Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Технология управления конфликтами




ПРИКЛАДНАЯ

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Практикум

Оренбург

2009

УДК

ББК

Л

 

 

Обсуждены на заседании кафедры «Управление персоналом» (Протокол № от 2009г.)

 

Рекомендованы Учебно – методической комиссией факультета менеджмента (Протокол № …от

 

Утверждены Учебно – методическим советом Оренбургского государственного института менеджмента (Протокол № .. от

 

 

Л        Луковенкова А. Н.

Прикладная конфликтология : практикум / А. Н. Луковенкова – Оренбург : Оренб. гос. ин-т менеджмента, 2009. –72 с.

 

Практикум содержит темы семинарских занятий, вопросы, основные понятия, практические ситуации, темы рефератов, список рекомендуемой литературы по каждой теме.

Практикум составлен в соответствии с ГОС ВПО специальности 090103 «Организация и технология защиты информации» и Положением [временное] «Учебные и научные издания. Общие требования к содержанию, построению, изложению и оформлению», принятыми в институте».

 

                                                                                                                            УДК

ББК

 

© Луковенкова А. Н. , 2009

© Оренбургский государственный

                                                                        институт менеджмента, 2009

Оглавление

 

Предисловие …………………………………………………………………. 4
Раздел 1 Общая теория конфликта ………………………………………… 6
1.1 Введение в конфликтологию. Возникновение и развитие конфликтологии …………………….............................................................. 6
1.2 Характеристика конфликта как социального феномена. Виды и типы конфликтов….. …………………………………………………………….. 7
1.3 Технология управления конфликатами………………………………… 9
Контрольно – тестовое задание для оценки качества знаний студентов по разделу «Общая теория конфликта»……………………………………   11
Раздел 2 Психология конфликта 18
2.1 Теории механизмов возникновения конфликтов. Формулы конфликта…………………………………..…………………….. 18
2.2 Теория поведения личности в конфликте. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте …………………….… 21
2.3 Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов….. 27
2.4 Внутриличностные конфликты. Межличностные конфликты. Групповые конфликты…………………………………………………………… 31
Контрольно – тестовое задание для оценки качества знаний студентов по разделу «Психология конфликта»……………………………………… 43
Раздел 3 Социология конфликта……………………………………………. 52
3.1 Конфликты в обществе. Конфликты в семье ………………………… 52
3.2 Конфликты в организации. Конфликты в сфере управления..………. 53
Контрольно – тестовое задание для оценки качества знаний студентов по разделу «Социология конфликта»………………………………………. 63
Список используемой литературы 71

 

 

 

Предисловие

 

Прикладная конфликтология как теоретико-прикладная дисциплина о природе конфликтов, закономерностях их возникновения, развития, завершения, а также принципах, способах и приемах управления ими, представляет собой быстро развивающуюся область социогуманитарного знания.

В этом плане обучение специалистов по организации и технологии защиты информации основам конфликтологической деятельности становится чрезвычайно значимым. В то же время необходимо отметить, что предметная очерченность прикладной конфликтологии в значительной степени определяется именно наличием и востребованностью ее прикладного аспекта. Конфликт как специфическая форма социального и коммуникативного поведения может быть включен в общественную жизнь одновременно и в деструктивном, и в конструктивном ключе.

Дисциплина «Прикладная конфликтология» рассматривает конфликт как неизбежный аспект социальной жизни. Таким образом, студенты по изучению курса обучаться эффективно использовать его ресурсы. Конфликт как специфическая форма социального взаимодействия предметно очерчивается в курсе именно как управляемый и прогнозируемый процесс.

Целью курса является обучение студентов основам теоретических знаний и практических навыков в области деятельности по управлению конфликтами. Данные навыки и знания принципиально необходимы в деятельности, связанной с защитой информации, и при решении соответствующих научно-практических задач. В этом плане основное внимание уделяется проведение тренинговых и практических занятий по непосредственным моделям конфликтологической деятельности, связанной с различными уровнями конфликта. Значимой частью учебного процесса является формирование навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях: технологий саморегуляции, навыков конструктивной критики, методов убеждающего воздействия.

Изучение дисциплины предполагает лекционные и семинарские занятия, самостоятельное изучение материала.

Настоящее учебно-практическое издание определяет содержание, формы, объём и порядок проведения семинарских занятий по дисциплине «Прикладная конфликтология».  

Практикум структурирован в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Прикладная конфликтология»для студентов, обучающихся по специальности 090103 «Организация и технология защиты информации».

Практикум состоит из трёх разделов. Каждый раздел включает в себя содержание тем дисциплины, тематику семинарских занятий, перечень вопросов для подготовки студентов, практические задания и упражнения, направленные на формирование и закрепление знаний, умений и навыков, основные понятия каждой темы, список рекомендуемой литературы по каждой теме.

После каждого раздела приводится примерный вариант контрольно-тестовых заданий для оценки качества знаний студентов.

 

РАЗДЕЛ 1 ОБЩАЯ ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА

Введение в конфликтологию. Возникновение и развитие

Конфликтологии

Цель: сформировать представление о конфликтологии как науке и истории её развития.

План:

1 Теоретические и социально – исторические предпосылки возникновения прикладной конфликтологии.

1.1 Древнейшие времена (Конфуций, Гераклит, Платон, Геродот, Демокрит, Аристотель, Цицерон, Аврелий).

1.2 Средние века и эпоха Возрождения (Ф. Аквинский, Н. Маккиавелли, Э. Ротердамский).

1.3 Новое время и эпоха Просвещения (Ф. Бекон, Т. Гоббс, Ж-Ж Руссо, А. Смит, И. Кант, К. Клаузевиц, О. Конт).

1.4 Вторая половина 19 - начало 20 века (Ч. Дарвин, К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. Зиммель, П. Сорокин, З. Фрейд, В. Вунд).

2 Специфика прикладной конфликтологии как учебной дисциплины.

3 Связь прикладной конфликтологии с другими науками.

 

Основные понятия: конфликтология, прикладная конфликтологиия, исторические условия возникновения конфликтологии, эволюция конфликтологических взглядов в истории философско-социологической мысли.

 

Темы рефератов:

1. Вклад зарубежных и отечественных психологов в разработку конфликтологической теории.

2 Современные проблемы развития прикладной конфликтологии.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Кибанов А. Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Кибанов. - М. : ИНФРА, 2008. – 301 с.

2. Анцупов А. Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 591 с.

Характеристика конфликта как социального феномена.

Виды и типы конфликтов

Цель:сформировать представление о конфликте, функциях конфликта, изучить условия и причины возникновения конфликта.

План:

1. Понятие «конфликта», его сущность и структура.

2. Виды конфликтов и их классификация.

3. Необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.

4. Динамика конфликта.

5. Решение практических ситуаций.

Основные понятия:понятие «конфликта», его сущность и структура. Причины конфликтов. Мотивы конфликта. Предмет конфликта. Образ конфликтной ситуации. Инцидент. Объекты и субъекты конфликтного взаимодействия и их структура. Позиции конфликтующих сторон.

 

Решение практических ситуаций

 

Ситуация 1

Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой. Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

 

Ситуация 2

Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную — молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.

Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

Ситуация 3

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

 

Ситуация 4

Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю...

Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.

 

Ситуация 5

В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

 

Деловая игра «Жалоба»

Руководство фирмы получило жалобу от одного из сотрудников.

Генеральный директор фирмы назначает рабочую группу для изучения жалобы и выработки предложений для принятия решения. Состав рабочей группы: менеджер по кадрам — руководитель; специалист по связям с общественностью; юрист фирмы.

Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение деловой игры. Им сообщают тему и цель занятия, а также тему деловой игры, ее цель и игровую ситуацию.

1. Учебная группа разбивается на три команды.

Первая команда — руководство фирмы: генеральный директор, заместитель генерального директора по связям с общественностью, финансовый директор.

Вторая команда — рабочая группа по изучению жалобы (состав смотри в пункте «Игровая ситуация»).

Третья команда — эксперты (3-5 человек).

Время на распределение ролей — 5 минут.

Состав команд может быть определен по желанию студентов.

2. Всем командам выдается жалоба в письменном виде и задание на игру. Первая команда готовится к заслушиванию предложений для принятия решения, выработанных рабочей группой (вторая команда). Вторая команда готовит предложения для принятия решения по жалобе. Третья команда готовится к оценке содержания работы первой и второй команд.

Время на подготовку — 15 минут.

3. Заслушивание предложений для выработки решения по жалобе, принятие решения и оценка содержания работы.

«Генеральный директор» открывает служебное совещание, объявляя его тему, и предоставляет слово для доклада «старшему рабочей группы» по изучению жалобы и выработке предложений для принятия решения (регламент доклада может быть ограничен 10 минутами). После доклада руководящий состав задает вопросы членам рабочей группы (время на вопросы и ответы может быть установлено в пределах 15-20 минут). После ответов на вопросы выслушиваются мнения «заместителя генерального директора по связям с общественностью» и «финансового директора» (на выслушивание мнений может быть выделено 5 минут).

Решение на основе обсуждения принимает «генеральный директор».

После принятия решения члены экспертной группы выступают с оценкой работы первой и второй команд, а также исполнителей всех ролей. В ходе оценки возможны дискуссии (на оценку экспертов может быть отведено 15-20 минут).

3. Подведение итогов.

 

Темы рефератов:

1 Конфликт как неизбежное явление в процессе становления и функционирования трудового коллектива

Список рекомендуемой литературы:

1. Кибанов А. Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Кибанов .- М. : ИНФРА, 2008. – 301 с.

2. Анцупов А. Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 591 с.

 

Технология управления конфликтами

Цель: формирование практических навыков управления конфликтами.

План:

1.  Сущность понятия «управление конфликтом».

2. Этапы управления конфликтами.

3. Решение практических ситуаций.

Основные понятия: управление конфликтами. Прогнозирование. Предупреждение. Регулирование. Разрешение. Легимитизация конфликта. Институциализация конфликта. Манипулирование.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...