Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Каковы этапы развития кризиса культуры современного техногенного общества?




Если в XIX в. в рамках культуро-исторической парадигмы социального знания философы и социологи обращали внимание, прежде всего, на динамику развития культуры, пытаясь определить движущие силы и источники исторического прогресса общества и его культуры, то главным предметом работы философов, социологов и культурологов XX в. становится проблема анализа системы культуры и попытки определения источников кризиса западного общества и его культуры.

Уже на начальных стадиях развития современного техногенного общества наиболее проницательные мыслители той эпохи (вторая половина XVIII в.) отмечали принципиальные противоречия этого общества и его культуры. Так, в знаменитой диссертации Ж.-Ж. Руссо «Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов» (1749) показано, что развитие науки и искусства в условиях нарождающегося техногенного общества и буржуазных социальных отношений ведет к моральной и социальной деградации общества.

В начале XIX в. руссоистскую критику западной техногенной цивилизации подхватили и развили в своих работах представители европейского романтизма. Но более четкую и артикулированную критику западного техногенного общества в XIX в. дали К. Маркс, С. Кьеркегори Ф. Ницше.

Однако то, что во второй половине XVIII—XIX в. было предметом осмысления и анализа наиболее проницательных мыслителей, в XX в. стало очевидным для большинства философов.

Противоречия культуры техногенного общества и буржуазных социальных отношений резко проявились в результате тех исторических событий, которыми так полон XX в. Прежде всего здесь нужно отметить Первую мировую войну, которая стала рубежом перехода от «длинного» XIX в. к «короткому» XX в. О том, какую роль сыграла Первая мировая война в осмыслении противоречий и кризиса культуры техногенного общества, пишет один из видных Русских философов конца Х1Х-начала XX в. С.Л. Франк.

Каковы основные характеристики кризиса культуры техногенного общества?

Подводя итоги критики западной культуры и техногенной цивилизации, которая развернулась в философии XX в., можно выделить основные характеристики кризиса этой культуры.

1. Основания, созданные еще в XVII в. Ф. Бэконом и Р. Декартом, на которых закладывался фундамент культуры техногенного общества, в процессе своего развития к концу XX в. выявили всю враждебность этой культуры по отношению к природе. Антропоцентризм, которым пропитана вся новоевропейская духовная культура, и научная мысль позволяют рассматривать природную среду, окружающую человека, и в первую очередь живую природу, лишь как материал культуротворческой деятельности человека, игнорируя те тонкие взаимосвязи между геобиоценозами в системе биосферы Земли, которые возникли и функционировали задолго до появления человека. Тем самым культура, подрывая и разрушая эти взаимосвязи, в процессе своего развития создает условия, при которых само существование человека на Земле становится невозможным.

2. Кризис культуры современного техногенного общества проявляется в растущем разрыве между ускоряющимся технологическим прогрессом этого общества и сравнительно слабым и медленным развитием социально-этических характеристик современного человечества. Более того, растущая научно-техническая мощь современного Запада сопровождается деградацией его прежних моральных ценностей. Об этом свидетельствует рост социально-экономического неравенства уже не только между Западом и Востоком, Западом и Югом, но и непосредственно в самих странах Запада. На одном полюсе социальных отношений - как в свое время в Римской империй периода упадка - концентрируется почти не сдерживаемое удовлетворение самых изощренных фантазий богатых собственников, а на другом — подавленность, физическая и моральная деградация и нищета.

3. Кризис современной культуры выражается в растущем разрыве между высшими достижениями культурного развития человечества и массовым сознанием, который проявляется в феномене так называемой массовой культуры, нацеленной не на освоение высших культурных ценностей, а на потребление поделок современной рыночной индустрии развлечений. С феноменом массовой культуры тесно связан так называемый культурный империализм, когда образ потребительской жизни Запада насаждается через средства массовой информации и манипуляцию общественным сознанием как единственно возможный среди населения всей планеты.

Специфической формой кризиса современной культуры является разрыв между культурой и творчеством, преобладание, особенно в художественной культуре, формалистических изысков над содержанием в виде создания  подлинно новых ценностей культуры.

4. Господство рыночной экономики ведет к ориентации человека на внешние достижения, оцениваемые и оплачиваемые на современном рынке труда, а не на осуществление человеком его личностных способностей и экзистенциальных ценностей.

5. Кризис современной культуры проявляется в ориентации человеческой личности на самоосуществление общественного прогресса и в низкой

ответственности самой личности за то, что в действительности происходит в обществе.

Однако, хотя диагноз кризиса культуры техногенного общества в современной философии поставлен достаточно четко, тем не менее возникают проблемы с определением курса лечения этой больной культуры. Пожалуй только в современной критической социологии и философии этот курс определен достаточно реалистично, поскольку в своем анализе кризиса культуры техногенного общества представители этого направления не довольствуются лишь описанием симптомов данного кризиса, а пытаются проанализировать его глубинные социальные истоки. В этом они примыкают к традиции марксистской социальной философии.

 

Б.Л. Губман // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 706-709.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 372.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...