Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Почему в современной социальной мысли критикуется концепция автономности сфер социальной жизни и научных дисциплин, их изучающих?




Однако вся условность разделения общественной жизни на автономные сферы, хотя бы и связанные друг с другом, обнаруживается в процессе глобализации экономики, социальных отношений и политики, который начался в конце XX в.

Нижеприведенные тексты наиболее известных современных социальных мыслителей касаются разных проблем глобализирующегося общества: С. Жижексосредотачивает свое внимание на проблемах экономического развития; 3. Бауман и У. Бек рассматривают социальные проблемы; в свою очередь А. Бадью делает акцент на политических вопросах. Тем не менее, эти авторы едины в следующем: во-первых, процесс глобализации определяет взаимозависимость и взаимообусловленность всех сторон социальной жизни общества, когда политика определяется экономикой, а экономика политикой, в свою очередь обе они зависят от интересов господствующих социальных групп глобализирующегося общества и в то же время определяют эти интересы; во-вторых, процессы глобализации в рамках мир-экономической системы современного капитализма углубляют и доводят до предела уже существующие глобальные проблемы современности и создают новые. Эти проблемы свидетельствуют не только о том, что современная мир-экономическая система переживает, пожалуй, самый острый кризис за все время своего существования, но также и о том, что этот кризис не может быть решен в рамках данной системы.

Будущая трансформация мировой экономической системы должна привести к появлению новых сфер социальной жизни общества и переходу к другой, более справедливой и ответственной за судьбы человечества исторической системе.

В.С. Барулин // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 476-481.

Какую роль сыграли в анализе экономической сферы общества исследования А. Смита и Г. Гегеля?

Адам Смит (1723—1790) в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) одним из первых глубоко раскрыл природу экономики на примере буржуазной экономической системы. А. Смит — один из авторов теории, согласно которой именно труд является субстанцией любой стоимости. Тем самым вскрыл социально-экономические основы труда в обществе.

С именем Георга Гегеля (1770-1831) связаны фундаментальные прорывы в понимании труда. Прежде всего Г. Гегель, если можно так выразиться, возвысил анализ труда до уровня глубокого философского рассмотрения. До него никто до этого уровня не возвышался, да и после него эта абстрактная высота достигалась единицами. Хорошо разбираясь в отдельных видах труда, Г. Гегель выдвинул положение о труде как всеобщей субстанции человеческого бытия, о труде вообще. По его мнению, труд выступает формой реализации сознания вообще, индивидуального сознания человека в частности. Поскольку же для Г. Гегеля развитие духа имеет решающее значение, то и труд, в котором дух реализуется, является важнейшей формой развития человека. Более того, Гегель прекрасно понимал, что именно в труде самоосуществляется, становится человек.

Чем отличаются в подходе к анализу экономики работы М. Вебера?

Макс Вебер (1864-1920), немецкий философ, уделял большое внимание социально-философским проблемам экономики, экономической социологии. Он рассматривал экономическую жизнь как составную часть общества, тесно связанную с другими ее частями, в особенности с политикой, правом, религией. При анализе общественных явлений М. Вебер методологически исходил из понятия идеального типа, представляющего реальность в логической непротиворечивости и рациональной правильности. М. Вебер выделял две идеально-типические ориентации экономического поведения: традиционную и целе-рациональную. Главной идеей экономической социологии М. Вебера является идея экономической рациональности, позволяющая добиться экономической эффективности и оптимального поведения в хозяйственной сфере. Под углом зрения цел ерационального действиям. Вебер дал всесторонний анализ экономики капиталистического общества. Особое внимание он уделял взаимосвязи этического кодекса протестантских вероисповеданий и духа капиталистического хозяйствования и образа жизни («Протестантская этика и дух капитализма», 1904-1905), протестантизм стимулировал становление капиталистического хозяйства. Также рассматривалась им и связь экономики рационального права и управления. М. Вебер выдвинул идею рациональной бюрократии, представляющей высшее воплощение капиталистической рациональности («Хозяйство и общество», 1921). М. Вебер полемизировал с К. Марксом, считая невозможным построение социализма.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 336.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...