Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Памятка «10 правил работы в группе»




Идей для классного руководителя

 

 

Иногда нам кажется, что современный ребенок знает и умеет все: с легкостью работает на компьютере, решает задачи повышенной сложности, рассуждает о философии…. Год от года усложняются учебные программы, увеличивается толщина учебников.… Но школа по-прежнему не всегда умеет решить одну задачу – создать условия для развития Личности ребенка. И проблема здесь состоит в том, что ни один предмет учебной программы не дает возможность ребенку «познать себя» - узнать о своих возможностях, психических особенностях., определиться в интересах и планах на будущее, найти свое место в обществе. Ни один учебник не дает навыков общения с людьми, навыков социального и гражданского поведения. Эти задачи по – прежнему могут решаться только в общей жизни школьного класса.

Среди функциональных обязанностей классных руководителей работа с классным коллективом занимает особое место. Любой классный руководитель знает, что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит и индивидуальный успех каждого учащего и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном, сплоченном коллективе легче решаются все задачи, с таким коллективом интересно и легко работать и самому педагогу.

Именно в коллективе сверстников у детей и подростков формируются умения сосуществовать в обществе, развиваются навыки полоролевого и статусного поведения, разнообразные коммуникативные навыки. Именно эти навыки вместе со специальными знаниями и умениями по предметам- залог успеха современных выпускников в меняющихся социально-экономических условиях России и мира.

В педагогической литературе описаны очень много средств и методов работы в классе. Однако современное общество ставит перед педагогами новые задачи. Кроме традиционных общих дел в классе, организации интересного досуга для классного руководителя принципиально важным становится владение такими формами работы, которые создают условия для развития информационно -познавательных, коммуникативных, мировоззренческих компетентностей и способов поведения. Высокий уровень развития потребности и способности личности к самопознанию, самоактуализации, самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию – залог успеха выпускника школы. Именно классный руководитель в современной школе может и должен учить детей навыкам эффективной коммуникации, успешной деятельности, навыкам целеполагания и саморганизации.

Мы предлагаем некоторые идеи и практические рекомендации по построению модели групповой и коллективной работы в классе, набор некоторых форм и методов работы, которые могут быть использованы классными руководителями в работе с классом. Предложенные разработки - именно идеи, их практическое воплощение- дело творчества и фантазии самих педагогов и детей.

 

Идея №1 «Дни дружбы»

Идея №2 « Давайте перезнакомимся снова»

Идея №3 «Давайте жить дружно»

Идея №4 «Пусть все о нас знают» или«Будем делать общее дело»

Идея №5 «Учителя будут нашими друзьями»

Идея №6 « Перемены можно проводить с пользой»

Идея №7 « Назовем друг друга по имени»

Идея № 8 « Напишем книгу про себя»

Идея № 9 «Десть ли у нас план?»

Идея № 10 «Наполним мир цветом

Идея №11 «Послушаем мир!»

Идея № 12 « В мире вкуса и обоняния»

Идея №13 «Научимся чувствовать»

Идея № 14 « Возьмем рецепт радости»

Идея № 15 « Орешек знаний тверд, но мы не привыкли отступать»

Идея №16 « Хочу все знать»

Идея № 17 « Повысим успеваемость в классе»

Идея № 18 «Проведем урок сами»

Идея № 19 «Расскажем о наших достижениях»

Идея № 20 « Давайте понимать друг друга с полуслова»

Идея № 21 « Организуем жизнь класса по новому»

Идея № 22 «Проект это просто, проект -это важно, проект –это нужно»

Идея № 23 « Улицы, на которых мы живем надо знать»

Идея № 24 « История хранится в вещах…»

Идея № 25 « Если бы их встретить…»

Идея № 26 « Прочитаем все книги»

Идея № 27 « Ты записался в волонтеры?»

Идея № 28 «Мы поссоримся и помиримся»

Идея № 29 « У нас есть друзья на всей планете»

Идея № 30 « Посвятим!»

Идея № 31 «Говорим вслух мудрый мысли «

Идея « 32 «Узнаем все тайны города»

Идея № 33 «Пора на природу»

Идея № 34 «Поиграем…»

Идея № 35 « Выезд на все случаи жизни»

Идея № 36 «Поможем друг другу»

Идея № 37 «Раз веревка, два веревка…»

Идея № 38 «Нам нужна команда!»

Идея № 39 «Будем использовать IT»

Идея № 40 « Нам поможет учебная презентация»

Идея № 41 « А что если стать исследователем»

Идея № 42 « Пора отправляться в путешествие!»

Идея № 43 «Пора иметь свое мнение»

Идея № 44 « Спорить надо уметь»

Идея № 45 « Проведем вечер с пользой»

Идея № 46 «У нас 100 друзей»

Идея № 47 «Расскажем все…»

Идея № 48 « Надо встретиться»

Идея № 49 «Оценка по другому»

Идея № 50 « Вспомним все, что было»

Идея №1.

«Дружбой крепкою дружить учат в школе, учат в школе , учат в школе»

Возвращение детей в школу после летних каникул во многом задает тон всему году. Кроме традиционной линейки Дня Знаний 1 сентября очень полезно провести Дни Дружбы. «Пожертвовав» учебным временем, за 3-5 дней можно решить задачи адаптации 1 классов к школе вообще, 5 классов к старшей школе, знакомства новых классных коллективов в старшей школе. Дни Дружбы могут быть запланированы как в масштабе всей школы, так и для отдельных классов. Главная цель Дней Дружбы - оптимально использовать время на:

· Знакомство с классом ( изучение индивидуальных возможностей каждого ребенка и возможностей самого класса)

· Организацию групповой работы( самоорганизацию)

· Созданию доброжелательной атмосферы в классе

· Формирование специальных знаний и умений( на которые очень часто в обычное время не хватает времени)

Примерный план Дней дружбы( первый вариант)

Программа Дней Дружбы для 1 классов

Сентября

  • 9.00- Праздник знаний( крыльцо старшей школы)
  • 10.00- Уроки Добра

Сентября, пятница

  • 9.00, учебные классы Игра-экспедиция «Безопасная улица»
  • Экскурсия по выставке работ 2-4 классов

Сентября, суббота

  • По свободному графику Прогулки и экскурсии с родителями на природу

Сентября, понедельник

  • 9.00- 10.00, по классам Тренинг знакомства
  • 10.00- 10.30 Собрание по программе Лисы Кумеккер

Сентября, вторник

  • 9.00-10.00 Игровой тренинг на адаптацию школе
  • 10.00-11.00 Подготовка к Дню рождения класса( познавательные и развивающие занятия)

Сентября, среда

  • 9.00-10.00 -Игровой тренинг на адаптацию в школе
  • 10.00- 11.00- Чаепитие(День рождения класса)

 

 Дни дружбы в пятых класса

 

Сентября, четверг

 

  • 10.30- игровая программа «Копилка знаний» ( крыльцо старшей школы)
  • Часы общения -Арбузники

Сентября, пятница

  • 9.00, классы школы- Игра по станциям « Телефон спасения 001»
  • Экскурсия по опасным местам школы и улицы( картрирование опасных мест)

Сентября, суббота

  • По свободному графику -Прогулки и экскурсии с родителями на природу.

Сентября, понедельник

  • 9.00- 10.30, по классам Тренинг знакомства и принятия правил жизни в классе
  • 10.30-11.30 Подготовка к Дню рождения класса
  • 12.00- выход в театр или кино

Сентября, вторник

9.00-10.00 Тренинг на сплочение коллектива

11.00,- в классах Собрание-знакомство с учителями классов

День рождение класса, чаепитие с родителями и учителями

 

Программа Дней дружбы для 10-х классов

Сентября

9.00- линейка «Место встречи изменить нельзя»

Сентября, пятница

  • выездной тренинг сплочения( Сосновая Роща, добираться самостоятельно по классам с припасами на день)

 

Программа дней дружбы(второй вариант)

 

День первый « Торжественный»

1 классы 5 классы 10 классы
Праздник знаний « Я хочу учиться в школе» Игровая программа «Спасатели , вперед!» Праздник знаний «Встреча друзей»
Уроки добра в Добром городе Часы общения «Здравствуй, это мы!» Пресс-конференция с педагогами школы
Экскурсия по школе   Экскурсия в профильные ВУЗы

 

День второй «Сдружительный»

 

 

1 классы 5 классы 10 классы
Тренинг на знакомство в классе Тренинг на знакомство в классе Тренинг на знакомство в классе
Час общения «Как мы будем жить» Час общения «Как мы будем жить» Час общения «Как мы будем жить»
Игра « А вот и мы» Игра «Знай наших»  

 

День третий «Спортивно-оздоровительный»

 

1 классы 5 классы 10 классы
Веселые страты Вылазка в лес Турслет и полоса препятствий ( веревочный курс на сплочение)
Час общения «Мой режим» или «Как хорошо учиться в школе»    

 

День четвертый «Интеллектуально-творческий»

1 классы 5 классы 10 классы
Выход в театр Интеллектуально-творческая игра «За страницами учебников» Игра «И это все мы…»
Конкурс рисунков по итогам выхода в театр Часы общения- день рождения классов Дни рождении классов
     

 

День пятый «Родительский»

1 классы 5 классы 10 классы
Выход в лес с родителями «Пикник по делу» Выход в лес с родителями и учителями«Пикник по делу»  

 

 

Идея №2

«А давайте перезнакомимся снова…»

(Удав из мультфильма «33 попугая»)

В рамках недели Дружбы ( или как самостоятельное дело) можно провести тренинг « на знакомство». Особенно он полезен в том случае, если коллектив сформирован вновь или если в класс пришли новые ребята. Но даже если состав класса остался без изменения, проведение тренинга «на углубленное знакомство», будет полезным и интересным событием.

 Вообще термин «тренинг» происходит от английского “to train” – обучать, тренировать.

Социально-психологический тренинг - это наиболее эффективный на настоящее время и широко используемый в цивилизованном мире метод обучения психологическим навыкам построения межличностных отношений в малых группах при содействии ведущего.

В каждом тренинге условно выделяются три этапа( вводный, основной и заключительный). На первом проводятся специальные упражнения и игры – «ледоколы», направленные на снятие напряжении, «разогрев» группы, создание творческой, рабочей атмосферы. Во время основного этапа побираются упражнения и задания, собственно решающие задачи тренинга( развитие специальных навыков, умений, знаний). Последний- этап рефлексии, групповой и индивидуальной оценки работы. Ниже приведены варианты упражнений и заданий каждого этапа. Все представленные упражнения и задания используются в рамках каких общих идей или дел. При выборе игр и упражнении важно помнить о возрасте детей и не переутомлять их заданиями. В то же время важно, упражнения не превращались просто в игры- развлечения. Для этого после каждого упражнения можно проводить краткое обсуждение того, как проходило упражнение.

Тренниговое упражнение – занятие в группе по развитию коммуникативных навыков, закреплению способов поведения и отдельных качеств личности. Чаще всего проводится самим педагогом или подготовленным ведущим( водящим). Состоит из нескольких обязательных частей :

1.Объяснение смысла , задач и содержания деятельности каждого участника и всей группы во время упражнения ( проводит педагог или ведущий).

2.Основная часть – выполнения задания ( реализация содержания) в группе или индивидуально.

3. Личностный анализ( оценка) смысла и значимости для собственного развития каждым участником

4. Групповая рефлексия итогов и значения упражнения для развития личности и всей группы.

Основные правила проведения упражнений:

  • добровольность участия в выполнении задания упражнения
  • позитивный эмоционально-деловой тон и атмосфера в группе,
  • общее признание возможных индивидуальных проявлений участников во время работы ( мнений, способов поведения, оценок и др.)
  • партнерская (товарищеская) позиция педагога

 

Итак, час общения - тренинг знакомства в раках Дней дружбы.

Участники располагаются по кругу. Представившись, педагог предлагает участникам сыграть в несколько игр на «знакомство» (возможны два варианта игр – для совсем не знакомых друг с другом и с детьми, уже знакомыми между собой).

Игры 1 варианта

1. «Снежный ком». Назвав себя по имени, каждый ребенок представляет себя всем присутствующим. Теперь по часовой стрелке участникам предстоит по очереди называть имена всех сидящих от него справа и вновь назвать свое имя. На «втором» круге можно усложнить задачу и вместе с именем называть ласковое прозвище, самое любимое занятие, адрес дома, любимую книгу и др.

2. «Визитная карточка» - предложите детям нарисовать свою визитку – со всеми возможными данными, о которых они хотели бы поведать другим. Эти визитки можно использовать в качестве «бейджей» на других занятиях.

3. «Самореклама» - участники по очереди «дают о себе рекламу в газету» – говорят о том (в форме объявления или призыва), что они могут делать лучше всего.

4. «Последний герой» - ребятам предлагается «пройти отбор» для участия в передаче «Последний герой». Для этого они по очереди встают и говорят: «Я, Петя Иванов пригожусь команде на острове, потому что…».

Игры 2 варианта.

1. «Снежный ком» - имя + характеристику из песни и стиха, другого литературного произведения

2. «Волшебный календарь» - ведущий просит объединиться детей в группы по какому-нибудь признаку календаря

Ø родившихся в мае (ноябре, декабре…)

Ø родившихся 14, 15 (18, 20 числа)

Ø больше всего любящих воскресение (субботу…)

Ø любящих сериал по пятницам (субботам…)

Ø по гороскопу (в год Дракона, под знаком…)

3. «Встаньте те, кто». Ведущий просит встать (сделать шаг вперед) детей, которых объединяет какой-либо признак. Вначале это должен быть «простой» признак – общие детали одежды, общие месяцы рождения. Затем можно брать «качественные» признаки и характеристики личности. Можно задать 10-20 вопросов. Затем предложите одному из детей выйти в круг, а остальные попробуют вспомнить как можно больше его характеристик.

Ø Встаньте те кто любит собак

Ø Кто любит компьютер

Ø Кто никогда не опаздывает

Ø У кого есть братья

Ø Кто всегда вежлив

Ø Кто всегда честен

Ø Кто никогда не кричит

Ø Кто любит весну

Ø Кто прочитал «Гарри Поттера»

Ø Кто считает себя ответственным человеком

Ø Кто был в других городах

Ø Кто хочет стать миллионером

4. «Домино». Первый игрок называет свое имя и свою индивидуальную черту (голубые глаза) – на одну руку и качество на другую (я – веселый). Участники, у которых есть такие же черты или качества берут первого игрока за соответствующую руку и придумывают на другую руку «свое качество».

 

Упражнения на «углубленное знакомство»

Упражнение. Работа «в круге». Дети по-очереди называют «личностные» изменения, которые произошли с ними за какой-то период.

Упражнение . «Живое ранжирование». Педагог (ведущий) просит выстроиться по определенным внешним критериям, каждый следующий критерий – сложнее предыдущего. По первой букве имени в алфавитном порядке, по цвету волос, по росту, по цвету глаз, по количеству пуговиц на одежде, по радуге «любимых цветов» и др. Другой вариант – объединение по группам «интересов» («любимый сериал», «любимый вид деятельности», «любимая книга» и др.)

Групповое обсуждение проводится через фразу-шаблон: «На игре я почувствовал…»

Упражнение . «Импульс по кругу». Участники стоят в кругу, взявшись за руку. В центре водящий. Один из игроков называет имя другого в фразе «Передаю телеграмму…» и легким пожатием руки вправо или влево «отсылает» импульс «адресату». Водящий должен заметить «импульс» (перехватить телеграмму).

Упражнение «Движение». Все участники встают в круг. По сигналу ведущего дети закрывают глаза и двигаются в «хаотичном порядке». При «столкновении» друг с другом они должны не открывая глаз, пожать руку и запомнить «прикосновение». По второму сигналу дети вновь встают в круг и не открывая глаза пытаются мысленно указать кто теперь стоит справа или слева.

Упражнение. «Экспресс-интервью». Дети сидят в кругу. По желанию выбирается 1 игрок – интервьюированный. Каждый игрок может задать ему 1 вопрос. Интервьюированный может «уклониться» от ответа («шаблон «ответа нет»)

Упражнение «Чей предмет». Детям предлагается отдать ведущему 1 свой предмет (деталь одежды, аксессуар и др. – не подписанный) так, чтобы водящие не видели этого. Затем водящие должны «вспомнить» чей это предмет и раздать их хозяевам.

Упражнение. Игра Добрая». Дети встают в кругу, лицом друг к другу, ладошки сомкнуты у каждого за спиной. В центре – водящий. Ведущий ходит по кругу за спинами игроков и делая вид, что опускает камушек (конфету) в ладони говорит: «Игра добрая, Саша честный, Паша смелый – и другому водящему нужно угадать, кому достанется камушек.

Упражнение«Фраза по кругу». Выбрав простую фразу, предлагается по кругу произнести её по-очереди, но каждый участник игры должен произнести её с новой интонацией.

Упражнение«Зеркало». Работая в паре, участникам предлагается выполнить несколько простых заданий, сымитировать действие. Оценивается быстрота реакции и «быстрота» реакции и слаженность работы в парах. Возможные задания:

1) пришить пуговицу

2) собраться в школу (собрать портфель)

3) одеться – раздеться

4) написать фразу «в воздухе» (тогда её нужно прочесть партнеру)

 

Дополнительные упражнения.

Упражнение «Рисунок вдвоем». Не договариваясь между собой в парах, предлагается нарисовать заданный ведущим рисунок. Возможно одна минута на «бессловесный контакт» - объяснить партнеру, что за задание получено.

Упражнение"Наши имена". Ведущий предлагает всем участникам группы встать в круг. Каждый по очереди делает шаг к центру круга и произносит свое имя в той форме, которая ему самому особенно нравится. После этого по сигналу ведущего все тоже делают шаг к центру и повторяют его имя. Сам участник не двигается и молча наблюдает за этим.

Упражнение «Спутанные цепочки»Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается "проворачивание шарниров" - изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

В конце обсуждаются вопросы :

· Что узнал нового о других

· Что узнал нового о себе

 

Можно предложить также участникам составить старт-анкету.

Старт-анкета.

 

Эта анкета – первоначальная информация о тебе группе. Сообщи не менее 25 сведений о себе в этой анкете ( в том числе внешние данные, социальную информацию, физические параметры, информацию о родных и близких).

  1. Ф.И.О.__________________________________________________________
  2. Возраст__________________________________________________________
  3. Знак зодиака__________________________________________________________
  4. Место работы родителей__________________________________________________

___________________________________________________________________

  1. Вес, рост_____________________________________________________________
  2. ________________________________________________________________

25._____________________________________________________________

 

Домашнее задание: открытый опрос «Все обо мне»

 

 Инструкция.

На предлагаемые в таблице мнения – тезисы ответь сам и попроси ответить твоих друзей, родителей, учителей ( информация будет учитываться в викторине «Узнай наших»). При необходимости продолжи работу на дополнительном бланке (или в специальной).

 

Мнения и «видения» Я сам Подружка Друг Педагог Родители
Мне кажется, что я          
Скорее всего я          
Я думаю, что для меня          
Когда я            
Если бы мне            
Чаще всего у меня          
Наверное для меня            
Я уверен, что я          
Я надеюсь, что я…          
Я вижу, что…          
Вероятно, что мне..          
Уважаю себя за…            
Критикую себя за…          
Советую себе…            
Попробую…            
Узнаю…            
Найду возможность          

 В следующие два-три дня можно продолжить знакомство участников друг с другом.

Предложите ребятам заполнять бланк- информации о своих одноклассниках.

 

Инструкция:

В течении 2-3 занятий тебе предстоит собрать как можно больше информации о своих одноклассниках (это поможет тебе лучше узнать их). В предлагаемой форме делай краткие записи о наиболее существенных деталях твоих товарищей ( можно завести несколько бланков).

 

Петр И. Анна Катя Д.
  • умеет хорошо готовить
  • _____________________
  • _____________________
  • _____________________
   
  • Любит кошек
  • __________________
  • __________________
  • __________________
  • Умеет вязать
  • ________________
  • _________________
  • _________________
Евгений Т. Катя В. Александр С.
  • Любит мастерить
  • ___________________
  • ____________________
  • ____________________
 
  • Любит детективы
  • Знает все законы физики
  • _________________
  • Поет в народном хоре
  • _________________
  • _________________
     
  • _____________________
  • _____________________
  • __________________
   

 

Идея №3.

«Давайте жить дружно»( Кот Леопольд )

Для успешной жизнедеятельности классного коллектива очень важно, чтобы в коллективе существовали всеми принятые «правила общежития», правила  групповой работы. Хорошо если эти правила будут разработаны совместно.

На первом этапе занятия, «для разогрева» можно провести несколько упражнений на «сближение» и снятия напряжения.

 «Рука к руке». Играет нечетное количество игроков. Нужно поменяться парой по команде водящего:

Ø найти пару по цвету глаз

Ø по дню рождения

Ø по высоте и др.

И встать – «ухо к уху»

        - бок о бок

        - нога к ноге и др. 

 «Созвучие». Двое членов группы, встав спиной, друг к другу, по сигналу руководителя удаляются в разные стороны. Они должны одновременно оглянуться, причем без какого-либо сигнала со стороны группы или друг друга, т.е. они должны почувствовать тот момент, когда партнер хочет оглянуться и сделать это. Затем они обмениваются своими ощущениями.

«Волшебное слово». Вся группа встает тесным кольцом крепко взявшись за руки. Один из участников встает в центр. Он должен найти какие-то слова, доводы, интонацию, жесты при обращении к кому-либо из группы, чтобы тот поверил в его искренность и выпустил его из круга (за определенное время).

«Лучшее качество». Один из участников группы садится в его центр и все говорят по 1-2 лучших его качества (поступков за сегодня).

 

На втором этапе ведущий предлагает каждому участнику назвать качество личности помогающее жить в обществе, при этом они передают клубок друг другу, разматывая его. В конце концов все участники будут связаны между собой. Педагог отвечает что вот так «связаны» между собой все люди – связаны деятельностью событиями, желаниями, поступками. Но иногда нить может оборваться.

Педагог предлагает потянуть нить каждому на себя (или просит игроков переместится с места на место). Нить натягивается и рвется, если участники не договорятся между собой, кто куда будет двигаться. Педагог подводит участников к мысли, что для того, чтобы люди в обществе понимали друг друга, нужны определенные правила. И предлагает принять правила работы в группе – так как многие вопросы и задания в программе на занятиях придется обсуждать в группе. Педагог предлагает ребятам самим выработать эти правила - правила обсуждения проблемы и работы в группе. Правила можно оформить и записать в виде знаков – сигналов( предупреждающих, запрещающих, разрешающих) и развесить их на информационном стенде в классе.

 

Другой вариант выработки общих правил может быть таким..

В стартовой части занятия (или накануне) педагог формирует проблемную ситуацию и предлагает представить себе, что все дети становятся участниками игры, подобной «Последний герой», высаживаются на необитаемый остров, каждый, имея при себе одну вещь (дети называют, что они возьмут с собой и почему). Но в нашей игре в отличие от последнего героя стоит другая задача- «Выжить всем». И если сначала все могли устроиться, кто как-то очень быстро станет ясно, что нужно объединяться для общей жизни и деятельности. Даже на примере телеигры (можно показать её куски в записи и проанализировать) быстро договориться, распределить обязанности очень не легко. Нужны правила, принятые всеми – только тогда можно договориться, иначе будем жить как в слепую. Педагог предлагает обсудить, нет ли проблем «Последнего героя» в классе, всегда ли удается быстро договориться. Идет обсуждение – анализ. Почему это происходит и что сделать чтобы изменить ситуацию. Неизбежно возникает мысль о том, что и в классе нужны общие правила.

Педагог предлагает обсудить (по группам), какие моменты жизни класса требуют таких правил.

 Дальнейшая работа может быть организованна в логике 2 приемов:

1) мозговой штурм

2) «развивающаяся кооперация» (С. Поляков)

В первом варианте: получив задание, 3 группы в 5-6 человек разрабатывают предложения и выносят их от имени группы на общее обсуждение. Все предложения принимаются (педагог отслеживает лишь «повторяемость» их в группе), тщательно записываются на доске или ватмане. Затем общим обсуждением выбираются и принимаются наиболее значимые и важные для всех 5-6 правил по каждому пункту.

Вариантом работы может быть «вертушка идей». Тогда свои идеи и предложения каждая группа записывает на большом ватмане (их 3-4 по количеству групп). Затем по сигналу ведущего ватман передается соседней группе и идеи «дописываются» в соответствующем ватмане (каждый ватман содержит вопрос по 1 разделу конституции).

Во втором варианте «развивающаяся кооперация» первоначальные предложения составляются индивидуально, затем они обсуждаются в парах (выбираются оптимальные 5-6), потом парные обсуждаются и по итогам роли в группе правила работы в группе раптируются в четверках (и вновь 5-6 лучших), затем работают группы по 8 человек (и снова отбор лучших). Затем все «оставшиеся» предложения вносятся в общий список, обсуждаются и принимаются (голосованием, «мягким раптированием», оценкой и др.).

Утвержденные правила могут быть уточнены (как после индивидуального анализа, так и в результате общего обсуждения и корректировки).

Для педагога очень важно, чтобы среди предложенных детьми правил были и правила «групповой дискуссии»- ведь это основа тренинговой работы и залог успеха многих дел в классе). Педагог может сам предложить их детям, если они не буду выдвинуты.

Памятка «10 правил работы в группе»

1) уважение к говорящему (слушай внимательно не перебивай, когда один говорит – остальные слушают)

2) активное участие в работе (говорить не запрещаем, но и не заставляем, однако нам важно мнение всех)

3) критикуя, не обижай, а предлагай лучшее

4) говори сначала о хорошем, а потом критикуй

5) говори точно и только по делу, не повторяясь.

6) говори от себя – «Я думаю, я считаю…»

7) умей видеть и отметить хорошее в каждом

8) откровенность и искренность приветствуется и не критикуется

9) доброжелательность в высказываниях обязательна

10) цель любого обсуждения – узнать больше о себе, о других, сделать мир лучше.

На следующих занятиях можно устроить обсуждение этих правил.

Первое время педагогу придется тратить специальные усилия на то, чтобы правила были действительно понятны и приняты в группе.

В конце занятия короткая игра – рефлексия: дети встают в круг. Ведущий поворачивается к стоящему справа игроку и рассказывает ему «тихонько» что он узнал нового для себя, что открыл в себе. Затем он переходит ко второму, к третьему, а первый начинает говорить со вторым и так по кругу.

 

Идея №4.

«Будем делать общее дело!

(Информационный стенд «Это мы!»)

Очень часто у классного руководителя возникает необходимость донесения до членов классного коллектива различного рода объявлений и информации. Нередко, эти объявления представляют собой отрывочные клочки бумаги, небрежно вывешенные в разных местах. В то же время идея создания информационного стенда может стать очень хорошей идей для решения задачи организации внутриклассного пространства. Главное, чтобы такой стенд стал общим делом для всего класса, отражением жизни класса и каждого ребенка.

Продолжая задачу «знакомства» на второй-третьей неделе жизни педагог предлагает всем членам группы (можно в классе или как домашнее задание заранее) подготовить свой автопортрет: нарисовать, принести самое яркое фото, сделать шарж, цветовой рисунок, карикатуру, коллаж из журналов и газет) для общего стенда. Все автопортреты вывешиваются на специальном стенде (без имен под порядковыми номерами). Около стенда можно поставить «почтовый ящик», куда дети будут складывать с записками-вопросами друг другу. На это дается 1-2 дня – задача задавать такие вопросы, которые помогут узнать в рисунке автора. Затем рисунки подписываются (ящик можно оставить для дальнейшей переписки).

Другой вариант – предложите детям заполнить «Личную характеристику в 30 строк)

Задание: у тебя есть 30 строчек, постарайся, как можно ярче, представить себя окружающим (может быть это - твоя предвыборная речь, может – речь на вручении Нобелевской премии, твори! Думай!).

На следующих 2-3 занятиях стенд «Это мы» будет расширен и в дальнейшем использован как постоянно-действующий стенд-рефлексия и др. Пусть у каждого ребенка рядом с портретом появиться своя «записная книжка»(«сайт» и др. ).Это чистые листы (съемные) в А4 или другим форматом с рубриками (которые будут «жить» и пополняться как самим ребенком, так и всеми желающими. Возможные рубрики: «У меня новость», «Требуется помощь», «Вот в чем вопрос», «Позвольте поделиться», «Мысли в слух», «Знаете ли вы» и др. Здесь же – варианты рефлексии настроений. Дети сами определят формы, по которой они будут оценивать свою работу на занятиях.

 

Идея №5.

«Наши учителя будут нашими друзьями!»

«

Интересной формой работы в начале года может стать знакомство с учителями класса и с самим классным руководителем.

На это общее дело приглашаются все учителя, работающие в классе. Для этого нужно сделать красивые приглашения. Классному руководителю полезно заранее переговорить с педагогами и объяснить цель предстоящей встречи

На первом этапе все участники дела сидят в кругу. Проводятся несколько упражнений на знакомство. Упражнения должны быть подобраны так, чтобы и учителя и дети как можно больше узнали о талантах, способностях, интересах друг друга.

 Затем, классный руководитель еще раз объясняет цель встречи.

Работая в группах дети и учителя получают задания:

1. В режиме мозгового штурма придумать и назвать 10 мнений, которые должны знать дети об учителях – пишут учителя и учителя о детях – пишут дети.

2. Оформить наиболее яркие мнения-тезисы в качестве советов-правил, которыми будут руководствоваться и те и другие в совместной деятельности. Они будут помещены на информационном стенде класса.

Примеры высказываний:

Дети – учителям

§ Старайтесь найти общий язык с моими друзьями

§ Не давите на меня

§ Веселитесь со мной

§ Не надо меня чрезмерно опекать

§ Мы тоже настоящие люди.

 

Учителя - детям

§ Нас абсолютно не слушают, когда вы говорите с нами на улице

§ Мы тоже были детьми

§ Нам нравиться наша работа

На следующем этапе ученики могут показать и рассказать о своих талантах и способностях в виде мини-концерта, выставки работ, сценок из жизни класса и др.

Закончить дело можно общим чаепитием, которое подготовят родители. Уместно будет если дети подготовят учителям небольшие сюрпризы.

 

Идея 6.

«От переменок может быть польза»

(«Переменный марафон»)

Для многих классов 1-8 класса очень часто серьезной проблемой становятся перемены. Идея проведения «Переменного марафона» может помочь решить проблему поведения и дисциплины на переменах. Дело проводится или параллели или в классе между группами.

Вообще, объединение детей в классе по постоянным группам( микроколлективам) в 5-6 человек- очень эффективный способ организации коллектива. Такие группы могут иметь постоянное название девиз, сменного лидера, свой уголок на информационном стенде класса. Через систему микроколлективов можно организовать дежурство в классе и выполнение различных поручений. Важно не превращать эти поручения в формальное выполнение заданий классного руководителя( самая лучшая здесь идея- система чередования творческих поручений И.П. Иванова в педагогической технологии КТД).

Каждый день в течение педели каждый микро коллектив получает конверт с заданиями в виде приведенных ниже листовок.

 

Письмо №1!

Объявляется супер-марафон и супер конкурс для наших супер пятиклассников школы под названием “Переменный марафон”. Конкурс имеет следующие правила и условия: проводится ТОЛЬКО среди пятиклассников школы .Конкурсные задания разрешается выполнять ТОЛЬКО на переменах. Все задания выполняются ТОЛЬКО с обязательным участием ВСЕХ учащихся класса, Конкурс требует ОТ' ВСЕХ пятиклассников проявления ТОЛЬКО добрых и дружеских качеств, проверяет умение пятиклассников работать “дружно, все вместе”.

Ежедневно в течение недели в ваш класс будут доставляться секретный пакет. В каждом пакете вы будете ежедневно находиться по 4 задания, которые нужно выполнить в течение 4 перемен текущего дня каждой группе. За каждое выполненное задание буду начисляться марафонские очки. Выполненные задания нужно приносить в оргкомитет марафона

. Желаем всем классам успешного старта. За дело!

 

Письмо №2.

День 1 “Слово”

1. Разбейтесь на групп по 5 -7 человек. 2. Выбери лидера группы( он будет организовывать работу вашей группы и следить за порядком, отвечать за правильность и аккуратность выполнения всех задании). 3. Выберите связного группы(он будет относить паши ответы и выполненные задания в оргкомитет). 4. Придумайте название и девиз своей группы( вы будете подписывать так выполненные задания).

Справились? Это была разминка. А теперь первые 4 задания( по одному на каждую перемену).Не торопитесь -чем лучше и качественные вы выполните каждое задание. тем больше очков принесете своему классу и своей группе .Итак, Первая перемена: Составьте как можно больше слов, состоящих из букв, входящих в слово “контрабас” (говорят , можно придумать около 200). Вторая перемена: Придумайте рассказ, все слова в котором начинаются на букву “С”. Третья перемена: Вспомните как можно больше имен па букву “Л”. Четвертая перемена: Сделайте грамматический разбор предложения :” Глокая куздра штеко булданула бокру и куздрячит бокрепка”.. Удачи !

Письмо №3.

Задание 2. Мысль.

 Сегодня вам предстоит доказать, что вы можете не только читать, писать, но еще и думать - а еще точнее придумывать. Вот вам задания, требующие ума и смекалки Перемена 1. Придумайте 5 заданий или вопросов другим пятиклассникам. Перемена 2. Перед вами несколько кружочков. Попробуйте дорисовать их так. ,чтобы получилась какая-нибудь фигура или предмет (чем больше их будет, тем лучше). Перемена 3. Проведите в классе мини-чемпионат по крестикам –ноликам. Перемена 4. Придумайте 10 вопросов на одно из тем :спорт, искусство, учеба, животные, человек, история, литература, музыка, овощи, продукты, кино. Перемена 5. Расшифруйте фразу: КИНДЛДЕНТ АБРЫСЧНОЛКСКЛЛЛАНЧРАСЕФТУСМЯ

 

 

Письмо №4.

