Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тест «Самооценка агрессивности»
Выберите в каждом вопросе один из вариантов ответа. Если на какой-либо вопрос не сможете найти ответа, то при подсчете набранных баллов оцените его в 2 очка. 1. Склонны ли вы искать пути к примирению после конфликта? а) всегда; б) иногда; в) никогда. 2. Как вы ведете себя в критической ситуации? а) внутренне кипите; б) сохраняете полное спокойствие; в)теряете самообладание. 3. Каким считают вас коллеги? а) самоуверенным; б) дружелюбным; в) спокойным. 4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность, на которой можно «погореть»? а) примете ее с некоторыми опасениями; б) согласитесь без колебаний; в) откажетесь от нее ради собственного спокойствия. 5. Как вы будете себя вести, если кто-то из ваших коллег без разрешения возьмет бумагу с вашего стола? а) выдадите ему «по первое число»; б) попросите вернуть; в) проигнорируете. 6. Какими словами вы встретите жену, если она вернулась с работы позже обычного? а) «Что это тебя так задержало?»; б) «Где ты торчишь допоздна?»; , в) «Я уже начал волноваться». (Женщинам — тот же вопрос про мужа. Холостым — как встретите опоздавшего на встречу.) 7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля (своего или будучи с ребенком на автодроме)? а) стараетесь обогнать машину, показавшую вам «хвост»; б) вам все равно, сколько автомобилей вас обошло; в) помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал вас (на автодроме будете «таранить»). 8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь? а) уравновешенными; б) легко меняющимися; в) твердыми. 9. Что вы предпринимаете, если не все удается? а) находите виновного (из числа окружающих); б) смиряетесь; в) становитесь впредь осторожнее. 10. Как вы отреагируете на информацию о распущенности современной молодежи? а) «Ловить и отправлять в колонию!»; б) «Пуританство, видно, сегодня не в моде»; в) «Надо ввести полицию нравов и штрафовать как следует!». 11. Что вы ощущаете, если должность, которую вы хотели занять, досталась другому? а) «И зачем я только на это нервы тратил?»; б) «Видно, его физиономия шефу приятнее!»; в) «Может быть, мне это удастся в другой раз». 12. Как вы смотрите страшный фильм? а) боитесь; б) скучаете; в) получаете истинное удовольствие. 13. Как вы относитесь к состязанию, игре? а) стараетесь победить; б) по-олимпийски: главное не победа, а участие; в) расстраиваетесь очень сильно, если проигрываете. 14. Если из-за дорожной пробки вы опоздали на важное совещание: а) будете нервничать во время заседания; б) попытаетесь оправдаться; в) огорчитесь. 15. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане, кафе? а) стерпите, избегая скандала; б) вызовете администратора; в) отправитесь с жалобой к директору ресторана (кафе). 16. Как вы себя поведете, если вашего ребенка (младшего брата, сестру) обидят в школе? а) поговорите с учителем; б) устроите скандал родителям «малолетнего преступника»; в) посоветуете ребенку дать сдачу. 17. Какой, по-вашему, вы человек? а) недостаточно уверенный в себе; б) уверенный; в) настойчивый, а некоторые говорят — «пробивной». 18. Как вы ответите подчиненному или младшему по возрасту, с которым вы столкнулись в дверях и он начал извиняться? а) «Простите, это моя вина»; б) «Ничего, пустяки!»; в) «А повнимательнее вы быть не можете?!». 19. Как вы среагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди подростков? а) «Когда же, наконец, ими займутся?»; б) «Для начала выпороть, а если не поможет — отправить в колонию!»; в) «Нельзя все валить на них, виноваты и воспитатели». 20. Представьте, что вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное вы предпочтете? а) тигра; б) домашнюю кошку; в) медведя. Оценка результатов Каждый ваш ответ оценивается от 1 до 3 очков. Оценку эту вы найдете в приводимой таблице.
35-44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку у вас достаточно здорового честолюбия и уверенности. 45 и более очков. Вы излишне агрессивны, при этом нередко оказываетесь чрезмерно жестоки к другим людям и неуравновешенны. Вы надеетесь взобраться «наверх», рассчитывая на себя, и добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности вы стараетесь их за это наказать. 34 и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что, возможно, обусловлено недостаточной уверенностью в своих силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что вы, как травинка, гнетесь под любым ветерком. И все же побольше решительности вам не помешает. Если по 7 и более вопросам вы набрали по 3 очка и менее чем по 7 вопросам — по 1 очку, то взрывы вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать. Если же по 7 и более вопросам вы получили по 1 очку и менее чем по 7 вопросам — по 3 очка, то вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что вам тоже не присущи вспышки агрессивности, но вы подавляете их слишком тщательно.
Ситуация 1 В конструкторском бюро не сложились отношения начальника отдела с коллективом. Начальник отдела был назначен на должность два месяца назад. До этого он работал в другом отделе, имел хорошую репутацию как специалист. Имеет большое количество изобретений, один из научных проектов, руководителем которого он был как ведущий инженер по предыдущей должности в другом отделе, получил высшую оценку на международной выставке. Проанализируйте, какие причины могли лечь в основу конфликта между новым начальником и коллективом?
Ситуация 2 На собрании творческого коллектива обсуждался вопрос о представлении к почетному званию «Заслуженный деятель науки» сотрудника А. Вопрос о представлении к такому званию по соответствующему Положению мог решаться либо открытым, либо тайным голосованием. После короткого обсуждения кандидатуры сотрудник Б. внес предложение: процедуру выдвижения произвести тайным голосованием. Понятно, в результате итоги голосования оказались не в пользу А. Дополнительная информация: 1) инициатором представления А. к почетному званию выступил руководитель коллектива; 2) руководителю были известны негативные высказывания в адрес А. некоторых сотрудников коллектива по поводу якобы имевших место незаслуженных продвижениях по работе (А. до смены руководителя коллектива, которое произошло за два года до представления его к почетному званию, несмотря на успехи в научно-исследовательской деятельности, не находил должной оценки со стороны бывшего руководителя М. С приходом нового руководителя С. А. был назначен на вышестоящую должность); 3) численность коллектива, в котором трудился соискатель почетного звания, была небольшая (10 человек); в их числе были четверо сотрудников, имевших почетное звание, и трое претендовавших на него. Проанализируйте данную ситуацию на предмет ее конфликтности.
Ситуация 3 Бригада слесарей-лекальщиков (шесть человек) всегда держалась очень сплоченно. Члены бригады, несмотря на существенную разницу в возрасте, часто проводили вместе и свободное время. Старшие к младшим относились покровительственно, младшие к старшим — с уважением. Когда один из членов бригады ушел на пенсию, в нее был принят молодой слесарь Акимов, года два или три назад окончивший ПТУ. Вначале к нему отнеслись настороженно. Но через месяц-два между ним и бригадой сложились вполне дружеские отношения, он был принят в коллектив, стал «своим». Еще месяца через два положение изменилось. Акимову как молодому и не очень опытному работнику поручили изготовление крупной серии стандартных лекал. Используя традиционную технологию, он имел бы заработок на среднем для бригады уровне. Однако Акимов быстро догадался, как можно рационализировать работу. Он брал десяток заготовок и приваривал их друг к другу. Получался пакет. Затем он вырезал нужную форму сразу же на всем пакете, шлифовал торцы, разъединял пакет и обрабатывал поверхность каждого лекала. Вскоре Акимов перекрыл нормы выработки в три-пять раз, заработок его стал быстро расти и в полтора раза превысил заработок бригадира. На Акимова в бригаде начали коситься и замечать в его поведении множество изъянов: то отлучился неизвестно куда, то навязался с непрошеным советом, то, наоборот, молчал, когда все старались подать полезные советы товарищу. Наконец, наступил полный разрыв отношений. Акимов попросил начальника цеха перевести его в другую бригаду. Но оказалось, что и другие бригады слесарей не хотят его принимать к себе. Через месяц Акимов уволился с завода. Проанализируйте данную ситуацию на предмет конфликтности.
Ситуация 4 Группа переводов отдела научно-технической информации опытно-конструкторского бюро состояла из пяти женщин и начальника группы Миронова. Он старался не вмешиваться во взаимоотношения переводчиц, которые обычно самостоятельно распределяли работу между собой. Оснований для беспокойства не было: группа не только справлялась с работой, но и значительно перевыполняла норму выработки. Отношения в группе были хорошие. Переводчицы — молодые женщины примерно одного возраста — помогали друг другу. Никаких трений, а тем более конфликтов, между ними не возникало. В конце каждой недели происходило традиционное совещание группы, на котором Миронов обычно отмечал хорошую работу всех переводчиц и сообщал о предстоящих переводах. Сами переводчицы предлагали для перевода дополнительный материал, интересный с их точки зрения. В группе объектом всеобщей опеки была Зеброва, не имевшая достаточного опыта и квалификации. Эта опека ее немного раздражала, но она с благодарностью принимала помощь Однажды на традиционном совещании Зеброва предложила для перевода большую серию статей, содержащих материал по устройству, разработка которого в данный момент в конструкторском бюро явно зашла в тупик. Миронов, убедившись в ценности материала, велел Зебровой отложить в сторону остальные переводы и немедленно приняться за эту серию. Зеброва взялась за работу всерьез, не жалея ни времени, ни сил, трудилась в субботы, воскресенья и вечерами. Первые же переводы помогли конструкторам существенно продвинуться в разработке устройства. Деятельность Зебровой была замечена руководством конструкторского бюро. Миронов на совещаниях несколько раз отмечал полезную инициативу Зебровой, указывая на высокое качество ее переводов. Объем работы, выполненный Зебровой, оказался значительно больше, чем у любой другой переводчицы. По прошествии примерно двух месяцев обстановка в группе резко изменилась Миронов, заходя в комнату переводчиц, часто видел, что Зеброва сидит с заплаканными глазами, а в комнате — тягостная тишина. Иногда его приход обрывал громкие споры. По всему стало видно, что переводчицы изменили свое отношение к Зебровой. Сначала они молча не одобряли ее рвение. Затем начали в ее присутствии обмениваться колкими замечаниями по поводу ее внешности. Потом открыто стали обвинять Зеброву в желании выделиться из коллектива, сделать карьеру. Обстановка все ухудшалась. Общий объем переводов в группе явно уменьшился. Если раньше кое-кто из переводчиц засиживался вечерами, то теперь все, кроме Зебровой, находились на работе строго положенное время и переводов домой не брали. Иссякла и инициатива на традиционных еженедельных совещаниях — все сидели молча и ждали указаний Миронова. Тот пытался было устыдить переводчиц, показать, что они несправедливо относятся к Зебровой, выразить неудовольствие понизившейся выработкой, но натолкнулся на глухое неодобрительное молчание. Отношения в группе стали улучшаться, когда, договорившись с руководством группы технической информации, Миронов пересадил Зеброву в другую комнату. Теперь переводчицы стали довольно часто встречаться и во внерабочее время. Однако объем переводов продолжал снижаться и затем стабилизировался, хотя и на неплохом, но несравненно более низком уровне, чем раньше. Это было замечено начальником отдела. Миронов на совещании группы поднимал вопрос о понизившейся выработке и ставил в пример Зеброву. Переводчицы апеллировали к существующим нормам перевода. Действительно, норма неукоснительно выполнялась всеми. Тогда Миронов добился введения премиальной системы, поставив премию в зависимость от перевыполнения нормы перевода и его качества. Оклады были изменены таким образом, что переменная часть заработной платы могла составить до 30 % ежемесячного заработка. Результат оказался неожиданным — все четыре переводчицы положили на стол Миронова заявления об увольнении. Уговоры не помогли: через две недели в группе переводов осталась одна Зеброва. Проанализируйте мотивы и причины возникновения конфликта.
Темы рефератов: 1. Самоубийство как форма внутриличностного конфликта 2. Взаимосвязь внутриличностного конфликта и конфликтов в организации. 3. Пол как причина межличностных конфликтов. 4. Психологическая несовместимость как источник межличностных конфликтов в семье и на работе 5. Возраст как фактор возникновения межличностных конфликтов. 6. Влияние конфликтности личности сотрудника на социальную напряженность в коллективе. 7. Особенности харизматического лидерства. Коллектив и уровень его конфликтности. Список рекомендуемой литературы: 1. Кибанов А. Я. Конфликтология : учебник для вузов / А. Я. Кибанов .- М. : ИНФРА, 2008. – 301 с. 2. Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 591 с. 3. Конфликтология : учебник для вузов / под ред. В. П. Ратникова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 512с. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 384. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |