Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Какие изменения в развитии социальной и духовной жизни средневековой Европы произошли в XIV веке? Какое влияние эти изменения оказали на развитие средневековой философии?




Если до конца XIII в. централизованной католической церкви еще удавалось и подавлять еретические движения, и в то же время обуздывать притязания на независимость папского престола со стороны крупнейших феодальных властителей, то с XIV в. социально-политическое развитие европейского общества разрушает политическое господство церкви.

Во-первых, в этом столетии в связи с завершением формирования крупней­ших новоевропейских наций и началом создания национальных государств Европы, местные церкви переходят под контроль могущественных королей ^^ национальных государств. Более того, сами папы в силу слабости их собственного светского государства подпадают в унизительную зависимость этих королей.

Во-вторых, независимость местных национальных церковных организаций, поддерживаемая национальными государями, соперничество многочисленных монашеских орденов и друг с другом, и с высшей церковной иерархией разрушали сильную централизованную организацию церкви (Великая схизма второй половины XIV — начала XV в.)- Всё это привело к резкому ослаблению церкви как идейного и политического ядра европейского феодализма, к утрате ею того абсолютного контроля за духовной жизнью средневекового общества, которым она до сих пор пользовалась.

Поэтому в XIV в., когда пошатнулось господствующее положение церков­ной иерархии в социально-политической структуре феодального общества, начал разрушаться авторитет церкви в догматических вопросах теологии и в мировоззрении средневекового общества. Следствием этого явилось усиле­ние споров по основным догматическим и мировоззренческим проблемам, которые были подняты еще в эпоху расцвета могущества церкви, и создание великих схоластических систем. Но если ранее окончательный вердикт в схоластических спорах выносили высшие иерархи церкви, то в XIV-XV вв. авторитет высших иерархов настолько низко пал, а их политическое вли­яние настолько оспаривалось со стороны национальных государств, что фактически они утратили функцию последнего арбитра в схоластических спорах. Поэтому в средневековой схоластике повсеместными стали требо­вания свободы обсуждения главных теологических проблем (схоластическая диалектика) и свободы религиозного созерцания (мистицизм). Эти два на­правления разными путями шли к окончательной независимости от основ внешнего культа, поскольку мистицизм также как и логика не знает авто­ритетов. Таким образом, в «самой схоластике таились семена освобождения человеческого ума».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...