Для определения направления электромагнитной силы ны магнитного поля второго проводника, поступают так: изображают магнитную силовую линию поля, созданного вторым проводником в месте расположения первого, в виде окружности радиусом «а», центр которой совпадает с осью второго проводника. Таким образом, эта окружность ( правая ) проходит через центр левого проводни- ка. Направление этой магнитной силовой линии найдено по правилу буравчика – по часо- вой стрелке.. Вектор магнитной индукции Применив правило левой руки для первого проводника с током, находим направ- ления электромагнитной силы Рассуждая аналогично, можно найти направление силы Значение ( величина ) этой силы прямо пропорционально произведению токов и длине проводников, обратно пропорционально расстоянию между ними и зависит от маг- нитных свойств среды, в которой находятся проводники: где ент, показывающий, во сколько раз сила взаимодействия проводников с током в данной среде больше, чем в вакууме ( например, для сплава никеля с железом – пермаллоя, значе ние модействия проводников с током намотанных на сердечники из пермаллоя, в указанное число раз больше, чем в вакууме ); Значение 18 сентября 1820 года он сообщил Парижской Академии наук о своем открытии взаимодействий токов ( точнее - проводников с током ) , которые он назвал электродина- мическими. Тогда же он продемонстрировал свои первые опыты и заключил их следующими словами: «В связи с этим я свел все магнитные явления к чисто электрическим эффектам». На заседании 25 сентября он развил эти идеи далее, демонстрируя опыты, в кото- рых спирали, обтекаемые током (соленоиды), взаимодействовали друг с другом как магни ты. Объяснение Ампера является его выдающимся вкладом в науку: не проводник, по которому течет ток, становится магнитом, а, наоборот, магнит представляет собой сово- купность токов. И действительно, после открытия в 1897 г. электрона английским физиком Дж. Дж. Томсоном было доказано, что каждый электрон, вращаясь вокруг собственной оси, созда- ёт микроскопическое магнитное поле, или, как говорят иначе, имеет магнитный спин ( от англ. spin – вращение ) – собственный момент количества движения. Новые идеи Ампера были поняты далеко не всеми учеными. Не согласились с ними и некоторые из его именитых коллег. Несмотря на нападки своих научных противников, Ампер продолжал свои экспери менты. Он нашёл закон взаимодействия токов в виде строгой математической формулы ( приведена выше ), получивший название закона Ампера. Так шаг за шагом в работах Ампера вырастала новая наука - электродинамика, осно ванная на экспериментах и математической теории. По выражению Максвелла, все основные идеи этой науки, по сути дела, «вышли из головы этого Ньютона электричества» за две недели. С 1820 по 1826 год Ампер публикует ряд теоретических и экспериментальных ра- бот по электродинамике и почти на каждом заседании физического отделения Академии выступает с докладом на эту тему. В 1826 году выходит из печати его итоговый классический труд «Теория электроди намических явлений, выведенная исключительно из опыта». Эффект взаимодействия проводов с током и магнитных полей сейчас используется в электродвигателях, в электрических аппаратах ( реле, контакторах ) и во многих электро измерительных приборах. В 1829 г. изобрёл электромагнитный телеграф. Сформулировал понятие «кинемати ка». Его исследования относятся также к философии и ботанике. Член многих академий наук, в частности Петербургской АН (1830). В его честь названа единица измерения тока ( силы тока ) – ампер ( А ).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 516. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |