Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как проявляются элементы мифологии в современном общественном сознании?




Недавние исследования выявили те мифические структуры обра­зов и поведения, которыми пользуются в своем воздействии на общество и коллективы средства массовой информации. Это явление особенно характерно для США. Персонажи «комиксов» являются современной версией мифологических или фольклорных героев. Они до такой степени воплощают идеал значительной части широкой публики, что разные превратности их судьбы, а тем более смерть, вызывают настоящие пот­рясения у читателей, они отправляют тысячи телеграмм и писем авторам и редакторам газет и журналов с протестами.

Нельзя не заметить той главной трансформации, которую претерпе­вает мифологическое сознание в XX в. Будучи, как и в прежние времена, достоянием всех людей, мифологическое сознание ныне - это уже не форма преодоления (пусть мнимого) незнания, а скорее способ безбо­лезненного погружения в незнание.

Кроме того, приходится отдавать себе отчет в том, что, в отличие от архаического мифа, миф XX в. - это как правило, не только иллюзия, но и обман, ибо всегда есть люди, откровенно заинтересованные в ре­мифологизации социума. Миф XX в. призван вернуть человеку чувство эмоционального и интеллектуального комфорта и утешения посреди хаоса, тем самым принимая на себя, даже в безрелигиозном своем ва­рианте, одну из главных функций религии — функцию утешения «твари Дрожащей».

Миф XX в. в своей социальной роли не может вызвать гума­нистических симпатий. Но это миф - и потому у него не может не быть И позитивной стороны. Почва, на которой он воплощает подлинную человечность человека с его идеалами, - искусство. Мы уже видели, что миф XX в. придал особый аромат современному искусству, более того, существование мифа в искусстве XX столетия стало несомненным культурным достижением. На этой почве миф, формируя символичес­кие содержания художественного сознания, не только не способствует углублению человеческого отчуждения в мире, но становится способом обретения целостности сознания. Прекрасные иллюзии искусства ока­зываются на этом творческом пути ценным материалом для практики. Мифология в социуме-это, по выражению Евы Анчел, «оправдание, отговорка и лазейка для утверждения собственной бездеятельности». Мифология в искусстве-импульс к действию, мобилизация возмож­ностей творческого духа, очищение от чувства малости перед хаосом, путь к свободе.

Каковы социальные предпосылки возрождения мифологического мышления?

Будучи оттесненным на периферию общественного сознания, мифо­логическое мышление отнюдь не исчезло. Более того, в определенные исторические периоды, а именно на изломе эпох развития общества, ми­фологическое мышление, - казалось бы, раз и навсегда преодоленный тип духовной жизни общества, - неожиданно вновь расцветает и даже порой завоевывает лидирующее положение в массовом сознании. Это происходит в те периоды истории общества и его духовной культуры, когда старый тип рациональности уже не способен объяснить невиданные изменения соци­альных отношений, а новый тип находится на стадии своего становления. Именно в эти эпохи мифологическое мышление заполняет образовавшиеся в массовом сознании пустоты. Попытки осмыслить новые явления в соци­альной и духовной жизни общества, которые не поддаются рациональному объяснению с помощью устаревших норм рационального познания, при­водят к тому, что массовое сознание возвращается к архаическим способам осмысления действительности - к мифологическому мышлению. Этому содействует синкретический характер мифологического мышления.

Часто мифологическое мышление под видом религиозного возрождения прорывается и в Новой истории Европы. Современная эпоха кризиса техногенной цивилизации не является исключением из этой исторической закономерности. Острый интерес к астрологии, магии, эзотерическим учениям, который свойствен массовому сознанию в современную эпоху, с одной стороны, свидетельству­ет о кризисе технократического разума, а с другой - о поиске новых типов рациональности, способных наметить пути выхода из кризиса техногенной цивилизации. Поэтому мифологическое мышление отнюдь нельзя просто отбрасывать как пустоцвет на ниве познания. Очень часто в мифических об­разах, метафорах, видениях пробивает себе дорогу новый тип рационального мышления, способный не только с большей полнотой объяснить настоящее, но и стать методологической основой преобразования настоящего в буду­щее. В то же время излишний энтузиазм по отношению к мифологическому мышлению современной эпохи, отсутствие осмотрительно критического подхода к мифу может завести мышление современного человека в тупик, ограничить его творческий потенциал, развить в нем пассивное отношение к действительности, уповающее исключительно на помощь неких высших сверхъестественных сил.

Кроме того, мифологический стиль мышления очень часто используется идеологами господствующих социальных групп современного общества с целью насаждения в массовом сознании разного рода социальных и по­литических мифов, отвлекающих народные массы от реальных проблем современной социальной жизни. Неоднозначность роли мифа в жизни сов­ременного глобализирующегося техногенного общества порождает иногда прямо противоположные оценки этого мышления в современной социальной философии.

К. Кастанеда, критикуя современную техногенную цивилизацию, видит в оживлении поэтического мифа прошлого один из путей выхода, по крайней мере для отдельной личности, из рамок бескрылого сциентизма, технокра­тизма и прагматизма общественного сознания современного Запада. В свою очередь, Р. Барт указывает на то, что само это сознание, несмотря, а возможно и благодаря своему сциентизму и прагматизму, порождает специфическую социальную и политическую мифологию, которая используется в своих ин­тересах представителями господствующих социальных сил Запада.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 308.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...