Задание 3. Игра

Сегодня у нас очень простое задание. У вас в классе получилось 5-6 групп. Пусть каждая из групп организует и проведет па одной из перемен “заготовленную дома” игру. Каждую игру оценивайте по 5-бальнй системе. (Между прочим в понравившиеся игры вы можете играть и просто так, без баллов -все лучше, чем просто так бегать но коридору).

 

Письмо №4

Задание 4. Дело.

Сегодня вам предстоит потрудиться на пользу нашей школы. Вот вам задание и подручные материалы. Не теряйте времени на переменах, скорее за дело! Перемена 1. Нарисуйте мини-плакат, призывающий к бережливому отношению чего-либо(воды, электроэнергии, хлеба и др.) Перемена 2. Придумайте и напишите по 5 призывов к пятиклассникам. Напиши те их ярко и весело, ведь они будут висеть в классах у ваших товарищей. Перемена 3. Часто вам многое запрещают в школе, мы предлагаем вам подумать и написать , что в нашей школе МОЖНО делать. Перемена 4. Напишите на сердечках добрые слова к работникам нашей школы и вручите их нашим поварам, техслужабам, врачам, учителям. Перемена 5. Посчитайте, сколько раз вы сегодня сделали добро –товарищам, в школе . дома. Не сделали еще? Торопитесь-делайте добро другу, помогайте людям во всем. Л завтра -расскажите о своих добрых поступках на маленьких рапортичках- пусть о них знают все! Спешите делать добро!

 

Письмо №5.

Внимание! Внимание! Внимание!

Сегодня для вас, дорогие пятиклассники, очень ответственное и важное задание! Мы уверены, что за 4 дня нашей игра вы стали умнее, дружнее, веселее и организованнее (и уже никто просто так на переменах не бегает по коридору!). Вы просто МОЛОДЦЫ! А теперь задание. Вы хотите заработать ЕЩЕ больше баллов? Так вот. ВСЮ следующую неделю вы можете их получать с процентами. Главная ваша задача -придумать Самим, как интересно и с пользой можно проводить перемену. Так пусть же по очереди все ваши замечательные микро коллективы организуют ваши перемены. Л вы каждый день на любых листочках НАПИШИТЕ нам в оргкомитет, чем вы занимались на перемене. У кого будет задание интересным, полезным, добрым, тот непременно получит много-много баллов, а потом и Супер-приз!

 

Итоги переменного марафона отражаются на информационном стенде.

 

Идея 7.

«Назовем друг друга по ИМЕНИ»

Важное место в работе современного классного руководителя занимает помощь в самопознании и самоопределении. Следующие несколько идей направлены на создание условий, способствующие развитию у детей интереса к своему «Я», построению перспективы развития.Каждая предложенная ниже идея может занимать от одного до 5 занятий.

 В начале каждого занятия стоит проводить несколько упражнений на «сближение».

Упражнения на сближение

«Подарок» .Участники по кругу высказываются: «Что бы я подарил сидящему рядом». Называется то, что по настоящему, по мнению говорящего, могло бы обрадовать человека, которому сделали такой подарок. Затем тот, которому «подарили» благодарит и объясняет, действительно ли он был рад подарку и почему.

«Групповой рисунок». Все члены группы начинают каждый на своем листе бумаги рисунок, обозначив в левом углу свое имя (или символ). Затем по сигналу руководителя все участники передают свои рисунки влево, и, получив начатый рисунок, продолжают его. Группа рисует до тех пор, пока рисунок не вернется к первому участнику. Затем можно предложить прокомментировать чувства, которые вызывают получившиеся рисунки.

«Внимание».Все участники встают в различные позы. Один из участников (водящий) пытается запомнить позы. Затем он закрывает глаза и игроки меняют что-то в своей позе. Задача водящего найти как можно больше изменений. Затем водит другой человек и изменения повторяются. Можно попросить игроков изображать в позе различные чувства и настроения, тогда это еще и тренинг межличностного приятия.

 «Конверт вопросов». Дети сидят в кругу. По очереди достают из конверта вопросы и не задумываясь отвечают. Возможные вопросы (их могут написать сами дети как «первый заход по кругу»):

  Любишь ли ты стоять на голове?

  Когда у тебя возникает мысль сделать что-нибудь полезной?

  Ты часто улыбаешься:

  Тебе нравиться делиться гостинцами?

  Где и когда тебе бывает страшно?

  Ты считаешь себя умным?

  Сколько ехать поездом до Магадана

  Как часто ты умываешься

  Тебе нравиться паста colgate

  Ты приглашаешь на танец первым (первой)

  Ты можешь назвать себя симпатичным

  За что ты любишь жизнь

  Что бы ты подарил человеку, если бы был всемогущим

  Самое радостное событие в жизни

  Пользуешься ли ты успехом у девочек (мальчиков)

  Ты любишь манную кашу

  Почему ты такой довольный

  Ты куришь

  Приходилось ли тебе попадать под ливень

  Что такое дружба

  И др.

 «Конверт откровений». Способ проведения похож на 2 упражнение, но вместо вопросов, листочки в конверте содержат «мнения по поводу». Ребятам предлагается по кругу (или по принципу 1 – в круге) вытаскивать «мнение» и отвечать как можно откровеннее. Возможные вопросы:

- В обществе противоположного пола я обычно чувствую себя…

- Честно говоря, учеба в школе для меня…

- Когда меня обижают я готов…

- Когда я первый раз влюбился…

- Мне знакомо чувство одиночества. Однажды…

- У меня немало недостатков, например…

- Бывало, что близкие люди вызывали у меня пытки ненависти. Однажды…

- Мне случалось проявлять трусость. Однажды…

- Я знаю за собой хорошие, привлекательные черты, например

- Есть поступки, за которые я горжусь. Однажды…

- Я помню случай, когда мне было невыносимо стыдно. Я…

- Я ссорюсь с родителями, когда… и др.

 

Дополнительные упражнения.

 «Свободный игрок». Дети сидят в кругу, стульев на 1 меньше чем игроков. Каждый игрок имеет свой номер. Водящий – нет. Ведущий говорит: поменяться местами – и называет номера сидящих игроков. Задача водящего – занять стул одного из «меняющегося». Водящим становится тот, кто не успел сесть.

 «Товарищи капитаны». Играют все желающие. Ведущий подает различные команды (руки вверх, шагом марш), но сам выполняет другие действия. При этом, если он перед командой вставляет обращение «Товарищи, капитаны» - то команда должна выполняться, если нет – не выполняется.

. «Игра в слова». Предложите детям какое-либо слово («контрабас»). Задание придумать как можно больше слов, из букв, которые в него входят (из «контрабаса» можно составить около 200 слов).

«Продолжи».Дети сидят в кругу. Первый называет (или получает на карточке) фразу, например: «Стояло раннее летнее утро». Все следующие игроки продолжают рассказ 1 фразой (можно не в слух, а по-очереди записывая на общем листочке). Затем – инсценировка или общий рисунок к рассказу (так же по-очереди рисуя по одной детали).

 «Сюрприз для». Попросите некоторых детей приготовить творческие сюрпризы для класса (песню, стихотворение, сценку), и используйте эти выступления для «паузы» в тестировании.

 «Движение в музыке». Дети получают картинки с заданиями (место, где хотел бы жить, любимые виды отдыха, чтобы ты сделал, если выиграл 1000000 рублей, зачем нужно учиться, что для тебя главное в жизни и др.). Потом звучит музыка (5-10 минут) и дети в парах обсуждают интересную для пары проблему. Затем обсуждается в группе: - что ты узнал нового о группе;

· - что тебе было самому интересно обсудить;

· - какие вопросы ты еще задал.

 «Доверие». Желающие (или по-очереди) участники по одному встают на стул спиной к группе (можно 8-9 самых сильных мальчиков). Водящий «падает» на руки группе (тогда, когда и он и группа будет готова). Затем обсуждается, кому было страшно, трудно ли (и почему) было доверить группе (или легко).

 «Переправа». Класс встает в линию, очень плотно друг к другу. Ведущий говорит, что это – тропа над пропастью. Задача игроков «переправиться» с левого края на правый край (по очереди) и не сорваться в пропасть.

 «Без слов». Всем участникам крепятся на спину карточки с номерами (так, чтобы они не видели). Задача не разговаривая, выстроиться в линию по номерам.

Рефлексия: самостоятельная оценка «качества» работы (в баллах от 1 до 5)и общее обсуждение итогов работы.

 «Презентация талантов» предложите детям представить, на что они способны как актер, певцы, музыканты, интеллектуалы, художники, организаторы. Можно просто в 1-2 предложениях индивидуально (или по группам). Можно с «творческим» доказательством (по группам или индивидуально).

 «Кто стучится в дверь ко мне». Играющий выходит за дверь. Водящий в классе пытается по голосу и задавая наводящие вопросы узнать, кто стучится в дверь и хочет войти (затем узнают двое, трое и т. д.) .

Групповое обсуждение – что помогло узнать, насколько было трудно «задавать» вопросы и др.

«Позвольте представить»

Дети работают в свободном режиме в тройках. Задача «официально» представить друг друга – третьему, например: разрешите представить это Юра… Он…

Групповое обсуждение: насколько важны «представляемому» представленные черты, насколько интересен «представляемый» и др.

 «Секрет». Дети записывают по 1-2 секрета про себя (анонимно). Все листочки складываются в общий конверт. Затем можно обсудить как жизненную ситуацию (с рекомендациями лучшего выхода и др.)

 «Одноминутная история». Каждому участнику дается 1 минута чтобы «поразить» публику реальной или вымышленной историей о себе. Затем в группе обсуждается насколько истории «определяют» личность выступавшего.

 «Узелок на память». Дети садятся в круг. Первому игроку дается веревочка. Он вспоминает и рассказывает всем какое-либо важное для него событие в жизни и завязывает «узелок». Так по кругу (эту веревочку «оживив» реальными записями можно вывесить на общий стенд).

 «Специальный друг». Предложите детям пригласить друг друга для решения «специальной» проблемы (участию в чем-то) исходя из его спец знаний, умений и др. Приглашение пишется на бумаге в «официальной» форме (включены пункты: обращение, причина приглашений, вопросы которые необходимо решить, почему уверен что именно этот специалист нужен). В группе обсуждается «совпадение» мнений приглашающего и приглашенного и «значимость» умений для общества.

 «Я - Наполеон». На карточках дети пишут «Я - …», ассоциируя себя с какой-то исторической личностью и почему. Затем карточки собираются вместе. Сидя в кругу дети по-очереди берут карточку и пытаются «присвоить» её кому-либо. Обсуждается «точность» совпадения характеристики, ассоциации и др.

 «Подарок для». Дети придумывают, что бы они подарили своим одноклассникам и почему.

 «Похвала» можно использовать как рефлексию – хвалят себя за что-то совершенное, сделанное или то, что будет сделано, и хвалят других (1-5 из группы, указывая за то, что и почему).

 «Зеркало». Работа в парах в свободном режиме. Один играет роль зеркала и отражает (эмоциями, мимикой, жестами, фразами) поведение и качества «смотрящегося». «Я в классе; я на уроке; я и учитель» (свет мой зеркальце скажи…).

 «Открытка для». Попросите придумать и нарисовать друг для друга открытку к «личному празднику». Праздник и открытка должны отражать Сущность личности – день любителей животных, День самого честного, День Доброго рыцаря и др. (придумки затем могут лечь в основу КТД класса ).

В основной части работы педагог рассказывает о том, что для каждого человека его личное имя выполнят особую роль. Он предлагает заполнить каждому участнику бланк- презентацию своего имени.( можно как домашнее задание). На следующем занятии каждый ребенок выступить с презентацией своего имени перед классом.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 427.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...