Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации к практическим (семинарским) занятиям




                                        

Выбор методов обучения и закрепления практических навыков в ходе практических занятий

основан на требованиях ФГОС ВПО бакалавриата по направлению 030900, задачами которого является развитие общекультурной и профессиональной компетенции, самостоятельности при решении социальных и профессиональных задач.

Организация семинарских (практических) занятий зависит не только от содержания, цели, формы и организации занятия. Необходимо учитывать также двухсторонний характер процесса обучения: совместная деятельность преподавателя и студентов. Темы практических занятий должны быть в свободном доступе для студентов, то есть, находиться на кафедре в печатной либо электронной форме.

При рассмотрении теоретических вопросов на семинарских занятиях студентам за одну-две недели сообщается тема и цель занятия, указывается литература для самостоятельного изучения. Студентам рекомендуется ознакомиться со списком литературы, изучить ряд первоисточников, уяснить основные понятия, принципы и категории предмета. Большую помощь в этом может оказать конспектирование. Конспектируются фундаментальные, основополагающие источники, оригинальные произведения выдающихся философов, психологов, правоведов, конфликтологов.

Не  рекомендуется  увлекаться ксерокопирования статей, книг, чужих конспектов.  Кроме конспектирования, желательно, готовясь к занятиям, ознакомиться с публикациями в периодических изданиях, журналах, посвященных изучаемой теме, а также воспользоваться Интернетом. В ходе практических занятий  приветствуется вопросы и высказывая  студентами своих суждений.

 Практические занятия в форме ролевой, деловой игры требуют более тщательной подготовки. За две недели студенты получают установку на проведение игры. Им сообщается тема и цель занятия, а также тема и цель игровой ситуации, указываются литература, нормативно-правовые акты для подготовки к занятию.

 Студенты должны ознакомиться с рекомендуемой литературой и нормативно-правовыми актами, изучить сценарий и усвоить порядок проведения игры, подготовить вопросы и свои предложения если таковые возникли. 

 За несколько дней до игры преподаватель собирает учебную группу и разъясняет студентам цель, задачи, условия, процедуру, время и место проведения, сущность подго­товки к ней, особенности предлагаемых ролей, распределяет роли. По предложению студентов вводятся новые роли, вно­сятся изменения и дополнения в ситуацию. Не исключается, более того поощряется, самовыдвижение студентов на роли, По завершению деловой игры проводиться ее разбор и подведение итогов, которые осуществляют не только преподаватель, но и эксперты из числа студентов группы. Эксперт рас­сматривает уровень подготовленности студентов к деловой игре, кратко анализирует вы­ступления всех участников, отмечая положительные и отри­цательные моменты, дает им оценку. Для того чтобы обеспечить объективность и критичность, экспертам желательно заранее подготовить схему анализа, которая учитывает:

-активность и творчество студентов;

- знание основных конфликтогенов и умение управлять своим поведением;

- умение предупреждать появление конфликтов;

- владение навыками эффективной тактики поведения в конфликтной ситуации в ходе ведения совещания;

- наличие навыков управления собственными эмоциями;

- навыки позитивного влияния на партнеров и умение правильно строить отношения в коллективе.

Экспертом выставляется также оценка учебной группе в целом, она должна быть обоснованна и аргументирована. Остальные эксперты могут согласиться с ней или же высказать свою точку зрения.

Для закрепления знаний, навыков и осуществления текущего контроля преподаватель  в практические занятия  включает решение ситуативных задач по конфликтологии. Для успешного их решения студентам рекомендуется накануне просмотреть теоретический лекционный материал, поскольку задачи даются именно по данной тематике.

 

Планы практических занятий.

 

Модуль 1.

Тема 1. Социально-исторические предпосылки, предшествовавшие возникновению конфликтологии. Современные проблемы развития конфликтологии. (2 часа)

 

1.Теоретические и социально- исторические предпосылки возникновения конфликтологии.

2.В чем суть междисциплинарного подхода к изучению конфликтов?

3.Методы и методологии конфликтологии.

4. Современные проблемы развития конфликтологии.

 

 Рекомендуемая литература:          

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ 2004

2. АнгщповА. Я., ШипиловА. И. Конфликтология. - М 2000.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000

4. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. —1998 г.                                          

5. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. — Ростов-на-Дону 1998 г.

6. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс, 1996.

7. История философии в кратком изложении. — М.:Мысль,1991.

8. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.:Лань, 1999.

9.Конфликтология / сост. И.М. Вельм, Н.Б. Пугачева ,Ижевск, УдГУ, 2006.

10.Конфликтология. /Под.ред. А.Я. Кибанов. М.,ИНФРА-М, 2006.

11.Конфликтология. Социальные кофликты / Под .ред. Т.Н. Кильмашкина . М., ЮНИТИ, 2004.

 

Тема 2. Диагностика конфликта. (решение задач по выявлению структурных элементов конфликта; «КФГ», «КФС», «И» и д.т. (4 часа).

 

 

 Примерная задача:

Студенческая группа 3-го курса по результатам учебы была призна­на лучшей группой института и приказом ректора награждена премией. Через пару дней после этого ректор института застал четырех студентов этой группы курящими на лестничной площадке. Курение в стенах учеб­ного заведения запрещалось. Ректор приказом вынес всем четверым ку­рильщикам выговор за нарушение дисциплины. Когда пришел срок по­лучения премии, оказалось, что этих четырех студентов (кстати, круг­лых отличников) в списке премированных нет. Четверка возмутилась. Группа поддержала своих обиженных товарищей и решила отправить к декану делегацию с просьбой выдать им премию. Декан сказал, что он не может удовлетворить их просьбу. Делегация направилась к ректору. Ректор делегацию принял, но удовлетворить просьбу отказался. Через некоторое время на предпраздничном институтском вечере студенты в капустнике разыграли скетч, в котором декан и ректор были представ­лены в смешном и глуповатом виде. Вскоре после этого староста группы Семенов был снят. Вмененное ему в вину нарушение было незначитель­ным, и студенты решили, что снят он в связи со всей этой историей. Их попытки добиться, чтобы Семенова оставили старостой, ни к чему не привели.

Конфликт налицо. Проанализируем эту ситуацию.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение конфликта.

2. Сформулируйте необходимые и достаточные условия   возникновения конфликта.

3. Чем характеризуется противоборство субъектов социального взаимодействия?

4. Изобразите графически структуру конфликта.

5. Дайте определения основных структурных элементов конфликта: «стороны конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиции конфликтующих сторон».

6. Классифицируйте данный конфликт.

 

Рекомендуемая литература:

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ 2004

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000

3. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 2000 .

4. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления. Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 1997.

 

Модуль2

 

Тема 1 . Социальные конфликты. (4ч.)

 

Занятие 1. Политические конфликты (2 ч.)

 

1. Понятие и типология политического конфликта.

2. Политический режим и социально-политические противоречия в обществе.

3 . Основные способы урегулирования политического конфликта.

 

Рекомендуемая литература:

 

1. Анискевич А. С. Политический конфликт. — Владивосток, 1994.

2.Ворожекин И.Е, Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология.М., 2004.

3.Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М, 1995.

 

4.Конфликтология. под ред. Ратникова В.П. М., 2004.

5.Овчинников В. С. Политические конфликты в международных отношениях и пути их разрешения. — М., 1990.                                                             ,

6. Социачьно-политические конфликты в сфере межнациональных отношений и пути их разрешения. — М., 1990.

 

 

Занятие 2.    Межэтнические конфликты.  ( 2 ч.)

 

1. Понятие «этнос» в социологическом измерении.

2. Источники возникновения межэтнических конфликтов.

3. Нормативные способы урегулирования межэтнических конфликтов.

 

 Рекомендуемая литература:

1. Авксентьев В. А. Этнические конфликты: история и типология.

// Социологические исследования, 1996. — № 12.

2 .Ворожекин И.Е, Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология.М., 2004.

3. Джунусов М. С. Национализм в различных измерениях. — Алма-Ата, 1990.

4. Мацнев А. А. Этнополитические конфликты: природа, типология и пути уре­гулирования. // Социально-политический журнал, 1996. — № 4.

5. Михайлов В. А. Принцип «воронки», или механизм развертывания межэтни­ческого конфликта. // Социологические исследования, 1993. — № 5.

6.Конфликтология. под ред. Ратникова В.П. М., 2004.

 

Тема 2. Конфликты в организации и в сфере управления. (2ч.)

 

                (решение ситуативных задач по конфликтологии)

 

1.Анализ и обсуждение результатов домашней работы по разрешению конфликтной ситуации.

 

Ситуация № 1

 

Григорьев С. был офис-менеджером в компании. Под его руководством было восемь сотрудников. Начальник Григорьев – В. Стерхова , вице-президента корпорации — постепенно стола беспокоить отсутствие Громова в офисе в середине рабочего дня.  Он знал, что Григорьев глубоко погрузился в дела связанные с рекламой компании и связи с общественностью

и не возражал против этого до тех пор, пока это не мешало ему выполнять свои служебные обязанности. Впоследствии, однако, у Стерхова  возникло ощущение, что сотрудники офиса нуждаются в более систематическом и постоянном руководстве при выполнении своей повседневной работы.

В один прекрасный день Стерхова решил вызвать Григорьева и выразить ему свою озабоченность. Произошла следующая беседа:

Стерхов: Сергей, я хочу прямо перейти к делу. Думаю, ты слишком часто отсутствуешь в офисе в рабочее время. Я считаю, тебе нужно находиться здесь, чтобы давать указания своим сотрудникам.

Григорьев: А что, сотрудники жалуются?

Стерхов: Нет, но у меня ощущение, что дела шли бы более гладко, если бы ты был здесь.

Григорьев: Разве работа сотрудников не отвечает требованиям?

Стерхов: Отвечает, но я думаю, они бы работали еще лучше, если бы ты находился здесь весь день.

Григорьев: Я этого не понимаю. Персонал очень опытен. Люди опре­деленно не были бы мне благодарны, если бы я целый день заглядывал бы им через плечо.

Стерхов: Я этого и не предлагаю. Просто я считаю, что твой интерес к работе за последнее время снизился. Я бы хотел видеть тебя в такой же степени интересующимся работой здесь, как и прежде. Если бы ты находился на рабочем месте, возможно, у тебя бы появились идеи о том, как поднять эффективность работы сотрудников.

Стерхов : Я не думаю, что моя общественная деятельность имеет отношение к обсуждаемому вопросу. Единственное, о чем тебе следует беспокоиться, это — удовлетворяет ли руководство моя работа и работа моих сотрудников.

 2. Решение задач в ходе практического занятия по разрешению и выходу из конфликтных ситуаций.

Примерные задачи.

Ситуация № 1

   Всякий раз, когда вы ведете серьезный разговор с одной из ваших подчиненных, критикуете ее работу и спрашиваете, почему она ступает, она отделывается молчанием. Вам это неприятно, вы не понимаете толком, с чем связано ее молчание, воспринимает она критику или нет, вы расстраиваетесь и злитесь. Что же можно предпринять чтобы изменить ситуацию ?   

Ситуация № 2                        

Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоционально. Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний — она расплакалась. Как довести до нее свои соображения?

Ситуация № 3                         

 У вас в подразделении есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе при этом вам кажется, что вы знаете, кто у них неформальный лад Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать «тусовки» прямо на рабочем месте. Вы не знаете, какой интерес их объединяет. Что вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работу?

Ситуация № 4                                       

Вы приняли на работу молодого способного юриста (только что окончившего Институт внешнеэкономических связей, экономики и права), который превосходно справляется с работой. Он провел уже несколько консультаций, и клиенты им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с другими работниками, особенно с обслуживающим персоналом. Вы каждый день получаете такого рода сигналы, а сегодня поступило письменное заявление от вашего секретаря по поводу его грубости. Какие замечания и каким образом необходимо сделать молодому специалисту, чтобы изменить его стиль общения в коллективе?       

Ситуация № 5

 Во время деловой встречи с вами ваш сотрудник из отдела рекламы «вышел из себя», не принимая ваших замечаний по поводу очередного рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести, ведь он подрывает ваш авторитет. Что вы предпримете?

Ситуация № 6

Ваш заместитель очень опытный специалист, он действительно знает работу как «свои пять пальцев», практически он незаменим, когда он рядом  вы уверены, что все будет хорошо. Однако вы знаете, что он бесчувственный человек и никакие «человеческие» проблемы его не интересуют. От этого в коллективе в последнее время стало тревожно, некоторые коллеги собираются подать заявления об уходе, так как он  их обидел. Вы пытались в неформальной беседе с ним обсудить , но он даже не понимает, о чем вы говорите, его интересует только план и прибыль. Как нужно воздействовать на своего заместителя, чтобы изменить его стиль взаимодействия с персоналом? Что вы предпримете?

Рекомендуемая литература:

 

1. Зайцев А. К. Социальный конфликт на предприятии. — Калуга, 1993.

2. Конфликтология. / Под. ред..Б.С. Волков, Н.В. Волкова . М.., Академ. Проект , Трикста, 2005.

3.Конфликтология / сост. И.М. Вельм, Н.Б. Пугачева ,Ижевск, УдГУ, 2006.

4..Конфликтология. /Под.ред. А.Я. Кибанов. М.,ИНФРА-М, 2006.

5.Конфликтология. Социальные кофликты / Под .ред. Т.Н. Кильмашкина . М., ЮНИТИ, 2004.

6.Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления. Ростов н/Д: Феникс, 1997

 Методические рекомендации:

 

1.Для успешного  решения задач студентам рекомендуется накануне просмотреть теоретический лекционный материал, поскольку задачи даются именно по данной тематике.

    2. Задачи решаются подгруппами в составе 2-3 студентов.

 

Тема 3. Социально-трудовые конфликты.(2 часа)

 

1. Сущность, виды, функции трудовых конфликтов.

2.. Способы предупреждения и урегулирования социально-трудовых конфликтов

3.. Правовое обеспечение конфликтного взаимодействия в трудовых спорах и основные пути их разрешения.

 

 

 Рекомендуемая литература:

1.Андреенкова Н. В., Воронченкова Г. А. Развитие трудовых конфликтов в Рос­сии в период перехода к рыночной экономике. // Социологические исследова­ния, 1993. - № 8.

2. Зайцев А. К. Социальный конфликт на предприятии. – Калуга, 1993.

3.Конфликтология ./ Под.ред. О.В. Аллахвердова.. СПб.: Лань, 2001.

4.Конфликтология ./ Под.ред А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов ., М.,ЮНИТИ, 2004.

5. Конфликтология. / Под. ред..Б.С. Волков, Н.В. Волкова. М.., Академ. Проект , Трикста, 2005.

6.Конфликтология / сост. И.М. Вельм, Н.Б. Пугачева, Ижевск, УдГУ, 2006. 7.Конфликтология ./ Под.ред. А.В. Дмитриев . М.,,Гардарики, 2000.

8. Конфликтология. /Под.ред. А.Я. Кибанов. М.,ИНФРА-М, 2006. 9.Конфликтология. Социальные кофликты / Под .ред. Т.Н. Кильмашкина . М., ЮНИТИ, 2004.

 

Нормативные акты:

1. Конституция РФ 1993г.

2.Трудовой кодекс РФ.от 30.12.2001г. с изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 24 июля 2002 г. № 97-ФЗ,
от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ, от 30 июня 2003 г. № 86-ФЗ,
от 27 апреля 2004 г. № 32-ФЗ, от 22 августа 2004 № 122-ФЗ,
от 29 декабря 2004 г. № 201-ФЗ, от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ,
от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ.

3. ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений № 92

 

Тема 4. Семейные конфликты.(2 часа)

 

1..Причины возникновения, типология и структура семейных кон­фликтов.

2. Причины и источники супружеских конфликтов.

3. Способы разрешения супружеских конфликтов.

 

 

Рекомендуемая литература:

1.Антонов А. И. Жизненность семьи. – М., 1990.

2.Антонов А. Н., Борисов В. А. Кризис семьи и пути его преодоления. - М,,

1990.

3.Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996.

4.Гурко Т. А. Трансформация института современной семьи.

 // Социологичес­кие исследования, 1995. — № 10.

5.Конфликтология организаций /Под. ред А.Г. Большаков., М.., Пресс, 2001

6.Сысоенко В. А. Супружеские конфликты. – М., 1989.

7.Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты. – Брест, 1992.

 

Тема 5.  Внутриличностный конфликт. (2ч.)

           Деловая игра-тренинг.

Цель:

- показать студентам механизмы вовлечения челове­ка в состояние внутриличностного конфликта

- развитие и совершенствование умений: прогнозировать развитие конфликтных ситуаций;

- совершенствовать умение предупреждать появление конфликтов;

- развивать и совершенствовать умение выбирать эффективную тактику поведения в конфликтной ситуации,

- развивать навыки управления собственными эмоциями, научить их методам стрессоустойчивости;

-совершенствовать навыки позитивного влияния на партнеров;

- развитие творческих и аналитических способностей у студентов.

Подготовка к деловой игре

Преподаватель собирает учебную группу за несколько дней до игры и разъясняет студентам цель, задачи, условия, процедуру, время и место ее проведения, сущность подго­товки к ней. Студенты должны иметь возможность изучить сценарий и усвоить порядок проведения игры. Прорабатываются особенности предлагаемых ролей. По предложению студентов могут вводиться новые роли, вно­сятся изменения и дополнения в ситуацию. Не исключается самовыдвижение студентов на роли, более того – поощряется.

 

Примерный состав участников деловой игры

 

1. Чиновник — «Ч».

2. Начальник чиновника — «Н».

3. Представитель общественности — «ПО».

4. Проситель — «П».

5. Представитель местной мафии — «М».

6. Жена чиновника — «Ж».

7. Совесть чиновника — «С».

8. Группа экспертов — «Э».

В игре могут принять участие от 7—8 до 30 и более человек.

Примерный сценарий деловой игры.

 

1. Муниципальный отдел по аренде и использованию земли воз­лагает некий чиновник «Ч». Отдел получил распоряжение соответ­ствующих городских властей, запрещающее использование детских спортивных, игровых и иных площадок для каких-либо других це­лей (например, застройки, организации автостоянок и др.). Однако непосредственный начальник чиновника «Н» интерпретирует полу­ченное распоряжение но своему и требует от чиновника дать соот­ветствующие указания на ликвидацию некой детской площадки. Чиновник начинает выполнять указание начальника. Игра начинается с разговора начальника «Н» с чиновником «Ч». Дальнейший порядок игры описан в Установке

2. В это же время к чиновнику на прием приходят посетители:

а) представитель общественности «ПО», который требует соблю­дения закона и восстановления детской площадки;

б) проситель «П», предлагающий взятку за предоставление ему в аренду очищаемой (освобождаемой) территории;

в) представитель местной мафии «М», угрожающий чиновнику расправой, если искомая территория не будет передана его лю­дям.

3. Окончив рабочий день, чиновник идет домой и с ним происхо­дит следующее:

а) диалог со своей совестью «С» по поводу того, что произошло с ним за день;

б) разговор с женой «Ж», которая недовольна его постоянными задер­жками на работе («дети без отца; жена без мужа»). В свою оче­редь, чиновника раздражает то, что его не понимают даже дома в семье.

Разбор деловой игры, подведение итогов

Преподаватель поочередно предоставляет слово экспер­там для дачи заключений. Эксперт первый (5-8 минут): рас­сматривает уровень подготовленности студентов к деловой игре, их активность, творчество и компетентность, конструк­тивность внесенных предложений, кратко анализирует вы­ступления всех участников, отмечая положительные и отри­цательные моменты, дает им оценку. Учитывается:

-активность и творчество студентов;

- знание основных конфликтогенов и умение управлять своим поведение;

- умение предупреждать появление конфликтов;

- владение навыками эффективной тактики поведения в конфликтной ситуации в ходе ведения совещания;

- наличие навыков управления собственными эмоциями;

- навыки позитивного влияния на партнеров и умение правильно строить отношения в коллективе.

Экспертом выставляется также оценка учебной группе в целом, остальные эксперты могут согласиться с первым, дополнить его или же высказать свою точку зрения.

 

Методические рекомендации (для руководителя игры). Игра-тренинг «Внутриличностный конфликт» предполагает высокое эмоционально-психо­логическое напряжение игроков, особенно играющих роль чиновника. В ходе игры необходимо внимательно следить за психологическим со­стоянием «чиновника», а при необходимости останавливать игру и менять роли. В заключение игры необходимо провести «реабилита­цию» всех «чиновников»: сделать всесторонний анализ ситуации и выходов из них; ознакомить всех участников игры со способами за­щиты от фрустрации.

Состав участников деловой игры может изменяться в за­висимости от количества студентов в учебной группе. Воз­можно объединение двух учебных групп, использование предварительной видеозаписи игры – тренинга с участием студентов для группового анализа ситуации.

 

Рекомендуемая литература:

1.Конфликтология ./ Под.ред. О.В. Аллахвердова.. СПб.: Лань, 2001.

2.Конфликтология ./ Под.ред А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов ., М.,ЮНИТИ, 2004.

3. Конфликтология . /Под.ред Е.М. Бабосов .,Мн.., Тетра Системс, 2000

4..Конфликтология. / Под. ред..Б.С. Волков, Н.В. Волкова . М.., Академ. Проект , Трикста, 2005.

5.Конфликтология ./ Под.ред. А.В. Дмитриев . М.,,Гардарики, 2000.

6.Конфликтология / сост. И.М. Вельм, Н.Б. Пугачева ,Ижевск, УдГУ, 2006.

7.Конфликтология. /Под.ред. А.Я. Кибанов. М.,ИНФРА-М, 2006.

8.Конфликтология. Социальные кофликты / Под .ред. Т.Н. Кильмашкина . М., ЮНИТИ, 2004.

 

 





Модуль 3

Тема 1. Насилие в конфликтах.(2 часа)

1. Природа человеческой агрессивности.

2. Насилие как средство доминирования и господства.

3. Насилие как средство защиты.

4. Механизмы ограничения применения насилия в конфликтах.

Рекомендуемая литература:

1.Залысин И. Ю. Насилие как средство власти. / В кн. В контексте конфликтологии. М.,1997.

2.Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). — М., 1994.

3.Конфликтология. / Под. ред..Б.С. Волков, Н.В. Волкова . М.., Академ. Проект , Трикста, 2005.

4.Конфликтология ./ Под.ред. А.В. Дмитриев . М.,,Гардарики, 2000.

5.Назаретян А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. -М.,1995.

 

Тема 2. Технология управления конфликтом (2ч.)

 

1. Прогнозирование и предупреждение конфликтов.

2.  Неюридические методы разрешения урегулирования конфликтов.

3.  Юридические способы завершения конфликтов.

 

Рекомендуемая литература:

1. АнцуповА. Я., ШипиловА. И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 1999. - Разд. VII; VIII.

2. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: Курс лекций. Лек­ция 9. Ростов н/Д: Феникс, 1998.

3. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. Минск: Амалфея, 1998. -С. 238-250.

4. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. СПб.: Лань, 1999. -Гл.12.

5. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и раз­витие организации. М.: Инфра-М, 1996.

6. Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика.  М.: Экмос, 1998.-С. 94-132.

 

 

Тема 3. Переговоры в конфликтных ситуациях. (2) ч.

 

1. Переговоры. Стратегия и тактика переговоров в конфликтных ситуациях.

2. Жесткий стиль переговоров. Противодействие тактике жесткого стиля переговоров.

3. Сущность и условия применения мягкого стиля переговоров.

4. Переговоры в ситуациях острого конфликта.

 

Рекомендуемая литература:

1.Андреенкова Н. В., Воронченкова Г. А. Развитие трудовых конфликтов в Рос­сии в период перехода к рыночной экономике. // Социологические исследова­ния, 1993. - № 8.

2.Бройниг Г. Руководство по ведению переговоров. М., 1996.

3. Зайцев А. К. Социальный конфликт на предприятии. — Калуга, 1993. 4.Кпррас Ч.Л. Искусство ведения переговоров: как достичь желаемого результата. М., 1997.

5.Конфликтология ./ Под.ред. О.В. Аллахвердова.. СПб.: Лань, 2001.

6.Конфликтология ./ Под.ред А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов ., М.,ЮНИТИ, 2004.

7. Конфликтология. / Под. ред..Б.С. Волков, Н.В. Волкова . М.., Академ. Проект , Трикста, 2005.

8.Конфликтология / сост. И.М. Вельм, Н.Б. Пугачева ,Ижевск, УдГУ, 2006.

9.Конфликтология ./ Под.ред. А.В. Дмитриев . М.,,Гардарики, 2000.

 

  Нормативные акты:

1. Уголовный кодекс РФ.

 2.. ФЗ «О борьбе с терроризмом» от 25.06. 1998 г.

3. ФЗ «О противодействии терроризму» от 16.13.2006 г.

4. Указ Президента РФ от 07.03. 1996г. «О мерах по усилению борьбы с терроризмом»










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...