Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержание курса лекционных занятий.Стр 1 из 4Следующая ⇒
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»
Направление подготовки 030900 Юриспруденция
Профиль подготовки 030910,030911, 030912. 030913
Степень выпускника БАКАЛАВР
Форма обучения очная
Составитель рабочей программы Сараева Ф.К
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры протокол № 9 от 30.03.2011
Ижевск 2011 Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), представляющий собой совокупность требований, обязательных для реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 030900 Юриспруденция образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации. Составитель рабочей программы Сараева Ф.К.
Цель и задачи освоения дисциплины Дисциплина изучается на основе и в тесной связи с учебными дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла раскрывающими конфликтологические аспекты в правовой, управленческой и педагогической сферах. Целью освоения дисциплины Конфликтология является: формирование базовых представлениях о конфликте как социальном явлении, его природе и механизмах возникновения, развитая и завершения конфликтов; приобретение необходимых знаний, навыков и умения управления конфликтами для успешного осуществления нормотворческой, правоприменительной, педагогической, правоохранительной, экспертно-консультационной, профессиональной деятельности.
Задачиосвоения дисциплины: - систематизация междисциплинарных конфликтологических представлений студентов, - формирование навыков анализа, моделирования развитие конфликтной ситуации, применения на практике методы и приемы профилактики, управления и разрешения конфликтов. - совершенствование умения студентов самостоятельно осваивать прикладные конфликтологические знания для работы к конкретной сфере юридической практики.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина входит в цикл ГСЭ., профессиональная часть.ООП бакалавриата. Дисциплина адресована студентам бакалавриата по направлению подготовки 030900 Юриспруденция, 1 год обучения.
Успешное освоение дисциплины позволяет перейти к изучению Профессиональной этики, Безопасности жизнедеятельности в цикле ГСЭ (базовая и вариативная части), Гражданского права, Трудового права, Уголовного права, Административного права, Экологического права, Международного права, Криминалистики в профессиональном цикле базовой и вариативной части ООП. Программа дисциплины построена в виде последовательного изложения теоретического материала, закрепляемого на практических занятиях. Основу курса составляют 3 модуля. Модуль 1. Теоретически основы и методы конфликтологии. Модуль 2. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия. Внутриличностные конфликты. Модуль 3. Технология предупреждения и управления конфликтами. Компетенции обучающегося формируемые в результате освоения дисциплины.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): -осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); -владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); - обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); - имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); -стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); -способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); - способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); - способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества (ОК-10);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- о природе конфликта, научных основах междисциплинарного подхода к изучению конфликта; - о причинах различных социальных конфликтов и особенности их протекания - о закономерностях конфликтного и неконфликтного поведения; -о истории медиации как методе альтернативного разрешения споров и его правовом регулировании в России и в зарубежных странах. - о возможностях управления нестандартной ситуацией и оказания позитивного влияния на окружающих.
- распознавать модели поведения, закономерно приводящие партнеров по общению к эскалации противоборства; - прогнозировать развитие внутри и межкорпоративных конфликтных ситуаций; - предупреждать появление нежелательных конфликтов; - выбирать наиболее эффективную тактику поведения в нестандартной ситуации.
- навыками научного анализа конфликтов различных уровней; - навыками позитивного влияния на партнеров и успешного ведения переговоров; -навыками постановки управленческих целей и их эффективного достижения; - навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения конфликтности; - навыками неконфликтного поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета; - навыками управления эмоциональными переживаниями; - навыками профилактики, управления, конструктивного подхода к разрешению конфликтов; - навыками поведения в стрессовой ситуации.
Структура дисциплины по видам учебной работы, соотношение тем И формируемых компетенций
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часов.
Содержание дисциплины Содержание курса лекционных занятий.
Модуль 1 Лекция 1.1. Наука конфликтология: история возникновения и развития, предмет, задачи, методы. Связь конфликтологии с другими науками. (2часа) Общее понятие конфликта. О конфликте - древние философы ( Хилон, Перианд,Гераклит). Интерес к разработке общей концепции конфликта в социологии к концу 1950-х гг. Развитие конфликтологии в США и Европе в конце Х1Хв. Конфликтология в России. Этапы развития конфликтологии в России. Конфликтология в настоящее время как самостоятельная научная дисциплина. Объект и предмет науки конфликтологии. Задачи конфликтологии - познавательно-теоретические и утилитарно-практические. Основные вопросы конфликтологии, комплекс понятий и проблем. Комплексный характер конфликтологии, связь с другими науками. Задачи курса конфликтологии для бакалавров юридического факультета в вузе.
Лекция 1.2. Механизм возникновения конфликта, ее динамика и структура. Типология конфликтов. (2часа) Теории механизмов возникновения конфликтов. Формулы конфликта. Понятия: конфликтогены, конфликтная ситуация, инцидент. Динамика конфликта, ее основные формы. Объективные и субъективные факторы в конфликте. Процесс развития конфликта. Стадии конфликта: предконфликтная, инцидент, эскалация, кульминация, завершение Постконфликтная ситуация, ее характеристика и особенности. Структурные элементы конфликта. Типология конфликтов.
Модуль 2 Лекция 2.1. Социальные конфликты. (2 часа) Понятие конфликтов в обществе. Нормативное регулирование конфликтов. Общество и природа. Социальный конфликт: его субъекты, предмет, управление. Экономический конфликт: субъекты, предмет, управление. Политический конфликт: субъекты, предмет, управление. Конфликты в духовной сфере общества (духовные конфликты): субъекты, предмет, управление. Юридические конфликты.
Лекция 2.2. Конфликты в организации и в сфере управления». (2 часа) Понятие «организация», внешняя и внутренняя среда организации. Конфликт в организации и его субъекты. Классификация и анализ конфликта по составу сторон (межличностные, межгрупповые, группа—личность). Источники конфликта в организации и в сфере управления. Структурные конфликты. Инновационные конфликты. Позиционные конфликты. Конфликты справедливости. Конфликт ресурсов. Динамические конфликты. Профилактика и управление конфликтами в организации и в сфере управления. Способы разрешения конфликтов данной категории.
Лекция 2.3. Межличностные конфликты. Конфликтные личности. (2 часа) Понятие межличностного конфликта и его особенности. Содержательный и психологический аспекты межличностного конфликта. Причины межличностных конфликтов. Классификация межличностных конфликтов: по сферам существования, по своему эффекту и функциональным последствиям, по критерию реальности. Конфликтные личности. Конфликты на предварительном следствии, анализ типичных следственных ситуаций конфликта. Конфликты в организованной преступной группировке (ОПГ). Профилактика и управление межличностными конфликтами.
Лекция 2.4. Внутриличностные конфликты. (2 часа) Понятие внутриличностного конфликта, его особенности и специфика. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов. Постфрейдистские концепции внутриличностных конфликтов: А.Адлер, К. Юнг, Э.Фромм . Стадии психосоциального развития по Э. Эриксону. Ролевые конфликты. Уровень притязаний. Когнитивный диссонанс. Внутриличностный конфликт и защитные механизмы при его возникновении. Внутриличностный конфликт и суицидальное поведение. Способы разрешения внутриличностных конфликтов.
Модуль3. Лекция 3.1. Поведение личности в конфликте. Технология управления конфликтом. (2 часа) Поведение личности с точки зрения конфликтологии. Основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивная, деструктивная и конформистская. Поведенческие стратегии мужчин и женщин в конфликтных ситуациях. Гендерный аспект речевого поведения в конфликте. Пять основных стратегий человеческого поведения в конфликтной ситуации, их характеристика и анализ тактики поведения. Технологии рационального поведения в конфликте. Приемы и правила управления эмоциями в процессе разрешения конфликта
Лекция 3.2. Медиация: история возникновения, основные принципы и методы. Стадии медиации. (2 часа). Понятие медиации. История медиации как метода альтернативного разрешения споров. Особенности и различия между разрешением конфликтов в суде и их разрешение с помощью медиации. Правовое регулирование медиации в России и в зарубежных странах. Основные методы и принципы медиации. Функции медиатора. Стадии медиации. Работа медиатора по разрешению конфликта в организации. Медиация в межгрупповых конфликтах.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 174. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |