Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Творческие индустрии в современной России




На сегодняшний день в России существуют различные творческие индустрии, хотя именно так мы совсем недавно стали их так называть. Давно в нашей стране существуют радио и телевидение, кинопроизводство, интернет - компании, дома моды, дизайнерские агентства и т. д. Крупные корпорации порождают множество более мелких производителей, которые выполняют по их заказу разнообразную творческую работу.

Проекты Института культурной политики, осуществляемые в российских регионах, помогли внедрить в умы идею развития творческих индустрий. Там, где проходили дискуссии и семинары с участием экспертов Совета Европы, удалось преодолеть глубоко укорененное в российском сознании представление о невозможности соединить культуру и коммерцию, которое разделяют у нас не только люди творческих профессий или музейщики, но и власти.

С 2003 года осуществляется совместная программа Совета Европы, Министерства культуры РФ и Института культурной политики «План действий для России», а в феврале 2004 года при участии Института был создан Координационный совет по развитию творческих индустрий в России.

Первое агентство творческих индустрий было создано в Москве в 2004 году – агентство «Творческие индустрии», в задачи которого входят реализация проектов творческой экономки, а также привлечение бизнеса в творческую сферу, а также формирование сектора творческих индустрий в России. В Санкт-Петербурге при поддержке программы Европейского союза TASIS был создан «Центр развития творческих индустрий». Изначально петербургская и московская программы шли несколько разными путями, но движение этих двух линий развития творческих индустрий в России неизбежно должно было завершиться встречей и взаимодействием.

Программа московского Института культурной политики стартовала в 2003 году в рамках соглашения с Министерством культуры РФ и Советом Европы. Развитие творческих индустрий осуществлялось в «пилотных» регионах. Такой акцент был обусловлен тем, что мировая политика поддержки творческих индустрий обычно реализуется на региональном или местном уровне. В то же время, на российском опыте стало очевидно, что без федеральной поддержки творческие индустрии, как инновационный сектор в культуре и экономике, могут надолго остаться маргинальными.

Программа Института культурной политики (как и программа Центра в Санкт-Петербурге) осуществлялась в тесном сотрудничестве с международными организациями, в контакте с европейскими экспертами, в первую очередь, британскими агентствами «EUCLID» и «Comedia», чей опыт стал стартовой площадкой для начала работы. Однако перенос этого опыта на российскую почву был сопряжен с целым рядом сложностей.

Важной частью внедрения творческих индустрий является налаживание связей между различными группами интересов, прежде всего между «творчеством» и «бизнесом». И здесь камнем преткновения стало специфическое понимание «творчества», которое, как и «высокое искусство», ассоциируется в российском сознании с некоммерческой деятельностью, осуществляемой либо на энтузиазме, либо (в лучшем случае) при помощи меценатов или спонсоров. Бизнес, напротив, ассоциируется с трезвым расчетом и по определению считается делом не творческим, а скорее, техническим, предполагающим совершенно противоположный склад ума у людей, которые им занимаются. Сочетание «творческие индустрии», таким образом, воспринимается как оксюморон, соединение несоединимого (вроде «горячего льда» или «сухой воды»). Именно такой отчаянной попыткой впрячь в одну упряжку «коня и трепетную лань» поначалу выглядели усилия организаторов программ развития творческих индустрий в России.

Первые семинары «Выявление культурных ресурсов территории» (июль 2003 года, Петрозаводск), «Творческие индустрии. От ресурсов к политике» (ноябрь 2003 года, Архангельск) были посвящены «картированию» территорий, то есть инвентаризации уже существующих творческих индустрий, а также выявлению возможностей создания такого рода предприятий. При этом предполагалось, что уже существующие в некоторых регионах инновационные центры (например, Центр культурных инициатив Республики Карелия) могут стать в будущем территориальными агентствами по развитию творческих индустрий, осуществляя функции обучения, бизнес- и маркетинг-консалтинга для предпринимателей в сфере культуры. Ставка была сделана во многом на государственные организации – музеи, театры, филармонии, которые предполагалось «подпитать» творческой энергией независимых профессионалов – свободных художников, музыкантов, мастеров народных промыслов.

Также большое внимание на семинарах уделялось сотрудничеству с властями. Были заложены основы для партнерства и поддержки программы в ряде регионов (прежде всего в Архангельске) со стороны региональных и муниципальных властей. Этим объяснялся и «культурно-политический» поворот темы второго семинара «Творческие индустрии. От ресурсов к политике».

В результате были получены исследования по картированию территорий, которые анализировались экспертами и затем дорабатывались участниками в течение полугода. Исследования были посвящены театральному и музыкальному секторам в Петрозаводске (Республика Карелия), архангельским творческим индустриям; также интересные материалы были получены из Тольятти и Сургута.

