Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ситуационные определения основных эмоций и чувств.




Удовольствие – чувство, возникающее от удовлетворения стремлений. Составляет основу всех положительных чувств,

Неудовольствие – чувство, противоположное предыдущему, и возникающее от неудовлетворения стремлений. Лежит в основе всех отрицательных чувств.

Горе – чувство, возникающее от осознания невозвратимой утраты, например, потери близкого человека,

Отчаяние – бурное кратковременное переживание горя, возникает при полной невозможности или неспособности найти выход из создавшегося положения.

Блаженство – аффект удовольствия главным образом при удовлетворении органических потребностей.

Тоска – смешанное чувство, включающее я себя тревогу, печаль и скуку.

Печаль (грусть); а) горе, притуплённое временем; б) чувство, возникающее при длительном отсутствии приятных переживаний, при временной утрате близкого человека (разлука), или даже при полной потере объекта привязанности, если привязанность не была слишком сильной.

Обида – чувство, возникающее при неудовлетворении желания, на которое имеется бесспорное право. Препятствием к удовлетворению служит человек, на которого и направляется обида. Если препятствие не связано с чьей-то волей, то возникает чувство досады. Обида может перейти в гнев и возмущение, т. е., в более активные чувства.

Чувство оскорбления возникает в ситуациях, которые воспринимаются человеком как унизительные для его достоинства. Легко переходят в злобу, презрение или ненависть.

Огорчение – чувство, причиненное однократным неудовлетворением желания, если эта неудовлетворенность не имеет характера безнадежности, оставляет просвет на будущее.

Тревога – смутно-неопределенное чувство надвигающейся опасности. Выражается в обострении восприятий, в повышении скорости реакций, в сужении объема связей с внешним миром,

Чувство облегчения – антипод чувства тревоги, переживается лишь по контрасту с ним.

Боязнь – длительное чувство ожидания неудовольствия, неприятности. Выражается в том, что любое впечатление истолковывается как несущее опасность,

Испуг – чувство, возникающее при внезапном восприятии опасности. Выражается в кратковременной блокаде мыслей и речи.

Страх – чувство, возникающее в результате работы воображения, предвосхищающего опасность и страдания, Неопределенность опасности усиливает страх. Длительный страх порождает ненависть.

Чувство безопасности – переживается по контрасту с чувством страха, когда ситуация изменилась и оценивается, как не содержащая угрозы,

Ужас – аффект, бурное кратковременное переживание страха, выражается в неспособности контролировать свои слова и поступки.

Жалость – чувство, вызванное страданием другого человека или животного. В основе его лежит, во-первых, привязанность к страдающему, а во-вторых, работа воображения, мысленный «перенос страдания на себя».

Умиление – чувство, которое испытывается, как правило, по отношению к более слабым существам (людям или животным), когда они проявляют неожиданно высокие моральные стандарты в поведении или догадливость. Умиление может быть направлено и на самого себя

Сочувствие – чувство, сходное с жалостью, вызывается переживаниями других людей, При отрицательных переживаниях выражается желанием облегчить их (сострадание), при положительных – в одобрении.

Сожаление – чувство, возникающее от сознания собственного упущения в удовлетворении желания (это чувство близко к досаде).

Досада – реакция, возникающая вслед за чувством неудовольствия, если последнее усилено неожиданностью, контрастом с тем, что ожидалось. Если не на кого направить чувство досады, то оно направляется на самого себя и связывается с мыслями о потерянном времени и о неправильном выборе пути к достижению, цели (если была возможность выбора).

Гнев – сильное чувство, направленное против человека (или группы), причинившего значительный ущерб. Выражается в стремлении к насильственным действиям, а при необходимости затормозить их – в угрозах и бранных словах.

Ярость – аффект, бурное кратковременное переживание гнева. Выражается в потере самоконтроля и разрушительных тенденциях.

