Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Как были взаимосвязаны философия и социально-гуманитарные науки до конца XIX в.?
Как самостоятельные академические дисциплины (со своим предметом и методами исследования) экономическая теория, социология, политология, психология и другие оформились лишь в XIX в. в результате так называемой второй глобальной научной революции, приведшей, в том числе, и к дифференциации социального знания. До этого периода социальное знание являлось достаточно однородной системой представлений и понятий об обществе и его истории, о взаимосвязи общества и личности, о государстве, о социальных идеалах и входило составной частью в метафизическую концепцию того или иного мыслителя. В свою очередь, эта метафизическая концепция включала, помимо социального знания, проблемы онтологии, гносеологии и антропологии. При этом общие представления мыслителей об обществе, социальной дифференциации, социальных институтах, истории и будущем человечества (всё, что ныне составляет предает социальной философии) выводилось ими из онтологических постулатов и аксиом, концепций познания и человека. Вследствие этого вплоть до XIX в. ни у самих философов, ни у представителей социально-гуманитарного знания не возникало никаких сомнений в том, что философия (в виде определенной метафизической концепции) является методологией обществознания. Она задает общие представления о природе общества и человека, о социальных институтах, которые лежат в основании любого научного исследования тех или иных социальных феноменов. В чем причины кризиса философии как методологии социального познания в конце XIX — начале ХХ вв.? Однако распад классической метафизики в первой половине XIX в., дифференциация социального знания на отдельные социально-гуманитарные дисциплины, доминирующая роль позитивизма в западной философской мысли конца XIX - начала XX в. привели к тому, что философия постепенно утрачивает в глазах многочисленных специалистов в различных областях социально-гуманитарного знания свой статус методологии социального познания. Почему необходимо преодолеть разрыв между философией и наукой в современную эпоху? Разрыв между философией и конкретными научными исследованиями в области социально-гуманитарных дисциплин уже в первой половине XX в. был серьезным тормозом в развитии как философии, так и социально-гуманитарного познания, то в начале XXI столетия он стал просто нетерпим. Разрыв между философией и социальным знанием приводит к кризису социально-гуманитарных дисциплин в условиях ускоряющегося процесса глобализации. Углубление кризиса современной техногенной цивилизации делает необходимой интеграцию социального знания, на основе которой можно было бы найти пути преодоления этого кризиса. Однако эта интеграция невозможна без философии как рефлексии над универсалиями культуры современного общества. И. Валлерстайн // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 34-37, 106-108, 133-135. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 350. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |