Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 10. Современные школы неоклассического направления




 

Неолиберализм возник почти одновременно с Кейнсианством в 30-е гг. как самостоятельная система взглядов на проблему государственного регулирования экономики. Неолиберальная концепция и в теоретических разработках и в практическом применении основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешатель­ству государства в экономические процессы.

Неолиберализм – направление в экономической науке и практике хозяйственной деятельности, имеющее в основе принцип саморегулирования экономики, свободной от излишней регламентации. Либерализм как система взглядов ведёт начало от английских классиков А. Смита и Д. Рикардо. Либерализм основан на признании ведущей роли индивидуальной деятельности, обуславливаемой личным интересом. Государственное вмешательство в индивидуальную экономическую деятельность должно быть ограничено.

Современные представители экономического либерализма следуют двум традиционным положениям: во-первых, они исходят из того, что рынок (как наиболее эффективная форма хозяйствования) создаёт наилучшие условия для экономического роста, и, во-вторых, они отстаивают приоритетное значение свободы участников экономической деятельности.

Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где отсутствуют эти условия. К неолиберализму принято относить чикагскую (М. Фридмен), лондонскую (Ф. Хайек), фрайбургскую (В. Ойкен, Л. Эрхард) школы.

Сторонники неолиберализма обычно выступают с критикой кейнсианских методов регулирования экономики. В США и некоторых других странах современная неолиберальная политика опирается на ряд экономических подходов, получивших наибольшее признание. Это – монетаризм, экономическая теория предложения, теория рациональных ожиданий.

Австро-американского экономиста Фридриха фон Хайека (1899-1992) называют отцом неолиберализма. Вместе с Людвигом фон Мизесом (1891-1973) он выступил в качестве одного из ведущих критиков социализма. Хайек – лауреат Нобелевской премии по экономике в 1974 г. В своей последней работе "Пагубная самонадеянность" он утверждает, что социализм неосуществим с общеконцептуальной и моральной точек зрения. Один из главных аргументов в конечном счете сводится к тому, что централизованное планирование, не обладая достаточно полной и оперативно поступающей информацией, не сможет реагировать столь же быстро и результативно, как это способна делать только рыночная экономика.

Первый тезис Ф. Хайека – монопольный рыночный порядок. По Ф. Хайеку, экономика так сложна, что ум человеческий не в состоянии познать объективные законы экономики. Поэтому лучшим средством её регулирования является смитовская "невидимая рука рынка". Ф. Хайек не идеализирует спонтанный рыночный порядок, однако, по его мнению, - это меньшее зло. Если государство будет вмешиваться в рынок, то наступит разрушение экономики. По Ф. Хайеку, "невидимая рука рынка", во-первых, соответствует индивидуальной свободе человека, во-вторых, лучше распределяет ограниченные ресурсы, в-третьих, даёт объективную информацию о спросе, предложении, ценообразовании и т.д. Второй тезис Ф. Хайека. Государство загрязняет рынок, поэтому он против всех течений, выступающих за какое-либо государственное регулирование экономики. Ф. Хайек – ярый антимарксист. Он назвал вмешательство государства в экономику "пагубной самонадеянностью" Третий тезис – резкая критика перераспределительной бюджетной политики. Это перераспределение наносит вред экономике и обществу, так как по Ф. Хайеку, неравенство должно быть обязательно. Оно – не только результат рынка, но и необходимая его предпосылка. Четвёртый тезис – резкая критика профсоюзов, которые, по Ф. Хайеку, являются монополией рынка труда. Профсоюзы загрязняют рынок, поэтому с ними надо бороться. Таким образом, Хаек предстаёт как проповедник философии экономической свободы, создания спонтанного экономического порядка, который не является результатом сознательного действия. Этот социально-экономический порядок есть следствие взаимодействия между людьми, которые руководствуются не теорией, а опытом и традициями; он устанавливается в ходе конкурентной борьбы.

Идеи и концепции либерализма были взяты на вооружение представителями неоконсервативного направления. Их используют политические лидеры консервативного направления в ряде западных стран.

Основоположником Фрайбургской школы является профессор Фрайбургского университета в Германии Вальтер Ойкен (1891-1950). В основе его взглядов лежит представление о двух идеальных типах хозяйства: централизованно управляемого и рыночного (менового). Они никогда не встречаются в чистом виде. Если преобладает рыночный тип, то колебания рыночной конъюнктуры проявляются в колебаниях занятости. Если – централизованно-административный тип, то изменение хозяйственной конъюнктуры проявляется в колебаниях потребления. С целью увеличения инвестиций органы власти могут сократить потребление, т.е. использовать рабочую силу и средства производства не для строительства жилья, продуктов питания и других потребительских благ, а для строительства фабрик и заводов. В данных условиях безработица отсутствует. Каждый из идеальных типов характеризуется конкретным знание набора из шести основных параметров: "потребности, природа, труд по руководству и исполнению, запасы готовых и созревающих потребительских благ, техническое значение, социальная и правовая организация хозяйства". В результате число чистых форм невелико, но число их комбинаций огромно. Задача экономического исследования состоит лишь в том, чтобы найти, какой из возможных хозяйственных порядков сложился в данной стране.

По мнению Ойкена, рыночное хозяйство предпочтительнее централизованного, поскольку позволяет лучше учесть и удовлетворить потребности членов общества. Поэтому государственное вмешательство в экономику не может быть чрезмерным. Ойкен этим продолжает либеральную тенденцию в истории экономической мысли, существующую со времён Адама Смита. Но в отличии от классиков теперь признаётся, что вмешательство государства в экономику не может быть "минимальным". Оно должно быть значительным.

Экономический порядок не может устанавливаться сам по себе, его создание требует вмешательства государства. Во-первых, государство должно ограничивать деятельность монополий, поддерживая высокий уровень свободной конкуренции на рынке. Во-вторых, сохраняя частную собственность, государство должно препятствовать чрезмерному разрыву в доходах отдельных социальных групп, осуществляя через бюджет частичное перераспределение совокупного дохода в пользу малоимущих. В-третьих, государство должно проводить денежную политику. В-четвертых, воздействуя на создание хозяйственного порядка, государство должно определиться с принципами этого порядка, т.е. выработать законы о коммерческих и неприбыльных объединениях, налоговое право, патентное право, законы о торговой марке и т. д.

Однако ничего сверх этого государству в экономике предпринимать не следует. Кейнсианская идея регулирования экономики посредством дефицитного финансирования ошибочна. Государство не может контролировать инвестиции и гарантировать полную занятость. Не может оно и заниматься конкретной хозяйственной деятельностью. Вместе с тем, обеспечив свободу конкуренции в рамках определённых хозяйственных форм, устойчивость денежного обращения, сбалансированность бюджета и платёжного баланса, государство способствует этим достижению естественных для данной экономической системы темпов экономического роста.

Непосредственным развитием идей Ойкена стала концепция социального рыночного хозяйства, одним из авторов которой стал Людвиг Эрхард (1897-1977). Согласно Эрхарду, современный либерализм не может не допускать заметной роли государства в экономических процессах. Во-первых, экономический порядок должно быть способно установить государство. Во-вторых, необходимо ограничение деятельности монополий. В-третьих, государство должно осуществлять частичное перераспределение дохода в пользу малоимущих и финансировать ряд социальных программ. В исключительных условиях государство может даже регулировать цены на важные товары и услуги: продовольствие, энергия, транспорт. Эту концепцию Эрхард практически использовал для послевоенного экономического обновления Германии. Экономический рост и умеренное, но последовательное перераспределение части бюджетных средств в пользу менее обеспеченных социальных слоёв создали условия для роста уровня жизни всех социальных групп в Германии, что позволило Эрхарду считать социальное рыночное хозяйство альтернативой, как довоенному капитализму, так и социализму.

Лидером послевоенного монетаризма является Милтон Фридмен (род. 1912 г.) – профессор Чикагского университета, лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 г. Основные положения концепции Фридмена.

1. Признание устойчивости рыночного хозяйства. Система рыночной конкуренции обеспечивает высокую стабильность. Цены выполняют роль главного инструмента, обеспечивающего корректировку в случае нарушения равновесия.

2. Приоритетность денежных факторов. Среди различных инструментов, воздействующих на экономику, предпочтение следует отдавать денежным инструментам. Деньги – особый товар, их основное свойство заключается в ликвидности. Они влияют на экономику через институционную структуру, банковскую систему, создающую деньги и формирующую финансовую политику. Фридмен исходит из того, что между движением денег и динамикой валового национального продукта существует тесная корреляционная связь. Ускорение или замедление темпов роста денежной массы сказывается на деловой активности.

3. Регулирование должно ориентироваться не на текущие, а на долгосрочные задачи. Последствия колебаний денежной массы сказываются на основных экономических параметрах не сразу, а с некоторым разрывом во времени. Лаг (временной разрыв) составляет несколько месяцев. Поэтому денежная политика призвана ориентироваться не на текущие эффекты, а носить долгосрочный характер.

4. Необходимость изучения мотивов поведения людей. Важны личная инициатива условия для её активизации. Необходимы учёт и анализ действий участников экономического процесса.

В результате саморегулирующей работы цен и выравнивания покупательной способности денег устанавливается необходимая связь между денежным сектором и товарным сектором.

Денежным инструментом следует пользоваться осторожно. Если происходит относительно небольшое увеличение количества денег в обращении и, соответственно, повышение цен, согласуемые с темпом экономического роста, то создаются необходимые предпосылки для равновесия между денежным и товарным секторами. Если цены растут быстро, то развёртывается неконтролируемая инфляция. В связи с ожидаемой инфляцией все стремятся освободиться от обесценивающихся денег, их переводят в другие активы. Спрос на деньги формируется на основе сравнения альтернативных выгод. Монетаристы различают две разновидности инфляции: ожидаемая и непредвиденная. При ожидаемой инфляции достигается равновесие на рынках товаров и услуг: темп роста цен соответствует ожиданиям и расчётам людей. Государство в той или иной форме информирует о предполагаемом росте цен, и к этому приспосабливаются производители, продавцы, покупатели. Если рост цен выходит за границы ожидаемого, то возникают различные нарушения ритма хозяйственной жизни.

Непредвиденная инфляция ведёт к увеличению безработицы. Если в краткосрочном периоде имеет место обратная связь между инфляцией и безработицей, то в долгосрочном периоде эта зависимость исчезает. Постоянно возобновляемая политика денежного стимулирования совокупного спроса порождает увеличивающуюся инфляцию; вместе с ростом цен происходит увеличения числа безработных.

Отсюда делается вывод: перекрыть каналы, порождающие непредвиденную инфляцию. Нужно устранить дефицит государственного бюджета, ограничить давление профсоюзов, сократить государственные расходы, в том числе средства выделяемые на поддержание полной занятости.

Оптимальный рост цен должен быть стабильным на протяжении длительного времени, этому призвана способствовать денежно-кредитная политика государства.

Между темпом роста денежной массы и ростом цен не существует точного, жёстко определенного соотношения. В начальный период инфляции денежная масса в обращении растёт быстрее, чем цены. Затем ситуация меняется: так как покупательная способность наличных денег снижается, то они становятся дорогим способом хранения активов. От "лишних" денег стремятся освободиться. Поэтому цены начинают расти быстрее, чем количество денег.

Что касается инфляции издержек, то Фридмен считает, что эта проблема не заслуживает особого внимания. Денежная масса влияет не на реальный, а на номинальный ВНП. Поэтому под воздействием количественного роста денег происходит рост цен, а не увеличение реального объёма общественного продукта.

Это должно учитываться при выработке практических рекомендаций. При выборе темпа роста денег Фридмен предлагает ввести правило механического прироста денежной массы, который отражал бы два фактора: уровень ожидаемой инфляции и темп прироста общественного продукта.

∆ M = ∆ P + ∆ Y

где ∆ P – среднегодовой темп ожидания инфляции;

∆ Y – среднегодовой темп прироста ВНП.

Фридмен предлагает среднегодовой темп прироста денежной массы устанавливать в размере 4-5%. При этом он исходил из 3%-ного роста реального ВНП и небольшого снижения скорости обращения денег. Монетаристские рецепты регулирования экономики включают и другие мероприятия: продажу и покупку ценных бумаг, систему обязательных резервов, изменения учётной ставки.

Рецепты монетаристов не являются сегодня ведущими. Это связано с тем, что главной проблемой для Запада стала в последнее время не инфляция, а занятость. Монетаристские рецепты используются не в чистом виде, а в комплексе, в сочетании с выводами и рецептами теоретиков других школ.

 



Тема 11. Институционализм

 

В конце XIX – начале XX в. капитализм свободной конкуренции перерос в монополистическую стадию. Усилилась концентрация производства и капитала, централизация банковского капитала. В результате в американской капиталистической системе возникли острые социальные противоречия, интересам "среднего класса" был нанесен ущерб.

Эти обстоятельства привели к появлению нового направления – институционализма. Он ставил задачу, во-первых, выступить оппонентом монополистическому капиталу и, во-вторых, разработать концепцию защиты "среднего класса" посредством реформирования в первую очередь экономики. Термин "институционализм" в переводе с латинского означает наставление, указание. Представители институционализма считают движущей силой общественного развития институты. Под ними понимаются:

1) общественные институты, т.е. семья, государство, монополии, профсоюзы, конкуренция, юридическо-правовые нормы;

2) общественная психология, т.е. мотивы поведения, способы мышления, обычаи, традиции, привычки.

Институционализм в своём развитии прошёл три этапа. Первый этап: 20-30-е г. XX в. Его родоначальниками явились Т. Веблен (1857-1929), Дж. Коммонс (1862-1945), У. Митчел (1874-1948).

Второй этап – послевоенный период до середины 70-х г. XX в. Его представителями является Джон Морис Кларк (1884-1963), сын Джона Бейтса Кларка; А. Берли, Г. Минз. Представители этого этапа, изучая демографические проблемы, разрабатывая теорию профсоюзного рабочего движения, сосредоточили своё внимание на констатации социально-экономических противоречий капитализма и на выдвижении предложений по осуществлению реформ рузвельтовского "нового курса".

Третий этап – с 70-х годов. Он вошёл в историю экономической мысли как неоинституционализм. Его представителями являются американские экономисты А. Ноув, Дж. Гэлбрейт, Р. Хайлбронер, Р. Коуз, лауреат Нобелевской премии по экономике в 1991 г. за "Исследования по проблемам трансакционных издержек и прав собственности", Дж. Бьюкенен, лауреат Нобелевской премии по экономике в 1986 г. за "анализ финансовой политики", а также шведский экономист Г. Мюрдаль, лауреат Нобелевской премии по экономике в 1974 г. за "исследования по теории денег, конъюнктурных колебаний". При многочисленности направлений институционализма им присущ ряд общих черт:

1) критика капитализма с нравственно-психологических позиций;

2) неудовлетворенность высоким уровнем абстракций, присущих неоклассике;

3) стремление к интеграции экономической теории с другими общественными науками;

4) разработка рекомендаций по реформированию капиталистической экономики с позиций социального контроля и её регулирования со стороны государства.

Основными течениями институциональной теории являются социально-психологический вариант Т. Веблена, социально-правовой Дж. Коммонса, конъюнктурно-статистический У. Митчелла.

Т. Веблен (1857-1929) выступает против австрийской школы, которая рассматривала психологию индивида, противопоставляя ей психологию коллектива. Наиболее известной работой Т. Веблена является книга "Теория праздного класса" (1899 г.). В ней он отверг попытки свести поведение человека к системе уравнений, отверг представление об "экономическом человеке", т.е. о человеке, выступающем в качестве субъекта максимизации полезности. По мнению Веблена при принятии решений человек руководствуется врожденными инстинктами: инстинктом самосохранения и сохранения рода ("родительское чувство"), инстинктом мастерства ("склонность к эффективным действиям"), а также склонностью к соперничеству, подражанию, праздному любопытству. По Веблену, основным противоречием капитализма является потиворечие между индустрией и бизнесом. К индустриалам он относил всех участников производства и в первую очередь инженеров и рабочих. Целью индустрии является повышение эффективности производства и увеличение богатства общества. К миру бизнеса он относил финансистов и предпринимателей. Их целью является прибыль. Бизнес подчинил себе индустрию.

Противоречие между индустрией и бизнесом является причиной всех пороков капитализма. Для переустройства общества, по Веблену, необходимо передать власть технической интеллигенции посредством всеобщей забастовки инженерно-технических работников.

Дж. Р. Коммонс (1862-1945) считал основой экономического развития общества юридические отношения, правовые нормы, т.е. экономические институты – это категории юридического порядка. Главными работами Коммонса являются "Правовые основания капитализма" (1924), "Институциональная экономическая наука" (1934). Все его произведения пронизаны идеей мирного улаживания конфликтов и достижения социального согласия при помощи юридической процедуры.

В центре воззрений Коммонса находится теория сделок, т.е. теория совместной деятельности людей и их оценок во всех сделках, посредством которых участники побуждают друг друга к достижению единства. Понятие сделки включает в себе три элемента:

1) конфликт, т.е. столкновение интересов участников сделки;

2) взаимозависимость интересов участников конфликта;

3) порядок – завершение конфликта и заключение сделки.

Идея социального мира, заполнившая всю теоретическую работу Коммонса, доминирует и в предложенной им схеме периодизации стадий капиталистического общества. Согласно его представлениям, первоначальная стадия торгового капитализма сменяется его предпринимательской стадией, затем следует банковый (финансовый) капитализм и, наконец, капитализм административный. Уже на стадии финансового капитализма возникают крупные ассоциации предпринимателей и профессиональные союзы, добивающиеся значительных привилегий для своих членов. На стадии административного капитализма создаются основы г"армонии интересов". Правительственные комиссии выступают в качестве арбитра при заключении сделок между корпорациями и профсоюзами. Таким образом, Коммос выступал с идеей контроля за социальной сферой, он был сторонником расширения вмешательства государства в хозяйственную жизнь.

Личный вклад У. Митчелла (1874-1948) в экономическую теорию состоит в том, что он может быть оценен как лидер эмпирического направления в институционализме. Он составил в течение ряда лет около тысячи динамических рядов различных народнохозяйственных показателей. На основе экстраполяции этих рядов предполагалось прогнозировать хозяйственную конъюнктуру. Так, в 1917 г. возник знаменитый Гарвардский барометр, который вначале давал весьма достоверные результаты, но в 1929-33 гг. потерпел фиаско, предсказав процветание накануне экономической катастрофы. Митчел разделял центральную идею институционализма о необходимости усилить социальный контроль над экономикой. В 1923 г. он предложил создать систему государственного страхования от безработицы. Одним из первых он выдвинул требование индикативного планирования американской экономики. Хотя институционализм остался самостоятельным течением экономической мысли, его концепции во многом предвосхитили появление макроэкономической теории кейнсианства.

Второй этап институционализма приходится на 40-50-е гг. XX столетия. В этот период институционализм представляют такие известные экономисты, как: Г. Минз, А. Берли, Дж.М. Кларк (теории трансформации капитализма); Дж. К. Гэл-брейт, Р. Хейлбронер (теории технократического детерминизма); Ф. Перру, Ж. Фурастье (концепции социологического направления); Г. Мюрдаль, К. Виттфогель, У. А. Льюис (исследования проблем третьего мира). Важнейшим определяющим признаком институционализма является критическое отношение к неоклассической концепции рынка. Институционалисты критикуют неоклассическую школу, во-первых, за узость исходной методологии, игнорирующей роль социологических, политических, социально-психологических факторов в функционировании экономического механизма; во-вторых, за игнорирование важнейших структурных и институциональных особенностей реальной экономики; в-третьих, за идеологическую предвзятость неоклассической теории. Институционалисты выступали против методологического индивидуализма экономистов неоклассической школы, берущих за основу поведение абстрактного индивидуума, а также против исходной посылки об атомистичности рыночных структур и о совершенной конкуренции как всеобъемлющем механизме регулирования экономики. В этой связи они критиковали идею детерминированной целевой функции, максимизируемой рациональным экономическим субъектом при заданных ограничениях.

Наибольший интерес представляет третий этап развития институционализма, именуемый неоинституционализм. Основными представителями являются: Р. Коуз, О. Уильямсон, Д. Норт, А. Алчиан, Саймон Г., Л. Тевено, Менар К., Бьюкенен Дж., Олсон М., Р. Познер, Г. Демсец, С. Пейович, Т. Эггертссон и др.

В настоящее время идеи концепции неоинституционализма лежат в основе многих отраслей экономического знания. Кратко назовем и охарактеризуем основные из них:

1) Теория прав собственности. Родоначальниками ее являются А. Алчиан, Р. Коуз, Й Барцель, Л. де Алеси, Г. Демсец, Р. Познер, С. Пейович, О. Уильямсон, Э. Фьюроботн. Центральным понятием в теории прав собственности является само «право собственности». «Права собственности понимаются как санкционированные поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. Эти отношения определяют нормы поведения по поводу благ, которое любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения. Оно охватывает полномочия, как над материальными объектами, так и над правами человека (право голосовать, печатать и т.д.).

Господствующая в обществе система прав собственности есть в таком случае сумма экономических и социальных отношений по поводу редких ресурсов, вступив в которые отдельные члены общества противостоят друг другу. (Пейович, Фьюроботн).

С точки зрения общества права собственности выступают как правила игры, которые упорядочивают отношения между отдельными агентами. С точки зрения индивида права собственности выступают как пучки правомочий на принятие решений по поводу того или иного ресурса. Любой акт обмена рассматривается как обмен пучками прав собственности. Рамки по передаче прав собственности определяет контракт.

Важное место в теории прав собственности занимают проблемы спецификации прав собственности и отношения принципал-агент в различных системах собственности.

2) Теория трансакционных издержек. Основные представители: Р. Коуз и О. Уильямсон.

3) Теория экономических организаций. Основные представители: Ф. Найт, Р. Коуз, А. Алчиан, Г. Демсец, О. Уильямсон, К. Менар. В рамках этой теории фирма рассматривается сквозь призму трансакционного подхода, как сеть контрактов, система обработки и передачи информации, структура по обеспечению экономической власти и контроля над объектами собственности и т.д.

3) Экономика права. Представители: Р. Коуз, Р. Познер, Г. Беккер. Она исходит из того, что агенты ведут себя как рациональные максимизаторы при принятии не только рыночных, но и внерыночных решений (таких, например, как нарушать или не нарушать закон, возбуждать или не возбуждать судебный иск и т. д.).

Правовая система, подобно рынку, рассматривается как механизм, регулирующий распределение ограниченных ресурсов. Скажем, в случае кра­жи, как и в случае продажи, ценный ресурс перемещается от одного агента к другому. Разница в том, что рынок имеет дело с добровольными сделками, а правовая система — с вынужденными, совершаемыми без согласия одной из сторон. Многие вынужденные сделки возникают в условиях настолько высоких трансакционных издержек, что добровольные сделки оказываются из-за этого невозможными. Например, водители автомобилей не могут заранее провести переговоры со всеми пешеходами о компенса­ции за возможные увечья. К числу вынужденных «сделок» можно отнести большинство гражданских правонарушении и уголовных преступлений.

Однако, несмотря на вынужденный характер, такие сделки соверша­ются по определенным ценам, которые налагаются правовой системой. В качестве таких неявных цен выступают судебные запрещения, денежные компенсации, уголовные наказания. Поэтому аппарат экономического анализа, оказывается приложим не только к добровольным, но и к недобровольным сделкам.

В экономике права подробно анализируется, как реагируют экономические субъекты на различные правовые установления. В экономике права также анализируется вопрос: как меняются сами правовые нормы под воздействием экономических факторов. Основной предпосылкой анализа здесь служит тезис, что формирование правовых институтов направляется принципом эффективности.

4) Теория общественного выбора. Основные представители: Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, К. Эрроу, М. Олсон, Д. Мюллер. Теория общественного выбора анализирует политический механизм принятия макроэкономических решений, иначе говоря, объектом анализа здесь выступают «политические рынки».

5) Новая экономическая история. Представители: Д. Норт, Р. Фогель, Дж. Уоллис. Эта теория пытается истолковывать исторический процесс с точки зрения эволюции институтов, теории прав собственности и трансакционных издержек.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...