Возмущение – чувство, вызываемое грубыми нарушениями и отклонениями от общепринятых стандартов социального поведения,

Ненависть – длительное чувство, направленное против человека или группы людей, систематически препятствующих удовлетворению желаний. Выражается стремлением устранить (даже уничтожить) объект ненависти, а если это невозможно – самому удалиться, дабы не общаться с ним. Бывает и такой парадокс – чувство ненависти возникает у человека по отношению к людям, которых он сам незаслуженно обидел и к которым был жесток. Возможно, это механизм психической компенсации, самооправдания, вытеснения неприятных чувств раскаяния и стыда.

Зависть – чувство, возникающее при успехе или удаче другого лица и сравнения этого успеха с собственными неудачами в аналогичных ситуациях. Выражается в тенденции приуменьшить успех и заслуги другого, подыскать им обоснование, не связанное с его заслугами, а зависящее от счастливого стечения обстоятельств («повезло»); в стремлении отыскать у

него любые недостатки и промахи, вплоть до физических недостатков. Чувство зависти может перейти в ненависть.

3лоба – активная, но кратковременная вспышка ненависти и зависти к человеку или целой группе. Выражается в стремлении причинить им немедленный ущерб и страдание.

Злорадство – чувство удовлетворенной злобы, возникающее при неудаче или несчастье другого человека. Это чувство противоположно жалости,

Чувство удовлетворенной мести возникает в ситуациях, когда человеку удается своими руками, самому нанести ущерб обидчику и оскорбителю, вплоть до его физического уничтожения.

Злость – чувство, возникающее от сознания собственного бессилия в удовлетворении данного желания.
Уныние – чувство, возникающее от сознания безнадежности в достижении данной цели, в удовлетворении данного желания. Выражается в апатии, в снижении активности, а это еще больше усиливает уныние по механизму «порочного круга».

Скука – чувство, возникающее от неудовлетворения врожденного стремления к деятельности. Иногда выражается в бессмысленных словах и поступках с целью «убить время», и порой толкает человека на неожиданные решения и немотивированные действия, хотя человек оценивает их опасность и пагубность.
Ревность – чувство неуверенности в отношении любви и верности, связанное с оскорбленным самолюбием.

Уважение – чувство, возникающее в результате высокой оценки достоинств или достижении человека или группы людей. Уважение имеет много градаций – от легкого почтения до благоговения.

Любовь (половая) – стремление к духовной и физической близости с определенным представителем противоположного пола.

Любовь (привязанность) – стремление к заботе и общению с каким-либо субъектом, продиктованное отчасти привычкой, отчасти общностью интересов.

Симпатия (приязнь) – чувство доброжелательства, возникающее по отношению к людям или животным, общение с которыми приятно, доставляет удовольствие. Чувство это безотчетно, на первых порах человек не может объяснить причины своих симпатий. Симпатия может быть мимолетной, а может перейти в прочную привязанность.

Неприязнь (антипатия) – чувство, противоположное предыдущему. Может перейти в ненависть или презрение.

Нежность – чувство, возникающее к объекту симпатии или любви, как осознанная потребность оградить его от неприятностей и страданий, доставить ему радость – ничего не требуя взамен.

Недоверие – безотчетное чувство, когда по малозаметным штрихам поведения другого человека делается подсознательное обобщающее заключение о его неискренности, неправдивости, или даже скрытых враждебных намерениях.

Доверие – чувство, противоположное предыдущему, Легко переходит в чувство симпатии (приязни).

Удивление – чувство, возникающее при несоответствии реальной ситуации и той, которая ожидалась, была нарисована воображением. Выражается в попытках согласовать нынешнюю ситуацию с прежним жизненным опытом.

Изумление – аффект удивления.

Любопытство – стремление узнать, увидеть что-либо новое,

Радость – чувство, возникающее при систематическом удовлетворении стремлений и желаний; либо при удовлетворении одного, но в данной ситуации доминирующего желания. Радость является антиподом печали.

Ликование – сильное и длительное чувство радости,

Восторг – бурное кратковременное переживание радости (антипод восторга –отчаяние).

Гордость – чувство удовлетворения успехом, когда успех явился результатом значительных усилий, а достижение его было трудным и далеко не очевидным, когда другим людям в подобной ситуации не удавалось добиться успеха. Если человек – член группы или сообщества, то он гордится успехами сотоварищей, успехами группы или коллектива.

Самодовольство – чувство по содержанию своему приближается к гордости, но возникает без достаточных оснований у людей, лишенных критического отношения к себе и склонных к переоценке своих достоинств, талантов и успехов. Вызывает насмешки и враждебность окружающих. (Если гордость направлена на достигнутый результат, то самодовольство – на самого себя).

Удовлетворенность собой – чувство, которое является самой общей, положительной оценкой своих действий, поступков, физического облика и умственных способностей.

Неудовлетворенность собой – антипод предыдущего чувства, в том смысле, что оценка отрицательная, Может перейти в сожаление, досаду, печаль, раскаяние, угрызения совести. Может стать одним из компонентов формирования комплекса неполноценности.

Неуверенность (сомнение): а) чувство, возникающее в альтернативных ситуациях и связанное с трудностями выбора, с трудностями предвидеть последствия своего решения; б) чувство, возникающее при оценке противоречивых, взаимоисключающих сведений, когда нет четких оснований принять одну версию и отвергнуть остальные.

Уверенность – чувство, противоположное предыдущему, особенно остро ощущается при его устраненииСтыд – чувство, возникающее при оценке своих поступков, если поступки противоречат принятым нормам порядочности, несовместимы с самоуважением и достоинством. Может быть стыд перед собой и стыд перед другими. Последний выражается в стремлении скрыть предосудительное

действие. Чувство стыда имеет много градаций – от легкого смущения до жгучего, невыносимого «чувства позорам, приводящего иной раз к самоубийству. Чувству стыда принадлежит важнейшая роль в формировании личности.

Растерянность – чувство, вызванное необходимостью принять решение во внезапно изменившейся обстановке. Появляется в суетливости, неустойчивости внимания и нарушении логики.

Презрение – чувство, возникающее по отношению к другим людям и выражающее сознаний неизмеримого собственного превосходства – морального, социального, умственного или даже физического,

Восхищение – чувство высшего одобрения и удовлетворения при восприятии и оценке людей или событий, Восхищение легко переходит в восторг.

Отвращение – неприятное чувство, связанное с некоторыми типами физических раздражителей (некоторые виды животных и насекомых, запахи). При высоком уровне нравственного воспитания это чувство может быть вызвано и поведением людей – поступками, противоречащими нормам морали.

Омерзение – аффект отвращения, гадливости. неоправдавшиеся ожидания. Чувство это обычно переходит в огорчение или досаду.

Горечь – смешанное чувство, соединяющее в себе обиду и разочарование.

Благодарность (признательность) – чувство, возникающее по отношению к людям, оказавшим внимание, услугу и т, д. Выражается в стремлении отплатить добром за добро. Однако это чувство оказывается нередко мимолетным, нестойким чувством. Что же касается отношения к благодетелям, то оно нередко носит двойственный характер и включает в себя элемент скрытой враждебности, проистекающей из чувства зависимости, унижения и обиды.

Раскаяние – мучительное сожаление о содеянном поступке.

Угрызения совести – сложное чувство, состоящее из следующих слагаемых: а) осознание своей вины; б) чувство сострадания; в) чувство раскаяния.

Спокойная совесть – чувство, противоположное предыдущему, переживается лишь по контрасту с ним.

Нетерпение – неприятное чувство, которое появляется при отсрочке, задержке исполнения желаний.

Предвкушение – приятное чувство ожидания предстоящего удовольствия, исполнения желаний. Зачастую бывает приятнее самого исполнения, и потому люди иногда преднамеренно его продлевают, «растягивают».

Безразличие (равнодушие) – чувство, возникающее в ситуациях, которые не затрагивают ни одно из основных влечений человека (хотя такая оценка может оказаться ошибочной). Это состояние отличается устойчивостью, инертностью.

Спокойно-созерцательное состояние – чувство, отличающееся от предыдущего некоторой активностью врожденного стремления узнать и увидеть что-либо новое, большей готовностью к восприятию, меньшей устойчивостью – оно легче переходит в другие чувства(Лук А.Н.)

Затем педагог говорит о том, что все эмоции невозможно описать. Слишком они «чувственны» слишком «индивидуальны» и предлагает пофантазировать на занятии о том, какое лицо у той или иной эмоции.

Для этого он предлагает детям выполнить несколько заданий.

Упражнение 1. «Ищи героя». Детям (по группам или индивидуально)предлагается вспомнить сказочных (или других) персонажей или героев, которые можно ассоциировать с той или иной эмоцией или чувством.

Упражнение 2. «Краски эмоций»

Участники индивидуально выбирают какую-либо эмоцию или чувство и пытаются выразить её каким-либо цветом. Затем обсуждается, почему эмоция вызывает ассоциацию с определенным цветом.

Упражнение 3. «Телефон эмоций». Участники встают в колонну по одному. Ведущий загадывает эмоции и называет её первому участнику. Он поворачивает к себе следующего игрока и жестами и мимикой пытается «передать» загаданную эмоцию. Последний отгадывает в слух. Обсуждается в группе…

Упражнение 5. «Маска эмоций» (можно как домашнее задание). Предложите детям (по группам иди индивидуально) изготовить (или нарисовать)маску эмоций (самой разной формы). Устройте выставку детских работ и обсуждение.

Упражнение 6. «Угадай-ка». Водящий выходит за дверь. Ведущий загадывает группе эмоцию или чувство. Группа жестами мимикой «показывает» водящему, а он пытается угадать её. Можно наоборот – эмоция «загадывается» водящему а группа угадывает. Общее обсуждение.

Упражнение 7. «Если бы я был». Попросите детей представить, какие эмоции они испытали бы, если бы:

o Был(а) ветром

o Был(а) звездой

o Если оказался на Луне

o Если был(а) травой

o Если был(а) бы кошкой

· Если оказался(ась) в прекрасном замке

· Если бы был(а) ручьем

· Если бы оказался(ась) под грибным дождем и др.

Упражнение можно драматизировать (с помощью пантомимы показать действие и вызванное чувство). Обсуждается в группе.

Упражнение 8. «С разными чувствами».

Произнести фразу (традиционно «Какая я красивая») глядясь в зеркало с разными чувствами и интонациями – кто больше.

Упражнение 9. «Дотронься, до…». Педагог предлагает детям «ощутить» эмоции. Для этого под релаксационную музыку, закрыв глаза, дети представляют, какие чувства они испытали бы, если бы дотронулись до

· Счастья

· Радости

· Грусти

· Боли

· Печали

· Удовольствия

· Нежности

· Возникшие тактильные ощущения обсуждаются в группе.

Рефлексия: оценка «эмоционального» состояния какой-либо эмоцией (живьем или отметкой напротив выставленных масок).

Педагог предлагает продолжить разговор о человеческих чувствах и эмоциях. Он говорит о том, что любая эмоция «проявляется» у человека через поступки, определенное поведение и прежде всего, через мимику лица, жесты и др. при этом иногда это не зависит от человека (страх – мы вздрагиваем, печаль – плачем и др.) в целом же эмоции и чувства влияют на наше настроение. Педагог предлагает детям описать, как «внешне» проявляются у них те или иные чувства.

 На следующем занятии педагог предлагает научиться управлять эмоциями. Для этого, вы должны уметь следующее:

· Вызывать эмоцию.

· Вызывать ее по желанию в любом контексте.

· Удерживать ее нужное время (а не только вошел- вышел).

· Выходить из нее (для некоторых эмоций это гораздо важнее, чем входить).

· Произвольно управлять ее интенсивностью (например, умение радоваться слабо, сильно и очень сильно).

· Отделять одну эмоцию от другой

Педагог предлагает провести ряд тренинговых упражнений, которые помогут участникам «осознать» варианты такого проявления эмоций (узнать «себя» получше, поподробнее.)

 «Эмоциональный день». Педагог предлагает детям вспомнить свой сегодняшний (вчерашний день) по «времени» и событиям. Затем напротив каждого события и ситуации (важны даже самые мелкие детали – разговор с подружкой, вкус обеда, погода на улице) нужно записать эмоциональный отклик (что чувствовал, когда переживал это событие). В результате получиться «цепочка» эмоций 1 дня, по которой можно проанализировать общий эмоциональный настрой (выявить причины плохого или хорошего настроения). Обсуждается в группе.

 «День чувств» (день настроения)Участникам предлагается представить, что у него исчезли все чувства, кроме какой-то одной эмоции. Предлагается «описать» свой обычный день, но при постоянном присутствии этой эмоции. Можно изменить задачу. События дня описываются сначала с 1 положительной эмоцией (любовь), а потом этот же день – с отрицательной эмоцией (ненависть, раздражение). Попросите детей сделать возможные выводы такого дня, (что удастся сделать, какие возникнут проблемы и др.). Затем идет обсуждение в группе.

 «Эмоции по дороге». Во время этого упражнения сначала дети вновь описывают свой день (или придумывают день), на этот раз с тщательным указанием всех возможных людей, с которыми они в этот день контактируют (в семье, в школе, на улице). Затем все «встречающиеся на дороге2 дня люди наделяются какой-либо эмоцией и «день проживается ещё раз» (можно попробовать разные эмоции). Затем обсуждается в группе (как важно, чтобы, контактируя с людьми) эмоции были положительными.

 «Путь эмоций».Предложите детям «нарисовать» (описать) путь эмоций: начать с 1 и выстроить по порядку – какие эмоции могут сменять одна другую и почему, какие события заставляют двигаться эмоции. Групповые обсуждения.

. «1, 2, 3». По команде ведущего дети меняют свои эмоции (внутренне «переживают» состояние характерное для той или иной эмоции). Затем в группе обсуждается, легко ли это сделать, какие воспоминания и мысли помогли «менять» настроение и эмоциональный настрой.

 «5 минут с эмоцией» (с чувством).Предложите детям «задать» вопросы какой-либо эмоции (можно просто порассуждать можно попросить кого-то из детей, сыграть роль той или иной эмоции или чувства).

Возможные вопросы:

Ø Какими качествами ты наделяешь человека (как заставляешь поступать)?

Ø Что было бы, если тебя «вообще» не было?

Ø Стоит ли тебя «иметь» в эмоциональном облике?

Ø Как ты помогаешь или мешаешь человеку?

Ø В чем твои + и –

Ø Когда ты мешаешь человеку, а когда помогаешь человеку?

Рефлексия: «цветограмма» (оценка, собственной деятельности «в цвете» - «активной работы», «что узнал нового», «что было интересного» - обсуждается в группе).

 

На следующем занятии педагог говорит, что иногда возникшие отрицательные эмоции негативно влияют на наши поступки, поведение, заставляют совершать действия в других обстоятельствах нам не характерные. Наша задача попробовать выработать «личные» рекомендации по сдерживанию реакции и улучшению настроения.

 «Волшебное средство». Попросите детей подумать и определить, что может «сдержать» проявление негативной эмоции или «усилить» положительную, как можно исправить плохое настроение (музыка, еда, общение, любимое дело и др.). обсуждается в группе. Затем в таблице записываются, индивидуальные рецепты и средства. Затем вновь обсуждение в группе (важно знать, как исправить настроение друг друга, поднять эмоциональное состояние товарищей)

 «Я могу».Упражнение – продолжение предыдущего. Участники делятся своими рецептами с другими и рассказывают, что они могут сделать чтобы «исправить» настроение других людей (или, по крайней мере, что можно посоветовать). Можно построить по другой схеме: учитель диктует эмоции, а дети на листочках записывают, как они могут их «контролировать» или поддерживать у себя.

 «+ на –». Упражнение продолжает тренинг «контроля эмоций». Детям предлагается придумать, а затем обсудить ситуации, когда они хотели бы изменить свои эмоции (с положительной на отрицательную) или вообще по другому отреагировать. Обсуждается, что для этого надо, и как бы изменилась возникшая ситуация (избежание конфликта, ссоры и др.).

 «Градусник эмоций». Предложите детям внутри себя «измерить» возможное проявление эмоций (от неприятных до ненавистных, от боязни до трусости, от удовольствия до счастья). Обсуждаются возникшие чувства и «приемы» (мысли, представления) возникающие при упражнении.

 «Школа чувств» (работа в группах). Предложите детям приготовить и провести урок в школе чувств (урок радости, любви, сострадания, терпения, храбрости и др.). При работе предложите детям использовать характеристики эмоции, обсудить, что может «дать» (чему научить) та или иная эмоция. Главная идея таких уроков – научиться «эмоции», чувству понять значение её «открытого» проявления и др. групповое обсуждение возникших мыслей идей отношений к таким урокам хорошо, если «уроки» в деятельности будут переноситься в общество (например, научиться радовать не только себя, но и свою семью, своих друзей – как это сделать).

 «Тренировка настроения». Предложите детям «по цепочке» почувствовать настроение (см. каточки).

· Шаловливое

· Теплое

· Серьезное и др.

 

В заключительный этап работы можно провести праздник «Мастера эмоций» или «Акция Хорошее настроение».

Педагог в стартовой беседе нацеливает детей на то, что каждая личность, сосуществуя с другими людьми «влияет» на настроение и поступки окружающих (некоторые упражнения, на занятиях это очень четко проиллюстрировали). Задание -«принести» людям хорошее настроение. Для этого предлагается организовать какую-либо деятельность, способствующую эмоциональному отклику окружающих людей (семьи, соседей, класса, учителей, других людей). При этом такая акция не обязательно только акция радости или хорошего настроения. Предложите детям попробовать «вызвать» у людей другие положительные эмоции (сострадание, удовольствие, сопереживание, нежность, гордость и др.). Для возникновения первоначальных идей можно сначала провести «вертушку» идей:

Дети в группах на специальных ватмановских листах выписывают по 4-5 важных, на взгляд эмоции, «мастером» которых они могут стать. Затем, каждая группа на ватмане записывает предложения по поводу, улучшения эмоции, затем ватман передается другой группе и т. д.

На следующем этапе участники ещё раз обсуждают цели акции и возможные формы деятельности. Важно, чтобы каждый понял, что акция не должна носить масштабный характер, она вполне может касаться 1-2 человека. Она может также «изменить» общее отношение какой-то группы к проблеме, «натолкнуть» на деятельность (например, гордость за «свой» дом – к субботнику в подъезд и др.).

На подготовку и проведение акции дается 2-3 недели по её окончании проводится презентация проектов и их общественная оценка.

 



Идея №14.

«Создадим рецепт радости»

 

На этом занятии детям предлагается обобщить все свои знания о своих ощущениях с одной стороны и научить управлять своим состоянием

 «Кто похвалит себя лучше всех или памятка на «черный день».Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостны события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы. «Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.

  • «Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.
  • «Мои достижения»:в этой графе записываются достижения

участника в любой области.

Ведущий на свое усмотрение (в зависимости от уровня доверия в группе) предлагает членам группы зачитать свои памятки.

Заполненные памятки остаются у участников

Педагог напоминает, что во время занятия мы выясним, что музыка, вкус, запах, цвет может менять настроение человека. Предложите детям придумать рецепт хорошего настроения и радости. Затем обсудите это в группе.

 

 

  болезнь Рекомендуемые процедуры Рекомендуемые процедуры Рекомендуемые процедуры
    Вкус, запах цвет звук
  Когда мне грустно      
  Когда мне страшно      
  Когда я злюсь      
  Когда я раздражен      
  Когда я ленюсь      
  Когда я устал      

 

 

Идея 15.

 Орешек знаний тверд, но мы не привыкли отступать

 « Как научиться думать или «Мыслю, значит, существую»

Следующий несколько идей связаны с необходимостью работы классного руководителя по формированию общеучебных навыков и компетентностей учащихся.

В стартовой беседе педагог формирует представления детей о том, что восприятия человеком мира было бы бесполезно, если бы человек не владел еще одной группой психических свойств: мышлением, вниманием, памятью. Человеку каждый день пришлось бы «открывать» для себя мир, если бы он не был способен к запоминанию и воспроизведению (память), анализу, синтезу, общению (мышление), наблюдению. Педагог говорит, что эти психологические свойства – один из важнейших компонентов личности, их развитость лежит в основе успеха личности. Затем педагог предлагает вспомнить несколько заданий, которые дадут «в целом» представить, что такое память, мышление, внимание.

 «Самый памятный день». Участникам предлагается вспомнить «в деталях» и записать события какого-либо памятного для них дня. Педагог обращает внимание на описание именно деталей (одежда, интерьер, и др.). Затем педагог просит вспомнить любой другой день (хотя бы «позавчера») и попытаться описать его «детали» (избирательная память на важные для человека события).

«Запомни».Работа в парах. Дети внимательно в течении 30 секунд смотрят друг на друга. Затем поворачиваются спинами и перечисляют все, что запомнили из одежды друг друга (цвет, количество пуговиц и др.)

«Индивидуальный тренинг памяти» На столе раскладываются 10-12 предметов, участнику дается возможность в течении 15-30 секунд посмотреть и запомнить предметы. Затем игрок отворачивается и называет запомнившиеся предметы.

 «Снежный ком» с жестами. В кругу дети называют свое имя и делают жест (рука вверх, приседание, наклон и др.). Следующий игрок повторяет имя, все движения и добавляет свое.

 «Внимание»

Вспомнить, сколько деревьев в школьно саду

         Сколько картин в классной комнате.

         Сколько перекрестков по дороге домой

         Сколько колонок в школьном расписании

         Сколько ступенек на школьной лестнице

         Сколько кустов роз в саду

         Как одет сегодня учитель…

         Как выглядит манекен в витрине магазина

Как выглядит дверь в школу

Какие номера домов по дороге в школу

         Какая обивка стульев в школьной столовой

Какие занавески в комнате завуча.

 «Числовой ряд». Дети сидят в кругу и считают по очереди то 1 до 100. игрок, на которого приходятся 1) числа кратные (делящиеся на) 3

2) содержащие цифру 2

                                               3) делящиеся на 2

говорит, свое число вставая.

 «Пишущая машина». – игроки садятся в круг, каждый имеет в руках карточки с буквами алфавита (1 или 2). Ведущий читает (сначала слова, затем короткие фразы). Игроки «составляют их, вставая и показывая букву.

 «9 палочек». Играют двое. Перед ними 9 палочек. По-очереди убирают палочки (можно убирать 2 или 3). Задача – не остаться с последней палочкой.

 «Последний герой». Играют 4-6 человек на полу – квадраты бумаги, на одной стороне – метки. Они сложены в прямоугольник. Игроки встают с разных сторон, и по-очереди делают ход, переворачивая квадрат и переступая на него. Задача – остаться до конца игры.

 

Обсуждаются вопросы:

· Что знаете о своей памяти, мышлении?

· Какие проблемы возникают при запоминании?

· Что труднее всего запоминать?

· Какие трудности в учебе возникают из-за этого ?

На следующем этапе по группам изучаются приемы запоминания и разрабатываются памятки- рекомендации по развитию памяти и приемам запоминания. Работа ведется в течение нескольких дней, затем каждая группа представляет свои памятки. Они размещаются на общем стенде.

 

Идея №16

 «Хочу все знать»

(Информация важна, информация нужна)

Педагог в стартовой беседе еще раз говорит, что развитие памяти, мышления, внимания – важное условие успешности любой учебной и познавательной деятельности.

Вообще познание мира – задача всей жизни человека, и школа с её достаточно узким набором учебных предметов не может дать человеку «все знание о мире». Важное место здесь занимает самообразование. Некоторые философы считали и считают, что именно потребность человека к новым знаниям, к открытиям двигает все человечество в будущее. Особенно важно для организации самообразования уметь правильно получать и анализировать различную информацию.

«Информация важна, информация нужна!»Цель задания- сформировать представление о важности и разнообразности информации в современном мире. Работая по группам в режиме мозгового штурма, участникам предлагается назвать по 5-10 предложений- тезисов, в которых доказываются значимость различной информации для образования, карьеры, работы, бизнеса человека. Предложите каждой группе затем нарисовать плакат под девизом « Да здравствует информация!» и защитить его в творческой форме.

«Источники информации»Предложите участникам составить кластер информации , определяя различные виды информационных источников, которые существуют в современном мире. Можно использовать схему:

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 195.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...