Следующим шагом развития программы стало проектирование. Была поставлена задача создать несколько пилотных площадок творческих индустрий в регионах-участниках. Конкретные проекты должны были катализировать предпринимательскую активность в культурной среде своих городов, чтобы их можно было использовать в дальнейшем как модели для развития предприятий соответствующего профиля. При этом Институт культурной политики выступил в роли агентства по развитию творческих индустрий, взяв на себя обязательства по консультированию и частичному финансированию будущих предприятий.

Третий семинар «Творческие индустрии – ресурс развития города» состоялся в июле 2004 года в Архангельске. Он предполагал разработку пилотных проектов развития творческих индустрий в ряде секторов с последующей презентацией результатов проектирования местным властям и городской общественности. На этом этапе к программе активно подключился Санкт-Петербургский Центр развития творческих индустрий, представители которого вошли в команду тренеров на семинаре.

По результатам анализа проведенных исследований на семинаре были рассмотрены следующие секторы творческих индустрий: клубная индустрия, художественные ремесла, городские фестивали . Также были представлены две столицы: Москва и Санкт-Петербург, которые рассматривались как источник образцовой практики (петербургский джазовый фестиваль, московские клубы и т. д.) и как потенциальный рынок сбыта продукции региональных культурных индустрий.

Содержательно проекты пилотных площадок отрабатывались на семинаре в Архангельске, однако бизнес-планы предприятий все еще нуждались в консультационной помощи специалистов по финансам, налогообложению и праву. Тогда было решено провести экспертно-консультационный семинар для руководителей и главных бухгалтеров будущих предприятий, на котором предполагалось рассмотреть вопросы организационно-правового и финансово-экономического обеспечения предприятий творческих индустрий.

Сектор «новых медиа», включающий видеоигры, мультимедиа, компьютерные игры, онлайн-игры и развлекательное программное обеспечение, несмотря на свою молодость, достаточно продвинут и развит в нашей стране.

В России творческие индустрии существуют сегодня изолированно, разрозненно и не складываются в единый сектор творческой экономики. Причем интегральное восприятие этого сектора отсутствует не только на политическом уровне — федеральном, региональном или муниципальном. Сами творческие предприниматели тоже не ощущают себя частью единой творческой сферы — их профессиональное сознание чаще всего является узкоцеховым, и, скажем, графический дизайнер не видит своего родства с производителем мультимедиа-продуктов или модельером. И в этом смысле «внутренний PR» необходим для интеграции и развития сектора не менее, чем политическая воля властей.

Важным фактором развития творческих индустрий обещает стать проводимая сейчас реформа бюджетной сферы. В принципе, она строится по европейской модели и предполагает повышение самостоятельности организаций культуры, а отсюда всего один шаг до развития творческого предпринимательства.

Вместе с тем, сектор творческой экономики в России постепенно развивается. В целом можно констатировать, что в России имеется уже достаточное число инициатив и развивающихся мелких, малых и средних бизнесов, которые с каждым годом обращают на себя все большее внимание. В Москве и Санкт Петербурге, и в других крупных городах России создаются творческие кластеры, реализуются специальные арт-проекты в области актуальных видов искусств и в области традиционной художественной культуры, создаются новые институции, такие как агентства креативных индустрий, творческие резиденции, частные галереи и т.д.. Несмотря на то, что арт-рынок в России является несформированным, и зачастую полулегальным, а международные культурные связи, особенно в Сибири, слабыми, то и креативные индустрии не получают необходимого импульса к развитию.

Главным отличием креативных индустрий от творческих в России является не получение соответствующей прибыли, а попытка создания новых продуктов творчества, особой атмосферы, комфортной среды для общения и получения новых ощущений. Это тоже сфера интересов креативных индустрий, так как, капитализируясь сегодня за счет государственной и иной поддержки, эти творческие инициативы в будущем смогут вносить серьезный вклад в экономику региона, города. Особенно это является характерным для России.

В российском гео-культурном пространстве креативные индустрии чаще всего начинают выступать в качестве ресурсов развития социально-экономического потенциала регионов, фактором повышения их конкурентоспособности, отраслью экономики, оказывающей прямое влияние на развитие социально-культурной жизни территорий, в том числе и на их брендирование - формирование культурной идентичности, устойчивых узнаваемых образов, связанных с территорией.

Креативные индустрии являются фактором модернизационных перемен в современной культуре России. Это подтверждают реализуемые проекты не только в крупных культурных центрах России - в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах России, стремящихся стать творческими, креативными - в Перми, Коломне, Самаре, Петрозаводске, Владивостоке и Красноярске.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...